«Зимующие и перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Зимующие и перелетные птицы»
Подготовительная к школе группа
Задачи:
- Учить детей узнавать птиц на картинках, отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы;
- Развивать у детей связную речь, наблюдательность, обобщать и классифицировать название птиц одним словом – зимующие, перелетные, учить употреблять слова в правильном роде, числе, падеже; образовывать двусложные прилагательные;
- Воспитывать интерес к окружающему миру, к птицам, бережное отношение к птицам.
Словарная работа: зимующие, перелетные, водоплавающие, Красная книга.
Материал: интерактивная доска, проектор, презентация, картинки с изображением птиц, листочки с заданиями, письмо, карандаши, аппликатор Кузнецова.
Методы и приемы: беседа, демонстрация презентаций и иллюстраций, объяснение, разъяснение, показ.
Предварительная работа: разучивание дыхательной гимнастики, чтение загадок.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Перед началом занятия, дети стоят в кругу.
«Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся».
– Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Сообщаю тему сегодняшнего занятия «Зимующие и перелетные птицы» и провожу упражнение «Прохлопай птицу по слогам». Называю птиц и прошу каждого прохлопать по слогам названную птицу и сказать, сколько слогов в слове. Ребенок, назвавший и прохлопавший правильно, садится на свое место за стол. Дети садятся за столы и ставят ноги на аппликатор Кузнецова, выполняют упражнение (ноги поднять, опустить-3 раза).
- Основная часть.
– Ребята, сегодня утром, когда я к вам собиралась в детский сад, увидела у себя в почтовом ящике письмо. А письмо мне отправил Старичок-Лесовичок. Но без вас я не стала его читать, так как это письмо было адресовано не только мне, но и вам. Сейчас я вам его прочту.
«Здравствуйте дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в моем лесу произошел переполох, все птицы забыли, где они живут. Помогите мне моим дружным и красивым птицам найти свои дома. А для того, чтобы им помочь, вам нужно верно расселить птиц по деревьям, разгадать интересные загадки и выполнить все мои задания. Удачи вам мои дорогие!
С уважением к моим умным помощникам, Старичок-Лесовичок».
– Ну что, ребята, поможем Старичку-Лесовичку вернуть в свои дома птиц? (Ответы детей) Ведь птицы очень надеются на вашу помощь. Тогда приступим с вами к заданиям. И вот для вас первое задание.
1) «Верни птиц в свои дома»
– Ребята, перед вами на доске два дерева: одно дерево – летнее, а второе – зимнее. Помогите поселить каждую птицу на свое дерево. И объясните, почему вы поселили ту или другую птицу на то или иное дерево? (Далее дети расселяют птиц по деревьям и отвечают на вопросы)
– Каких птиц называют зимующими? Почему эти птицы могут зимовать в наших краях и переносить суровую зиму? Какие птицы живут у нас круглый год? (Ворона, голубь, воробей) Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Синицы, снегири – их так называют, потому что они прилетают с первым снегом.) Ребята, а сейчас обратите внимание на этих птиц. Что это за птицы? Что означает Красная книга? Какие птицы занесены в Красную книгу? (Краснозобкая казарка – перелетная птица, лебедь-кликун – перелетная птица, орлан-белохвост – зимующая птица, журавль-стерх – перелетная птица.) (Водоплавающие (перепонки) обратить на это внимание)
– Ребята, как вы думаете, мы справились с первым заданием? Я тоже так считаю, что мы справились и справились мы хорошо. А теперь давайте поиграем. Второе задание. Я вам покажу птиц, а вы назовете лишнюю птицу и объясните, почему она лишняя.
2)Игра «Четвертый лишний».
- Грач, ласточка, воробей, скворец. (Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица)
- Голубь, ласточка, скворец, гусь. (Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица)
- Воробей, голубь, ворона, ласточка. (Ласточка, так как она перелетная птица)
– С этим заданием вы справились хорошо ребята, трудно было? (Ответы детей) Идем дальше. Вот и третье задание ребята. Загадаю я вам загадки, вы внимательно послушайте, и отгадайте о ком идет речь.
3)Загадки
- Прилетает к нам с теплом, путь, проделав длинный, лепит домик под окном, из травы и глины (Ласточка). Прошу объяснить отгадку.
