Конспект занятия по развитию речи "Кит и кот"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе с использованием интерактивной доски. Цель занятия - обобщение знаний о гласных и согласных звуках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Конспект занятия по развитию речи

       для детей подготовительной к школе группы

Цель – обобщение знаний о звуках и буквах.

Программные задачи: 

1. Вовлекать детей в содержательное общение, диалог. Побуждать высказывать предположения, рассуждать, обобщать новую информацию в форме короткого текста.

2. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Развивать мелкую моторику в процессе письма.

3. Воспитывать интерес к письменной речи.

Демонстрационный материал: интерактивная доска, таблица гласных и согласных звуков.

                                                Ход занятия

   Дети играют в игры по интересам.

Воспитатель: Ребята, помогите мне, пожалуйста, угадать загадки.          Слайд №2.

  1. Плывет по морю великан,

А из спины – большой фонтан.

Его детеныш мал пока

И очень просит молока.  (Кит)

     Угадавший ребенок вытягивает отгадку за стрелку №1

  1. Ночью не спит,

 Мышей сторожит.  (Кот)

                                             Тянем за стрелку №2

  1. Под полом таятся,

Кошки боятся. (Мыши)

                                             Тянем за стрелку №3

Воспитатель: Загадки-то вы разгадали, а узнали, из какого произведения все эти герои?

Дети: Из стихотворения «Кит и кот».

Воспитатель: Правильно, мы недавно читали такое стихотворение Бориса Заходера. Кто помнит, что же там случилось?

Дети: Перепутались буквы в словах.

Воспитатель: Точно, посмотрите на первое и второе слова, что мы видим?

Высказывания детей по поводу сходства и различия слов «кит» и «кот».

Воспитатель: Вы правы, эти слова отличаются только одной буквой.  Чтобы было еще сложнее, третье слово тоже потеряло одну букву, все три перепута- лись. Как же нам навести порядок в словах?

 Дети: Надо поставить буквы на места.

       По одному подходят и пальчиком перетаскивают буквы. Проверяем.

Воспитатель: Все думают так же? Все слова в порядке? Молодцы. А теперь снова посмотрите на слова «кит» и «кот». Давайте произнесем их медленно и найдем еще одно отличие этих слов друг от друга.

Высказывания детей. Помогаю им сформулировать вывод, что первый звук в одном слове твердый, а в другом – мягкий.

Воспитатель: Я вам сегодня открою секрет: согласные звуки становятся мягкими из-за некоторых гласных. Давайте проверим на других словах.

Слайд №3

 Воспитатель: Слева у нас слова, в которых [б] и [п] будут читаться как твердые. Хотите узнать, какие буквы мы можем вставить в пропуски?

Дети: Да, хотим.

             Дети поочередно передвигают влево звездочки, стоящие до разделяющей черты, и устно подставляют гласные звуки в слова. Получилось по 2 варианта («балка» - «булка», «палка»-«полка»).

Воспитатель: Что за слова волшебные, можно одну букву вписать, а можно и другую! Что же там все-таки спряталось?

            Щелкаю слева, появляются картинки-отгадки, дети вписывают буквы маркером.  

Воспитатель: Справа у нас слова, в которых [б'] и [п’] будут читаться как мягкие. Хотите узнать, какие буквы мы можем вставить в пропуски?

Дети: Да, хотим.

         Дети поочередно передвигают вправо звездочки, стоящие после разделяющей черты, и устно подставляют гласные звуки в слова.  

       Щелкаю справа, появляются картинки-отгадки, дети вписывают буквы маркером.  

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Но мы уже долго работаем сидя. Хотите размяться? Превратимся в одного из героев стихотворения.

                                      Физкультурная минутка

То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -                  
движения по тексту       
Это делает зарядку
Наш Маркиз -                                    
руки вперед – вверх – в стороны 
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,                
движения по тексту
Жмурит глазки и урчит.                  
поднимают правое – левое плечо
У Маркиза все в порядке:              
показывают большой палец
Когти, шерсть и аппетит.                
«когти», поглаживают себя по плечам, по                                                                                        

                                                                                                                      животу                                                                  

Слайд №4  

Воспитатель: Возвращаемся к стихотворению  Бориса Заходера. В нем нам встретились очень длинные и трудные слова, но посмотрите-ка, эти слова разделились каждое на два маленьких! Их стало легко прочесть.

               Читают части слова, по картинке угадывают целое

Воспитатель: Молодцы. А как же эти два словечка соединяются в одно? Кто попробует написать слово целиком?

   Два ребенка пишут слова печатными буквами под исходными, списывая по 6 букв и вставляя соединительную О ( возможно, напишут А)

Воспитатель: Спасибо за старание. А теперь проверим. Подставьте на место пропущенной буквы волшебный кружочек.

Подставляют, появляется буква О. Если у детей была А, напомнить слово «молоко», где слышим А, а пишем О.

Воспитатель: Ребята, хорошо работаем! Не бьем баклуши и не тянем кота за хвост, да и резину тоже не тянем. Кстати, что это я такое говорю? Меня кто-нибудь понимает?

               Рассуждения детей на предмет образных выражений.

Воспитатель: То есть, мы не бездельничаем и не тратим времени зря. А давайте вспомним, в каких еще произведениях мы читала про кита.

Дети: В «Коньке-Горбунке»

Слайд №5

Воспитатель: Точно, а как звали этого кита? А почему он лежал и не мог нырнуть под воду?

Открывают «шторку», составляют рассказ-описание по картинке.

                                             Итог занятия

Воспитатель: Работали очень хорошо, молодцы. Спасли много слов от путаницы. Кому-нибудь было сегодня скучно? (Нажать на первую рожицу)

А кто не все понял и загрустил? (Нажать на третью рожицу)

А кому понравилось занятие? (Один ребенок нажимает на вторую)

В конце стихотворения Заходера сказано: «Сказка стала на отлично». Кто старался заниматься, тот может подойти и поставить себе оценку «отлично» маркером любого цвета.

                                             Работа с маркером.

                                                                                                                                                                                                                                   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...