Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.ppt | 1.04 МБ |
konsultatsii_dlya_pedagogov.docx | 19.05 КБ |
konsultatsii_dlya_roditeley.docx | 232.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели Раскрыть степень влияния малых форм фольклора на развитие речи детей в дошкольном возрасте На примере дидактической игры показать возможность использования малых форм фольклора
План Малые жанры фольклора и их значение Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о животных» Кроссворд
Малые жанры фольклора Пословицы Поговорки Скороговорки Пестушки Потешки Загадки Колыбельные
Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Загадки Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Колыбельные песни Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Их грамматическое разнообразие способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Народные песенки, пестушки, потешки С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Отгадай и сравни загадки о животных Подготовка к игре : наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных. Материал и оборудование: игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках. Правила игры: дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка. Описание игры: воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.: Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.) С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.) Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.) Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.) Зимой белый, летом серый. (Заяц.) Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.
Кошка Часто умывается, а с водой не знается. С усами родиться, а на усатых охотиться.
Собака Хозяина знает, с ним вместе гуляет. Лает, кусает, в дом не пускает.
Заяц Так смеялся, что губа треснула Зимой белый, летом серый
По горизонтали : Песня, исполняемая при укачивании ребенка Словесное упражнение на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. По вертикали : Замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры Жанр детского фольклора, используемый для распределения ролей в предстоящей игре. стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку Обрядовая песня, которая исполняется в ночь под Рождество. Один из видов заклинательных песен языческого происхождения Жанр русского словесно-музыкального народного творчества. Короткая шуточная песенка быстрого темпа исполнения
6 1 2 3 4 5 1 К О Р О Г О В О Р К О Ы Е Ь Н Я С Ч И Т А Л К А З А Г А Д К А П Р И Б А У Т К А К О Л Я Д К А З А К Л И Ч К А Ч А С Т У Ш К А
Предварительный просмотр:
консультация для воспитателей
«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача воспитателя - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Приобщение к истокам русской народной культуры посредством фольклора надо прививать с раннего детства. В группах раннего возраста воспитатель рассказывает детям о народной игрушке (пирамидке, матрешке), знакомит с народным фольклором (потешками, песенками, пестушками, закличками, загадками, сказками). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщаем воспитанников к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В фольклорных произведениях фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, сказки. Каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки. Помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.
Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.
Игровые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра – основной ведущий вид деятельности в ДОУ. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню.
Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра - играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать устное народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями, своей Родиной.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.
- Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 - зима, весна. Часть - 2 - лето, осень. - М., 1999.
- Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.
Предварительный просмотр:
Знакомьте детей с народным фольклором.
« Душа ребёнка-это росток, чтобы из семечка вырос цветок- Много потратится сил и тепла |
Как часто мы видим такую картину: бабушка, держа малыша на руках , приговаривает: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки….» И ребёнок начинает хлопать в ладоши, пружиня ножками. Сам ритм стиха подталкивает его к движению. Народные потешки, прибаутки ребёнок должен слышать с самого рождения.
Уважаемые мамы, не важно, что малыш ещё не говорит, зато он слышит; так пойте ему! Несколько раз в день маленький ребёнок должен слышать народный фольклор. У малыша развивается речь, память, мышление, правильное дыхание, чувство ритма, музыкальный слух, творчество.
Используйте разнохарактерный репертуар. Очень важно не навязывать ребёнку то, что ему не нравится. Пропевание произведений детского фольклора должно сопровождаться простейшими движениями: качанием, хлопками. Очень важно, чтобы слогоритмика поддерживалась ритмическими движениями. Вот несколько рекомендаций для того как подобрать репертуар фольклора.
1.Колыбельная. Снижает влияние внешних раздражителей. Успокаивает, создавая комфортное состояние.
2.Прибаутки. Их ритм прост, легко мелодии ложатся на слух, тренируется память и речь.
3.Небылицы. Развивают чувство юмора, логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
4.Скороговорки. Очень важно их распевать, это развивает правильное дыхание.
5.Игровые и плясовые песни. Игра доставляет радость.
6.Хоровод. В его сюжете отражается народный быт.
7.Пальчиковые игры. Развивается мелкая моторика рук, речь, мышление.
Ритм исполнения всегда должен быть спокойным, не громким, мягким. Ребёнок не должен уставать от одного и того же. Заинтересуйте его игрушкой, яркими картинками, книжками – малышками.
