Чтение в дошкольном периоде
статья по развитию речи на тему

Лёвочкина Людмила Леонидовна

Роль чтения в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл чтение26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение в дошкольном периоде

Введение

Ф. Ф. Резенер считал, что самый страшный враг правильного развития, и умственного, и нравственного — это пустота жизни и неудовлетворение духовных потребностей.

Нельзя быть счастливым, не умея читать.

История показывает, что чтение на в далёкие времена воспринималось как простое воспроизведение напечатанного текста.

Константин Дмитриевич Ушинский был основоположником сознательного чтения.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной.

Дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для обучения чтению. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться.

Чтение в дошкольном периоде

До середины 19 века в России господствовал метод механического чтения. Чтение воспринималось как простое воспроизведение напечатанного слова. Часто детям к чтению предлагались (для тренировки) редко встречающиеся слова. Ученики читали малопонятные тексты на церковнославянском языке. Чтением считалось механическое озвучивание текстов. Часто ученики, прочитав отрывок, не могли ответить на вопросы по его содержанию.

Попытки разрешить противоречие между формируемым навыком механического озвучивания текста и необходимостью понимать прочитанное привели к созданию метода объяснительного чтения. Целью методики становится необходимость «довести учащихся до того, чтобы они в состоянии были понять построение прочитанного произведения, чтобы они могли воспринять систему идей. Основоположником сознательного чтения был Константин Дмитриевич Ушинский. В системе занятий родным языком Ушинский отмечал три взаимосвязанных основных раздела: развитие речи, чтение и грамматику. [4,с.з].

 «Вводя дитя в родной язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, в область народного духа… Вот почему, передавая детям какое-нибудь произведение народной словесности или его литературы, мы только тогда вводим дитя в обладание формами народного языка, если действительно уясняем ему ту мысль и то чувство, которые в них выразились… Вот почему, приступая к изучению какого-нибудь стихотворения, будет ли то песня Кольцова, или басня Крылова, или стихотворение Пушкина, или народная песня…, мы должны прежде всего сами уяснить себе хорошо это произведение, должны сделать ему строгую логическую и эстетическую оценку и определить, что в нём есть народного и почему оно заслуживает изучения. Кроме того, на каждое такое произведение мы должны смотреть, как на окно, через которое можем показать детям ту или другую сторону народной жизни. Но ещё недостаточно, чтобы дети поняли подобное произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали»-писал Ушинский [4, с.5].

Уже в XIX в. чтение рассматривалось как важнейшее средство воспитания души подрастающего поколения. Детская литература, составной частью которой являлась детская периодика, — единственное средство массовой коммуникации в то время — старалась учитывать стремление детей к активному познанию мира, особенности протекания у них высших психических процессов, используя наиболее эффективные по своему эмоциональному воздействию выразительные художественные средства.

На страницах русских педагогических журналов, таких, как «Учитель» (1861-1870), «Детский сад» (1866-1876), «Педагогический листок» (1869-1915), «Воспитание и обучение» (1877-1917), «Вестник воспитания» (1890-1917), широко обсуждались проблемы детского чтения, его роли в нравственном воспитании личности юного человека.

Главной целью детской литературы и детской периодики, как великолепнейших сборников для чтения, считалось всестороннее воспитание и образование юных читателей, «…развитие данных им от природы элементов человеческого духа, — развитие чувства любви и чувства бесконечного» (В. Г. Белинский).

В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы пять основных задач в деле воспитания, которые она старалась реализовывать в художественных произведениях, печатавшихся на страницах журнала.

Необходимо возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе. Научить детей уважать всякий честный труд, талант. Способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала.  Дать силы детям для борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни.

Роль чтения художественных произведений в нравственном воспитании русские педагоги видели в том, что оно в соответствии с возрастом дает ребенку ряд живых конкретных образов, возбуждает в нем целый ряд чувств, заставляет его радоваться, жалеть, трепетать от ожидания, пробуждает в нем сострадание, любовь и уважение к добрым, благородным чертам или поступкам, презрение и отвращение к низости и пошлости.

Причем самым важным в нравственном воспитании считалось вызвать через чтение соответствующие переживания в ребенке, актуализировать его личный жизненный опыт, т. к. только на его основе, а также на чувствах, лично пережитых ребенком, можно было сформировать привычку следовать нравственным правилам (библейским заповедям) в жизни.

Народные сказки отражали своеобразную программу народного воспитания. В доступной детскому пониманию форме они рассказывали о мужестве, героизме, правдивости, честности, трудолюбии и утверждали идею победы добра над злом.

Самым пригодным чтением для младшего школьного возраста считалась басня, где с простотой и ясностью изложения сочеталась еще и трезвость взгляда. В живых, наглядных образах олицетворялась природа, нравы людей и животных; в низ без морали восхвалялась добродетель, осмеивались недостатки и людские слабости; выставлялась какая-нибудь особенно характерная черта животного, свойственная человеку, выражалось народное остроумие. Особенно ценились басни И. А. Крылова. Так, известный педагог В. П. Острогорский подбирал басни И. А. Крылова в соответствии с возрастом ребенка. Начинал, например, с басни «Стрекоза и Муравей», где Стрекоза наивна и легкомысленна, а труд является спасением живого существа от унизительного положения. Чем старше был класс, тем мысль была сложнее. В басне «Камень и Червяк» труд представлен уже как самодеятельное проявление воли человека в противовес беспрекословному подчинению воле начальства. Неблагодарное отношение к товарищу, неправильное поведение в ответ на оказанную помощь ярко показано в басне «Два мальчика».

Таким образом, на страницах таких педагогических журналов, как «Учитель», «Детский сад», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания» и др., одним из важнейших средств пробуждения чувств ребенка и обогащения его жизненного опыта считалось чтение высокохудожественных произведений. А в педагогических статьях важное место занимали вопросы специального подбора книг для детского чтения в соответствии с рядом требований: доступность, ясность идеи; яркий динамичный сюжет; занимательное содержание, обогащающее ребенка, воздействующее на его чувства; четкая композиция; литературный язык; учет возрастных особенностей детей.

Детские журналы, редактируемые известными педагогами второй половины XIX-начала XX в. и содержащие специально подобранные произведения для детского чтения, являлись важным средством нравственного воспитания подрастающего поколения.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги[1,с.15].

При восприятии литературного произведения малыши обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

2-3 года. Чудесный возраст - ребенок начинает учиться понимать окружающий мир, с интересом знакомится с цветом, формой, размером предметов, очень непосредственно реагирует на свои успехи и неудачи, открыт к общению со взрослым. Но! Буквы в этом возрасте - непонятные и неинтересные иероглифы, суть, за ними скрывающаяся, пока недоступна для понимания маленьким человеком. Не стоит в этом возрасте усердствовать в обучении ребенка, будь то чтение, счет, иностранные языки. Лучше дайте ребенку возможность почувствовать окружающий мир с помощью зрения, слуха, вкуса, пальчиков. Научившись чувствовать мир во всех его проявлениях, ребенок с большим успехом в дальнейшем освоит навык чтения.

Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта.

Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.

В возрасте 3,5-4 лет:

1. Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить закрыть окно. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим;

2. Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков – буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д.;

3. Они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.

В возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.

С возраста 4-5 лет ребенок может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения, в этом возрасте особо выражено "чутье ребенка к языку". Поэтому, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 10-15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать занятия. Но если четырехлетка еще не научился сосредотачивать внимание, целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив, тогда лучше еще подождать.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

 В младшем дошкольном возрасте хорошо читать пестушки, потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции.

В возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. под принуждением (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем[3, с.127].

Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Чарушиным.

6-7 лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.

При чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.

Художественная литература играет не мало важную роль в развитии социального опыта дошкольника.

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читают(или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений.

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, нужно думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.

Следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно[2].

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

На занятиях по чтению взрослый, организующий эти занятия, должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, не перегружать его учебными заданиями. Естественная для дошкольника деятельность - игра, которая ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать.

Правила, обязательные для успешного обучения чтению:

- игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

- поддерживать интерес к занятиям, использовать разнообразные игры и пособия.

- важна не длительность занятий, а их частота. Нужно быть последовательными в обучении чтению.

- указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

- приступать к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

- овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно нужно сочетать учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

- Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка.

- Нельзя сравнивать успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

- для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению.

- не начинать занятия, если ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха.

Вывод

Таким образом, я пришла к выводу, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Ведь чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.

Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка. А так же передает представления о жизни, труде. У ребёнка складывается своё  отношение к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Всё хорошее, заложенное именно в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

 

Список литературы:

1. Береснева Л. О роли чтения // Домашнее воспитание. — 2002. — № 6. — С. 15-17.                

2. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методической пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО. - Воронеж: Творческий центр "Учитель", 2000. - 64с.

3. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с.

4. Федина В.В. Самоучитель по специальной методике объяснительного и литературного чтения. Пособие для студентов специальностей 031800 (логопедия) и 031700 (олигофренопедагогика). - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение детям дошкольного возраста

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествова...

Обучение чтению детей дошкольного возраста

Этот материал поможет родителям начать обучать раннему чтению детей дошкольного возраста. Организовать этот процесс в интересной игровой форме....

«Почему важно начинать подготовку к обучению грамоте и чтению в дошкольном возрасте».

При обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукрвого анализ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

«Обучение чтению в добукварный период».

Большинству родителей перед поступлением в школу говорят, что для ребенка будет лучше, если он придет в школу, умея читать, поскольку в 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8 лет.Но чтение не рождает...

Обучение чтению в добуквенный период.

Многие полагают, что для ребенка будет лучше, если он придет в школу, умея читать, потому что в 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8 лет.Но из знания алфавита, чтение не рождается автоматически.Пок...

Консультация для родителей "Как организовать домашнее чтение в летний период"

рекомендации и список литературы для чтение летом....