Лексическая тема "Я - человек"
картотека по развитию речи на тему

Шумилина Надежда Николаевна

Пред­ставляю  дидактический материал по ознакомлению с ок­ружающим миром, развитию речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Лексическая тема содержит следующие разделы: психогимнастика; развитие мелкой мото­рики и координация речи с движением; формирование лекси-кограмматического строя речи; игры со звуками, буквами и словами; развитие познавательных процессов; развитие диало­гической речи; стихи и загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_ya_chelovek.docx971.25 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема

«Я – человек»

C:\Users\Надежда Николаевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\215556_13202.jpg

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

новорожденный

младенец

ребенок (дети)

девочка

мальчик

подросток

юноша

девушка

мужчина

женщина

старик

старуха

части тела

голова

макушка

затылок

волос

лоб

подбородок

борода

усы

рот

губа

зуб

горло

глаз

веко

ресница

зрачок

белок

бровь

нос

ухо

шея

туловище

плечо

грудь

спина

бок

живот

рука

плечо

локоть

ладонь

палец

ноготь

нога

внутренние органы

мозг

сердце

легкое

желудок

кишечник

печень

почка

вена

артерия

физическое
состояние

жизнь

рождение

взросление

старение

смерть

мысль

дыхание

движение

ходьба

бег

отдых

работа

разговор

крик

молчание

плач

вдох

выдох

сон

пробуждение

бодрствование

боль

болезнь

здоровье

физические чувства

осязание
обоняние
вкус

зрение
слух

эмоциональное
состояние

эмоция

любовь

счастье

настроение

уныние

переживание

сострадание

гнев

сочувствие
презрение
нежность
ласка

возмущение

страх

испуг

ненависть

удивление

восторг

горе

беда

радость

улыбка

обида

досада

злость

огорчение

грусть

тоска

печаль

ГЛАГОЛ

любить

восхищаться

мыслить

думать

моргать

смотреть

слушать

говорить

кричать

петь

молчать

улыбаться

болеть

плакать

стареть

ходить

заболеть

выздороветь

нахмуриться

отдохнуть

посмеяться

услышать

увидеть

ПРИЧАСТИЕ

растущий

говорящий

поющий

улыбающийся

думающий

смотрящий

читающий

очарованный

слушающий

играющий

веселящийся

спящий

заболевший

тоскующий

НАРЕЧИЕ

МОЖНО

нужно

надо

нельзя

вперед

назад

направо

налево

внутри

сбоку

шагом

бегом

шепотом

назубок

вслух

ласково

радостно

грустно

весело

тоскливо

печально

приятно

одиноко

исподтишка

вежливо

грубо

характер

непоседа

лакомка

торопыга

трусишка

грязнуля

увалень

забияка

задира

недотрога

неженка

плакса

нытик

белоручка

лентяй

врунишка

фантазер

хохотун

прочие слова

речь

мимика

жест

мечта

интуиция

прощание

приветствие

благодарность

прощение

знакомство

общение

имя

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

правый
левый
головной
глазной

носовй

ручной

ножной

спинной

боковой

ротовой

ушной

кожный

сердечный

молодой

старый

добрый

удивительный

восхитительный

замечательный

превосходный

очаровательный

смешной

страшный

грустный

радостный

умный

мужской

женский

детский

подростковый

юношеский

старческий

Психогимнастика

■ ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ

Передайте мимикой свое настроение, состояние, наме-
рение и отношение к другому человеку.

приятно — неприятно
доволен — недоволен
счастлив — несчастен
смел — труслив
спокоен — озабочен
сердит — добр

весел — печален
уверен — робок
болен — здоров
измучен — бодр
послушен — непослушен

Покажите, каким разным может быть взгляд человека.

насмешливый
печальный
добрый
злой
хитрый
обиженный

Покажите свое состояние в холодный зимний день, в
жаркий летний день.

Изобразите человека, изнемогающего от жажды и голода.
Изобразите человека, который несет тяжелый груз.

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Покажите, как ходит великан среди лилипутов, лили-
пут среди великанов.

Изобразите охоту первобытных людей на мамонта

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

Выполняйте действия и движения пальчиками в соответствии
со смыслом текста потешки.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний —

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Этот стук услышал я,

Дверь открыл, а там — друзья.

Всех друзей пригласил к себе скорей.

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

Игра «Мое тело» (по Лазареву (1997)

Повторяйте слова и показывайте части тела, о которых мы
будем говорить.

головушка-соловушка (гладят голову)

лобик-бобик (выставляют вперед лобик, как бычки)

носик-курносик (закрывают глаза и попадают паль-
чиком в кончик своего носа)

щечки-комочки (мнут пальчиками щечки и трут их
тихонько ладошками)

губки-голубки (вытягивают губки в трубочку)
зубочки-дубочки (стучат тихонько зубками)
бородушка-молодушка (гладят подбородок)
глазки-краски (раскрывают глазки шире и смотрят,
сколько красок вокруг)

реснички-сестрички (моргают ресничками)
ушки-«послушки» (трут тихонько пальчиками свои
ушки)

шейка-индейка (вытягивают свою шейку)
плечики-кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)
ручки-«хватучки» (обхватывают руками свои плечи)
пальчики-мальчики (шевелят пальчиками рук)
грудочка-уточка (выпячивают вперед свою грудку)
животик-бегемотик (выпячивают животик вперед)
спинка-тростинка (вытягивают спинку)
коленки-«поленки» (сгибают ножки в коленках по
очереди)

ножки-сапожки (топают ножками)

Формирование
лексико-грамматического строя речи

■ синонимы

Послушайте и повторите слова, близкие по значению, — «сло-
ва-приятели».

