Проект "Театр добра"
методическая разработка (подготовительная группа)
Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте –это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Проект направлен на расширение и обогащение представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации. Обогащение опыта эмоциональной отзывчивости детей происходит за счет сопереживания, сочувствия, содействия в игровом пространстве театрализованной деятельности. Проект «Театр добра» состоит из трех подпроектов, каждый из которых имеет свои цели и направлен на решение определенных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_dobra_proekt.docx | 43.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша!
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
Жизненной тропой!
Г. Попова
Актуальность проекта.
Каждый человек хочет жить в богатой и красивой стране, но еще больше, в стране, которую населяют добросердечные и отзывчивые люди, воспитанные на идеалах красоты, порядочности, душевной чуткости, сочувствия и содействия.
Сегодня мы сталкиваемся с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно проходят мимо пожилого человека, лежащего на улице, мимо дерущихся подростков, не реагируют на плачущего или страдающего ребенка и взрослого, не замечают обиженных и сами легко могут обидеть, не задумываясь об этом. Когда подобные ситуации возникают с нами или касаются наших близких, начинается волна возмущений о бездушности нашего общества, его черствости. Но, сами мы в аналогичных ситуациях, чаще всего, поступаем так же.
Нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих молодых и пожилых людей, это тенденции к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению. Но, самая главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе в духе милосердия.
Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте –это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.
Эмоциональная отзывчивость в театральной деятельности предполагает освоение ребенком этого вида деятельности, а ее развитие в формате игрового театрализованного проекта достигается путем:
- обогащения опыта взаимодействия с театральным искусством (общее представление о театре, его структуре и видах), расширения детских представлений о театральных профессиях; обогащения опыта восприятия и переживания театрализованного действия;
- включения в игровую деятельность соразмерно своим возможностям и талантам: ребенок-«режиссер» («актер», «зритель», «оформитель», «декоратор») спектакля.
Необходимо использовать методы, представляющие каждому ребенку возможность самореализации в условиях данного вида деятельности, с учетом его игровых предпочтений и интересов. Проект направлен на расширение и обогащение представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации. Обогащение опыта эмоциональной отзывчивости детей происходит за счет сопереживания, сочувствия, содействия в игровом пространстве театрализованной деятельности.
Проект «Театр добра» состоит из трех подпроектов, каждый из которых направлен на решение определенных задач.
Подпроект 1: «Здравствуй, театр».
Подпроект 2: «В поисках настроений».
Подпроект 3: «Первые гастроли».
Организация деятельности старших дошкольников по проекту «Театр добра»
Таблица 1.
Этапы проектной работы | Задачи этапа | Содержание проектной деятельности | Продукт проектной деятельности | ||
Проект 1. «Здравствуй, театр!» Цель: Создание условий для развития и поддержания интереса старших дошкольников к театру и театрализованной деятельности. | |||||
1 этап. Приглашение в театр. Театр своими руками. | - принятие детьми проблемной ситуации, развитие и поддержание интереса к театрализованной деятельности через организацию практической деятельности дошкольников (работа над созданием театральных атрибутов). |
| Театральный уголок в группе: вывеска с названием театра, Афиши, Кулисы, Театральная касса, Гардероб. Театральный буфет (с оформленным меню). Кулисы (оформленные детьми). Фотоальбом – галерея работников театра. Фотографии игровых занятий. Видео-спектакль (сказка, представленная в различных видах театра). | ||
- организация и осуществление исследовательской деятельности дошкольников. | -игровая поисковая деятельность «О чем нам говорит театральный реквизит». - «Творческие мастерские». Проблемно-игровые ситуации: Билет/касса. «Есть билет, а места нет...», «Один день в театре без билетов». Сцена. «О чем нам шепчут кулисы...». Афиша. «Лучшее место для афиши». Буфет. «Почему в буфете не бывает каши?», «Театральное меню». Гардероб. «Что было бы, если бы в театре не было гардероба?», «Зачем в гардеробе много зеркал?», «Перепутанные номерки» (этюд). | ||||
