Речевая игра как средство расширения словарного запаса
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Основная цель работы по расширению запаса слов у детей с общим нарушением речи – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. При характеристике речевого развития детей особенно подчеркивается требование к правильности речи ребёнка. Правильная речь рассматривается как:
- произношение звуков и слов в соответствии с общепринятыми требованиями языка;
- понимание смысловых значений при употреблении слов;
- умение изменять и согласовывать слова в предложении в соответствии с законами языка.
Часто у дошкольников правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем и однообразными синтаксическими конструкциями, поэтому уже в старшем дошкольном возрасте необходимо формирование не только правильной речи, но и богатства словаря, разнообразия устной речи.
В развитии словаря дошкольника с общим недоразвитием речи выделяется две стороны: количественный рост словарного запаса и овладение значениями слов. Именно для качественного развития словаря дошкольника целесообразно использовать такие методические упражнения как речевые игры. Цель этих игр – расширение лексикона и речевых навыков детей, их полезно проводить со старшими дошкольниками. Игры обязательно должны проводиться живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и индивидуальных возможностей ребенка с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_8.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Вот некоторые виды игровых речевых упражнений:
1 . Подбери действия к предмету. ( Подбери глагол.)
Цель: расширять и совершенствовать использование глаголов в речи ребенка, обогащать глагольный словарь. Учить правильно, отвечать на вопрос « Что делает?»
Вопрос: Что делает солнце?
Ответ с помощью педагога:
-днем… светит,
-летом…греет,
- на пляже… согревает,
-вечером… заходит;
-утром …восходит.
Вопрос: Что делает лев, слон, ветер и т.д.
2. Подбери предмет к действию.
Цель: расширять и совершенствовать использование глаголов в речи ребенка, обогащать глагольный словарь. Учить правильно, отвечать на вопрос « Что делает?» Учить сопоставлять действия с предметом, внимательно слушать вопрос, определять предмет по нескольким критериям.
Игра «Угадай что это»
Вопрос: Что воет, пыль поднимает, парус надувает, листья срывает?
Ответ: ветер.
Вопрос: кто воет, лает, дом охраняет, хозяина обожает?
Ответ: собака.
3. Подбор объектов к действию.
Цель: обучать детей подбирать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы к одному и тому же действию (глаголу).
Игра « Кто и что?»
Вопрос: кто и что греет?
Ответ: мама и солнце.
Вопрос: кто и что плавает? Кто и что рисует? Кто и что летает?
4. Подбор признаков действия (обстоятельств).
Цель: расширять и обогащать словарь ребенка наречиями.
Игра «Можно как?»
Вопрос: как можно играть?
Ответ: дружно, весело, долго, …
5. Подбор определений к предмету (прилагательных).
Цель: расширять и обогащать словарь ребенка прилагательными, словами – синонимами и антонимами.
Игра «Какие бывают?»
Вопрос: Какие бывают кошки?
Ответ:
-пушистые, лохматые и гладкие,
-добрые, ласковые и злые,
-домашние и дикие,
-добрые, ласковые и злые, царапучие, кусачие,
-игривые, ленивые,
-старые, взрослые, молодые…..
6. Подбор предмета к прилагательному.
Цель: расширять и обогащать словарь ребенка прилагательными.
Игры « Что это?», «Кто это?»
Вопрос: красивый, нежный, пахучий, душистый, зеленый, цветной?
Ответ: цветок.
7 . Нюансы смысла слова.
В этих играх ребятам предлагается придумать предложения или фразы, словосочетания с данными словами.
Слова к заданию: дом, домик, домище.
Ответ: у кошки маленький домик.
У нас красивый дом.
8. Вставка детьми пропущенных слов.
Цель: расширять и обогащать словарь ребенка, уточнять смысловое использование слов.
Игры «Доскажи предложение» или «Закончи предложение»
Предложение: На пороге сидел и скулил маленький… ( КТО?)
Ответ: На пороге сидел и скулил маленький щенок. (и т.д.)
9. Употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.
Цель: учить изменять существительные по числу и падежу.
Игра «Чего нет у Кати?»
