Комплекс мероприятий, направленных на развитие общения в игровой деятельности.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель комплекса мероприятий: организация деятельности по формированию навыков общения старших дошкольников со сверстниками в игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makarovadlya_pedagogov.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс мероприятий, направленных на развитие общения в игровой деятельности
Цель комплекса мероприятий: организация деятельности по формированию навыков общения старших дошкольников со сверстниками в игровой деятельности.
Задачи:
- Подобрать и использовать систему занятий, игр, упражнений по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста.
- развивать потребность в общении, интерес к сверстникам.
- знакомить с правилами и нормами общения, с использованием речевых этикетных формул.
Методы и приемы, используемые для развития речи старших дошкольников:
1. Обращение взрослых и сверстников. Взрослые должны подавать пример детям, дети видят, как обращаются взрослые, и начинают поступать также. Психолого-педагогической основой этого приема является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также стремление поступить таким образом, чтобы заслужить одобрение взрослого. Таким образом, используя пример как воспитательный прием, педагог одновременно прибегает к методам разъяснения и убеждения.
2. Беседа - целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Метод развития связной речи.
Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы.
В беседе формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научится внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.
Речевая деятельность ребёнка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребёнку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.
Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Речевая активность детей в беседе - один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей принимали участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор.
3. Чтение художественных произведений
Должен быть обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями, требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонация); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения.
Подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.
В структуре типичного занятия можно выделить три части. В 1-ой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во 2-ой части проводится беседа о прочитанном, с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В 3-ей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубление воспринятого .
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая нагрузка.
Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются нравственные качества. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.
4. Заучивание стихотворений
Одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребёнка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.
С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве. В ходе беседы у ребёнка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного.
5. Сюжетно-ролевая игра
С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.
6. Дидактическая игра с куклой, например: детский сад встречает новенькую девочку...
С помощью этой игры закрепляются и обобщаются знания о речевом этикете. Дети проигрывают ситуацию и применяют свои знания на практике. Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчёркивалось такое требование к речи ребёнка, как её нравственность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту».
Составление комплекса мероприятий основано на том, что в старшем дошкольном возрасте становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Следует обращать внимание на характер реакции ребенка, на ситуацию, на самостоятельный выбор действий, одобрение поступков, в которых проявляется вежливость, такт, предупредительность, скромность.
Поддерживая положительные детские поступки следует использовать не столько конкретные указания, сколько рассуждения, советы, собственный пример взрослого.
Особое внимание следует придавать культуре общения и взаимоотношениям детей в коллективе, развивая навыки вежливого обращения друг к другу, умение выслушать сверстника, не спорить, не перебивать и т.д.
Особенностью дошкольного возраста является неумение ребенка определить состояние сверстника, что затрудняет развитие эмоциональных отношений. Одним из эффективных приемов, обеспечивающим понимание дошкольником состояния сверстника, является словесное описание взрослым данного состояния. С этой целью в комплексе мероприятий использовались естественные ситуации, возникающие в повседневной жизни детского сада.
Также часто использовались в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей.
Занятия комплекса мероприятий разделены на 3 блока:
- «Взгляды, чувства, желания».
- «Культура общения».
- «Правила взаимодействия».
Продолжительность занятий – 25 минут.
Форма занятий – игра в различных вариациях.
Виды занятий: тематические, интегрированные, комплексные.
Структура занятий:
- Моделирование и обсуждение проблемной ситуации.
- Определение способов разрешения проблемной ситуации: рассматривание ситуаций, доверительные беседы, стимулирование воспитанников к использованию приемлемых способов общения для достижения результата.
- Поэтапное решение проблемной ситуации: практическое применение коммуникативных умений, распознавание настроения и эмоционального состояния, анализ причин данного настроения или состояния, игры и упражнения на развитие общения.
- Подведение итогов.
Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в соответствии с ситуацией и в зависимости от имеющихся проблем у детей старшего дошкольного возраста.
При составлении комплекса мероприятий использованы материалы из программы «Я – Ты - Мы» О.Л. Князевой, методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста «Азбука общения» Л.М. Шипицыной, О.В. Защирской .
Особенности проведения игровых занятий:
- игра проводится в кругу;
- каждый ребенок в равной степени участвует в игре, упражнении;
- вводятся правила: говорить по очереди, слушать друг друга;
- ребенок принимает участие в играх добровольно;
- акцент на создание атмосферы безопасности и доверия;
- не существует правильного или ошибочного выполнения заданий;
- дети побуждаются к рефлексии процессов, происходящих в группе, на доступном данному возрасту уровне.
Ожидаемые результаты от реализации комплекса мероприятий:
- дети владеют приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками и взрослыми, устанавливают дружеские отношения, стараются решать конфликты мирным путем;
- у воспитанников сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе;
- старшие дошкольники используют в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания адекватно ситуации;
- дети способны управлять своим поведением и способами общения, стараются адекватно оценивать свое поведение;
- сформированные навыки общения заметны при бытовом разговоре старших дошкольников между собой, в спонтанной игровой ситуации, с взрослыми.
«Взгляды, чувства, желания»
Игра «Магазин игрушек»
Цель. Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах. Дидактический материал - игрушки.
Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит:
«У нас открылся магазин! Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам».
Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку взрослый, показывая, как надо выполнять правила игры:
«Здравствуйте! Я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети».
Продавец подаёт покупателю мяч.
«Спасибо, какой красивый мяч!» - говорит взрослый и садится на стул, держа в руках мяч.
Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки:
«А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у неё длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки».
Продавец подаёт игрушку-лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят по очереди.
Игра «Подарок»
- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
Игра «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
Игра «Продолжить»
Ход игры: Детям предлагается список предложений, которые надо закончить с точки зрения того, какие, по их мнению, их видят окружающие:
- Мне хорошо, когда...
- Мне грустно, когда...
- Я сержусь, когда...
- Я боюсь, когда...
- Я чувствую себя смелым, когда...
Игра «Обратная связь»
Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами.
Ведущий предлагает:
а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т.п.
б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.
Обсуждение: Достаточны ли ваши возможности для выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?
В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что ребенок выражает в общении.
Игра «Маски»
Данная игра относится к разряду имитационных, которые являются не только средством подготовки к речевому общению, но и приемом, расширяющим возможности развития общения дошкольников.
Цель: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения.
Старшим дошкольникам на выбор предлагаются карточки, где заданы маски:
1) равнодушия;
2) прохладной вежливости;
3) высокомерной неприступности;
4) агрессивности («попробуй не выполнить мое желание»);
5) послушания или угодливости;
6) деланной доброжелательности или сочувствия;
7) простодушно-чудаковатой веселости;
(Поскольку в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются).
В ходе игры дети демонстрировали свои «маски»:
Вариант 1. Каждому нужно было вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем.
Вариант 2. Каждый должен был выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске, инсценирование заканчивалось «живой фотографией»: маску нужно было удерживать на лице не меньше 30 секунд.
Второй вариант более предпочтителен, поскольку он снижает тревожность и некоторую искусственность задания. После занятия детям предлагается задание: рассказать, какими «масками» они чаще всего пользуются в жизни, и чем они помогают и чем мешают в общении.
«Культура общения»
Игра «Волшебное слово»
Ход игры: Ведущий напоминает участникам о важности некоторых «волшебных слов» и выражений типа: спасибо, пожалуйста, будьте любезны, вы так любезны, вы такой замечательный. Участники по кругу должны приветствовать друг друга, используя те «волшебные слова», которые они вспомнили. Время 4-5 минут.
Занятие – тест «Культурный человек»
Цель: выявить знания детей о том, что входит в понятие культурный человек, умеют ли дети применять правила речевого этикета, характеризовать культурного человека; узнавать культурного человека по его поступкам и манере общения.
Материал: аудиозапись песни «Если добрый ты» (муз Пляцковского, сл. Савельева;), видеозапись мультфильма «Кот Леопольд»; загадки.
Игра-беседа «Ежели вы вежливы»
Цель: выявить знания детей о значении вежливых слов для культурного общения.
Материал: иллюстрированная книга В. Осеевой «Волшебное слово».
Рассматривание иллюстраций к книге В. Осеевой «Волшебное слово», с последующей беседой
Вопросы: Почему мальчик оказался в такой ситуации, что ему все отказывали в просьбе? Что неправильно сделал мальчик? Что заставило брата, сестру и бабушку всё – таки выполнить просьбу мальчика? Какие это слова? Перечислите их.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
Цель: провести наблюдение за навыками культурного общения в игровой ситуации, установить, как часто дети используют при общении различные жесты, вежливые слова; исследовать словарный запас вежливых слов.
Материал: постройка автобуса из детских стульчиков, «билеты», фуражка для водителя, шапочка для кондуктора.
«Правила взаимодействия»
Игра «Сочини сказку о предмете»
Цель: Развитие речи, пополнение словарного запаса.
Содержание: Воспитатель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета. В качестве примера можно привести сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»:
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, - говорит пузырь, - пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!». Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать - хохотал, хохотал да и лопнул!
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Задачи: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача. Помогать детям налаживать взаимодействие и развивать общение в совместной игре.
Роли | Ролевые действия |
Главный врач | Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными. |
Врач-специалист | Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист. |
Медсестра | Выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты. |
Санитарка | Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль) |
Регистратор | Записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту. |
Пациент | Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача. |
Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли | Ролевые действия |
Шофёр | Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. |
Пассажир | Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит. |
Бензозаправщик | Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек |
Милиционер | Регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру |
Водитель др. машины | Перевозит груз, рулит, ведёт машину |
В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.
Эмоциональное поведение экспериментатора, его увлеченность, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом влияют на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс мероприятий , направленный на укрепление здоровья
Комплекс мероприятий , направленный на укрепление здоровья...
Самообразование "Развитие общения через игровую деятельность детей раннего возраста"
В 2014 году на педагогическом совете ГБОУ Гимназия №1404 "Гамма" Я выступала с темой моего самообразования "Развития общения через игровую деятельность детей раннего возраста". Хочется поделится своей...
Комплекс мероприятий направленных на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей 6-7 лет в рамках проведения недели пожарной безопасности в ДОУ
Комплекс мероприятий направленных на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей 6-7 лет в рамках проведения недели пожарной безопасности в ДОУ...
комплекс мероприятий,направленных на поликультурное воспитание дошкольников(на основе народных праздников русских,бурят и алтайцев).
Проект направлен на приобщение дошкольников к социальной действительности,на воспитание маленького гражданина,что является актуальной прблемой современного дошкольного образования....
Педагогический проект Тема: " Комплекс мероприятий направленных на развитие пространственной ориентировки дошкольников через театрализованную деятельность."
Участник проекта на тему:"Комплекс мероприятий направленных на развитие пространственной ориентировки дошкольников через театрализованную деятельность."...
Комплекс мероприятий, направленных на совершенствование связной речи детей при ознакомлении с детской книгой
Содержание комплекса мероприятий, направленного на развитие умений связной речи детей в процессе ознакомления с детской книгой....
"Комплекс мероприятий направленных на формирование учебных умений у детей с особыми образовательными потребностями в условиях надомного обучения"
В настоящее время в образовательных учереждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно - развивающего обучение детей,испытывающих трудности в освоении учебных программ, в а...