2 этап. Театральные профессии. | - расширение детских представлений о театральных профессиях и их роли в театре. | - Путешествие в «Театр Зазеркалье», - «Презентация театральных профессий». - «Кастинг театральных профессий» |- Детская фотосессия «Лица нашего театра». | Работа способствует становлению разнообразных игровых позиций у дошкольников в театрализованной деятельности. | ||
3 этап. В гостях у сказки. | - обогащение эмоционально-чувственного опыта дошкольников через освоение средств выразительности, используемых в различных видах театра (цвет, движение, мимика, интонация, костюм). | - Работа над образом. - «Оживление картинки». - «Видео-презентация сказки». | Создание атрибутов для различных видов театра в группе. Обогащение опыта дошкольников через овладение различными средствами эмоциональной выразительности, и их использование в театрализованной деятельности, также в общении со взрослыми и сверстниками. | ||
Проект 2. «В поисках настроений» Цикл театрализованных игр-путешествий. Цель: Расширение, обогащение, актуализация опыта и представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации; снижение (преодоление) эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях. | |||||
1 этап. Знакомство с настроениями. | - расширение возможностей эмоционального общения в семье; - снижение эмоциональной дистанции детско-родительских отношений; - актуализация детского эмоционального опыта; - обогащение представлений дошкольников об эмоциях; - снижение степени стереотипности в определении эмоций и чувств детьми. | - Беседы с детьми, игры-этюды с использованием личного опыта дошкольников. - Стена эмоционального состояния. - Детское интервью «Взрослые настроения». - Семейные проекты (газета «Настроение моей семьи», коллаж, рассказы, рисунки и т.д.). | Создание «Книги Настроений». | ||
2 этап. Путешествия в страну Эмпатии. | - расширение представлений детей об эмпатии как умении сочувствовать, сопереживать, содействовать; - знакомство с особенностями эмпатийного поведения и обогащение его способами проявления эмпатии у дошкольников. | Используемые методы и приемы: -игры-этюды, игры-импровизации, на основе сюжетов из предложенной художественной литературы; - беседы с детьми; - игры-фантазии; -участие в игровых проблемных ситуациях; -экспериментирование. -Театрализованные игры- путешествия в страну Эмпатии: Радость – г. Сорадости. Грусть – г. Согрусти. Обида, Злость – г. Взаимопонимания. Грусть – г. Взаимопомощи. Удивление, Спокойствие – г. Соучастия. | -обогащение опыта эмпатийного поведения за счет участия в театрализованных играх с эмпатийным со- держанием, требующих самостоятельного выбора, при их обсуждении и анализе художественной литературы). - Становление субъектной позиции эмпатийного поведения. | ||
3 этап. «Настроение в беде, не найти его нигде». | - Коррекция и изменение нежелательного поведения. - Овладение навыками и представлениями о способах изменения нежелательного эмоционального состояния у себя и у другого человека, через активизацию представлений об эмпатийном поведении и развитие самостоятельности его проявлений в театрализованной деятельности и ситуациях взаимодействия. | - Создание «Копилки рецептов для хорошего настроения». - Драматизация, разыгрывание проблемных ситуаций, представленных в отобранных произведениях, импровизации. - Беседы-рассуждения. - Придумывание и участие детей в играх и упражнениях для развития самоконтроля над эмоциями (дыхательная гимнастика, тактильная гимнастика, игры на снятие напряжения, разрядки агрессии и т.д.). | - Развитие эмпатийного опыта детей способами оказания помощи с целью изменения нежелательного эмоционального состояния на уровнях: - мысленном («О чем я могу подумать…»; - вербальном («Что я могу сказать…»; - действенном («Что я могу сделать…» | ||
Проект 3. «Первые гастроли». Цель: Активация опыта чувствования ребенка за счет умения содействовать в игровом пространстве театрализованной деятельности с последующим переносом этих умений в реальную жизнь. | |||||
Первые гастроли | - Активация опыта чувствования ребенка за счет умения содействовать в игровом пространстве театрализованной деятельности с последующим переносом этих умений в реальную жизнь. - Развитие и обогащение опыта эмпатийного поведения в условиях театрализованной деятельности и реального взаимодействия. - Создание условий для активизации самостоятельных эмпатийных проявлений дошкольников. | - «Соцопрос». -выбор пьесы и обсуждение ее с детьми). - Подготовка постановки спектакля. (Эмпатийное прочтение сказки. Распределение ролей. Репетиции. Работа над чувствами. Работа над образом. Работа над эмпатийным поведением. Премьера спектакля. Обсуждение).
| - Оформленные результаты детских интервью. - Видео с премьерой спектакля; фотографии, видеозаписи одготовки к спектаклю; эскизы, рисунки детей. - Развитие эмпатийного поведения дошкольников (Само желание детей помочь и организовать спектакль для других детей является проявлением эмпатии). |
Подпроект 1. «Здравствуй, театр»
Паспорт проекта
Вид проекта: творческо-игровой.
Срок реализации проекта: среднесрочный (1,5 месяца).
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, специалисты, родители воспитанников.
Цель проекта:
Создать условия для развития и поддержания интереса старших дошкольников к театру и театрализованной деятельности; определить влияние данных условий на развитие эмпатии.
Предполагаемый результат:
- Дети получают представления о театре и его организации: здание и внешний вид театра, театральные реквизиты и атрибуты; основные театральные профессии, виды театра.
- Осваивают оригинальные способы взаимодействия и средства выразительности, используя при постановке различные виды театра (кукольный, теневой, марионеток и пр.).
Роль родителей в организации проекта:
- Консультации: «Истоки театра», «Мама, Папа, Я - театральная семья», «На пороге театра...», «Создаем театр своими руками», «Домашний театр» и др.
- Включенность и заинтересованность родителей в создании театра, помощь детям в подборе и создании различных атрибутов, создании художественных образов.
- Экскурсии с детьми в театры Санкт-Петербурга (виртуальные экскурсии), просмотр детских спектаклей.
Участие специалистов ДОУ:
- Занятия по музыкальной деятельности.
Продукт проектной деятельности:
Театральный уголок в группе. Вывеска с названием театра. Афиши. Театральная касса с соответствующими атрибутами. Гардероб. Театральный буфет (с оформленным меню). Кулисы (оформленные детьми). Фотоальбом – галерея работников театра. Фотографии игровых занятий. Видео-спектакль (сказка, представленная различными видами театра).
Методические рекомендации к работе над проектом.
Проект состоит из трех последовательных этапов, каждый из которых направлен на решение определенных задач.
1 этап. Приглашение в театр. Театр своими руками.
2 этап. Театральные профессии.
3 этап. В гостях у сказки.
Методы и средства, необходимые для организации и осуществления проекта.
1 этап. Приглашение в театр. Театр своими руками.
Занятие 1. В ходе первого занятия (встречи):
- Создается проблемная игровая ситуация, целью которой является развитие и поддержание интереса детей к театру и театрализованной деятельности.
- Проводится беседа для принятия выделенной детьми проблемы.
- Организуется игра «Путешествие во времени», которая знакомит детей с историей театра, пробуждает и поддерживает интерес к данному виду деятельности.
- Проводится беседа, которая подводит детей к принятию решения необходимости создания в группе своего театра. Дети получают задание придумать название для театра.
Встреча 2. «Создаем театральную вывеску».
- Проводится совместное обсуждение, в ходе которого выбирают лучшее название для театра.
- Организуется «Конкурс художников» по созданию театральной вывески, в которой дети получают возможность выразить свое отношение к театру с помощью различных средств: цвет, слово.
- Игра «Комплимент» направлена на развитие сочувствия и сопереживания у дошкольников, дети включаются в обсуждение работ друг друга, учитывая мнения и высказывания другого.
Встреча 3. «Раскрываем тайну кроссворда». Дети знакомятся с основными театральными атрибутами.
Встречи 4, 5, 6, 7, 8. «О чем нам говорит театральный реквизит».
Педагог | Дети |
Помогает детям спланировать деятельность, озвучивает проблемные вопросы, направляет детей в ситуациях затруднения. | Объединяются в рабочие группы, ищут ответы на поставленные вопросы, распределяют обязанности, самостоятельно выбирают необходимые материалы, обсуждают и готовят презентацию своих заданий. |
Работа проходит в 2 этапа.
Первый этап – исследовательская деятельность дошкольников, организация работы над проблемными вопросами.
Используемые методы:
- Игры-этюды;
- Организация и проведение экскурсии детьми;
- Игры-фантазии.
Второй этап – продуктивная деятельность детей, работа над созданием театральных атрибутов.
В первой части дети работают в подгруппах: каждая подгруппа получает задание-понятие, зашифрованное в кроссворде, и подсказки в конверте (т.e, предметы, которые помогут глубже его исследовать). Затем происходит обсуждение, изучение вопросов и используемых материалов. Дети импровизируют, обыгрывают различные ситуации, оpганизуют поисковую, исследовательскую деятельность.
Примеры наполнения конвертов и заданий детям:
- Билет/касса. Материалы. Фотографии кассы с вывеской. Билеты (необходимо рассмотреть, что на них написано, какая должна быть информация). Деньги.
Проблемные вопросы и ситуации: «Есть билет, а места нет», («Для чего нужны билеты?), Этюд «Один день в театре без билетов».
- Сцена. Материалы. Различные фотографии сцен (с декораци- хми и без). Расположение сцены относительно зрителей.
Проблемные вопросы и ситуации: «О чем нам шепчут кулисы...» (Для чего нужны кулисы в театре? Цвет, украшения на кулисах. Как кулисы могут помочь спектаклю).
- Афиша. Материалы. Афиши (рассмотреть, какая информация должна быть на афише), Фотографии различных афиш (обратить мание на то, где и как размещают афиши в городе; для чего их размещают в самых людных местах?)
Проблемные вопросы и ситуации: «Лучшее место для афиши». Дети организуют экскурсию по д/саду-городу, чтобы выяснить и рассказать, где лучше размещать афиши, чтобы все смогли их увидеть (в том числе и на улице).
- Буфет. Исследуя театральные буклеты, программки и фотографии, дети находят ответы на вопросы: Как называется перерыв, когда можно выйти в буфет или прогуляться в фойе и по коридорам театра? (антракт). Как зрители узнают, что спектакль начинается? (звонок). Для чего в театре буфет?
Проблемные вопросы и ситуации: «Почему в буфете не бывает каши?»
Детям предлагаются различные игровые продукты, например: булочки, бутерброды, фрукты, выпечка, конфеты, лимонад, а так же «кастрюли» с супом, кашей и т.д.». Задача детей- определить, какие блюда могут быть в театральном буфете, и почему?
Составляем «Театральное меню».
- Гардероб. Материалы. Фотографии гардероба. Бинокль. Номерки. Программки.
Изучая внешний вид этих предметов и их функциональное назначение, дети предлагают свои варианты или модели того, как это можно сделать в их собственном театре.
Проблемные вопросы и ситуации: «Что было бы, если бы в театре не было гардероба?» (рисунки, рассуждения), «Зачем в гардеробе много зеркал?» (обратить внимание на обсуждение одежды и нарядов зрителей), «Перепутанные номерки» (этюд).
Вторая часть: «с» (встречи 9, 10, П, 12).
В течение 4-х встреч дети занимаются в «мастерских», результатом работы которых является определенный продукт коллективного творчества: (кулисы, театральная касса, афиша, буфет, гардероб).
Работа в творческих мастерских базируется на результатах предыдущей деятельности детских подгрупп.
Основные этапы работы в мастерских:
- Планирование деятельности;
- Распределение объема и направления работы;
- Bыбор материала и поиск творческого решения задачи;
- Изготовление театральных реквизитов;
- Презентация их в уголке театра.
Работа на данном этапе способствует развитию и поддержанию интереса детей к театрализованной деятельности.
2 этап. Театральные профессии.
На этом этапе расширяются детские представления о театральных профессиях и их роли в театре, проводится их презентация.
Путешествие в «театр Зазеркалье» позволяет детям попасть на репетицию спектакля и узнать, как спектакль появляется, и кто ему в этом помогает.
