«Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
На чём базируется технология, основная суть, что помогает развивать, этапы работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему
«Мнемотехника в обучении связной речи детей
старшего дошкольного возраста»
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Данная технология базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А.Козаренко «Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано»»); Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотехники в последнее время становиться достаточно актуальным. Основной «секрет» мнемотехники несложен и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно - схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок - желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.
Мнемотаблицы используются для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Работу на занятиях по мнемотаблицам обычно строят в три последовательных этапа.
- этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.
- этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.
- этап: Побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказ по заданной мнемотаблице. В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети должны справляться с данным заданием самостоятельно.
Как работать над составлением графического плана-схемы связного рассказа
Ребенку предлагается чистый, шестиклеточный бланк - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым.
Взрослый (логопед, учитель, воспитатель или родитель) заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном бланке. Получившаяся наглядная схема и является планом самостоятельного речевого высказывания. В схеме используются отработанные символы-рисунки, обозначающие различные признаки или действия предмета, явления или процесса. Например:
• цвет. Дети называют цвет предмета, опираясь на нарисованные цветовые пятна;
• человек. Дошкольник объясняет, предмет используется человеком, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение;
• контур отдельных деталей предмета. Ребенок должен перечислить, например, из каких частей состоит данный предмет;
• знак вопроса внутри контура предмета. Дети называют материал, из которого сделан то или иной предмет, и, по возможности, его составные части;
• рука. Ребенок рассказывает, какие действия совершают с помощью этого предметом. Что в результате этих действий можно получить;
• форма. Дошкольник описывает геометрическую форму предмета или его части. Называет форму, которая на его взгляд больше подходит;
• знак вопроса к пустой клетке мнемотаблицы. Дети называют предмет или объект. Например: Это — барабан, это — яблоко и т.д.
Методы работы: Индивидуальный. Групповой. Наглядный.
Формы работы: Игры. Беседы, работа с наглядным материалом. Практические упражнения для отработки необходимых навыков. Чтение и заучивание художественной литературы.
Рассматривание репродукций картин.
Выводы:
Использование приемов и методов инемотехники позволяет детям старшего дошкольного возраста овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирует интерес и потребность в чтении восприятии стихов, загадок. Они активнее станут работать на занятиях. У них сконцентрируется наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление, речевая активность повысится, они с желанием станут общаться с товарищами и взрослыми, научатся составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Методическое п...
Опыт работы "Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Развитие связной речи детей - актуальная проблема в современном мире. В её решении помогают современные образовательные технологии.Мнемотехника способствует развитию связной, последовательной, граммат...
Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
"Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Статья предназначена для воспитателей старших групп,для родителей.Она раскрывает значимость использования данной технологии для обучения рассказыванию,составления описательных рассказов....
Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...
Презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"
презентация...
"Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Наше знакомство с мнемотехникой. Что такое мнемотехника – это составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.Рисование детьми графических схем (планов) по о...