конспект ОД по речевому развития
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Конспект ОД "Бабушкин сундучок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_po_rechevomu_razvitiyu.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад д.Казинка Елецкого муниципального района Липецкой области
Конспект ОД по речевому развитию
« Бабушкин сундучок»
детей младшего дошкольного возраста
Составитель
воспитатель КалининаИ.Н.
д.Казинка Елецкого района Липецкой области
2015г
Цель: закрепить познания детьми смыслового значения содержания русских народных потешек и песенок; совершенствовать диалогическую речь( умение вступать в разговор, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим, грамматически правильно отражать в речи своё впечатление); развивать активный словарь; способствовать развитию произвольной памяти при знакомстве с малыми фольклорными жанрами; познакомить детей с тем, какие раньше были куклы, из чего и как их делали; пополнить знания об игрушках.
Предварительная работа: разучивание с детьми потешек; изготовление вместе с родителями тряпичных кукол – пеленашек; знакомство детей с традициями и атрибутами старины (сундук, домотканная дорожка, рубель, прялка)
Ход занятия.
Первый воспитатель:
- Детки, вы любите ходить в гости?
(Ответы детей).
- Сегодня бабушка Арина пригласила нас к себе в гости в деревню. Как же нам к ней добраться? ( Ответы детей: пешком, на машине, на поезде , на самолете).
Дети отправляются на выбранном виде транспорта в гости, исполняя песенку.
На пороге своей горницы их встречает бабушка Арина.
Бабушка Арина (воспитатель в русском народном костюме):
-Здравствуйте, мои дорогие! Какие вы нарядные, весёлые! Наверное, хотите порадовать бабушку своими потешками, песнями да плясками? Ну, что ж,
Горница у нас большая
Да красивая такая!
Вот в углу сундук стоит,
Много он добра хранит.
Как вы думаете, ребятки, что в бабушкином сундуке хранится? (Ответы детей). Давайте поглядим!
Бабушка достаёт из сундука различные игрушки.
А давайте вспомним русские народные потешки про эти игрушки. Вот котик.
Дети рассказывают потешки про котика:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
Киска, кисонька, коток,
Киска – серенький хвосток,
Приди киса ночевать,
Приди Глебушку качать.
Ах, ты котенька,
Ты мой серенький,
Как тебя не любить,
Хвостик беленький!
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Бабушка:
- А вот вам и петушок! Вспомните и о нём потешки.
Дети рассказывают потешки о петушке:
Идёт, идёт петушок,
Набок гребешок,
Красная бородка,
Костная головка.
Сам рано встаёт
И другим спать не даёт,
На заборах сидит,
Больше всех кричит.
- А кто ещё знает потешку про петушка?
Дети читают потешки:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
А как Петя – петушок
Ранним – рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
Бабушка :
- Ребятки, а сейчас
Громче хлопайте в ладошки-
В гости к нам пришла Матрёшка!
Ребёнок:
Вся румяная,
Очень ладная,
Щёчки красные,
Глазки ясные.
Бойко топают сапожки…
Здравствуй, милая Матрёшка!
Физминутка «Матрёшки»:
Мы- весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
Бабушка:
- Давайте дальше посмотрим, что там в моём сундуке. А вот вам и коза!
Коза – хлопота
День – деньской занята.
Ей – травы нащипать,
Ей – на речку бежать,
Ей – козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька – лиса
Их с собой не унесла.
Ой, а лиса – то тут как тут! (достаёт из сундучка игрушку – лису). Расскажите и про неё потешку.
Ребёнок:
Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лапоточки сплела.
Бабушка :
-А это что за игрушка?(достаёт игрушку – свинку). Да, это свинка- жёсткая щетинка. И про неё мы знаем потешки.
Дети :
Ах ты, свинушка
С поросятками,
Ты зачем ходила к речке
За гусятками?
В речке гусятки
Купалися,
А твои поросятки
Забоялися!
Бабушка: (достаёт из сундучка тряпичную куклу)
- Это тряпичная обрядовая куколка. В древности люди делали их без колющих и режущих предметов, поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать. Таким куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни
и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Демонстрация картинок на тему: «Тряпичные куклы».
(Из сундучка раздаётся детский плач)
Бабушка:
-Ой, да кто же у меня там плачет? Так это же ваши куколки – пеленашки, которых вы делали вместе с родителями! (раздаёт детям куколок и рассказывает):
- Кукла Пеленашка на вид – очень простая куколка – младенчик в платочке, завёрнутый в пелёнку. Куклу - пеленашку делали из двух лоскутков ткани. Один лоскуток туго скручивали, перевязывали верёвочкой посередине и сверху завязывали платочек. В другой лоскут заворачивали, и получалась куколка. Такие куклы клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Давайте сейчас споём куколкам колыбельную песенку и уложим их спать.
Дети : ( поют колыбельную)
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И утащит во лесок.
Ты, волчок, не приходи,
Нашу детку не буди.
Дети укладывают пеленашек в игрушечную кроватку.
Бабушка:
- А сейчас если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, что же ещё прячется в моём сундуке:
Эта игрушка не хочет лежать,
Положишь её – встанет опять
И стоит, качается,
Как она называется?
Дети: - Неваляшка!
Бабушка:
- Очень любят неваляшки
Разноцветные рубашки.
Сами ткут и прядут,
Сами в гости к нам идут.
Девочки исполняют танец «Неваляшки», а мальчики подыгрывают им на музыкальных инструментах.
Бабушка:
- Дорогие наши гости!
Мы вам пели , танцевали,
Как могли, вас развлекали,
Веселили от души
Вас сегодня малыши!
- И на память вам, дорогие детки, хочу подарить вот эту куклу – травницу. Она даёт здоровье, создаёт покой и уют в доме. Так пусть у всех будет тепло и уютно в доме и царят добро и любовь! Всего вам доброго!
Дети вместе с первым воспитателем прощаются с бабушкой Ариной и отправляются в детский сад. (Дети отправляются на выбранном виде транспорта)
Итог занятия.
Первый воспитатель задаёт детям вопросы:
- Где же мы побывали?
-Что мы узнали нового?- Зачем нам подарили куклу – травницу?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...
Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»
Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Конспект ООД по речевому развитию по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе по теме: "Мы спешим на помощь героям сказки «Теремок»"
Конспект ООД по речевому развитию по образовательной области «Речевое развитие»...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.
Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...