Создаются условия, позволяющие детям проявить себя в различных ролях, соответственно собственным игровым желаниям и интересам, оценить собственные возможности в различных видах игровой деятельности.
Работа на данном этапе способствует становлению разнообразных игровых позиций у дошкольников в театрализованной деятельности.
2 этап. Театральные профессии.
На этом этапе расширяются детские представления о театральных профессиях и их роли в театре, проводится их презентация.
Путешествие в «театр Зазеркалье» позволяет детям попасть на репетицию спектакля и узнать, как спектакль появляется, и кто ему в этом помогает.
Создаются условия, позволяющие детям проявить себя в различных ролях, соответственно собственным игровым желаниям и интересам, оценить собственные возможности в различных видах игровой деятельности.
Работа на данном этапе способствует становлению разнообразных игровых позиций у дошкольников в театрализованной деятельности.
3 этап. В гостях у сказки.
Создается проблемная ситуация, которая предоставляла бы детям возможность познакомиться с основными видами театра.
Дальнейшая работа включает:
- Изучение материалов, подготовленных педагогом, и рассказываю щих о видах театра, особенностях постановки и взаимодействия в спектаклях данного вида.
- Участие детей в этюдах-импровизациях, где каждому ребенку предложено прочитать стихотворение от лица игрового персонажа и обязательно с заданной эмоцией, а потом передать это же настроение без слов.
Таким образом дети изучают средства выразительности, используемые в разных видах театра для передачи настроения (цвет, движение, мимика, интонация, костюм).
- Знакомство с «технологией изготовления героя» (персонажа), и подготовка артиста (костюм, грим).
- Работа в подгруппах над созданием игрового образа.
- Дети придумывают образ персонажа, cоздают его эскиз на бумаге. Следует обратить внимание на то, как дети договариваются друг с другом, учитывают пожелания соседа, принимают советы, обращаются друг к другу за помощью.
- «Оживление картинки». Дети самостоятельно выбирают необходимые материалы, распределяют обязанности, изготавливают героя сказки. Обращаются к педагогу за помощью, если это необходимо.
- «Видео-Презентация сказки». Работа каждой мастерской заканчивается презентацией сказки. Дети самостоятельно готовят мини-спектакль, выступая каждый в своей роли. Спектакли записываются на видео.
Работа на данном этапе способствует обогащению представлений детей о различных видах театра, расширению эмпатийного опыта дошкольников за счет овладения ими различными средствами эмоциональной выразительности, их использованием в процессе общения с взрослыми и детьми.
Подпроект 2. «В поисках настроений»
Паспорт проекта
Вид проекта: творческо-игровой.
Срок реализации проекта: среднесрочный (2 месяца).
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, специалисты, родители воспитанников.
Цель проекта:
Расширение, обогащение и актуализация опыта и представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации; снижение (преодоление) эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях.
Задачи:
- Расширение представления детей об эмоциях и чувствах, способах их выражения и причинах их возникновения, обучение элементарным способам регуляции и контроля.
- Воспитание бережного отношения к чувствам и настроениям другого человека.
- Организация театрализованной деятельности детей, в которой обогащаются их представления об эмпатии как сочувствии, сопереживании, содействии.
- Обогащение сюжетов театрализованных игр сюжетами произведений эмпатийного содержания (стихи и рассказы).
Предполагаемый результат:
- Дети получают представления о «полезных» и «вредных» эмоциях, овладевают способам элементарной саморегуляции (игры, упражнения, дыхательная гимнастика).
- Обогащается опыт восприятия, понимания эмоций детьми и их внешних проявлений (мимика, жесты, поза, интонация).
- Формируется бережное, внимательное отношение к другому человеку, которое проявляется в речи и деятельности.
Роль родителей в организации проекта:
- Консультации: «Язык жестов», «Как услышать друг друга без слов», «Прислушайтесь к себе» и др.
- Участие в детских интервью.
Участие специалистов ДОУ:
- Занятия с психологом.
Продукт проектной деятельности:
Большая книга настроений (рисунки, фотографии, рассказы детей и родителей из личного опыта). «Сборник рецептов для хорошего настроения» (шутки, упражнения, развлечения, игры). Фотографии занятий и путешествий.
В рамках реализации проекта с детьми проводятся игровые занятия:
- Занятие №1. «Знакомство с Книгой Настроений».
Организация сюрпризного момента, на основе которого проводится игра «Ожившее письмо».
Coздание и обыгрывание проблемной игровой ситуации, в ходе которой развивается интерес к эмоциональной сфере человека и создается мотивация к участию в дальнейшей работе.
В беседе основной проблемой для обсуждения с детьми является следующий вопрос: - Как вы думаете, настроения ребенка и взрослого человека похожи или различны?
Включаясь в обсуждение, дети принимают выделенную проблему и настраиваются на дальнейшую работу.
Во время игровых занятий дети анализируют причины и ситуации, которые вызывают определенные настроения у себя и у взрослых, сравнивая их. Педагог помогает решать проблемные ситуации через обыгрывание их детьми в театрализованной манере. В рамках занятий ведется работа над такими эмоциональными состояниями как: Радость, Злость, Страх, Удивление, Обида, Грусть, Спокойствие.
Дети знакомятся с эмоциональными состояниями и чувствами людей, которые демонстрируют свое отношение к настроениям других людей, и определяют его как эмпатийное поведение: Сорадость, Согрусть, Взаимопонимание, Взаимопомощь, Соучастие.
Эмпатийному поведению людей противостоят неэмпатийные состояния и противоположные настроения: Радость – Злорадство, Обида – Обидчивость, Спокойствие – Равнодушие, и т.д. Это знание помогает детям осваиват опыт по выходу из проблемных ситуаций, а в дальнейшем позволит самостоятельно справляться с нежелательными эмоциями и препятствовать их возникновению у себя и у других.
Работа над каждым эмоциональным состоянием ведется по трем основным направлениям и характеризуется решением определенных задач с использованием своих методов на каждом этапе:
1 этап. Знакомство с настроениями.
Обогащение эмоционально-чувственного опыта за счет расширения представлений об эмоциях взрослых и детей происходит по плану:
- Беседа с детьми, направленная на актуализацию детского эмоционального опыта.
- Игры-этюды, содержанием которых является разыгрывание ситуаций, предложенных детьми.
- Подготовка интервью для взрослых, продумывание детьми вопросов и продукта, который поможет детям представить его результаты (газета «Настроение моей семьи», фотографии с заданным настроением, коллаж, рассказы, рисунки).
- Презентация ребенком полученных результатов семейного интервью. Обсуждение вопроса: «Одинаковые ли настроения у взрослых и детей?». Заполнение соответствующих страничек в Книге настроений.
Работа на этом этапе способствует:
- снижению эмоциональной дистанции детско-родительских отношений;
- расширению возможностей эмоционального общения в семье;
- обогащению представлений дошкольников об эмоциях;
- уменьшению стереотипов в определениях эмоций и чувств детьми.
2 этап. Путешествия. Знакомство с особенностями эмпатийного поведения и обогащение его способами проявления эмпатии у дошкольников.
Путешествия расширяют представления детей об эмпатии как умении сочувствовать, сопереживать, содействовать. Знакомству с определенным настроением помогает путешествие в соответствующий город большой страны Эмпатия.
Радость - город Сорадости.
Грусть - город Согрусти.
Обида, Злость - город Взаимопонимания.
Грусть - город Взаимопомощи.
Удивление, Спокойствие - город Соучастия.
Содержанием работы на этом этапе выступают:
- произведения детской художественной литературы: стихи и рассказы эмпатийного содержания (или только его элементы), в основе которых находятся обсуждаемые эмоции. Представленные сюжеты являются материалом для детских инсценировок и бесед с детьми;
- личный опыт ребенка, который активизируется, обогащается представлениями, впечатлениями и его собственным отношением к такому качеству человека, как эмпатия, к чувствам и переживаниям; это является необходимым условием для формирования у ребенка собственных представлений и обогащения его индивидуального эмоционально- чувственного опыта.
Методы и приемы, которые помогут ребенку обратиться к собственным ощущениям, переживаниям и чувствам, дадут возможность самостоятельно их проанализировать, осознать и найти им собственное выражение.
- Игры-этюды, игры-импровизации, на основе сюжетов художественной литературы.
- Беседы с детьми.
- Игры-фантазии.
- Участие в проблемных ситуациях.
- Экспериментирование.
Планируемые результаты.
- Обогащение эмоционально-чувственного опыта детей через осознание ситуаций, в которых они «проживали» яркие эмоциональные состояния.
- Преодоление трудностей в проявлении содействия за счет развития умений и самостоятельности в эмпатийном поведении.
- Обогащение опыта эмпатийного поведения в жизни (как результат участия в театрализованных играх с эмпатийным содержанием, требующих самостоятельного выбора, при их обсуждении и анализе художественной литературы).
3 этап. «Настроение в беде, не найти его нигде». Изменение нежелательного поведения.
На этом этапе дети овладевают навыками (способами) изменения нежелательного эмоционального состояния у себя и у другого человека. Это достигается через активизацию представлении о0 змпатийном поведении, через самостоятельное его проявление в театрализованной деятельности и в ситуациях взаимодействия.
Участвуют и решают проблемные ситуации в театрализованных постановках на основе литературных сюжетов, которые демонстрируют как эмпатийное, так и неэмпатийное поведение героев - в соответствии с нужной эмоцией (например, Радость – Злорадство, Грусть- Тоска, Обида-Обидчивость).
Предлагают и используют способы решения проблемных ситуаций, которые хранятся в «Копилке рецептов для хорошего настроения» как раз для такого случая в ситуациях общения и взаимодействия с окружающими.
- Содержанием работы на этом этапе выступают:
- Сюжеты литературных произведений, в которых представлены примеры эмпатийного и неэмпатийного поведения героев;
- Личный эмпатийный опыт дошкольников.
- Методы и приемы.
- Драматизация, разыгрывание проблемных ситуаций, представленных в отобранных произведениях, импровизации.
- Беседы-рассуждения.
- Придумывание и участие детей в играх и упражнениях для развития самоконтроля над эмоциями (дыхательная гимнастика, тактильная гимнастика, игры на снятие напряжения, разрядки агрессии и т.д.).
- Работа на данном этапе способствует:
- привлекательности эмпатийного поведения и повышению степени самостоятельности в его использовании детьми при общении и взаимодействии с окружающими;
- обогащению эмпатийного опыта детей способами оказания помощи с целью изменения нежелательного эмоционального состояния на уровнях:
- мысленном, для самоконтроля («О чем можно подумать...»);
- вербальном («Что можно сказать..»);
- действенном («Что можно сделать...»).
Заключительное занятие «Возвращение домой». Прощание со страной Эмпатия. Проводится презентация «Книги настроений» (с фотографиями путешествий детей).
- Подведение итогов путешествия.
- Награждение, вручение памятных сувениров (по эмоциям).
- Обсуждаются впечатления от путешествия.
Подпроект 3. «Первые гастроли»
Паспорт проекта
Вид проекта: творческо-игровой.
Срок реализации проекта: среднесрочный (1 месяц).
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, специалисты, родители воспитанников.
Цель проекта:
Активация опыта чувствования ребенка за счет умения содействовать в игровом пространстве театрализованной деятельности с последующим переносом этих умений в реальную жизнь.
Задачи:
- Создание условий для активизации самостоятельных эмпатийных проявлений старших дошкольников.
- Развитие и обогащение опыта эмпатииного поведения в условиях театрализованной деятельности и реального взаимодействия.
Предполагаемый результат:
Развитие устойчивого эмпатийного поведения дошкольников (само желание детей помочь и организовать спектакль для других детей является проявлением эмпатии).
Продукт проектной деятельности:
Оформленные результаты детских интервью. Видео с премьерой спектакля. Фотографии, видеозаписи подготовки к спектаклю. Эскизы, рисунки детей.
Методические рекомендации к работе над проектом
Реализация данного проекта направлена на развитие эмпатииного поведения.
- Активизируются представления детей об эмпатии (сочувствии, сопереживании, содействии).
- Создаются условия для проявления эмпатии детьми в организации ими самостоятельной театрализованной деятельности.
Гастроли театра.
Основным видом совместной деятельности с детьми на этом этапе является включение их в театрализованную деятельность через проблемную ситуацию, требующую эмпатийных проявлений, и создание внутри нее игры-драматизации.
Перед детьми - некая проблемная ситуация, им необходимо предложить варианты ее решения. Само желание детей помочь и подготовить спектакль уже является проявлением эмпатии!
Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
В ходе беседы дети определяют вопросы для «Соцопроса», по результатам которого выбирается сказка, отвечающая интересам зрителей.
Подготовка постановки спектакля.
Работа над спектаклем включает в себя несколько этапов:
1. Эмпатийное прочтение сказки.
2. Распределение ролей.
3. Репетиция.
4. Премьера спектакля.
5. Просмотр и обсуждение спектакля.
- Просмотр видеофильма с детским спектаклем и другие материалы показывают масштаб проделанной работы.
- Созданы условия, которые и в дальнейшем будут способствовать поддержанию интереса дошкольников к театрализованной деятельности, а также позволят активизировать и закрепить полученный oпыт самостоятельной театрализованной деятельности детей.
- Использование различных проблемных ситуаций, требующих от детей самостоятельного решения, активизации эмпатийного опыта. Содержанием проблемных ситуаций на данном этапе являются:
- Реальные проблемные ситуации, которые побуждают детей находить самостоятельное решение и предложить выход, используя полученный опыт.
- Внесение литературного материала эмпатийного содержания для самостоятельных инсценировок детей с целью обогащения их эмпатийного опыта и поддержания интереса к театрализованной деятельности.
- Включение в режимные моменты регулярного проведения с детьми «Театрализованных минуток» — игр-импровизаций, основанных на реальных событиях, происходящих в группе. В них дети разыгрывают и обсуждают чувства, характерное поведение в различных ситуациях, варианты выхода из них. Используются результаты предыдущих наблюдений педагога за процессом взаимодействия детей, и возникшие проблемные ситуации предлагаются им как случай из жизни группы: «В нашей Группе, как-то раз…», и обыгрываются детьми. Или как обращение к ним за помощью из страны Эмпатия. Поучительны ситуации, предложенные к рассмотрению родителями, по результатам уже их наблюдений за процессом взаимодействия детей с взрослыми и другими детьми в семье.
- Совместное оформление книги «Добрых поступков» с фотографиями детей, участвующих в играх-драматизациях; с детскими мыслями по отношению к проявлениям эмпатии; с иллюстрациями литературных и сказочных персонажей, которых можно назвать эмпатийными.
Художественные произведения, которые можно использовать в играх-путешествиях:
- Путешествие в город Согрусти.
«Егор не любит грусти», «Не простая загадка» А. Барто;
«Где она?» Е. Благинина.
- Путешествие в город Взаимопонимания.
«Посидим в тишине», «Подарок» Е. Благинина;
«Святая ложь» А. Барто;
«Подружился-раздружился», «Ссора» С. Погореловский.
- Путешествие в город Взаимопомощи.
«В дождь» А. Барто;
«Заботливый брат», «Пропажа» Е. Серова.
- Путешествие в город Соучастия.
«Котенок» Е. Благинина;
«Когда ударил гром» А. Барто.
Список используемой литературы.
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2010.
2. Гаврилова Т.П. Сопереживание и сочувствие // Дошкольное воспитание. 2005. № 2.
3. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тез. докл. Краснодар: Кубань, 2015.
4.Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии старших дошкольников театрализованной деятельности: автореферат СПб.: Союз, 2009.
5. Деркунская В.А. Проектная деятельность/ Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов/ О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. – М.: Просвещение, 2012.
6. Коробкова В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2013.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагова Т.С., Зуйкова М.Б. – М.: АРКТИ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»
С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на сайт...
Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»
Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...
Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"
Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....
Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».
Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...