Занятие "Страна Грамматики"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сафронова Екатерина Николаевна

Комплексное занятие по развитию речи.Цель развитие связной речи и обучение основам грамоты у  старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_provedeniya_nod.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Форма проведения НОД: сюжетно-игровая (познавательного цикла).

Цель: развитие связной речи и обучение основам грамоты.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка, подбирать родственные однокоренные слова.

Закреплять умения детей в составлении предложений из двух, трех и более слов, находить место каждого слова в предложении. Составлять схемы предложений. Закреплять понятие – предложения бывают короткие и длинные.

Закреплять знания о звуках (согласный, гласный звуки; мягкий согласный звук, твердый согласный звук).

Составление описательного рассказа по плану (схеме). Совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие:

-развивать любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;

- связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развернутыми предложениями (4-5 слов в предложении)

Обогащение словаря: книголюб, книжица, иллюминатор, корма, капот, пропеллер, шасси, мотор.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, бережное отношение к книгам, доброжелательные отношения к сверстникам, способность выслушивать их высказывания до конца, при необходимости оказывать помощь.

Предполагаемый результат:

-дети развивают связную речь

-увеличение запаса слов за счет новых

-воспитывается терпение выслушивать ответы других.

Место проведения –групповая комната подготовительной группы «Колосок»

Метод обеспечения

-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду «Детство»

-гимнастика для глаз

-Л.Е. Журова «Обучение грамоте в детском саду»

Методы:

-словесный (пояснение, ответы детей)

-игровой (воображение)

-наглядный

Приемы:

-организация перед занятием в хороводной игре «мы веселые ребята»

-развитие умственных способностей (вопросы)

-оборудование составлять схемы предложений.

Материал и оборудование:

Указка, тетради в клетку, простой и цветные карандаши (красный, синий), предметные картинки, мяч.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель:  Дети, у нас в группе сегодня гости.

                          Я люблю, когда при встрече

                          Всем знакомым и родным

                          С «добрым утром, добрый вечер, доброй ночи! Говорим.

                          Давайте поздороваемся с гостями.

                          А как поздороваться?

(Дети здороваются)

                       А теперь встаньте в круг и поприветствуйте друг друга.

                      «Мы за руки возьмемся

                      Друг другу улыбнемся

                      И встанем в хоровод,

                      Веселый мы народ!»

Ребята сегодня утром я получила письмо от Королевы знаний. Интересно, что же в нем написано? А  вы хотите узнать? (Да)

(Воспитатель распечатывает и читает)

Вы хотите отправиться в путешествие и помочь Королеве? (Да)

А как вы думаете на чём можно отправиться в путешествие?(На самолете, на машине, на корабле)

Правильно! А сегодня мы отправимся на корабле.

Усаживайтесь по удобнее.

(Дети садятся)

Путешествие будет долгим и что бы нам не было скучно выполним гимнастику.

Артикуляционная гимнастика  «В гостях у бабушки»

Жили- были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ, (надуваем щёки),

И С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ  МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ  БЫЛ ЗАВТРАК -  МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад),

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ  КРУГЛЫЕ  ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно- то за верхние, то за нижние зубы),

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ  МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом) И УШЛА.

Молодцы! Мы приплыли в страну знаний и здесь нас ждет первое испытание.

(воспитатель берет свиток, разворачивает и с детьми читает задание «Отгадай загадки»)

 1.Дом по улице идёт

На работу всех везет

Носит обувь из резин

А питается бензином (автобус)

2.не птица, а летает

Не пчела, а жужжит

Всех людей кто пожелает

Быстро, быстро он домчит (самолет)

3. под водой железный кит

Днём и ночью кит не спит

Днём и ночью под водой

Охраняет твой покой (подводная лодка)

4.этот конь не ест овса

Вместо ног два колеса

Сядь верхом и мчись конём

Только лучше правь рулём (велосипед)

5.крыльев нет у этой птицы

Но нельзя не подивиться

Лишь распустит птица хвост

И поднимется до звезд (ракета)

6.без разгона в высь взлетает

Стрекозу напоминает

Отправляется в полёт быстроходный (самолёт)

7.не летает не жужжит

жук по улице бежит

И горит в глазах жука

Два блестящих огонька (машина)

Молодцы ребята! Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь нас ждет второе испытание.

Составь предложения из слов.

  1. Небо, по, самолёт, летит ( самолёт летит по небу)

       2.Поезд, мчится, рельсы, быстро, по (поезд быстро мчится по рельсам)

       3.Едет, длинный, машина, дорога, по (машина едет по длинной дороге)

       4. Идёт, посадку, самолет, на

       5 Теплоход, речка, по, плывёт, белый(Белый теплоход плывёт по речке)

-Правильно, ребята! С этим  испытанием вы справились тоже хорошо .Но впереди нас ждет  ещё одно  испытание и оно будет сложнее, чем предыдущее. Будьте внимательны, помните, что Королева Знаний нуждается в вашей помощи. Итак, третье испытание.

