Занятие "Страна Грамматики"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Комплексное занятие по развитию речи.Цель развитие связной речи и обучение основам грамоты у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_provedeniya_nod.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма проведения НОД: сюжетно-игровая (познавательного цикла).
Цель: развитие связной речи и обучение основам грамоты.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка, подбирать родственные однокоренные слова.
Закреплять умения детей в составлении предложений из двух, трех и более слов, находить место каждого слова в предложении. Составлять схемы предложений. Закреплять понятие – предложения бывают короткие и длинные.
Закреплять знания о звуках (согласный, гласный звуки; мягкий согласный звук, твердый согласный звук).
Составление описательного рассказа по плану (схеме). Совершенствование грамматического строя речи.
Развивающие:
-развивать любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;
- связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развернутыми предложениями (4-5 слов в предложении)
Обогащение словаря: книголюб, книжица, иллюминатор, корма, капот, пропеллер, шасси, мотор.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, бережное отношение к книгам, доброжелательные отношения к сверстникам, способность выслушивать их высказывания до конца, при необходимости оказывать помощь.
Предполагаемый результат:
-дети развивают связную речь
-увеличение запаса слов за счет новых
-воспитывается терпение выслушивать ответы других.
Место проведения –групповая комната подготовительной группы «Колосок»
Метод обеспечения
-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду «Детство»
-гимнастика для глаз
-Л.Е. Журова «Обучение грамоте в детском саду»
Методы:
-словесный (пояснение, ответы детей)
-игровой (воображение)
-наглядный
Приемы:
-организация перед занятием в хороводной игре «мы веселые ребята»
-развитие умственных способностей (вопросы)
-оборудование составлять схемы предложений.
Материал и оборудование:
Указка, тетради в клетку, простой и цветные карандаши (красный, синий), предметные картинки, мяч.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Дети, у нас в группе сегодня гости.
Я люблю, когда при встрече
Всем знакомым и родным
С «добрым утром, добрый вечер, доброй ночи! Говорим.
Давайте поздороваемся с гостями.
А как поздороваться?
(Дети здороваются)
А теперь встаньте в круг и поприветствуйте друг друга.
«Мы за руки возьмемся
Друг другу улыбнемся
И встанем в хоровод,
Веселый мы народ!»
Ребята сегодня утром я получила письмо от Королевы знаний. Интересно, что же в нем написано? А вы хотите узнать? (Да)
(Воспитатель распечатывает и читает)
Вы хотите отправиться в путешествие и помочь Королеве? (Да)
А как вы думаете на чём можно отправиться в путешествие?(На самолете, на машине, на корабле)
Правильно! А сегодня мы отправимся на корабле.
Усаживайтесь по удобнее.
(Дети садятся)
Путешествие будет долгим и что бы нам не было скучно выполним гимнастику.
Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки»
Жили- были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ, (надуваем щёки),
И С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад),
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно- то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом) И УШЛА.
Молодцы! Мы приплыли в страну знаний и здесь нас ждет первое испытание.
(воспитатель берет свиток, разворачивает и с детьми читает задание «Отгадай загадки»)
1.Дом по улице идёт
На работу всех везет
Носит обувь из резин
А питается бензином (автобус)
2.не птица, а летает
Не пчела, а жужжит
Всех людей кто пожелает
Быстро, быстро он домчит (самолет)
3. под водой железный кит
Днём и ночью кит не спит
Днём и ночью под водой
Охраняет твой покой (подводная лодка)
4.этот конь не ест овса
Вместо ног два колеса
Сядь верхом и мчись конём
Только лучше правь рулём (велосипед)
5.крыльев нет у этой птицы
Но нельзя не подивиться
Лишь распустит птица хвост
И поднимется до звезд (ракета)
6.без разгона в высь взлетает
Стрекозу напоминает
Отправляется в полёт быстроходный (самолёт)
7.не летает не жужжит
жук по улице бежит
И горит в глазах жука
Два блестящих огонька (машина)
Молодцы ребята! Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь нас ждет второе испытание.
Составь предложения из слов.
- Небо, по, самолёт, летит ( самолёт летит по небу)
2.Поезд, мчится, рельсы, быстро, по (поезд быстро мчится по рельсам)
3.Едет, длинный, машина, дорога, по (машина едет по длинной дороге)
4. Идёт, посадку, самолет, на
5 Теплоход, речка, по, плывёт, белый(Белый теплоход плывёт по речке)
-Правильно, ребята! С этим испытанием вы справились тоже хорошо .Но впереди нас ждет ещё одно испытание и оно будет сложнее, чем предыдущее. Будьте внимательны, помните, что Королева Знаний нуждается в вашей помощи. Итак, третье испытание.
(достаёт и читает задание)
«Составьте рассказ по схеме»
Воспитатель напоминает схему составления рассказа наглядно.
-Вспомните, как мы составляли рассказы на занятиях. Сначала называем транспортное средство, затем к какому виду оно относится, из каких частей состоит, кто им управляет и где оно используется?( воспитатель достаёт картинки и дети по одному составляют 5 рассказов).Например:
-Это машина. Она относится к наземному виду транспорта. Машина железная, состоит из салона ,кузова, багажника. Имеет 4-е колеса и руль. Управляет машиной водитель. Машина перевозит людей и грузы. И т.д.
-Замечательно вы справились и с этим испытанием. Думаю ,Королеве Знаний ваши рассказы понравились.
А теперь немного разомнёмся. Давайте выполним физ.минутку.
- Ребята, устали? Отдохнём?
Хороша физкультминутка:
В ней улыбка, солнце, шутка!
Будем весело шагать,
От друзей не отставать.
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ.
Раз- сюда, два-туда,
Посмотрите ,господа!
Выше плечи поднимайте!
Не робейте, не зевайте,
Вправо-влево наклонитесь
И соседу улыбнитесь.
Молодцы, ребята, продолжим испытания. Но прежде чем, мы приступим к следующему испытанию ,давайте свами поговорим о слогах и звуках:
-Слово состоит из слогов, а слог из чего состоит?
(слог состоит из звуков)
-Какие звуки бывают?
(Звуки бывают гласные и согласные)
-Назовите гласные звуки?
(А, О,У,И,Ы,Э)
Чем отличаются звуки от букв?
(звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, читаем, лепим, раскрашиваем и т.д.)
-Правильно, теперь давайте прочитаем задание.
«Звуковой анализ слова КНАГА»
-Прочитайте слово « КНИ-ГА»
А теперь с помощью фишек разберём это слово на гласные и согласные звуки.
(ответы детей)
-первый звук К – он согласный, обозначим его синим цветом.
-второй звук Н – тоже согласный звук ,тоже синим цветом ,но этот звук еще и
мягкий.
-третий звук И -он гласный его обозначим красным.
- четвертый звук Г –он согласный, синим цветом.
- пятый звук А –он гласный ,красным цветом.
-Молодцы ,ребята а теперь немного поиграем ,встаньте пожалуйста в круг. Игра называется «Измени слово КНИГА»(мячик кидать по кругу, а дети называют слова)Например:
Книжечка
Книжица
Книжная
Книголюб
Книговед и т.д.
- Хорошо мы поиграли, а теперь присядем за столы. Сейчас мы с вами выполним последнее испытание Королевы Знаний. Читаем задание «Составьте схемы предложений»
Работа в тетради. Чтение стихотворения.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья ,от вас не скрою
Карандаш я так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Запишите схемы предложений.
-Наступила весна.
-Ярко светит солнце.
-Звонко стучит капель.
-перелётные птицы вернулись домой.
-Сколько слов в первом предложении?
-Сколько слов во втором предложении?
-Что ставят в конце предложения?
(Предположительные ответы детей)
-Поменяйтесь, ребята, тетрадями и проверьте, как выполнил задание сосед. Сравните с образцом.
-Ребята ,вы справились со всеми испытаниями и пришло время узнать какую вещь потеряла Королева Знаний.(подходят к сундучку).Давайте посмотри что же там спрятано.
-Дети а как вы думаете, что здесь может находится?(ответы детей).А для страны Знаний что самое главное?(книга)Правильно дети это БУКВАРЬ.(достаем букварь).
Вот и помогли мы с вами Королеве Знаний отыскать её пропавшую вещь. Она вам пригодится когда вы пойдёте в школу. А Королева Знаний дарит вам на память небольшие сюрпризы(закладки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем грамматику у дошкольников в играх и упражнениях.
1_.jpg 2_.jpg 3_.jpg 4_.jpg...
Детско-родительское занятие. Логопедический КВН "Без грамматики не узнаешь математики""
Итоговое занятие-досуг для детей с ОНР (3уровня), НВОНР....
Грамматика в рассказах и сказках (по лексическим темам)
Материал предназначен для развития грамматического строя речи дошкольников. В нём содержатся небольшие рассказы и сказки по различным лексическим темам. Прочитав ребёнку рассказ или сказку задайте воп...
олимпиада по русскому языку среди 1 – 4 классов «Страна грамматики»
Задания для 2 класса 1. Выбери предложения: 1) На улица стоят ужасный жара2) Кошкой3) Зазвенели птичьи голоса4) Бабушка встречать внуки5) Любите книгу — источник знаний! 2. Постав...
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ГРАММАТИКИ»
1. Образовательная:Закреплять умение называть слова на твердые и мягкие согласные звуки.2. Развивающие:А) Продолжать развивать зрительно-пространс...
Веселая грамматика для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по коммуникации...
Веселая грамматика для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по коммуникации...