Презентация педагогического опыта
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_9_1.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Под этим подразумевается развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознано воспринимать окружающий мир и является посредством общения. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам».Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза)средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Используемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок», после чего воспитатель спрашивает у детей, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т. д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Дошкольники с удовольствием включаются в театрализованные игры: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи различных программ, рекомендуемых для детского сада: от ознакомления с окружающим миром, общественными явлениями, формированием элементарных математических представлений до физического совершенствования. А умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У дошкольника улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатления от их высказываний, поступков, событий в которых они участвуют. Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Учитывая столь разностороннее влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка мы, совместно с творческой группой педагогов нашего детского сада, решили использовать ее в коррекционных целях, как одно из средств развития речи.
Изучив, имеющуюся методическую литературу по данному направлению (Образцов С. В. «Всю жизнь играю в куклы»; Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников; Джежелей О. В. «Читаем и играем»; Чистякова М. И. «Психогимнастика» и др.) составили основные задачи по использованию театрализованной деятельности, как средство развития речи и способностей детей дошкольного возраста:
1. Становление образной речи, используя сравнения, абстрагирование, воображение и т. п.
2. Развитие комплекса выразительных средств звучащей речи (мелодия, темп, ритм, логическое ударение, тембр речи).
3. Формирование артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия.
4. Развитие языка жестов (мимика, пантомимика)
5. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный и др.)
6. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Методические приемы руководства театрализованной деятельности вытекают из принципа педагогики о ведущей роли воспитателя, логопеда в формировании личности ребенка, коррекции его речи и поведения. Логопед работает с детьми индивидуально. Кроме воспитателя и логопеда принимают участие и музыкальный руководитель, и родители.
В нашей группе для театральной деятельности создана предметно- развивающая среда – это разнообразные виды театров (кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, театр на магнитах, декорации и костюмы для драматизации.
Детям очень нравится данная форма работы «игра в театр». Они почувствовали себя настоящими артистами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичная презентация педагогического опыта «Психологическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ»
В публичной презентации педагогического опыта по теме «Психологическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ» представлена система работы педагога-психолога в детском саду, кот...
Презентация педагогического опыта по теме"Развитие эмоциональной культуры педагога как одно из условий профилактики эмоционального выгорания"
Развитие эмоциональной культуры педагогов как одно из условий профессионального выгорания...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ» ...
Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...
Презентация педагогического опыта воспитателя МБДОУ № 143 Барановой Елены Юрьевны
В данной презентации отражены основные принципы и направления моей работы в д/с "Тулячок" Пролетарского района г. Тула...
Презентация педагогического опыта на тему: "Палочки Х.Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников"
В 2014 году участвовала в городском конкурсе педагогического мастерства "Воспитатель года - 2014" «Палочки Х. Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников в интегрированной...