радость — ликование, торжество

прилежание — усердие, исполнительность, старатель-
ность

сильный — могучий, богатырский, мощный
смелый — мужественный, храбрый, бесстрашный, ге-
ройский, отважный, решительный, неустрашимый, доб-
лестный

растрепанный — косматый, лохматый, взъерошенный,
нечесаный

жестокий — безжалостный, бессердечный, бесчеловеч-
ный, свирепый

идти — ступать, шагать, семенить, шествовать, брести,
тащиться, тянуться

бегать — носиться, летать, гонять, мчаться

АНТОНИМЫ

Придумайте слова, противоположные по значению,— «сло-
ва-неприятели».

доброта — злоба
жизнь — смерть
мудрость — глупость
радость — горе
любовь — ненависть
счастье — несчастье
здоровье — болезнь
прилежание — нерадивость
успех — неудача
трус — храбрец
умник — глупец
друг — враг
ребенок — старик

печальный — радостный
воспитанный — невоспитанный
молодой — старый
женский — мужской
слепой — зрячий
глухой — слышащий
стройный — сутулый
худой — толстый
ловкий — неуклюжий
бледный — румяный
спать — бодрствовать
говорить — молчать
спрашивать — отвечать

Дополните предложения.

Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).

МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

Ответьте на вопросы.

Что такое нос? У кого есть нос?

Нос — это орган обоняния и дыхания человека и жи-
вотных, клюв птиц, передняя часть самолета, лодки и
других морских судов.

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите «слова-родственники». Какое слово
не является родственным?

человек, человечность, человеколюбие, челнок, чело-
веческий

дума, выдумщик, думать, дунуть, придумывать, ду-
мушка

радость, радостный, радоваться, радуга, радостно
грусть, группа, грустный, грустить, грустно
болезнь, больница, болельщик, больной, болтунья, болеть
здоровье, выздоровление, здоровый, высказать, здравствуй
знакомство, знакомый, знание, незнакомка, знако-
миться

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Скажите ласково.

голова — головка, головушка
борода — бородка, бородушка
нога — ножка, ноженька
зуб — зубок, зубик
рот — ротик, роток
рука — ручка, рученька
добрый — добренький
молодой — молоденький
милый — миленький
толстый — толстенький

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Составьте новое слово из двух.

человек, желающий добра, — доброжелательный
женщина, у которой добрая душа, — добродушная

человек, который радуется жизни, — жизнерадостный
мальчик, у которого розовые щеки, — розовощекий
девочка, у которой красные щеки, — краснощекая
человек, который любит жизнь, — жизнелюбивый

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

молодой — моложе — самый молодой
старый — старше — самый старый (старейший)
добрый — добрее — самый добрый (добрейший)
радостный — радостнее — самый радостный
умный — умнее — самый умный (умнейший)

Ответьте на вопросы.

Кого из своих близких ты можешь назвать добрым? Кто
относится к тебе добрее других? Кто из твоих знакомых
или друзей самый добрый? Когда у тебя бывает самое
радостное настроение? Кого ты считаешь самым умным?

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

расти — подрасти, вырасти

смотреть — посмотреть, высмотреть, усмотреть
слышать — услышать, выслушать, прослышать
думать — придумать, подумать, задумать
ходить — выходить, заходить, подходить, переходить,
уходить

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — много».

один младенец — младенцы — много младенцев

один ребенок — дети — много детей
один мальчик — мальчики — много мальчиков
один юноша — юноши — много юношей
одна девушка — девушки — много девушек
одна девочка — девочки — много девочек
одна женщина — женщины — много женщин

За столом сидит одна (девочка).

В зал пошли (девочки).

В танце участвует много (девочек).

Есть семьи, в которых только один (ребенок).

На улице играют (дети).

В детский сад ходит много (детей).

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬ-
НЫХ

Сочините чистоговорки.

Онь-онь-онь, посмотри мою (ладонь).
Ва-ва-ва, у человека — (голова).
Дони-дони-дони, попугай клюет с (ладони).
Вы-вы-вы, купим шампунь для мытья (головы).
Дони-дони-дони, вымой-ка свои (ладони).
Олову-олову-олову, положи подушку под (голову).
Онью-онью-онью, прикоснись к щекам (ладонью).
Ве-ве-ве, гимнаст стоит на (голове).
Они-они-они, снежинка тает на (ладони).

Вставьте пропущенное слово мысль.

Мне в голову пришла (мысль): «Надо совершить хо-
роший поступок!» От этой (мысли) у меня сразу подня-
лось настроение. Я поделился своей (мыслью) с сест-
рой: «Давай порадуем маму: сделаем уборку в кварти-
ре». Придя с работы, мама сказала: «Спасибо, дорогие
мои, за помощь! Почаще бы у вас появлялись такие
(мысли)!»

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

О каких частях тела можно сказать мой, твой, наш?
(Нос, глаз, рот.)

 О чем можно сказать моя, твоя, наша? (Голова, нога,
рука.)

О чем можно сказать мое, твое, наше? (Сердце, ухо,
плечо.)

О чем можно сказать мои, твои, наши? (Волосы, уши, зубы.)


СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ,

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, МЕСТОИМЕНИЕМ И ПРИЧАСТИЕМ

Ответьте на вопрос.

Сколько у тебя рук, ног, глаз, ушей, щек, губ, паль-
цев? (Две руки, ноги, щеки; два уха; пять, десять паль-
цев.)

Вставьте нужное слово.

два маленьких (ребенка)
три послушные (девочки)
трое сильных (мужчин)
две красивые (женщины)

мой радостный (крик)
мое грустное (настроение)
мои голубые (глаза)
расстроенный (человек)

Имя прилагательное

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

Исключите лишнее слово.

мальчик старый, смешной, смелый, сильный
девочка радостная, грустная, умная, молодая
сердце доброе, чуткое, отзывчивое, косматое
глаза голубые, карие, толстые, умные, синие

Глагол

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ, ЧИСЛАМ

Неопределен-
ная форма

Единственное
и множест-
венное число
настоящего
времени

Прошедшее
время

Будущее
время

любить

любит, -ят

любил

будет любить

мыслить

мыслит, -ят

мыслил

будет мыслить

думать

думает, -ют

думал

будет думать

смотреть

смотрит, -ят

смотрел

будет смотреть

слушать

слушает, -ют

слушал

будет слушать

говорить

говорит, -ят

говорил

будет говорить

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ, ЧИСЛАМ

Неопределенная форма

Прошедшее время

Будущее время

заговорить

заговорил

заговорит, -ят

промолчать

промолчал

промолчит, -ат

нахмуриться

нахмурился

нахмурится, -ятся

отдохнуть

отдохнул

отдохнет, -ут

посмеяться

посмеялся

посмеется, -ются

подумать

подумал

подумает, -ют

Ответьте на вопросы.

Что мы умеем делать? (Бегать, ходить, смеяться, пры-
гать, улыбаться, говорить, думать и т. д.)

Чего ты не умеешь делать? (Писать, читать, молчать.)

Что делает девочка? (Девочка играет с куклой. Девоч-
ка укладывает куклу спать.)

Что делала девочка? (Девочка играла с куклой. Девоч-
ка укладывала куклу спать.)

Что сделала девочка? (Девочка поиграла с куклой.
Девочка уложила куклу спать.)

Что еще будет делать девочка с куклой? (Девочка бу-
дет кормить куклу. Девочка пойдет гулять с куклой.)

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я хожу, моргаю, улыбаюсь, плачу, бегу.)
Что мы делаем? (Мы ходим, моргаем, улыбаемся, пла-
чем, бежим.)

Спросите у друга. (Ты ходишь, моргаешь, улыбаешь-
ся, плачешь, бежишь?)

Что вы делаете? (Вы ходите, моргаете, улыбаетесь,
плачете, бежите.)

Что он(-а) делает? (Он(-а) ходит, моргает, улыбается,
плачет, бежит.)

Что они делают? (Они ходят, моргают, улыбаются,
плачут, бегут.)

ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Наши советы и предложения.

Слушайте внимательно воспитательницу!
Вовремя ложитесь спать!

Садитесь подальше от телевизора! Берегите глаза!

Бегите поскорее к маме.

Ходите прямо. Не сутультесь!

Не кричите слишком громко. Говорите тише.

Не смейтесь над бедой друга.

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЕМ

Исключите лишнее слово.

возвращайся поскорее, шепотом
причесывайся аккуратнее, весело
мойся чище, ласково
собирайся быстрее, назубок
не смотри так печально, вслух
не разговаривай грубо, молча
побегай босиком, тоскливо

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите последний звук в словах сон, крик, слух,
жест.
Как называются эти звуки? (Согласные твердые
звуки.)

Назовите первый звук в словах человек, девочка. Как
называются звуки
ч, д'? (Мягкие согласные звуки.)

Назовите последний звук в словах голова, рука, усы,
губы, брови.
Какие это звуки? (Гласные звуки.) Какие
гласные звуки есть в середине слов
нос, зуб, глаз, рот,
кисть?

В названиях каких частей тела есть звуки р, р'? (Рука,
подбородок, рот, борода, ресницы, переносица, ребра.)

Какой звук потерялся в словах ма...чик, голе... , ...ети?

Вставьте пропущенные гласные буквы в слова б...к,
м...зг, з...бы, к...жа, ш...я.

Вставьте пропущенные согласные буквы в слова ...адонь,
...огти, ...лечо, ...пина, ...лаза, ...адость.

Превратите слова мука, бочка, колос, дуб, бак, тучка
в названия частей тела, изменив один звук (одну букву).
(Рука, мочка, волос, зуб, бок, ручка.)

Угадайте слова, в которых пропущены слоги: не...седа,
то...пыга, гряз...ля, ум...ца, бе...ручка.
Назовите пропущен-
ные слоги.

Угадайте слова по перепутанным слогам: ка-ру, ка-пят,
наспи, чо-пле, цы-паль.

«Слово в слове». Найдите новые слова в следующих
словах:
ноженька (нож, Женька, кожа), брови (ров, рви),
носок (нос, сок), подросток (росток, ток, кот).

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ (ЦВЕТА, ФОРМЫ,
ВЕЛИЧИНЫ, ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА)

Игры на развитие ощущений.

«Чудесный мешочек». Узнайте предмет на ощупь.
Узнайте предмет на вкус.

Путешествие по комнате. Найдите гладкие и шероховатые,
холодные и теплые, тяжелые и легкие предметы.
Ответьте на вопросы.

Какого цвета у тебя глаза? Какой они формы? Из ка-
ких геометрических фигур можно нарисовать человека?

Чья это ладонь? (Даются рисунки рук мужчины, жен-
щины и ребенка.)

Какого цвета волосы у тебя и твоих близких? Что
находится у нас над головой? (Потолок, небо, люстра
и т. п.) Что у тебя под ногами? (Пол, ковер, земля
и т. п.)

Слушайте внимательно и выполняйте.

Положите руки на плечи. Поставьте руки на пояс.
Спрячьте руки за спину. Покажите левую руку, правую
руку. Поднимите правую руку и положите ее на левое
плечо. Потрогайте левой рукой правое ухо. Дотроньтесь
правой рукой до левого колена. Повернитесь так, чтобы
стена была справа, а дверь — слева.

Ответьте на вопросы.

Что длиннее — руки или ноги? Где длиннее пальцы —
на руках или на ногах? Какой палец длиннее — указа-
тельный или средний? Какой палец короче среднего? Как
называется самый короткий палец? Как называется са-
мый толстый палец на руке?

Что у человека растет всю жизнь? (Ногти и волосы.)

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Решите задачу.

На скамейке сидели четыре мальчика: Андрей, Саша,
Витя, Денис. Кто сидел между Сашей и Денисом? Кто
сидел слева от Вити?

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Послушайте, запомните и повторите слова, обозначаю-
щие настроение человека:
радостный, печальный, спокой-
ный, расстроенный, возмущенный, огорченный.
Сколько
слов вы запомнили?

Сделайте как было. Посмотрите на геометрические
фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоуголь-
ник) и запомните, как они расположены. (Затем меняет-
ся расположение фигур, а ребенок воспроизводит их пер-
воначальное местоположение.)

Посмотрите направо, потом оглянитесь назад. Что вы
увидели? Сколько предметов запомнили?

«Повторите, не ошибитесь!» (Два раза хлопнуть над
головой, один раз присесть и подпрыгнуть на правой ноге.)

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Установление логических связей.

Подберите картинку к слову. (Перед детьми выклады-
ваются картинки: лыжи, лед, снег, горка, очки, духи,
солнце, коньки — и произносятся слова
ноги, руки, гла-
за, нос.
Ребенок выбирает те картинки, которые связаны
с заданным словом.) (Ноги — лыжи, снег — горка, сан-
ки, нос — духи и т. д.)

Какая связь существует между этими предметами?

Волосы и расческа (расческой причесывают волосы),
ноги и туфли (туфли надевают на ноги), глаза и очки
(очки нужны для того, чтобы лучше видеть).

Установление парных аналогий по внешнему сходству
(форме, размеру, цвету) и прочим общим признакам.

Чем похожи голова и арбуз? (Они круглые.) Глаза и
небо? (Могут быть голубыми или серыми.) Пила, грабли,
борона и рот? (В перечисленных предметах есть зубы.)
Волосы, ногти, трава, деревья и ребенок. (Растут.)

Назовите лишнее слово.

рука, перчатки, брать, рисовать, ходить
глаза, видеть, очки, моргать, слышать
ноги, думать, бегать, прыгать, сапоги

■ ОБРАЗНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

Почему так говорят: золотая голова, пустая голова, у
человека каменное сердце, у человека золотые руки?

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Каким вы себе представляете великана? Знаете ли вы,
кто такие лилипуты? Представьте, что мы попали в Стра-
ну Великанию. Что вы станете делать среди великанов?
Как вы будете вести себя в Стране Лилипутии среди ли-
липутов?

Давайте помечтаем. Кем бы вы хотели стать? Что бы
вы хотели изменить в нашей жизни? Какой вы хотите
видеть нашу Землю? Какими будут люди через много лет?

Хотите ли вы полететь на другую планету, в другую
звездную систему? Хотите ли вы встретиться с инопла-
нетянами? Какими вы их представляете?

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме
«Человек». Составьте мини-диалоги.

Как можно назвать одним словом младенца, девочку, мальчика, юношу, дедушку и бабушку? (Их можно назвать людьми.) Кто ты? (Я — человек, девочка, мальчик и др.) Человек — это кто? (Человек — неотъемлемая часть живой природы. Он думает, дышит, видит, передвигается, говорит, работает и др.) Чем вы похожи на других людей? Чем вы отличаетесь от других людей? Чем отличаются люди разных рас друг от друга? (Они отличаются цветом кожи, цветом волос, строением носа, ростом, разрезом глаз и т. д.)

Чем отличаются люди от других живых существ? (Они умеют говорить, изобретать разные машины и работать на них, использовать огонь и электричество себе во благо.)

Всегда ли человек был таким, как сейчас? (Первобытные люди, которые жили много миллионов лет назад, отличались от современного человека своим внешним видом. Они были меньше ростом и имели другую внешность. У первобытных людей не было домов, одежды, машин и инструментов. Их орудием труда были острые камни. Люди не умели строить дома и жили в пещерах.)

Назовите основные части тела человека. Какой самый главный орган человека? (Самый главный орган человека— мозг. Мозг посылает нервные импульсы, или «приказы»: рукам — работать, ногам — ходить, языку и губам — говорить, ушам — слышать, коже — чувствовать, глазам — видеть и т. д.)

Что такое мысль? (Это то, о чем вы сейчас думаете.) О чем вы сейчас думаете? Попробуйте ни о чем не думать. Правда, не получается? Человек думает о чем-либо каждое мгновение своей жизни. Что такое желание? Что бы вы пожелали себе, семье, друзьям и всем людям? Что такое ум? Какого человека можно назвать умным? (Человека, который много знает и совершает хорошие и правильные поступки.)

Что нужно делать детям, чтобы стать умными? (Нужно много знать, слушать взрослых, научиться читать и писать и соблюдать правила поведения.) Знаете ли вы, что люди бывают не только умными, но и талантливыми и даже гениальными? У одного человека талант проявляется в рисовании, у другого — в музыке, у третьего — в сочинении стихов. Есть еще гениальные люди, которые делают открытия, пишут замечательные книги, сочиняют волшебную музыку или рисуют прекрасные картины. Что надо сделать, чтобы выявить свой талант? (Надо очень много трудиться и многому учиться.)

Как человек получает знания? (Знания передаются от человека к человеку в общении с помощью речи, книг, телевидения, кинофильмов и компьютеров.)

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Что такое человеческая речь? (Речь — это способ общения людей, это мысли, которые человек высказывает вслух.) В мире очень много народов, и каждый из них говорит на своем языке. С помощью речи и родного языка люди передают друг другу знания, умения, правила поведения и свою культуру. Смогли бы люди, не умея говорить, построить города, изобрести машины и написать книги? Что значит слово общение? (Это умение человека устанавливать отношения с другими людьми, вступать с ними в разговор, дружить, вместе выполнять работу.) Что помогает человеку общаться? (Жест, мимика, взгляд, улыбка и движение.) Чему вы учитесь в общении с взрослыми? Как вы общаетесь со своими друзьями? Можно ли жить без общения с другими людьми? Зачем люди здороваются друг с другом? Что мы желаем друг другу, здороваясь?

Что помогает нам говорить? (Губы, зубы, язык.) Какое из этих слов нам уже встречалось? (Слово язык.) Это слово обозначает орган тела и язык, на котором люди общаются. Наша речь состоит из предложений, предложения — из слов, а слова — из звуков

ОЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Как мы узнаем и различаем предметы? (Мы прикасаемся к ним, смотрим на них, пробуем на вкус, прислушиваемся к их звучанию.)

Что чувствует человек, прикоснувшись к горячему утюгу? (Боль.)

Что чувствует голодный человек? (Голод.)

Что чувствует человек на улице зимой? (Холод.)

Что чувствует человек в знойный летний день? (Жару.)

Как различить соль и сахар? (Нужно попробовать их на вкус)

Какие бывают запахи? (Приятные и неприятные.)

Как человек ощущает запахи? (Ощущение запахов происходит с помощью обоняния. В нос вместе с воздухом попадают невидимые частички. Мы чувствуем запахи, когда вдыхаем воздух носом.)

Потрогайте деревянный брусок и металлический шарик. Что вы ощутили? (Шарик холодный, а брусок теплый.) Что тяжелее? Что легче?

Какие бывают звуки? В русском языке есть разные звуки. Звуки а, у, и, э, о, ы называются гласными. Они произносятся напевно, с широко открытым ртом, воздушная струйка свободно выходит изо рта. Остальные звуки произносятся с шумом или свистом и называются соглас-ными: ш, ж, с, з и др. Воздушная струя при их произно-шении всегда встречает преграду. Для звуков п, б, м преградой будут губы, для л — зубы, для т, д — альвеолы. Из звуков речи состоят слова. Произнесите звуки м, а, м, а. Какое слово получилось? (Мама.) Из слов составляют предложения. Скажите: «Моя мама самая добрая». Вот и получилось предложение.

Все ли люди умеют говорить? Какого человека называют немым? Как немые люди общаются между собой?

Потрогайте пластилин, ластик и дерево. Нажмите на них пальчиком. Что вы почувствовали? (Пластилин мягкий, ластик упругий, а дерево твердое.) Потрогайте наждачную бумагу и столешницу. Что вы ощутили? (Наждачная бумага шероховатая, а столешница гладкая.) Потрогайте иголку. Какая она? (Острая.)

Что же ощущает человек? (Свет, звук, боль, голод, жажду, холод, тепло и т. д.) Что помогает человеку ощутить качества разных предметов? (Человек ощущает предметы с помощью нервных окончаний, которые расположены под кожей. Мозг получает информацию о том предмете, к которому мы прикасаемся, и посылает сигналы: отдернуть руку, если прикоснулись к горячему или острому предмету.)

■ ОРГАНЫ СЛУХА

Что такое звук? (Это вибрации в воздухе.) Чем мы слышим звуки? (Ушами.) Что сообщают нам звуки? (Информацию о различных предметах.) На что похожи уши человека? (На раковину.) Из каких частей состоит ухо? (Раковина, мочка, барабанная перепонка — основные части уха.)

Все ли люди хорошо слышат звуки? (Есть слабослышащие и глухие люди.) Как нужно беречь слух? (Не класть в уши мелкие предметы, избегать громких звуков, мыть уши теплой водой с мылом и беречь их от холода.)

■ ОРГАНЫ ДВИЖЕНИЯ

Зачем человеку руки? Что умеют делать руки человека? Какие добрые дела могут делать руки человека? А могут ли они делать недобрые дела? У каких животных передние конечности похожи на руки человека? (У обезьян.) Чем отличаются руки человека от передних конечностей обезьян? (Человек умеет изготавливать разные предметы.) Почему так говорят: У человека золотые руки!

Зачем человеку ноги? С помощью чего двигается человек? (Человек двигается с помощью мышц. Мышцы напрягаются и расслабляются. Они связаны с костями и заставляют их двигаться.) Почему человек может сгибать и разгибать ноги, приседать, прыгать и бегать? (Потому что кости соединены подвижными суставами, которые позволяют человеку двигаться.)

ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ

Зачем человеку глаза? (Чтобы видеть окружающий мир.) Какого цвета бывают глаза? (Глаза бывают голубые, карие, серые, зеленоватые, серо-голубые и других оттенков.) Какие глаза бывают у людей? (Большие, маленькие, добрые, злые, насмешливые, испуганные, умоляющие, просящие, жалостливые и т. д.) Что защищает наши глаза? (Веки и ресницы.) Что такое слезы? (Слезы — это жидкость, которая защищает глазное яблоко от высыхания.) Зачем нужны слезы? (Они очищают глаза и сохраняют их влажными.)

Какие нарушения зрения бывают? (Некоторые люди не различают цвета, другие недостаточно хорошо видят, третьи — не видят совсем.) Как называют врача, лечащего глаза? (Окулист.) Зачем люди носят очки? (Очки нужны для того, чтобы улучшить зрение.) Почему нельзя смеяться над людьми, у которых нарушено зрение? Как можно помочь слепому человеку?

Как сохранить зрение? (Нельзя долго играть с компьютером и смотреть телевизор. Нельзя сидеть близко к телевизору. Можно рисовать, рассматривать и читать книги только при хорошем освещении. Надо беречь глаза от попадания в них пыли и мелких предметов.)

Что позволяет человеку держаться прямо и наклоняться в разные стороны? (В этом ему помогает позвоночник.) \ Что лучше для здоровья — лежать, сидеть или двигаться? (Движения полезнее для здоровья. Движение заставляет лучше работать сердце, мышцы и мозг.)

ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Что такое пища? (Это то, что мы едим.) Какая пища полезна для человека? (Растительная. Это фрукты, овощи, растительное масло и др. Организму человека нужны жиры, углеводы, белки, витамины и т. д.) Почему нельзя глотать пищу большими кусками? (Она долго остается в желудке и плохо усваивается организмом.) Почему нельзя разговаривать во время еды?

Как сохранить здоровые зубы? (Нельзя кусать и грызть твердые предметы. Нельзя есть много сладкого, очень горячую и очень холодную пищу. Нужно полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и вечером и вовремя лечить зубы у стоматолога.) Нужно ли человеку пить воду? (Ребенку нужно в день около 1,5 литров жидкости, а взрослому — три литра.)

Почему вы растете? Что нужно детям для хорошего роста?

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Что помогает человеку дышать? (Нос, рот, трахея, бронхи, легкие.) Что такое вдох? (Это наполнение легких воздухом.) Что такое выдох? (Выход использованного воздуха из легких.) Чем мы дышим? (Воздухом.) Что происходит с воздухом в носу? (Он очищается от пыли, увлажняется и согревается.) Что происходит с воздухом в легких? (Легкие получают кислород и выдыхают углекислый газ.)

Может ли человек жить без воздуха? (Не может. Он умрет без воздуха через две-три минуты. Воздух, а точнее, кислород — основа жизни.) Почему человек не может жить в воде? (Потому что он может дышать только воздухом.)

Что вредно для нашего дыхания? (Табачный дым, горящие газовые горелки, пыль.) Когда бывает насморк? Как уберечься от болезней носа? Как называют врача, лечащего органы дыхания? (Лор-врач или отоларинголог.) Какой воздух полезнее для здоровья? (Свежий, чистый и богатый кислородом.) Почему нужно проветривать комнату? Почему человеку нужно гулять на улице? (Чтобы дышать свежим воздухом.) Почему в больших городах трудно дышать? (Потому что машины и предприятия загрязняют воздух.)

КАК БЫТЬ ЗДОРОВЫМ

Что такое здоровье? Что такое болезнь? Как мамы узнают о болезни своих детей? (У детей поднимается температура, появляется головная боль, насморк, теряется аппетит и краснеют глаза. Может быть тошнота и рвота.)

Что должен сделать ребенок, если он почувствовал себя плохо? (Сказать об этом маме или воспитательнице и лечь в постель.) Какого врача приглашают к больному ребенку? (Врача-педиатра.) Что надо делать, чтобы быстрее выздороветь? (Нужно пить много морса, воды, чая с лимоном и другой жидкости. Выполнять указания врача, не бегать, а лежать в постели. Чаще проветривать комнату и мыть полы.) Как можно уберечься от болезни? (Закрывать уши и шею в холодную погоду. Нельзя ходить с мокрыми ногами и в мокрой одежде. Надо есть много овощей и фруктов и пить молоко.) Что должен делать больной человек, чтобы не заразить других людей? (Необходимо закрывать рот платком при кашле и чихании. Запретить друзьям приходить в гости.) Чем измеряют температуру тела? Почему надо осторожно обращаться с градусником? (Чтобы он не разбился. Если градусник разобьется, шарики ртути можно собрать в бутылочку с помощью скотча и плотно ее закрыть.) Почему нельзя брать без разрешения лекарства?

