Методы и приемы формирования дикции у детей.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
"Говорите правильно"
(Немного о хорошей дикции).
Подготовила: воспитатель ГБДОУ №50
Боровская Н.И.
Дикция - латинское слово. В переводе оно означает «степень отчетливости», т.е. четкое произношение звуков, слов, фраз. Хорошая дикция одинаково важна и для слушающего, и для говорящего. Слушающему она дает возможность быстро и точно воспринимать текст. Не ясная, не разборчивая речь с проглатыванием звуков, слогов, окончаний слов («скока» вместосколько, «грит» вместо говорит) объединение слов в бессмысленное словосочетание («там лесидол» вместо там лес и дол) затрудняют восприятие текста, искажают его содержание. Читающему хорошая дикция облегчает работу голосовых связок, т.к. при хорошей дикции в речи принимают активное участие органы артикуляции (губы, зубы, челюсти, язык). Залог хорошей дикции и звучности голоса - правильная артикуляция, поэтому занятия полезно начать с артикуляционной гимнастики, которая способствует развитию подвижности челюстей, губ, языка. Каждые упражнения надо тщательно отрабатывать, каждое упражнение проделывается 5-6 раз. Большую пользу для выработки хорошей дикции приносит проговаривание слов со сложным сочетанием звуков или с двойными звуками: взлет, взойдет, брандспойт, громоотвод, перевоплощение.
Выработке отчетливого произношения способствует произнесение скороговорок. Выбранную для проговаривания скороговорку надо сначала внимательно прочитать про себя, чтобы понять ее содержание. Затем скороговорку произносят беззвучно с четкой артикуляцией, потом медленно шепотом, затем быстрее и громче и, наконец, громко и быстро.
«Скороговорку, - учил К.С. Станиславский, - надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается на столько, что приучается выполнять туже работу в самом быстром темпе».
Для упражнений сначала надо подбирать скороговорки короткие и простые, затем более длинные и сложные. Во время упражнений необходимо следить за дыханием. Только после отработки произношения одной скороговорки можно переходить к проговариванию следующей. Во избежание механического разучивания скороговорок следует произносить их с определенной целью – удивить, возмутить, предостеречь.
Если трудно дается произношение какого-либо слога нужно проводить дополнительные упражнения на специально подобранных скороговорках и небольших текстов, в которых этот звук часто повторяется. Например, на звук ш: шла Саша по шоссе и сосала сушку. Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Методы и приемы формирования положительного отношения к взрослым у детей раннего возраста»
В презентации рассматриваются методы и приемы личностно-ориентированного подхода к детям раннего возраста в период адаптации к детскому саду....
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы...
Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития
Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития....
Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи
Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи...
«Методы и приемы формирования самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. (ФГОС)Самооценка – оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. /С.И.Оже...
"Современные методы и приемы формирования самостоятельности у детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей и родителей...