Вопрос: Пошла Катя утром на прогулку, а приготовила только шарф. Чего ей не хватает?
Ответ: носков, пальто, сапог, штанов…
Игра «Один – много»
Вопрос: У меня один слон, а у тебя много (кого или чего?)
Ответ: А у меня много слонов.
10. Составные части целого.
Цель: учить ребенка подбирать части по известному целому.
Игра «Из чего состоит?»
Вопрос: Дерево.
Ответ: ствол, ветки, сучья, листья, почки …
11. Объединение частей в целое.
Цель: учить ребенка синтезировать отдельные части в единое целое.
Вопрос: крыша, окно, дверь…
Ответ: дом, здание, изба, хата.
12. Классификация слов.
Цель: учить ребенка использовать обобщающие слова.
Игра: «Назови одним словом».
Вопрос: сапоги, туфли, валенки, ботинки…
Ответ: это все обувь.
13. Отгадывание загадок.
Издавна у всех народов используется множество загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию и возрасту детей и как можно чаще предлагать детям. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи. Следует поощрять детей к придумыванию загадок самим. Первые загадки не складны, но они дают возможность детям продемонстрировать богатство словарного запаса, что в дальнейшем формирует правильность и распространенность речи. Игру хорошо использовать в тематических занятиях, при индивидуальном общении, предлагать родителям.
14. Упражнения для усвоения антонимов.
Работа по подбору слов-антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает усваивать смысл отвлеченных слов, запоминать эти слова, обогащать индивидуальный словарь. Подбор и сопоставление слов-антонимов очень увлекательно и всегда нравится детям.
Игры «В зоопарке», «Кто где», «Скажи наоборот».
Цель: усвоение антонимов - однокоренных глаголов, уточнение имеющего словаря и его расширение.
(пример) входить- выходить, вбегать- выбегать, загибать- разгибать…
Предлагаю следующие приемы словарной работы:
- показ и называние нового предмета или действий. Показ должен сопровождаться объяснениями, которые помогут ребенку понять сущность предмета. Новое слово проговаривается, включается в знакомый ребенку контекст;
- объяснения происхождения данного слова, что позволит глубже осознать и понять смысл слова, поможет в его правильном употреблении;
- употребление расширенного значения уже известных словосочетаний обогащает речь;
- постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих (Этот халат длинный или короткий?), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. В дальнейшем педагог может предлагать самостоятельное составление вопросов.
- распространение предложений путем введения определений и обстоятельств места, времени, образа действия, причины, следствия, условия, цели;
- составление предложений по опорным словам, картинкам и так далее. Эти упражнения и приемы помогут развить у детей внимание к слову, его различным оттенкам и значениям, сформировать умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации, совершенствовать устную речь.
Педагогу следует помнить, что речь окружающих может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности дети заимствуют от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевых оборотов, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной, правильной речи педагога. Там, где взрослые, педагоги и родители, говорят грамотно, внимательны к речи окружающих, чутко улавливают особенности детских ошибок, дети быстрее и легче начинают говорить правильно.
Список литературы.
1. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1963 – 319 с.
2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997- 399 с.
3. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984 – 239 с.
4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста М.: Академия, 1999 – 553 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей»
Конспект занятия "Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей" для детей 2-ой младшей группы....
Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...
НОД по развитию речевого общения путем расширения словарного запаса детей во 2-ой младшей группе «Прогулка по зимнему лесу»
Цель:показать активизацию речевого общения младших дошкольников через расширение словарного запаса при ознакомлении с окружающей средой.Задачи:- активизировать пассивный и активный словарь детей (суще...
Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"
Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"«Особенности развития словаря детей старшего ...
Дидактические игры как средство развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
Примеры занятий, направленных на расширение словаря старших дошкольников...
План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год. Тема: «Дидактические игры, как средство обогащения словарного запаса у детей 3- 4лет».
План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год.Тема: «Дидактические игры, как средство обогащения словарного запаса у детей 3- 4лет»....
«Дидактическая игра как средство активизации словарного запаса детей младшего дошкольного возраста»
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно м...