(достаёт и читает задание)

«Составьте рассказ по схеме»

Воспитатель напоминает схему составления рассказа наглядно.

-Вспомните, как мы составляли рассказы на занятиях. Сначала называем транспортное средство, затем к какому виду оно относится, из каких частей состоит, кто им управляет и где оно используется?( воспитатель достаёт картинки и дети по одному составляют  5 рассказов).Например:

-Это машина. Она относится к наземному виду транспорта. Машина железная, состоит из салона ,кузова, багажника. Имеет 4-е колеса и руль. Управляет машиной водитель. Машина перевозит людей и грузы. И т.д.

-Замечательно вы справились и с этим испытанием. Думаю ,Королеве Знаний  ваши рассказы понравились.

А теперь немного разомнёмся. Давайте выполним  физ.минутку.

- Ребята, устали? Отдохнём?

Хороша физкультминутка:

В ней улыбка, солнце, шутка!

Будем весело шагать,

От друзей не отставать.

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ.

Раз- сюда, два-туда,

Посмотрите ,господа!

Выше плечи поднимайте!

Не робейте, не зевайте,

Вправо-влево наклонитесь

И соседу улыбнитесь.

Молодцы, ребята, продолжим  испытания. Но прежде чем, мы приступим к следующему испытанию ,давайте свами поговорим о слогах и звуках:

-Слово состоит из слогов, а слог из чего состоит?

(слог состоит из звуков)

-Какие звуки бывают?

(Звуки бывают гласные и согласные)

-Назовите гласные звуки?

(А, О,У,И,Ы,Э)

Чем отличаются звуки от букв?

(звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, читаем, лепим,  раскрашиваем и т.д.)

-Правильно, теперь давайте прочитаем задание.

«Звуковой анализ слова КНАГА»

-Прочитайте слово « КНИ-ГА»

А теперь с помощью фишек разберём это слово на гласные и согласные звуки.

(ответы детей)

-первый звук К  – он согласный, обозначим его синим цветом.

-второй звук Н – тоже согласный звук ,тоже синим цветом ,но этот звук еще и

мягкий.

-третий звук И  -он гласный его обозначим красным.

- четвертый звук Г –он согласный, синим цветом.

- пятый звук А –он гласный ,красным цветом.

-Молодцы ,ребята а теперь немного поиграем ,встаньте пожалуйста в круг. Игра называется «Измени слово КНИГА»(мячик кидать по кругу, а дети называют слова)Например:

Книжечка

Книжица

Книжная

Книголюб

Книговед и т.д.

- Хорошо мы поиграли, а теперь присядем за столы. Сейчас  мы с вами выполним последнее испытание Королевы Знаний. Читаем задание «Составьте схемы предложений»

 Работа в тетради. Чтение  стихотворения.

 Я тетрадочку открою

 И как надо положу.

 Я, друзья ,от вас не скрою

 Карандаш я так держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

 За работу я возьмусь.

-Запишите схемы предложений.

аступила весна.

-Ярко светит солнце.

-Звонко стучит капель.

-перелётные птицы вернулись домой.

-Сколько слов в первом предложении?

-Сколько слов во втором предложении?

-Что ставят в конце предложения?

(Предположительные ответы детей)

-Поменяйтесь, ребята, тетрадями и проверьте, как выполнил задание сосед. Сравните с образцом.

-Ребята ,вы справились со всеми испытаниями и пришло время узнать какую вещь потеряла Королева Знаний.(подходят к сундучку).Давайте посмотри что же там спрятано.

-Дети а как вы думаете, что здесь может находится?(ответы детей).А для страны Знаний что самое главное?(книга)Правильно дети это БУКВАРЬ.(достаем букварь).

Вот и помогли мы с вами Королеве Знаний отыскать её пропавшую вещь. Она вам пригодится когда вы пойдёте в школу. А Королева Знаний дарит вам на память небольшие сюрпризы(закладки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика в рассказах и сказках (по лексическим темам)

Материал предназначен для развития грамматического строя речи дошкольников. В нём содержатся небольшие рассказы и сказки по различным лексическим темам. Прочитав ребёнку рассказ или сказку задайте воп...

олимпиада по русскому языку среди 1 – 4 классов «Страна грамматики»

Задания для 2 класса 1. Выбери предложения: 1) На улица стоят ужасный жара2) Кошкой3) Зазвенели птичьи голоса4) Бабушка встречать внуки5) Любите книгу — источник знаний! 2. Постав...

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ГРАММАТИКИ»

1.     Образовательная:Закреплять умение называть слова на твердые и мягкие согласные звуки.2.     Развивающие:А) Продолжать развивать зрительно-пространс...

Веселая грамматика для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по коммуникации...

Веселая грамматика для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по коммуникации...