Модель ООД по теме:"Приходи, весна1"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Енишевская Елена Александровна

Модель организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы

«Приходи, Весна!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_v_starshey_gruppe_prihodi2c_vesna_1.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Модель организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы

«Приходи, Весна!»

Проблема: Зима заколдовала Весну.

Игровая мотивация: освободим Весну от злой Зимы.

Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей.

Задачи:

  1. Образовательная: обобщение и закрепление характерных признаков весны, состояние растений, птиц,  животных, неживой природы. Выявить и закрепить знание о законах природы их сезонности на примере зима-весна.
  2. Развивающая: развитие у детей логического мышления, зрительного и слухового восприятия.
  3. Воспитательная: воспитывать  у детей любовь и интерес к окружающему миру.

Предварительная работа: наблюдение во время прогулок за сезонными изменениями в природе, за птицами, за облаками, небом и т. д. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок на тему «Весна» и «Перелетные птицы». Рассматривание иллюстраций и  по темам «Перелетные птицы», «Признаки  весны».

Активизация словаря: перелетные птицы, весенняя капель, ледоход.

Материал: посылка, письмо, банка со снегом, иллюстрации диких животных, перелетных птиц, Зимы, Весны, ватман с уже наклеенными подснежниками (дети наклеили заранее), но у них нет листьев, клей карандаш на каждого ребёнка, влажные салфетки.

Методические приемы:

1.Вводная часть

Моделирование игровой ситуации.

Воспитатель: Ребята, давайте день начнем с улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение, подарите его всем.

Ведение проблему

Воспитатель: Посмотрите, что я нашла у входа в нашу группу. Как вы думаете что это? (коробочка). Давайте заглянем туда! Ой, что-то не открывается коробочка. Может надо всем похлопать в ладоши? Может надо всем на нее сильно- сильно подуть?

(В коробке банка, в ней снег).

Давайте посмотрим, что это в банке? А снег какой?

На банке написано: «Весна снова настанет, когда волшебный снег в банке растает».

Интересно! А тут есть ещё и письмо?: «Ребята помогите! Злая зима заколдовала меня!»

Ребята как вы думаете от кого письмо? Ребята давайте поможем весне?

Я знаю, что нужно для этого сделать. Видите эту картину зимы? Нам нужно превратить ее в весну. И для этого с помощью заданий, загадок  вспомним все про весну. Вы согласны?

Тут в коробке есть задания. Давайте их разгадаем. И с каждым верным ответом мы сможем все больше превратить нашу зиму в весну.

Вы согласны?

2. Основная часть

Поэтапное решение проблемы

Выполнение заданий.

Первое задание. О каком времени года это стихотворение?

Сугроб уже ссутулился от солнечных лучей,

И побежал по улице сверкающий ручей.

В: Ребята! А без чего не может наступить весна!

Дети: Без солнца!

В: А как солнце светит зимой!

Ответы детей

В: А как солнце греет весной! (ответы детей)

В: Я предлагаю вам сделать нашему солнышку лучики, чтоб оно засветило ярче и стало согревать нас!

Дети вместе с воспитателем приклеивают лучики на магнитную доску.

Воспитатель: Давайте поиграем, покажем, как мы рады солнышку.

Проводится подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко,                        Дети идут по кругу, взявшись за руки.

 Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                       Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей,                       «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают,                          Медленно приседают.

А цветочки подрастают.                     Тянутся на цыпочках, руки вверх

Второе задание. «Отгадай загадки».

На магнитной доске лицевой стороной висят картинки птиц. Когда дети отгадывают загадку, воспитатель переворачивает картинку.

«Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла! Зиме – конец!» – 
Пел у скворечника 
(Скворец)

Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей. Так, что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый (соловей)».

Вместе с этой черной птицей

К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет?  (Грач)

Она под крышами живет,

Гнездо свое под крышей вьет,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В черном фраке лапочка,

А зовется?... (Ласточкой)

Раньше всех из птиц встает.

Солнцу песенку поет,

Все живое поднимает.

Как, ту птичку называют?

(Жаворонок)

Утром звонко распевает,

Всех он в поле приглашает. (Жаворонок)

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут ее…. (Кукушка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам прилетели птицы! А когда они прилетают?

Дети: Весной!

Воспитатель: А скажите, как, одним словом можно сказать об этих птицах.

Дети: Перелетные!

Воспитатель: Правильно. А почему перелетные?

Дети. Потому, что они прилетают к нам из теплых краев.

Воспитатель. Верно!

Воспитатель: Как люди готовятся к встрече скворцов? Что делают птицы весной? Зачем им гнезда?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопнете в ладоши. Будьте внимательны!

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы и лисицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, кукушки, лебеди и утки и спасибо шутке!

Третье задание:

Воспитатель: А что происходит с дикими животными!

Дети: Просыпается медведь и ежик. Белка меняет свою шубку на рыжую, а заяц на серую. У зверей появляются детеныши.

Игра «Назовите детенышей».

- Кто детеныш у волчицы? (Волчонок) У ежихи? (Ежонок) У лисицы? У медведицы? У зайчихи? У белки? У мышки?

Физкультминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,        

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед-назад.

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки. Наклоны правой рукой

И трухлявые пеньки. Коснуться левой ступни,

В них съедобные личинки - потом наоборот.

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышко уселся. Дети садятся.

3. Заключительная часть

Решение проблемы

Воспитатель: Ребята, посмотрите (воспитатель показывает банку с растаявшим снегом) что произошло со снегом?

Дети: Снег растаял и превратился в воду!

Воспитатель: Посмотрите, появились первые цветы (обращает внимание на картинку с изображением подснежников, у которых нет листочков) как называются эти  цветы? Посмотрите внимательно, чего-то не хватает?

Дети: Это подснежники, но у них не выросли листочки.

Воспитатель: давайте наклеим листочки.

Работа детей.

Воспитатель: вот какие красивые подснежники расцвели. А почему?

Дети: потому что зима испугалась, снег растаял, в гости к нам пришла весна и расцвели подснежники! Давайте повесим нашу цветочную полянку в приёмной для родителей. Вы молодцы, все справились с заданием!

САМОАНАЛИЗ

Тема организованной образовательной деятельности (ООД) «Приходи, Весна!» проводилась с детьми 5-6 лет.  

Длительность занятия 25 минут, что соответствует санитарным нормам и правилам.

Эта тема реализуется в ходе познавательно – исследовательской, коммуникативной и двигательной образовательной деятельности.

Цель данного занятия - повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей.

ООД построена с учетом возрастных особенностей и возможностей детей данной группы.

В процессе ООД решались следующие задачи:

  • речевое развитие: развитие связной грамматической правильной речи, речемыслительной деятельности, зрительного восприятия; обогащать словарь детей по теме.
  • познавательное развитие: закрепить представления детей о  весне, ее признаках; обобщить знания о перелетных птицах, диких животных их повадках, образе жизни; развивать у детей элементы экологического сознания, мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
  • социально-коммуникативное развитие: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей, умение внимательно выслушать товарища не перебивая и не повторять его.
  • физическое развитие: развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений.

ООД построена с учетом следующих принципов дидактики:

  • принцип психологической комфортности (обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации);
  • принцип целостности содержания образования (представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным);
  • принцип обучения (не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач);
  • принцип опоры на предшествующее развитие детей;
  • креативный принцип (учить творчеству, то есть «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций);
  • принцип гуманистической ориентации (развитие мыслительной активности  ребенка на фоне его природных данных);
  • принцип синкритичности (использование всех средств окружающей среды -  в данный момент это оборудование,  воспитатель, иллюстрации, голос в интонационной окраске, сюрпризный момент  - коробка, в которой лежит банка со снегом).

Проблема: дети путают признаки весны с признаками осени. Не знают состояние растений, птиц,  животных, неживой природы..

Уровень новизны: поэтапное знакомство, обобщение и закрепление знаний о законах природы их сезонности на примере зима-весна.

Объектом интеграции  в моей ООД являются: человек, культура, наука.

ООД состоит их 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

В первой части ООД ставится проблема, создаётся игровая мотивация (задания злой Зимы).

Во второй части поэтапно решается проблема: дети решают все задания зимы.

В третьей части проблема ООД решается через таяние снега в банке и наклеивание лепестков к подснежникам, вывешивание панно для родителей в приёмную комнату.

Систематизация достигнута  путем закрепления имеющихся знаний и приобретение новых.

Ценностный взгляд на объект будет формироваться в течение всей жизни ребёнка.

Процесс обучения на ООД  старалась строить с учетом интеграции образовательных областей - познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

При подготовке ООД детям были были рассмотрены иллюстрации, прочитаны рассказы, стихи, загадки на тему «Весна» и «Перелетные птицы»; «Признаки  весны», была проведена познавательная ООД на темы «Весна», «Ранняя весна», «Поздняя весна», «Перелётные птицы», «Как животные к весне готовятся».

В процессе всей ООД осуществлялся личностно – ориентированный подход к детям через вопросы, объяснения, побуждение к действию личным примером, одобрения, осуществлялась интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

В процессе ООД наблюдалась высокая активность детей за счет верно подобранных методов, приёмов и наглядности для поддержания интереса воспитанников, что соответствует возрастным особенностям и требованиям ООП ДО ОУ. Познавательное развитие детей соответствует нормам и правилам, предъявляемым к детям этого возраста.

Такая ООД способствует лучшему усвоению знаний, формирует эмоционально-волевую сферу, нормы социального поведения, развивает коммуникативные способности, умение работать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение на тему : "Приходи сказка!"

Викторина по русским народным сказкам....

Развлечение на тему : "Приходи сказка!"

Викторина по русским народным сказкам....

Консультация для родителей на тему "Приходи, сказка!"

Детство - это в прямом и переносном смысле сказочный период в жизни человека.И, тем не менее, ученые все чаще обращают внимание на то, что сказка уходит из детского сада и семьи, а значит, и из жизни ...

Конспект НОД в старшей группе на тему « Приходи ко мне в гости»

материал предназначен для закрепления и уточнения  представления детей о гостевом этикете, об обычаях гостеприимства, соблюдении правил этикета, приветствиях...

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Приходи к нам на посиделки».

Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении, связи с фольклором (сочинялись небылицы, сказки, частушки). Расширить словарный запас детей....

Развлечение для детей с приглашением родителей в младшей группе на тему: «Приходи к нам, Петушок!» (итоговое занятие по проекту «Петушок-золотой гребешок»)

Цель: обобщить знания детей о петушке, как домашней птице и герое народных сказок и потешек.Задачи: образовательные: закрепить знания детей о петушке, как домашней птице, инсценировать р/н сказку «Заю...