Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Прогулка в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Голованова Анна Константиновна

Занятие направлено на закрепление знаний детей о зиме,её приметах,жизни животных и птиц в это время года, посредством речевых игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_v_zimniy_les.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 с углублённым изучением математики»

структурное подразделение детский сад «Берёзка»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

«Прогулка в зимний лес».

Автор: воспитатель 1- й кв. категории

Голованова А.К.

2017 г.

Цель: закрепление знаний детей о зиме, её приметах посредством речевых игр и упражнений.

Задачи:

Образовательные:

*  закрепить и уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в природе с приходом зимы;

* формировать умение детей понимать скрытое, либо метафорическое значение фразеологизмов;

*  уточнить представления детей о зимующих птицах; закреплять умение по описанию узнавать и правильно называть их;

* обогащать словарь с помощью прилагательных, формировать умение подбирать признаки к предмету, образовывать многосложные слова;

* упражнять детей в умении использовать в речи существительные с уменьшительно - ласкательным значением.

Развивающие:

* развивать мышление на материале описательных загадок и проблемных вопросов;

* развивать ассоциативное мышление, фантазию;

* развивать связную речь, добиваясь полных ответов.

Воспитательные:

* воспитывать бережное отношение к животным и птицам, прививать любовь к природе.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,  кукла Зимушка, аудиозапись «На тройке» П.И. Чайковского, силуэты животных, снежки из синтепона), муляжи корма для животных.

Ход занятия

Воспитатель: (дети стоят в кругу) Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом.

“Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!”

Перед детьми изображение домика с закрытыми ставнями (слайд 2).

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что спряталось за закрытыми ставнями домика? Тогда давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать        на        занятии.

Кто, угадай-ка?
Седая хозяйка!
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки?
Дети: Зима.


Воспитатель: Верно, зима.  (Ставни открываются, а там изображение зимы, слайд 3) Ребята, зима скоро уйдет от нас и она хочет напоследок узнать, знаете        ли        вы        ее        приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать и задавать вопрос, а вы отвечайте и бросайте его обратно.

Скажите, а какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, солнышко мало греет, холодно, и т.д.).
А какая она, зима? (холодная, хмурая, ветреная, и т.д.).

Что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю);

Работа с пословицами:

-А как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит»,  «Береги нос в большой мороз» (ответы детей).

Молодцы, хорошо описали зиму!

Воспитатель: А хотите прогуляться по зимнему лесу? ( Да) Тогда давайте собираться.

Тактильная игра-массаж “ Собираемся на прогулку”

С помощью имитации надеваем брюки, носки (легкое поглаживание ног); надеваем кофты (поглаживание рук, живота); надеваем валенки (поглаживание ног от пальцев до колена); надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания); застегиваем пуговицы на пуховиках (точечные движения от шеи до живота), завязываем шарфы.

Воспитатель: Ну, что ж отправляемся гулять!

Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам” (эмоциональная разрядка)

По Мы шагаем по сугробам,                                Дети идут, высоко поднимая
По сугробам крутолобым.                                ноги.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,                                        Садятся и поглаживают
Наши ноженьки устали.                                          ладонями снизу вверх.
Сейчас сядем, отдохнем,
И опять гулять пойдем.

(Звучит фонограмма П. И. Чайковского "На тройке" из цикла "Времена года".

Воспитатель: Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А чем пахнет в зимнем лесу? (слайд 4)
Дети: В лесу пахнет морозной свежестью, снегом, ёлкой.
Воспитатель: Давайте ребята вдохнём лесного воздуха.


Дыхательное упражнение.

Дети вдыхают носом воздух и на выдохе произносят: «Ух, свежо!» (3раза)

(Воспитатель вносит куклу "Зимушку").

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто нас встречает в зимнем лесу. Это Зимушка.

Зима: Здравствуйте ребята, я слышала, что вы тут обо мне говорите, и решила к вам в гости заглянуть. Мне очень грустно и обидно, что меня все считают холодной, хмурой и колючей. Но ведь и я хочу, чтобы люди меня любили и не называли такими грустными словами.

Воспитатель: Не огорчайся, Зимушка. Мы с ребятами сейчас что-нибудь придумаем. Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и придумать для красавицы зимы новые признаки, которые понравятся Зимушке.

Дидактическое упражнение "Подбери слово-определение".

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы подбирайте слова-признаки к ним.

 (слайд 5). Что изображено на картинке? (подушка)

Давайте подберем к ней слова-определения, какая она?

Дети перечисляют: подушка - мягкая, перьевая, легкая, квадратная, белая;

(слайд 6). А что здесь изображено? (паровоз) Что про него можно сказать, какой он?  

Дети перечисляют: паровоз - железный, большой, быстрый, дымящий, быстроходный).

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте присвоим признаки подушки и паровоза        зиме.
Почему зима может быть мягкой? Легкой, белой? (варианты ответов детей)
Что может обозначать выражение "железная зима"? (все сковала льдом, как железом)
А как вы понимаете выражение "дымящаяся зима"? (зимой топят печки, они дымят, поэтому и зима дымящаяся)

Воспитатель: Посмотрите, как радуется Зимушка, что вы назвали ее такими хорошими словами. Наша прогулка продолжается. Угадайте, кто нам дальше повстречается (слайд 7).

Злой, голодный, серый … (волк)

Трусливый, длинноухий, белый …(заяц)

Маленькая, рыжая, быстрая…(белка)

Хитрая, рыжая…(лиса)

Большой, рогатый…(лось)

(звери по очереди появляются на слайде)

Воспитатель: А как вы думаете, можем мы встретить медведя в зимнем лесу? Почему? (Медведь зимой впадает в спячку).

Проблемный вопрос: А как вы думаете, что было бы, если бы медведь не заснул на зиму? (ответы детей)

Дидактическая игра “Чей хвост, чья голова?”.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня тоже есть различные животные.

(При подаче картинок детям педагог “нечаянно их рассыпает”).

Ой! Ребята! Что же мне делать. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Картинки с силуэтами животных и изображением хвостов лисы, белки, волка и головы зайца и т.д.)

Чей хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост.)

Чья у тебя голова? ( Заячья голова) и т.д.

Дети прикрепляют хвосты и головы по назначению.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, иногда зимой бывает так холодно, что  теплые шубки не спасают зверей от холода, хочется им в домике спрятаться. Вот и просят звери, вас спрятать их в своих домиках. Мы же знаем, что у каждого зверя есть свой дом.

Игра с мячом «Спрячь меня» (закрепление названий жилищ животных)

Вопросы:

- Куда спрячем лису? (в нору) (слайд 8)

- А волка? (в логово) (слайд 9)

- Зайца куда спрячем? (под кустик) (слайд 10)

- Куда спрячем медведя? (в берлогу) (слайд 11)

- А белку? (в дупло) (слайд 12)

Воспитатель: Молодцы! Спасли всех зверей от холода. Но только зверям не только холодно зимой, но и голодно. Давайте мы их накормим (слайд 13).

Д/И  «Чудесный мешочек»

(Дети по очереди подходят к чудесному мешочку, достают из мешочка корм и рассказывают, кто питается этим кормом.)

 Воспитатель: Вы такие молодцы, согрели зверей, накормили. Теперь они точно доживут до весны. А весной у них появятся детеныши.

Игра с мячом «Большие и маленькие».

Воспитатель: Давайте поиграем. Встаньте в кружок. Я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.

В. - У лисы рыжая голова.

Р. – У лисенка рыжая головка.

В. - У волка острые зубы.

Р. – У волчонка острые зубки.

В. – У зайца короткий  хвост.

Р. – У зайчонка короткий  хвостик.

В. – У мыши длинный хвост.

Р. – У мышонка длинный  хвостик.

В. – У белки черные глаза.

Р. – У бельчонка черные глазки.

В. – У лося длинные ноги.

Р. – У лосенка длинные ножки.

В. – У медведя короткий хвост.

Р. – У медвежонка короткий хвостик.

Воспитатель: Вот какие мы молодцы, столько дел хороших сделали! Устали, наверное, давайте отдохнем. Я предлагаю вам поиграть в «Снежки»

(Проводится игра «Снежки»: дети бросают в друг друга «снежки» из синтепона)

Воспитатель: Идем дальше. Отгадайте, кто нас встречает ? (слайд 14)


Вещунья – белобока,
А зовут её …
(Сорока)

Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …
(Синичка)

Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!»
(Ворона)

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

(изображения птиц по очереди появляются на слайде)

Воспитатель: Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку к Зимушке!

Проблемный вопрос:

Как вы думаете, зачем Зимушка повесила кормушку?  А что будет с птицами, если не повесить для них кормушки? (ответы детей). А чем можно покормить зимующих птиц?

Игра «Скажи, какая?»

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста,…

- если у птицы белый бок, то она какая? (белобокая) Какую птицу можно так назвать? (сороку)

- если у птицы желтая грудка, то она какая? (желтогрудая) Какую птицу можно так назвать? (синицу)

- если у птицы красная грудка, то она какая? (красногрудая) Какую птицу можно так назвать? (снегиря)

- если у птицы длинный  клюв, то она какая? (длинноклювая) Какую птицу можно так назвать? (ворону)

- если у птицы короткий  клюв, то она какая? (короткоклювая) Какую птицу можно так назвать? (воробья)

Воспитатель: Молодцы, вот какие сложные слова вы знаете!

Итог:

Воспитатель: Ребята вот и подошла к концу наша прогулка по лесу, я предлагаю вернуться в детский сад (слайд 15).

Тропка змейкой под ногами,
Мы домой вернемся с вами.

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Чем она запомнилась Ксюше? Чем Андрюше? И т.д.

Как можно сказать, какая прогулка получилась? (веселая, радостная, зимняя, удачная…..)

Зима: Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для прогулки по лесу.

Настроение каково?
Во! (показать большой пальчик)

Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе «Зимняя сказка»

Конспект НОД по речевому развитию  в первой младшей группе «Зимняя сказка»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Зимняя гостья»

Использование интерактивных технологий в занятии. Подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес у детей за счет реалистичности изображения,...

Конспект по речевому развитию в старшей группе "Зима. Зимние забавы"

Закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы; учить составлять сюжетный рассказ по картине; развивать словарь, память, внимание, мышление; воспитывать дружеские отношения между детьми. ...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей подгруппе тема:«Зимние- святки».

Конспект  занятия по речевому развитию в старшей подгруппе     тема:«Зимние- святки».Образовательные задачи:Социокультурное развитие дошкольников, посред...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе.  Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Цель: обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине...

Конспект по речевому развитию в старшей группе «Зима. Зимние забавы»

Систематизировать знания детей о зиме, признаках зимы, познакомить с понятием "Зимние забавы"...

Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие

В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры....