Статья "Развитие речи от трех до пяти лет"
статья по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему

Статья поможет воспитателям и родителям понять и взять на вооружение систему развития речи ребенка данного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Особенности развития детской речи.

  1. Дети усваивают структуры простых и сложных предложений, слушая речь окружающих, овладевая языком в собственной речевой практике.

В возрасте 3-4 лет наиболее часто употребляемые в речи – нераспространенное простое и неполное распространенное предложения. Для выражения временных отношений дети используют отдельные члены предложения, или придаточные предложения времени.

На 5-ом году жизни возрастает количество полных распространенных предложений; дети начинают прибегать к форме сложного предложения в обиходной речи (в пересказе сказок реже).

В процессе овладения простым распространенным предложением дети могут опускать отдельные члены предложения, не согласовывать слова в роде, числе и падеже (чаще наблюдается при пересказе сказок).

Появление сложных предложений в речи детей свидетельствует о начальном понимании ими простейших связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающего мира. В дальнейшем детская речь обогащается более совершенными грамматическими средствами. Наибольшие трудности в оформлении сложных предложений дети испытывают при пересказе сказок, где ряд смысловых отношений ими еще недостаточно осознан и нет навыка использования соответствующих грамматических форм.

  1. Объем простых и сложных предложений в период 3-5 лет возрастает.

На 4-ом году жизни в детской речи характерны нераспространенные и неполные распространенные предложения, состоящих из подлежащего, сказуемого, дополнения, а также определения или обстоятельства.

На 5-ом году жизни у детей чаще наблюдается использование определения и обстоятельства, что свидетельствует об усвоении формы простого распространенного предложения.

Объем сложного предложения возрастает не только за счет вышеперечисленных обстоятельств, но и за счет увеличения простых предложений, входящих в состав сложных.

  1. Словарь детей 3-5 лет постоянно пополняется словами с конкретным и абстрактным значением (такие части речи как местоимение, наречие, числительное).

Отвлечение и обобщение появляются в детской речи в связи с использованием формы множественного числа (например, последовательное увеличение групп однородных членов предложения в речи детей).

На 4-ом году жизни в предложениях встречается лишь какая-либо одна группа однородных членов предложения (подлежащих, сказуемых и дополнений). В последующий год количество групп в речи детей увеличивается. Оформление групп однородных членов предложения в детской речи имеет свои особенности. Увеличивается количество членов предложения в каждой отдельной группе, сначала идет овладение перечислением однородных членов, позднее противопоставлением. К концу 5-ого года жизни в речи детей появляются обобщающие слова перед отдельными группами однородных членов предложения.

В возрасте 3-5 лет дети начинают осознавать и обозначать в речи наиболее жизненно важные отношения и зависимости: предметные, определительные, пространственно- временные и причинные отношения.

  1. Дети преимущественно мыслят конкретными предметами и их наиболее конкретными связями, и отношениями.

Появление отвлеченного мышления у детей сопровождается появлением слов, с повышенной функцией обобщения и отвлечения и отдельных грамматических форм, показывающих о новой ступени понимания детей существующих связей и зависимостей.

К 5-ти годам дети делают большие успехи в практическом овладении грамматикой языка, тем не менее, они же совсем не пользуются некоторыми грамматическими формами для выражения мыслей или совсем их не употребляют.

В простых распространенных предложениях почти не встречаются обстоятельства причины, цели, условия, так как отношения, которые данные обстоятельства обозначают, обычно выражается детьми в форме придаточных предложений в составе сложных.

Редко встречаются предложения с однородными обстоятельствами; сложные предложения с придаточными сравнительными, определительными, подлежащими. Так же в речи детей можно наблюдать многочисленные ошибки в овладении ими лексикой языка и отсутствие прочных навыков согласования слов в предложениях.

Чтобы дети правильно усваивали родной язык, нужно обращать внимание на усвоение ими ряда грамматических форм:

  1. Следует поощрять высказывания детей о группах предметов, для чего учить их пользоваться словами во множественном числе, выраженными различными частями речи.
  2. Учить детей высказывать мысль о ряде действий и состояний в одном предложении.
  3. Обращать внимание на обогащение словаря ребенка в части называния определительных и обстоятельных признаков.

В связи с этим следует:

  1. Знакомить детей с основными и дополнительными цветами.
  2. Учить детей сравнивать величину предметов, называть размер предмета и его порядковое место в ряду предметов.
  3. Учить словам, обозначающим принадлежность предмета, в частности пользованию притяжательными местоимениями.
  4. Обращать внимание детей на состояние предметов и углублять познание ими качеств.
  5. Усваивать группы слов для обозначения в речи обстоятельств места действия, меры, времени, образа действия. Особое внимание следует уделить формированию умения противопоставлять однородные члены предложения, там, где это нужно по смыслу. На 5-ом году жизни следует учить детей пользоваться обобщающими словами перед группой однородных членов.
  6. Следить за правильным оформлением предложения в период освоения полных распространенных предложений.
  7. Проводить обучение специальным словам и грамматическим формам. Особое внимание обращать на использование детьми придаточных предложений в речи. Обучая детей форме сложного предложения следует оказывать им помощь в оформлении союзной связи, следить за правильным выражением причинно-следственный и других зависимостей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книги для детей от трех до пяти…

Что читать детям дошкольного возраста......

ДИАПАЗОН ВОКАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

В статье представлены вокальные возможности детей от трех до пяти лет...

Книги для детей от трех до пяти…

Консультация для родителей на тему "Книги для детей от трех до пяти…"...

Конспект занятия группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с трех до пяти лет по программе «Социокультурные истоки»

Конспект  занятия группы компенсирующей направленности для детей  с  нарушением опорно-двигательного аппарата с трех до пяти лет  по программе«Социокультурные истоки»...