Как нужно ухаживать за своим телом? Какие предметы гигиены нужны человеку и для чего? Что нужно сделать, когда поранишь пальчик? (Надо обратиться за помощью к взрослым. Надо обработать ранку йодом или зеленкой и перевязать бинтом.)

Какие невидимые враги есть у человека? (Микробы.) Где они «живут»? Как с ними бороться? (Надо дружить с водой и мылом.)

Что может причинить вред мозгу? Что случится, если человек сильно ударится головой? (Если человек сильно ударится головой, может быть сотрясение мозга, а это очень опасно для здоровья.) Как обеспечивается отдых уставшему мозгу? (Нужно вовремя ложиться спать, не заниматься очень долго одним и тем же делом, бывать на свежем воздухе.)

Что самое дорогое в жизни человека? (Здоровье.)

Почему так говорят: Человек хрупкое создание природы? Что значит: Надо научиться беречь свою жизнь?

ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА

Когда вы испытываете чувство радости? Кто радует вас? Кого вы радуете?

Когда вам бывает грустно? Что вас огорчает? Что вас может рассердить?

Что значит любить? Кого можно любить? Что вы любите делать? Какая у вас любимая игрушка?

Что вам не нравится? Что вы ненавидите? Какими чувствами может выразить человек свое отрицательное отношение к другим людям? (Это может быть неуважение, неприязнь, ненависть, отвращение.)

Бывает ли вам стыдно? Что такое обида? Кто обижает вас, и на кого были вы обижены? Понятно ли вам слово зависть? Можно ли завидовать чужой удаче, успеху? Что лучше — радоваться успеху других или выражать недовольство и недоброжелательность?

Что такое счастье? Бываете ли вы счастливы? Что нужно человеку для счастья? Что вы можете сделать, чтобы наши близкие были счастливы? Что можно сделать, чтобы все люди на Земле были счастливы?

ПРИВЫЧКИ И ПОСТУПКИ

Какие бывают привычки? (Привычки бывают полезные и вредные.)

Какие привычки можно признать полезными? (Умывание и чистка зубов по утрам и вечерам, прием ванны или душа перед сном, мытье рук перед едой, полоскание рта после еды, умение пользоваться носовым платком, умение содержать в порядке свое тело и личные вещи и еще многие другие. Эти привычки помогают сохранить и укрепить здоровье. Есть привычки, которые свидетельствуют о воспитанности и культуре человека: уступить место старшим и девочкам, в нужный момент прийти на помощь, вежливо благодарить за оказанную услугу и т. д.).

Какие вредные привычки вы знаете? (Нельзя ковырять в носу, грызть ногти, совать в рот разные предметы, оставлять неубранными игрушки, разбрасывать вещи и т. д.) Подумайте, какие полезные привычки вы хотели бы иметь.

Хороший поступок — что это значит? Что можно сказать об этих поступках? (Мальчик сказал неправду, полез в драку, говорил грубые слова, девочка не дала подружкам поиграть со своей куклой, мешала спать другим детям, дети мучили щенка, бросали камни в кошку, разорили воронье гнездо.)

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Что такое добро и зло? Каких людей называют добрыми, а каких злыми? Встречались ли вы с такими людьми? Запомните: зло сначала разрушает здоровье того человека, от которого исходит, а потом причиняет боль другим.

Что такое дружба? Кого мы называем другом? Почему в народных пословицах говорится: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Верный друг — самое большое богатство? Как вы понимаете пословицу Дружба заботой да подмогой крепка?

Как вы понимаете слова честь и достоинство? Что подразумевается под словами вести себя с достоинством и не уронить свою честь? Почему нужно уважать честь и достоинство других? Чем можно нанести оскорбление человеку и можно ли так поступать? Что обозначает слово уважение? Что значит уважать себя и других? Хорошо ли иметь свое мнение или надо прислушиваться к мнению других? А знаете ли вы, что такое честолюбие? (Быть честолюбивым — желать достигнуть в жизни больших успехов, стать известным и уважаемым.) Хотите ли вы быть такими?

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

МОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ НОС

Я ничего не знаю,

И вдруг мой нос говорит,

Что где-то у кого-то

Сейчас подгорит!

Я ничего не знаю,

Это нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил!

Я ничего не знаю!

Я в духоте сижу,

Нос говорит:

— Погуляем! Очень тебя прошу!
Ходишь с ним и гуляешь,

Он говорит со мной. Он говорит:

— А знаешь, пахнет уже весной!

Э. Мошковская

Что такое правда и ложь? А что такое честность? Кого можно назвать честным человеком? (Искреннего, прямого и добросовестного человека.) Что подразумевается под выражениями честное слово и береги честь смолоду?

Знаете ли вы такие слова — вежливость, внимательность, душевность? О ком можно сказать: Это вежливый человек. Этот человек очень внимательный. Душевный человек? Нужно ли быть всегда вежливым и внимательным? Как вы понимаете поговорку Не хвали себя сам, пусть похвалят другие? Какого человека можно назвать скромным?

Что такое милосердие? (Это готовность помочь другому человеку, умение любить и прощать людей.) Умеете ли вы прощать обиды? Когда вы просите прощения? Что такое жалость? Кого можно пожалеть? Понятно ли вам слово любовь! Нужно ли любить себя, родных и близких? За что можно любить человека? Что значат выражения: любите природу, любите Землю»!

Каким человеком вы хотели бы стать? Объясните пословицу Жизнь дана на добрые дела.

ЗАЧЕМ НОСИК МАЛЫШАМ?

Есть прямые носики,

Есть носики-курносики...

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме, может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок в бутылке сладкий...

Апельсины кто принес?

Все понюхает наш нос!

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен,

Чтобы, сон когда придет,

Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать:

Пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть —

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос!

Ну, теперь понятно вам,

Зачем носик малышам?

Ю. Прокопович

РЕБЯТИШКАМ ПРО ГЛАЗА

Разберемся вместе, дети,
Для чего нужны глаза на свете?
И зачем у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно. Скучно и обидно —
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом —
Править быстрым самолетом,
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя.
Будет Николай таксистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья...
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья —
Всем необходимо зренье!
Чтоб отправился в полет
Реактивный самолет,
Чтобы смело корабли
По морям студеным шли
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!

Очень много неизвестного,
Очень много интересного
Разузнаешь ты из книг.

Вот представь себе на миг,
Ты прочтешь про все на свете,
Как летают на ракете,
Сколько всех на небе звезд,
Как устроен длинный мост,

Кто живет на дне морском,
Как построен каждый дом,
Как железо добывают,
Как микробы изучают,
Как Америку открыли,
Как на льдине люди жили...
Но чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

Я. Орлов

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

— Здравствуйте! —ты скажешь человеку.

— Здравствуй! — улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

— Добрый день! — тебе сказали.

— Добрый день! — ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.

А, Кондратьев

ЖАДИНА

— Гриша, Гриша, дай мне нож!

— Ты обратно не вернешь.

— Дай-ка, Гриша, карандаш!

— Ты обратно не отдашь.

— Гриша, Гриша, дай резинку!

— Ты откусишь половинку.

— Гриша, Гриша, дай чернил!

— Ты бы сбегал и купил.

С. Маршак

КАПРИЗКА

Не хочу я руки мыть!
Не хочу я кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать.

Почему я все кричу?
Вам какое дело!
Ничего я не хочу!
Все мне надоело.

Г. Караманенко

АЛЕНУШКА

Как у нашей дочки
Розовые щечки.
Как у нашей птички
Темные реснички.

Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.

Е. Благинина

НОС, УМОЙСЯ

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся, шейка!

Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!!!

Э. Мошковская

УШИ

— Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор:

— Еже...—

Отвечает доктор гневно:

— Еже... еже... ежедневно!!!

Э. Мошковская

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Пять мальчиков,

пять чуланчиков,

разошлись мальчики

в темные чуланчики,

каждый мальчик в свой чуланчик.

(Пальцы и перчатки)

Полон дворец белых овец.

(Рот и зубы)

На ночь два оконца сами закрываются,
а с восходом солнца сами открываются.

(Глаза)

Стоят два дуба.
На дубах — бочка,
на бочке — кочка,
на кочке — мох.

(Человек)

Всегда он в работе,
когда говорим,
но отдыхает,
когда мы молчим.

(Язык)

Пятерка братьев неразлучна,
им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
пилою, ложкой, топором.

(Пальцы)

Брат с братом через дорожку живут,
а один другого не видит.

(Глаза)

Ни на меру, ни на вес — у всех людей есть.

(Ум)

Между двух светил
в середине я один.

(Нос)

Вокруг проруби сидят
белые голуби.

(Рот и зубы)

Лежит колода среди болота,
не сохнет, не мокнет
и не ржавеет.

(Язык)

По обеим сторонам горы
два зверя сидят.

(Уши)

Вокруг холма семь нор.

(Голова, уши, глаза,
ноздри, рот)

Не сеют, не сажают, сами вырастают.

(Волосы)

Десять братцев весь груз несут.

(Пальцы ног)

Пять братцев годами равные, ростом разные.

(Пальцы)

Пословицы и поговорки

Выучите наизусть пословицы и поговорки.

Ленивые руки не родня умной голове.
От лени болезнь, от работы здоровье.
На то два уха, чтобы слушать.

F:\человек\0e98bbbf8e44d2ba49d03e2f40eb4734.jpg

F:\человек\479251_html_4ae0080c.png

        

F:\человек\XqMFAQNhNzA.jpg

F:\человек\Копия 0e98bbbf8e44d2ba49d03e2f40eb4734.jpg

F:\человек\Копия (2) 0e98bbbf8e44d2ba49d03e2f40eb4734.jpgF:\человек\hello_html_m4126d29c.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела »

В этом материале подобранны игры и упражнения на развитие речевых и неречевых функция для детей 3-4 лет....

Лексическая тема "Человек". Занятие "Поговорим о зубах".

практический материал по теме: загадки, стихотворение, практикум, темы для продуктивной деятельности....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»

Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...

Советы родителям. Лексическая тема: Человек. Строение человека. Семья.

Рекомендации родителям для совершенствования лексико-грамматического строя речи детей старшей группы....

Игровые технологии по лексической теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой, я?»

Цель: систематизировать знания о частях тела человека и их назначении. Игра «Части тела» (импровизация движений в такт стихотворения)Называем мы слова:Лоб, затылок, голова,Шея, плечи, паль...

Игровые технологии по лексической теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой, я?»

Цель: систематизировать знания о частях тела человека и их назначении. Игра «Части тела» (импровизация движений в такт стихотворения)Называем мы слова:Лоб, затылок, голова,Шея, плечи, паль...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Человек. Части тела человека и лица"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Человек. Части тела человека и лица" для детей старшего дошкольного возраста....