Сценические постановки как средство развития речи детей
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
« Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге»- Вольтер.
Сценические постановки как средство развития речи детей
Речь- это основной дар, которым наделила природа человека. Но чтобы ее овладеть, нужно приложить неимоверные усилия. Наблюдая за ребенком с самого раннего детства, мы видим какие усилия делает малыш, чтобы произнести первое слово. Взрослые должны немало потрудиться, чтобы у ребенка развивалась правильная и грамотная речь. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития малыша отрицательно отражается на его деятельности и поведении. Ни для кого не секрет, что детей с задержкой и дефектом речи становится все больше, это и влияние плохой экологии, и безграмотная речь в семье, и наследственность, и исправлять ее, особенно в общеобразовательных дошкольных учреждениях очень сложно. Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной игры. Вы, наверное, обратили внимание с каким огромным удовольствием дети реагируют на приезд кукольного театра в детский сад. Наблюдая свою группу, я вижу, что родители редко водят своих детей в театры, в музеи, а некоторые там никогда и не были и поэтому для них игра актеров это целый мир во всем его многообразии, через образы, краски, звуки, музыку они познают тот мир, в котором им предстоит жить.
Дети очень любят играть, они превращаются то в собачек, то в кошечек, особенно это видно в младшем возрасте. Чем старше они становятся, тем сложнее их игра- теперь они «мамы», «папы», «супермены» и т. д. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи, а главное развивают речь, делая ее насыщенной, многообразной, эмоциональной. Начиная с младшей группы, я включаю в ежедневные занятия специальные игры на развитие мимики, жестов, интонации. Ежедневные упражнения артикуляционной гимнастикой, проговаривание скороговорок, чистоговорок, пальчиковая гимнастика дают положительные результаты.
Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации, вселяют в них уверенность в свои силы. Дети не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И театрализованная постановка как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду.
Еще Б.М.Теплов говорил: «Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».
Большую помощь в подготовке театрализованных постановках мне оказывают родители. Они повторяют с детьми роли, делают атрибуты, шьют костюмы, а в некоторых спектаклях и сами принимают участие, играя роли. Самым первым спектаклем была сказка «Репка». В этой постановке играли родители почти группы. С каким восторгом и восхищением смотрели детина игру своих пап и мам. В средней группе мы поставили спектакль по сказке С.Маршака «Сказка о глупом мышонке». В этой постановке роли исполняли только дети. Это был их первый выход к зрителям, и они очень волновались, стеснялись, переживали. Но спектакль удался и все были рады и взрослые, и дети. За два года мы подготовили восемь спектаклей: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Муха-Цокотуха», «Заюшкина избушка», «Под грибом». Исценировка сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Для них теперь дело чести принять участие в постановке. В этом учебном году мы с ребятами решили поздравить мам с праздником «День Матери» и в качестве подарка подарили спектакль «Кот, Петух и Лиса». Поскольку это был сюрприз, то все роли мы учили в группе, только костюмы и атрибуты попросили сделать родителей.
В нашем мире насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, так давайте и будем творить это чудо каждый день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenicheskie_postanovki_1.doc | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценические постановки как средство развития речи детей.
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге» -Вольтер
Речь-это основной дар, которым природа наделила человека. Но чтобы ее овладеть нужно приложить колоссальные усилия. Наблюдая за ребенком с самого раннего возраста, мы наблюдаем каких неимоверных трудов требуется малышу, чтобы произнести первое слово. Взрослые должны немало потрудиться, чтобы у ребенка развилась правильная и грамотная речь. Всякая задержка, любое нарушение речи в ходе развития ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении. Ни для кого не секрет, что детей с задержкой и дефектом речи становится все больше, и исправлять ее, особенно в общеобразовательных дошкольных учреждениях довольно сложно. Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованных постановок. Вы, наверное, обратили внимание с каким огромным удовольствием дети реагируют на приезд кукольного театра в детский сад. Для них игра актеров это целый мир во всем его многообразии. Через образы, краски, звуки, музыку они познают тот мир, в котором им предстоит жить. Дети очень любят играть, они превращаются то в «собачек», то в «кошечек», особенно это видно в младшем дошкольном возрасте. Чем дети взрослее, тем сложнее становится их игра — теперь они «мамы», «папы», «супермены» и так далее. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи, а главное развивают речь, делая ее богатой, эмоционально насыщенной, многообразной. Начиная с младшего возраста, я включаю специальные игры на развитие мимики, жестов, интонации. Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации, вселяют в ребенка уверенность в свои силы. При знакомстве с произведениями художественной литературы использую различные виды театров: настольный картонный театр, театр на пяти пальцах, театр мягкой игрушки и сценические постановки. Все эти средства обогащают ребенка и развивают его творческие способности. Большую помощь в подготовке театрализованных постановок мне оказывают родители. Они повторяют с детьми роли, изготавливают атрибуты, шьют костюмы, а в некоторых спектаклях и сами принимают участие, с удовольствием играя роли. Все постановки, которые мы поставили за три года, были основаны на стихотворных текстах. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их запоминали. Ребенок, неоднократно повторяя свою роль, тренирует и развивает свой голосовой аппарат, а также приобретает вкус к образным выражениям.
Самым первым спектаклем была русская народная сказка «Репка». В этой постановке роли исполняли родители. С каким восторгом и восхищением смотрели дети на игру своих мам и пап. В средней группе мы поставили спектакль по сказке С.Я.Маршака « Сказка о глупом мышонке». В этой постановке роли исполняли только дети. Это был их дебют на публике. Они очень волновались, переживали, стеснялись. Но спектакль удался и все были счастливы и дети и их родители. За два года мы с детьми подготовили восемь постановок: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Муха-Цокотуха»,»Заюшкина избушка», «Под грибом».
Инсценировка сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Для них теперь дело чести принять участие в постановке.
Через театрализованную деятельность проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный мир, познает, что такое дружба, доброта, честность, благородство. Дети не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь, а поэтому предпочитают веселых и неунывающих героев. Я уверена, что театрализованные постановки как нельзя лучше подходят для занятий по развитию речи детей в детском саду.
Наступает новый учебный год, в котором мы планируем с детьми подготовить несколько театрализованных постановок. В нашем мире, насыщенном множеством разнообразной информации и всевозможными стрессами, душа ребенка просит сказки. Еще Б.М.Теплов говорил: «Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: «Игротерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал в помощь родителям...
План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...
Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...