- Костюмчик пестрый, носик острый, сам небольшой доктор лесной (Дятел)
- Очень шустрый, суетливый разговорчивый, крикливый, по дорожке, прыгает чик-чирик! Чирикает (Воробей)
- Тоненькие лапочки галстук есть у птицы. Кто она? (Синица)
- Раздается на лугу, чьё-то нежное «ку-ку», это за лесной опушкой, отсчитала год … (Кукушка)
- Он по пашне свежей ходит, словно в саже весь, носач, дождевых червей находит, возвратившись с юг … (Грач)
– Я вижу, вы очень догадливы, все загадки разгадали. Теперь мы с вами немного отдохнем и выполним гимнастику.
Зрительная гимнастика (видео)
– Немного отдохнули, а теперь снова в путь. Четвертое задание от Старичка-Лесовичка.
«Приготовил я вам игру ребята, а игра называется «Один – Много».
– И так слушаем внимательно. Я вам называю слово, обозначающее один предмет, а вы называете это же слово, но обозначающее много предметов. Приведу вам пример: Лист – листья, Карандаш – карандаши.
4)Игра «Один – Много»
- Перо – перья
- Зерно – зерна
- Крыло – крылья
- Хвост – хвосты
- Клюв – клювы
- Гнездо – гнезда
- Птица – птицы
– Как вы думаете, ребята, мы справились с заданием? (Ответы детей) Конечно, справились, вы ведь у нас очень умные, сообразительные ребята. А вот и пятое задание. В пятом задании вам нужно правильно посчитать.
5) Игра «1, 3, 5»
- Одна каркающая ворона, Три каркающих вороны, Пять каркающих ворон;
- Одна желтогрудая синица, Три желтогрудых синицы, Пять желтогрудых синиц.
– Хоть и маленькое было пятое задание, но довольно сложное. И вы все отлично с ним справились ребята, молодцы. А сейчас мы с вами немножко отдохнем
Физминутка
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем
Крылья мы сложим назад.
– Вот мы с вами отдохнули, размяли ноги и руки. Вы готовы дальше помогать Старичку-Лесовичку? Тогда продолжаем. Итак, шестое задание. В этом задании, ребята, вам нужно составить новое слово.
6)Дидактическое упражнение «Составь новое слово»
- У синицы желтая грудка, значит синичка какая?(Желтогрудая)
- У снегиря красная грудка. (Красногрудая)
- У сороки белые бока. (Белобокая)
- У вороны черные крылья. (Чернокрылая)
- У дятла длинный клюв. (Длинноклювая)
– Ребята, задание было трудное? (Ответы детей) Но вы справились с ним. Молодцы Старичок-Лесовичок и я очень вами довольны. А вот и последнее, самое трудное задание от Старичка-Лесовичка.
«Дорогие ребята, вам осталось совсем чуть-чуть, и вы поможете мне спасти моих птиц. Итак, вот и мое последнее седьмое задание для вас. Звуковой анализ слов. Внимательно слушайте и выполняйте без ошибок».
7)Звуковой анализ слов:
- Сорока, ласточка, грач, кукушка.
- Заключительная часть.
– Молодцы ребята, сегодня вы помогли Старичку-Лесовичку спасти птиц. Из вас получились храбрые и умные помощники. Ребята, вам понравились задания? Каких птиц мы сегодня с вами вернули в свои дома? Как вы помогаете птицам зимой? Старичок-Лесовичок и я очень гордимся вами. Нам очень понравилось, как вы сегодня отвечали на занятии и выполняли задания. Со всеми заданиями и трудностями вы справились на «отлично». Давайте мы с вами вспомним стихотворение, которые вы учили «Покормите птиц зимой». (Дети читают хором) А за вашу помощь и ум Старичок-Лесовичок награждает вас всех медалями. Спасибо вам за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Зимующие и перелетные птицы"
Перелетные и зимующие птицы их еда, польза, бережное отношение к птицам....
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по теме "Зимующие и перелетные птицы"
Образовательная область "Коммуникация"....
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по лексической теме: "Зимующие и перелетные птицы"
Образовательная область "Коммуникация"....
Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Зимующие и перелетные птицы"
Конспект занятия по образовательной области "Познание" с использованием ТРИЗЗадачиОбразовательные- закреплять, систематизировать знания детей о птицах: кого называют птицей, какие они бывают, чем пита...
Беседа о зимующих и перелетных птицах
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе...
Рекомендации по лексическим темам (зима, одежда, перелетные птицы)
Зима и ее признаки, одежда-обувь-головные уборы, перелетные птицы...
Схемы рассказов описании по разным лексическим темам (Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года.).
Схемы рассказов описаний по разным лексическим темам.Формат листа А-4 ,яркие картинки.Цель-развитие лексики ,грамматики,связной речи у детей....