Консультация для родителей "Учимся говорить связно"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Для того чтобы отношения с родителями были доверительные и партнерские я стараюсь вставлять в родительские собрания рекомендации для родителей, с обыгрыванием ситуаций на примере воспитатель - родители (в роли детей). Такие непринужденные мероприятия, не только проходят легко и весело, но и настраивают на дружелюбные отношения и сотрудничество родителей и дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_svyaznoy_rechi.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №3»
города Сосновоборска
Рекомендации для развития связной речи у детей дошкольного возраста
«Учимся говорить связно»
Автор: Гоголева Екатерина Андреевна
2016г
Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Связная речь имеет две формы:
- диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
- монологическую (речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
- Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, родителям необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.
- Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
Шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания предметов, составить рассказ по картине, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, дети могут пересказывать содержание небольших художественных произведений, могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях и пережитых им эмоций. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Но надо помнить, что без помощи взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в тоже время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них. В повседневном общении с ребенком мы можем ненавязчиво, без принуждения многому его научить. Игры на описание разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. В играх «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из чего сделано?» и другие игры, которые можно придумать вместе с ребенком, требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее). Взрослые наравне с ребенком по очереди описывают находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым» и т.д.) Проведение такого рода игр-загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, одевания, раздевания. Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Как бы вы не устали, как бы не были заняты, найдите время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое - то задание. Например, в осенний день, ребенок с отцом собираются в лес. Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что изменилось в лесу. И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так ребенок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь. Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком. Во время прогулки можно познакомить ребенка с названиями деревьев (береза, дуб, клен, сосна, ель, липа). Предложите ребенку спрятаться за березу, за сосну, а затем спросите, куда он прятался, откуда выглядывал. Сравните сосну и ель, сосну и березу (чем они похожи и чем отличаются), как их назвать одним словом. Прогуливаясь с ребенком по лесу, предложите ему несколько загадок, например: «Зимой и летом одним цветом». Обратите внимание на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится. Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговоре с ребенком. Художественная проза и поэзия воспитывают в ребенке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание. Иллюстрации к книгам помогают ребенку лучше понять содержание произведения. Отложите все дела и почитайте ребенку. Читать надо неторопливо, четко, выразительно. После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций. Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам: «Кого встретил колобок? Какую песенку спел?» и т.д. Непросто передать словами даже небольшой текст. Не ждите моментальных успехов. Нужно не один раз поупражнять ребенка в разных приемах пересказа, прежде чем он сам справится с заданием. Развитию речи детей способствуют рассказы по картинкам. Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом. Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика! Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. Например, как ходили в цирк, в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т.д. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно. Будьте заинтересованными и внимательными слушателями, помогите ребенку, если он затрудняется в выражении мысли. Хорошо, если вы записываете детские рассказы. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери. Таким образом, для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий. - Занимайтесь с ребенком ежедневно. Продолжительность занятий не более 20 минут с детьми 5-6 лет и 30 минут-с детьми 6-7 лет - Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту - В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте, поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается - своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремитесь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, но старайтесь делать это ненавязчиво, чтобы не обидеть ребенка. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
Не оставляйте без ответа вопросы ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Говорите правильно"
Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...
Консультация для родителей "Говорите с ребенком правильно"
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением...
Консультация "Дышим правильно - говорим легко".
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз....
Консультация "Чтобы научиться говорить, надо говорить"
Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. Последовательность занятий по обучению связной речи должна быть построена в по...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
«Учимся говорить связно». 09.10.2022 г.
laquo;Учимся говорить связно». Речь, как известно, - это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем ...
Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)...