Знакомство с народным фольклором помогает каждому ребёнку обрести любовь к народным напевам, родному языку, творчеству.
Консультация для родителей
Чем является книга для ребенка этого возраста? Конечно, еще одной игрушкой. Ее можно рассматривать, трогать руками, проверять на прочность. А чем является книга для малыша, когда ее начинают читать взрослые? Волшебным источником новой информации. Как в этих тоненьких страницах может поместиться такой огромный мир, наполненный событиями и приключениями?
ЧТО ДАЕТ РЕБЕНКУ ЧТЕНИЕ?
Чтение дает ребенку новые знания, развивает творческое воображение (а у некоторых детей и буйную фантазию), память, зрительное и слуховое внимание, эмоциональную сферу, усидчивость, собранность. Кроме того, этот процесс является отличным отвлекающим маневром, если ребенок чем-то напуган или расстроен. Но есть еще один важный момент. Период от года до трех — это время, когда детям просто необходимо внимание взрослых. Энергия родителей — самая полезная «пища» в «меню» для ребенка. Он должен прожить этот период своей жизни так, чтобы позже не пришлось «прятаться за мамину юбку». Чтение — хороший момент для того, чтобы просто побыть вместе. И это один из самых лучших и ненавязчивых способов общения между взрослыми и детьми. Не упускайте этот шанс.
КАК ЧИТАТЬ?
◈ Книги не должны быть разбросаны по всему дому. Покажите малышу домик для книг — книжную полку. Хорошо, если она будет расположена в комнате малыша (на уровне глаз) и будет доступной для него в любой момент. Желание почитать (так же, как и порисовать) у ребенка чаще всего спонтанно.
◈ Чтобы привить любовь к чтению, сделайте этот процесс «священным ритуалом». У малыша должно сложиться впечатление, что чтение — это всегда праздник. Отложите все ваши дела, не читайте наспех, сделайте чтение всеобщим удовольствием. Вы можете использовать в повседневных делах подобные фразы: «Сейчас мы переоденемся, помоем ручки, покушаем, а потом... а потом будем читать твою любимую сказку». Приглашайте ребенка к чтению выразительным, таинственным голосом.
◈ Все дети любят, когда им читают перед сном. Пусть ваш ребенок как можно меньше смотрит мультфильмы, и как можно больше слышит вашу живую речь. Вам придется проявить актерское мастерство. Ведь привлекают интерес малыша к книге не только яркие картинки, но и яркое чтение.
◈ Перевоплощайтесь в разных героев, читайте «толстым» и «тоненьким» голосом. Читайте медленно, будто «распевая», тяните гласные и четко произносите все звуки. Это поможет вашему крохе правильно усвоить родную речь, а в будущем отразится на его грамотности.
◈ Читайте малышу как можно больше стихов. Их ритмику он воспринимает как «музыку». Вы даже можете попробовать напевать любимые стихи и превращать их в песенки. Не всегда смысл стихов малышу может быть понятен. В этом нет ничего страшного. Главное, что он слышит внутреннюю «музыку» стиха (если он, талантливо написан).
ПОЧЕМУ ДЕТИ ПРОСЯТ ЧИТАТЬ ОДНУ И ТУ ЖЕ СКАЗКУ?
Возможно, вы столкнетесь с тем, что малыш будет просить вас почитать одну и ту же сказку. Он будет знать ее наизусть, и станет исправлять все ваши ошибки. Дети по своей природе очень консервативны. И у них на это есть серьезные причины. Детям важно ощущать себя в безопасности. Стабильность, повторяющиеся действия, знакомые лица, игрушки и предметы дают им ощущение незыблемости их мира. Все, что выходит за рамки привычного, становится потенциально опасным. Не стоит уговаривать малыша читать новые книги, навязывать ему «интересные» сказки. Придет время, и он сам захочет услышать что-то другое. Вы можете выкладывать перед ним другие книги. Возможно, его заинтересует новая обложка или яркий персонаж. Предоставьте малышу право выбора. Ещё вы можете заинтриговать кроху, если в нескольких словах опишите увлекательный сюжет незнакомой книги.
Что читать детям от 1 до 3 лет?
Начинайте с классиков детской литературы:
К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Д. Хармс, Ю. Мориц, В. Сутеев, И. Токмакова, В. Левин, К. Ушинский, Б. Поттер, Г. Бойко.
Любят дети этого возраста народные сказки о животных («Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Волк и семеро козлят» и другие), а также народные потешки, считалочки и прибаутки.
Консультация для родителей
Ребенок и правильная речь.
Как научить ребенка говорить правильно?
Словарный запас малыша к полуторагодовалому возрасту вполне может превышать двести слов. Однако слова эти, как правило, ребёнок воспроизводит с некоторыми искажениями, шепелявит и путает местоположение звуков в слове. Основная причина - неумение владеть в полной мере собственным речевым аппаратом.
Но прежде чем, пытаться усиленно учить, правильно говорить ребенка, или вести его на прием к логопеду, следует избавиться от всего, что мешает малышу правильно говорить.
- Пустышка – первый враг правильной речи.
Это не для «красного словца» сказано, это факт, который подтверждён многократными исследованиями, проводимыми педиатрами, специалистами-логопедами и преподавателями дошкольных учреждений. Пустышки или соски способствуют развитию у ребенка неправильного прикуса, а это в свою очередь, влияет на определенные затруднения с артикуляцией, и в целом задержку речевого развития.
- Чтение – основа формирования богатого словарного запаса.
Также научно подтвержденный факт: малыши, родители которых читали им в день по несколько раз сказки, короткие рассказы и стихи, имеют значительно больший запас слов, причем, правильно произносимых!
- Научить, правильно говорить, можно только правильно говоря!
Об этом факте уже упоминалось. Когда родители разговаривают с малышом на его «детском языке», он неосознанно усваивает именно такую «детскую» форму слова, будучи уверенным, что мама и папа не могут говорить неправильно. Искажение слов – это всецело прерогатива ребёнка, непозволительная для взрослых людей (в особенности желающих, научить ребенка говорить правильно).
- Развитие мелкой моторики и речь –
процессы параллельные и неразделимые.
Дело в том, что речевой центр и центр, координирующий движения пальцев рук настолько близко расположены, что активное развитие одного из них незамедлительно влечёт такое же активное развитие другого. Поэтому, научить ребенка говорить правильно поможет складывание мозаики и пазлов, застёгивание пуговиц и завязывание шнурков, рисование и умение пользоваться ручкой и ложкой – все это влияет на ускорение развития речи.
Ребенок в этом возрасте на месте не сидит, ему интересно абсолютно всё: что мамочка прячет в этом шкафчике, что лежит в этой коробочке, невероятно любопытно поковыряться в этой баночке и стащить со стола вон ту штучку.… Возьмите себя в руки и наберитесь терпения – это не просто любопытство, это необходимо для развития ребенка. Занимаясь хозяйственными делами на кухне, разрешите малышу рисовать по муке, переливать воду из емкости в емкость, пересыпать рис из кружки в кастрюльку, закручивать и откручивать крышечки. Наградой за этот «кухонный хаос» будет полноценное развитие вашей крохи.
Скороговорки. Как решить проблемы с речью?
Скороговорки во все времена помогали детям постигать родную речь, причем в увлекательной, интересной шутливой форме. На сегодняшний день логопеды специально составляют разнообразные скороговорки для деток, состоящие из трудно произносимых слогов и звуков, последовательностей букв и их сочетаний. Быстрое произношение скороговорки вслух способно само по себе устранить большинство дефектов речи. Особенно эффективны подобные занятие, если скороговорки сопровождаются иллюстрациями, или просто подробным обсуждением того, о чем они говорят – у ребенка уже сейчас есть чувство юмора, а шуточные занятия удвоят положительный результат.
Если построить процесс знакомства с ними правильно, то ребенок увлечется, стараясь произносить скороговорки быстро и правильно настолько, что сам будет требовать такого обучения, а научившись и поняв, что это сложно для всех – начнет «щеголять» своим умением перед сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние малых форм фольклора на развитие речи старшего дошкольного возраста
Содержание ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3 1. Особенности развития речи старших дошкольников ……………………...52. Влияние малых форм фольклора на р...
Влияние малых форм фольклора на развитие речи старшего дошкольного возраста
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфи...
консультация "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста"
Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возраст...
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста
Используя в своей речи пословицы и поговорки,дети учатся ясно,локонично,выразительно,выражать свои мысли ичувства,интонационно окрашивать свою ркчь,развивается умение творчески использовать слово....
«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
Тема: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»Актуальность: В дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества &ndash...
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста.
В статье говорится о влиянии фолклора на развитие речи детей раннего возраста....
Консультация для родителей "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста"
Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей....