Творческий проект по театрализованной деятельности для детей 2-ой младшей группы «Театр добра»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Развитие эмпатии ( эмоционально - отзывчивой и развивающейся личности), вербальной и невербальной стороны речи детей младших дошкольников в условиях театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей 2-ой младшей группы | 41.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект по театрализованной деятельности
для детей 2-ой младшей группы
«Театр добра»
Автор проекта: воспитатель Кондратова Галина Валентиновна
Возраст детей: 3-4 года
Направленность: комплексная
Формы проведения:
-непосредственно - образовательная деятельность
- совместная деятельность с детьми
- самостоятельная деятельность детей
- работа с родителями
Вид проекта: среднесрочный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель
Срок реализации: апрель-май 2016 г.
Актуальность:
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
В. А. Сухомлинский
«Необходимо научить ребенка с детства
волноваться чужим несчастьям,
радоваться радостям другого,
пробудить в восприимчивой детской душе
эту драгоценную способность сопереживать,
сорадоваться, сострадать...»
К. И. Чуковский
Вырастить и воспитать гармонично развитого человека – желание и стремление многих родителей и педагогов.
Театр — могущественная сила духовного воздействия на детей.
Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию, к чувствованию в предмете (живого, неживого) явления увеличивает возможность чувственно-эмоционального постижения мира. В свою очередь, успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения возможно на базе развития творческого воображения детей; развития самосознания.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Цель проекта:
Развитие эмпатии ( эмоционально - отзывчивой и развивающейся личности),
вербальной и невербальной стороны речи детей младших дошкольников в условиях театрализованной деятельности.
Задачи:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности
- расширение эмоционального опыта
- раскрытие творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке;
- развитие эмоционально - ценностного отношения к произведениям искусств и художественным образам
- систематическое включение театрализованных игр во все виды деятельности педагогического процесса.
Планируемый результат:
- сплочение детей, родителей и воспитателя в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта;
- развитие духовно развитой личности, как активного участника проекта;
- развитие эмпатии ( эмоционально- отзывчивой и развивающейся личности),
- развитие вербальной и невербальной стороны речи детей младших дошкольников в условиях театрализованной деятельности
- удовлетворение потребности в самовыражении, обогащение своего социального опыта;
- развитие мышления, творчества, памяти, коммуникативных навыков;
- приобщение взрослых к театральному искусству.
Этапы работы:
1этап- подготовительный
- составление плана проведения проекта;
- подбор литературы по проблеме исследования
- анализ литературы
- подбор дидактических игр по речевому развитию
- подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей
- изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т.д. для театрализованной деятельности
- составление бесед и консультаций для родителей
- приглашение участников проекта.
2 этап - основной
Реализация проекта.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО
Формы и методы реализации проекта.
Образовательная область развития | Детская деятельность | Формы организации детской деятельности |
Художественно - эстетическое развитие | Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) | Знакомство с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки: Е.М. Рачев - иллюстрации к русской народной сказке "Колобок", к венгерской народной сказке "Два жадных медвежонка", к русской народной сказке "Маша и медведь", репродукции картин В.М. Васнецова «Аленушка», «Снегурочка», «Царевна-Лягушка». Тема лепки: «Колобок» (сказка «Колобок») Темы рисования: «Колобок», «Солнышко», «Теремок» ( к потешкам и сказкам) |
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) | Слушание музыкальных произведений,пение детских песенок. Разучивание танцевальных движений, упражнения на развитие детской пластики Музыкальные произведения: П.И. Чайковский «Болезнь куклы», «Песня Матроскина» Э. Успенский, «Колыбельная медведицы» Ю. Яковлев, «Песня водяного» (из мультфильма «Летучий корабль»), «Песенка паровозика «Ромашкино», «Два веселых гуся», «Антошка» | |
Восприятие художественной литературы и фольклора | прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Сказка об умном мышонке», «Муха-цокотуха». | |
Конструирование из разного материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.) Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; | Тема: «Мышонок» («Сказка об умном мышонке»)- конструирование из природного материала Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка») | |
Социально –коммуникативное развитие | Игровая (сюжетно –ролевая игра как ведущая игра, игры с правилами и другие) Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека упражнения по соци- ально-эмоциональному развитию детей. Коммуникативная | Сюжетно-ролевая игра «Театр» Игровая импровизация по сказке "Три медведя" Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадо- вались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать). • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»). • Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»). • Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка). образно-игровые этюды: "Новая кукла"; "Баба Яга"; "Фокус"; "Один дома"; "Лисичка подслушивает"; "Кот Васька"; "Соленый чай"; "Новая девочка"; "В лесу". Посещение кукольного театра. Посещение театрализованных постановок с родителями Просмотр мультфильмов, диафильмов. |
Речевое развитие | Коммуникативная Развитие речи знакомство с книжной культурой, детской литературой | игры и упражнения, направ- ленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией. Рассказывание детям сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» чтение стихотворений, потешек; Разыгрывание сценок по литературным произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Два веселых гуся», «Кошкин дом». Постановка сказки «Колобок» |
Познавательное развитие | Познавательная | Беседа с детьми познавательного характера Тема: «Любите ли вы театр?» Беседа с детьми познавательного характера «Правила поведения в театре» Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»; |
Физическое развитие | Двигательная Развитие общей и мелкой моторики Упражнения на развитие детской пластики. | П/игры: «У медведя во бору», «Лошадки», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Наседка и цыплята» Игры – манипуляции: «Ладушки-ладушки... », «Сорока-белобока... » - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?. », «Мы делили апельсин ... », «Этот пальчик хочет спать... », «Этот пальчик – дедушка... », «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?. », «Пальчики пошли гулять... » Комплексы пальчиковых гимнастик (проводятся по ВВ. Цвынтарному) |
Методическое сопровождение: 1.Организация предметно-развивающей среды. В игровой зоне организуется мастерская 'Чувств и настроений". Она представляет собой уголок театрализованной деятельности в группе, в котором обязательно наличие ширмы, занавеса, различных видов театра. 2. Картотека дидактических игр по теме: «Театр» 3. Подборка художественной литературы для театрализованных представлений и литературы познавательного характера. 4. Технические средства: магнитофон, компьютер. 5. Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера. 6. Консультационный материал для педагогов 7. Консультационный материал для родителей. План работы с родителями: 1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Театр Добра» 2. Провести консультацию «Роль проектной деятельности в воспитании ребенка.» 3. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта. 4. Оформление совместной выставки творческих работ и участие в изготовлении макетов к сказкам. 5. Изготовление атрибутов, костюмов к спектаклям. |
3. Заключительный этап
Проведение самого мероприятия. Постановка сказки «Колобок»
Итоговая встреча для детей и родителей группы. Чаепитие.
Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
4.Аналитический этап
Подведение итогов, отчет в виде фотовыставки для родителей, презентация опыта воспитателям.
Итоги проекта:
Участие в театрализованной деятельности, побуждает детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте детей, влияет на развитие их эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром, способствует воспитанию у детей положительного отношения к театральным играм, желания играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе.
Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, поднялась их самооценка, стали более совершенными и детские исполнительские умения.
В ходе реализации проекта «Театр Добра» укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Родители приняли активное участие в проекте. Разработан цикл консультаций и рекомендаций для родителей. Изготовлены и подобраны атрибуты для театрализованных игр и спектаклей.
Продуктами проекта так же стали: постановка сказки «Колобок», фотовыставка для родителей и презентация опыта театрализованной деятельности детей для воспитателей
Список используемой литературы:
- Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие — М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 2003 - 123 с
- Артемова JI. В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М, 1998 -185с
- Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.
- [Текст] Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, 2004 - 125с Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2007 - 256с
- Махаева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М.Д Махаева- М.: ТЦ Сфера, 2004 -128
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т.И.Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова- М.: Школьная Пресса, 2004 - 225с
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: Программа "Театр-творчество-детей, У Н.Ф Сорокина. Л. Г. Миланович: Пособие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию интереса к окружающему миру средствами театрализованной деятельности для старшей группы детского сада «Театр - добрый волшебник»
Автор: Червякова Л. Н.Участники: Воспитатели старшей группы, дети, родители, музыкальный руководитель.Тип: Творческий, долгосрочный.Цель: Формирование гуманного отношения к ...
Творческий проект "Театр Добра"
Цель проекта "Театр Добра"-развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру....
Сценарий показа театрализованных постановок «Театра Добра» (по произведениям Валентины Осеевой)
Сценарий показа театрализованных постановок "Театра Добра" (по произведениям Валентины Осеевой). В данном сценарии есть ведущая и беспризорник, который приходит в театр и смотрит п...
Лэпбук Театр. Добро пожаловать.
Приобщение детей к театральной деятельности посредством лэпбука....
Методические разработки лэпбука «Театр. Добро пожаловать»
Лэпбук предназначен для ознакомления, закрепления и обобщения знаний по данной теме....
Проект "Театр добра"
Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте –это общен...
Проект "Театр добра"
Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте –это общен...