Игры для развития речи ребёнка 5 - 6 лет
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игры для развития речи ребёнка 5, 6 лет
Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома.
Дни недели
Количество играющих: 1-6 человек.
◈ Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете».
◈ Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).
◈ Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та».
◈ Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные — воскресенье, понедельник), затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда, четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).
Слушайте слова
◈ Выберите три слова на одну и ту же тему, например, про деревню. Этими тремя словами могут быть «корова», «луг» и «тыква». Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите сказку. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.
◈ Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.
Время рифмы
Количество играющих: 1-6 человек
◈ Скажите детям, что вы собираетесь находить слова, которые рифмуются со словом «велосипед».
◈ Опишите рифмующееся слово и предоставьте детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это театральное представление, где красиво танцуют (балет). Или: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это то, что посылают бабушке в письме (привет).
◈ Придумайте другие варианты для рифмы.
Если я…
◈ Начните предложение со слов «Если я...». Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:
♦ Если я полью цветы...
♦ Если я соберу свои игрушки...
♦ Если я выйду летом в пальто...
♦ Если я лягу спать в одежде...
♦ Если я открою в ванной кран с горячей водой...
◈ Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».
Яблочная эстафета
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: яблоки, спички.
◈ Игрокам вручают по яблоку, утыканному одинаковым количеством спичек, головками наружу. Попросите детей вытаскивать по очереди спичку и называть эпитеты к слову «яблоко» (румяное, наливное, золотое и т. д.).
◈ Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.
Угадай сказку
◈ Ведущий говорит детям несколько слов (их можно написать на бумаге). Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:
♦ Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»).
♦ Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение («Дикие лебеди»).
♦ Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).
◈ Можно увеличивать количество слов, пока дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить порядок игры: назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.
Часть и целое
Количество играющих: 2-6 человек
Инвентарь: мяч
Вариант 1
◈ Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.
◈ Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.
Вариант 2
◈ Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.
Кто больше?
◈ Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.
◈ Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.
Сказочные страны
Количество играющих: 1-6 человек
◈ Взрослый предлагает детям совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные люди.
◈ Вместе с детьми он называет разные свойства стекла: оно прозрачное, хрупкое, его можно мыть, оно может быть цветным и т. д.
◈ Исходя из этих признаков, дети с помощью взрослого описывают, как живут стеклянные человечки.
◈ К этой игре взрослый должен хорошо подготовиться и иметь список вопросов о жизни сказочных людей. Затем дети могут «переехать» в пластилиновую, деревянную, проволочную страну и т. д.
Противоположности
◈ Попросите детей называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.
Говори наоборот
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: мяч.
Выучите с ребенком стихотворение:
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — «низко».
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — «близко».
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — «храбрец».
Теперь скажу «начало»,
А ты скажи — «конец».
◈ Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:
♦ веселый — грустный
♦ быстрый — медленный
♦ красивый — безобразный
♦ пустой — полный
♦ худой — толстый
♦ умный — глупый
♦ трудолюбивый — ленивый
♦ тяжелый — легкий
♦ белый — черный
♦ твердый — мягкий
♦ шершавый — гладкий и т. д.
Сто вопросов
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов (например: шишка, яблоко, ложка, книга, ремень и т. д.), набор из 50-60 фишек.
◈ Игра проводится как соревнование. Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.
◈ За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Бессмыслица
◈ Расскажите детям о приставках типа не-, полу-, анти-, супер-, микро-, макси-, архи- и т. п. Необходимо, чтобы дети запомнили значение каждой приставки.
◈ Дети садятся в круг, для каждого ведущий выбирает одну приставку. Затем он называет любое слово (собака, яблоко, тарелка и т. д.) и просит детей, приставляя к нему свою приставку, рассказать, как изменится то, что получило новое название. Например, как выглядит антисобака, какой у нее характер, как она себя ведет и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. Дидактические игры для развития речи ребёнка.
Исходя из многолетней практики работы с дошкольниками, могу сказать, что каждый ребёнок индивидуален и у каждого свой темп овладения речью. В своей работе с детьми я успешно использую дидактические сл...
Игры на развитие речи ребёнка
Игры на развитие речи ребёнка...
Упражнения игры для развития речи ребёнка
Упражнения игры для развития речи...
Игры для развития речи ребёнка 5, 6 лет
Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома....
Пальчиковые игры - залог развития речи ребёнка
Пальчиковые игры - залог развития речи ребёнка...
Консультация с элементами практикума "Роль игры в развитии речи ребёнка".
Предлагаю систему игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей....
Роль дидактической игры в развитии речи ребёнка
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....