Творческий проект по театрализованной деятельности для детей 2-ой младшей группы «Театр добра»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

 Развитие эмпатии ( эмоционально - отзывчивой и развивающейся личности), вербальной и невербальной стороны речи детей младших дошкольников в условиях театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий  проект  по  театрализованной  деятельности

для  детей  2-ой  младшей  группы

«Театр добра»

Автор проекта: воспитатель Кондратова Галина Валентиновна

Возраст детей: 3-4 года

Направленность: комплексная

Формы проведения:

-непосредственно - образовательная  деятельность

- совместная деятельность с детьми

- самостоятельная деятельность детей

- работа с родителями

Вид проекта: среднесрочный, творческий, групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Срок реализации: апрель-май  2016 г.

Актуальность:

«Театрализованная  деятельность является неисчерпаемым  источником развития чувств, переживаний и эмоциональных    открытий ребёнка, приобщает его  к духовному богатству. Постановка  сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого  сопереживания создаются  определённые отношения  и моральные  оценки, просто  сообщаемые  и  усваиваемые»

                                                                                                      В. А. Сухомлинский

«Необходимо научить ребенка с детства

волноваться чужим несчастьям,

радоваться радостям другого,

пробудить в восприимчивой детской душе

эту драгоценную способность сопереживать,

сорадоваться, сострадать...»

К. И. Чуковский

Вырастить и воспитать гармонично развитого человека – желание и стремление многих родителей и педагогов.

Театр — могущественная сила духовного воздействия на детей.

Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию, к чувствованию в предмете (живого, неживого) явления увеличивает возможность чувственно-эмоционального постижения мира. В свою очередь, успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения возможно на базе развития творческого воображения детей; развития самосознания.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Цель проекта:

 Развитие эмпатии ( эмоционально - отзывчивой и развивающейся личности),

вербальной и невербальной стороны речи детей младших дошкольников в условиях театрализованной деятельности.

Задачи:

-  обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности

- расширение эмоционального опыта

- раскрытие творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке;

- развитие эмоционально - ценностного отношения к произведениям искусств и художественным образам

-    систематическое включение театрализованных игр во все виды  деятельности педагогического процесса.  

Планируемый результат:

- сплочение детей, родителей и воспитателя в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта;

- развитие духовно развитой  личности, как активного участника проекта;

- развитие эмпатии ( эмоционально- отзывчивой и развивающейся личности),

- развитие вербальной и невербальной стороны речи детей младших дошкольников в        условиях театрализованной деятельности

- удовлетворение потребности в самовыражении, обогащение своего социального опыта;

- развитие мышления, творчества, памяти, коммуникативных навыков;

- приобщение взрослых к театральному искусству.

Этапы работы:

1этап- подготовительный

  • составление плана проведения проекта;
  • подбор литературы по проблеме исследования                                  
  • анализ литературы
  • подбор дидактических игр по  речевому  развитию
  • подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей
  • изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т.д. для театрализованной деятельности
  • составление бесед и консультаций для родителей
  • приглашение участников проекта.

2 этап  -  основной

Реализация проекта.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО

  Формы и методы реализации проекта.

Образовательная область развития

Детская деятельность

Формы организации детской деятельности

Художественно - эстетическое развитие

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

Знакомство с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки:

Е.М. Рачев - иллюстрации к русской народной сказке "Колобок", к венгерской народной сказке "Два жадных медвежонка",  к русской народной сказке "Маша и медведь",

репродукции картин В.М. Васнецова «Аленушка», «Снегурочка», «Царевна-Лягушка».

Тема лепки: «Колобок» (сказка «Колобок»)

Темы рисования: «Колобок», «Солнышко», «Теремок» ( к потешкам и сказкам)

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских  музыкальных инструментах)

Слушание музыкальных произведений,пение детских песенок.

 Разучивание танцевальных движений, упражнения на развитие детской пластики

Музыкальные произведения:

П.И. Чайковский «Болезнь куклы»,

«Песня Матроскина» Э. Успенский,  «Колыбельная медведицы» Ю. Яковлев,

 «Песня водяного» (из мультфильма «Летучий корабль»), «Песенка паровозика «Ромашкино»,

 «Два веселых гуся»,

 «Антошка»

Восприятие художественной литературы и фольклора

прослушивание звукозаписей  детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Сказка об умном мышонке», «Муха-цокотуха».

Конструирование  из разного  материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.)

Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

Тема: «Мышонок» («Сказка об умном мышонке»)- конструирование из природного материала

Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»)

Социально –коммуникативное  развитие

Игровая (сюжетно –ролевая игра  как ведущая игра, игры с правилами и другие)

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и

имитация основных эмоций человека

упражнения по соци-

ально-эмоциональному развитию детей.

Коммуникативная

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Игровая импровизация по сказке "Три медведя"

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и

имитация основных эмоций человека  (выглянуло солнышко  - дети обрадо-

вались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с  передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали

танцевать).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей

(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам

стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

образно-игровые этюды: "Новая кукла"; "Баба Яга"; "Фокус"; "Один дома"; "Лисичка подслушивает"; "Кот Васька"; "Соленый чай"; "Новая девочка"; "В лесу".

Посещение кукольного театра.

 Посещение театрализованных постановок с родителями

 Просмотр мультфильмов, диафильмов.

Речевое развитие

Коммуникативная Развитие речи

знакомство с книжной культурой, детской литературой

игры и упражнения, направ-

ленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть

правильной артикуляцией.

Рассказывание детям сказок «Репка»,  «Теремок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» чтение стихотворений, потешек;

Разыгрывание сценок по литературным

произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского,

 инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя»,

«Два веселых гуся», «Кошкин дом».

Постановка сказки  «Колобок»

Познавательное развитие

Познавательная

Беседа с детьми познавательного характера

Тема: «Любите ли вы театр?»

Беседа с детьми познавательного характера

«Правила поведения в театре»

Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»;

Физическое развитие

Двигательная

Развитие общей и мелкой моторики

Упражнения на развитие детской пластики.

П/игры: «У медведя во бору», «Лошадки», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Наседка и цыплята»

Игры – манипуляции:

«Ладушки-ладушки... », «Сорока-белобока... » - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?. », «Мы делили апельсин ... », «Этот пальчик хочет спать... », «Этот пальчик – дедушка... », «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?. », «Пальчики пошли гулять... »

Комплексы пальчиковых гимнастик (проводятся по ВВ. Цвынтарному)   

Методическое сопровождение:

1.Организация предметно-развивающей среды.

В игровой зоне организуется мастерская 'Чувств и настроений". Она представляет собой уголок театрализованной деятельности в группе, в котором обязательно наличие ширмы, занавеса, различных видов театра.

2. Картотека дидактических игр по теме: «Театр»

3. Подборка        художественной литературы для театрализованных представлений и литературы познавательного характера.

4. Технические средства: магнитофон, компьютер.

5. Сценарии        досугов и развлечений театрализованного характера.

6. Консультационный материал для педагогов

7.  Консультационный материал для родителей.

План работы с родителями:

1.​ Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Театр Добра»

2.​  Провести консультацию «Роль проектной деятельности в воспитании ребенка.»

3.​ Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

4.​ Оформление совместной выставки творческих работ и участие в изготовлении макетов к сказкам.

5.​ Изготовление атрибутов, костюмов к спектаклям.

3. Заключительный этап

Проведение самого мероприятия. Постановка сказки  «Колобок»

Итоговая встреча для детей и родителей группы. Чаепитие.

Разработка   консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

4.Аналитический этап

Подведение итогов, отчет в виде фотовыставки для родителей, презентация опыта воспитателям.

Итоги проекта: 

Участие в театрализованной деятельности, побуждает детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте детей, влияет на развитие их  эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром, способствует   воспитанию у детей положительного  отношения к театральным играм, желания играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе.

Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, поднялась их самооценка, стали более совершенными и детские исполнительские умения.

  В ходе реализации проекта «Театр Добра» укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Родители приняли активное участие в проекте. Разработан цикл консультаций и рекомендаций для родителей. Изготовлены и подобраны атрибуты для театрализованных игр и спектаклей.

Продуктами  проекта так же стали:  постановка сказки «Колобок», фотовыставка для родителей и презентация опыта театрализованной деятельности детей для воспитателей

Список используемой литературы:

  1. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной дея​тельности. Методическое пособие — М.: Центр педагогического обра​зования, 2007.
  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 2003 - 123 с
  3. Артемова JI. В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М, 1998 -185с
  4. Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.
  5. [Текст] Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, 2004 - 125с Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду  [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2007 - 256с
  6. Махаева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М.Д Махаева- М.: ТЦ Сфера, 2004 -128
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т.И.Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова- М.: Школьная Пресса, 2004 - 225с
  8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: Программа "Театр-творчество-детей,  У Н.Ф Сорокина. Л. Г. Миланович: Пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию интереса к окружающему миру средствами театрализованной деятельности для старшей группы детского сада «Театр - добрый волшебник»

Автор: Червякова Л. Н.Участники: Воспитатели старшей группы, дети, родители, музыкальный руководитель.Тип: Творческий, долгосрочный.Цель: Формирование   гуманного отношения к ...

Творческий проект "Театр Добра"

Цель проекта "Театр Добра"-развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру....

Сценарий показа театрализованных постановок «Театра Добра» (по произведениям Валентины Осеевой)

Сценарий показа театрализованных постановок "Театра Добра" (по произведениям Валентины Осеевой). В данном сценарии есть ведущая и беспризорник, который приходит в театр и смотрит п...

Лэпбук Театр. Добро пожаловать.

Приобщение детей к театральной деятельности посредством лэпбука....

Методические разработки лэпбука «Театр. Добро пожаловать»

Лэпбук предназначен для ознакомления, закрепления и обобщения знаний по данной теме....

Проект "Театр добра"

Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте –это общен...

Проект "Театр добра"

Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте –это общен...