Картотека игр по развитию речи для детей
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека игр по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №11 ст. Новощербиновская
Картотека игр по развитию речи
для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста
Разработала: воспитатель Алещенко О.В.
2016 г.
Картотека игр по развитию речи для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Актуальность: Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель)
Правильно говорить в наше время могут не многие. Речью люди пользуются для того, что бы передать свои мысли. Главной потребностью и функцией для человека является речь. Через общение с другими людьми , ребёнок реализует себя, как личность. Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста. Так же речь имеет большое значение в психологическом развитии детей. Для развития речи ребёнка, педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать его как можно больше говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры, в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные. Эта картотека игр способствует не только развитию речи ребёнка, но и развивает внимание, логику, зрительную и слуховую память.
Цель: Развитие правильной речи детей; расширение словарного запаса и изучения грамматики; воспитание звуковой культуры речи, включающей в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умение пользоваться умеренным темпом речи интонационными средствами выразительности.
«Отгадай слово»
Цель: закрепить дни недели, учить детей делить слова не слоги.
Воспитатель повторяет с детьми дни недели. Называя их, хлопает ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день недели «прохлопывает» воспитатель. Так дети видят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).
«Найди причину»
Цель: учить детей проводить анализ причинно – следственных зависимостей.
Воспитатель читает детям разные предложения по своему выбору. Дети должны их закончить.
Например: Листья на многих деревьях пожелтели, потому что…..
Срезать цветок розы нужно аккуратно, потому что….
В лесу выросло много грибов, потому что…. и т.д.
«Выдели слово»
Цель: развивать внимание, слух и реакцию детей на определённый сигнал.
Выберите три слова на одну и ту же тему, например: дорога, машина, светофор. Затем придумайте какую-нибудь историю или сказку, с использованием этих трёх слов. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, хлопали в ладоши.
Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.
«Подбери предметы к признакам»
Цель: формирование навыка словообразования.
Воспитатель называет признак, а ребёнок должен назвать существительное, которое к этому признаку подходит.
Например: летний….(дождь), летняя…..(одежда), летнее… (утро), летние…(деньки)
«Подбери рифму»
Цель: учить подбирать рифмующие слова
Воспитатель предлагает детям подобрать рифму к любому слову, но рифму нужно подобрать по описанию.
Например: к слову «велосипед» подбираем рифму – транспортное средство, похожее на мотоцикл (мопед), или другая рифма – то, что друзья передают друг другу на словах (привет).
«Найди слово»
Цель: учить образовывать родственные слова.
Воспитатель называет любое слово, а дети придумывают к этому слову родственные слова.
Например: Лес – лесной, лесник, лесок, лесочек, лесозаготовки, лесовоз и т.д
«Помоги Незнайке»
Цель: развитие слухового восприятия и логического мышления, правильное употребление в речи предлогов.
Воспитатель рассказывает детям историю, а дети исправляют, что не так.
Например: Машины ездят в дороге. Птичка сидит на дупле. Мальчик катается из роликов.
Дети исправляют: Машины ездят по дороге. Птичка сидит в дупле. Мальчик катается на роликах.
«Закончи предложение»
Цель: развивать логику и связную речь детей.
Воспитатель начинает предложение со слов «Если я...» и просит детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:
* Если я пойду в магазин….
* Если я соберу свои игрушки...
* Если я помогу маме....
* Если я помою свою обувь....
* Если я возьму спички...
Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».
« Назови эпитет»
Цель: учить детей подбирать эпитеты к существительным.
Инвентарь: карточки с изображением существительных
На столе лежат перевёрнутые вниз карточки с разными изображениями. Ребёнок берёт карточку, переворачивает её и называя эпитет к рисунку на карточке, передаёт другому. Так дети передавая друг другу эту карточку называют разные эпитеты.
Например: на карточке нарисовано яблоко, дети передают друг другу карточку и называют эпитеты - румяное, наливное, и т. д.
Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.
«Один – много»
Цель: учить образовывать множественное число имён существительных.
Воспитатель называет любое существительное с числительным «один», а дети, добавляя слово «много», называют это существительное во множественном числе.
Например: Один стакан – много стаканов, один день – много дней и т.д.
«Часть и целое»
Цель: развивать ловкость, логику, речь детей.
Инвентарь: мяч.
Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: листок – дерево или тетрадь (книга), руль – машина, велосипед, и т.д.
«Сосчитай предметы»
Цель: учить правильно произносить словосочетание из числительного и существительного
Воспитатель называет существительное, а дети начинают его просчитывать.
Например: Жук – один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков, и т. д до десяти.
«Закончи слово»
Цель: развивать словарный запас детей.
Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: са – молёт, ма – газин, ве –лосипед и т.д.
«Кто больше?»
Цель: учить выделять последний звук в слове
Воспитатель называет слово, а ребёнок устно выделяет последний звук в этом слове и называет следующее слово, которое начинается на ту букву, на которую закончилось слово воспитателя. Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.
«Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова – антонимы.
Инвентарь: мяч.
Воспитатель предлагает детям поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам.
Например: веселый — грустный, быстрый — медленный, красивый — страшный, пустой — полный, худой — толстый, умный — глупый и т.д.
«Угадай слово»
Цель: изменение глагольных форм.
Воспитатель называет словосочетание, а дети изменяют его во множественном числе.
Например: Ветер дует, а ветры…..(дуют), листок опадает, а листья …(опадают), цветок расцветает, а цветы ….(расцветают) и т.д.
«Спроси как можно больше»
Цель: учить детей задавать вопросы
Инвентарь: волшебный мешочек с обычными, знакомыми детям предметами ( тетрадь, кукла, ложка, книга, пуговица и т. д.), набор из 50-60 фишек.
Игра проводится как соревнование. Дети по очереди достают из волшебного мешочка предметы и задают любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.
За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
«Закончи предложение»
Цель: составление и анализ предложения.
Воспитатель начинает говорить предложение, а ребёнок заканчивает его.
Например: На улице идёт….(дождь), сильно дует…(ветер) и т.д.
«Найди первый звук»
Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.
Инвентарь: разные игрушки, но среди них обязательно должны быть две-три игрушки с одинаковым первым звуком в названии (кот, коза, корова…)
Воспитатель предлагает ребенку назвать все игрушки и выбрать те, название которых начинается со звука «к» (кот, коза, корова…). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «к», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например: лллииисссааа ….
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.
« Кто как говорит?»
Цель: учить детей различать и имитировать голоса птиц и животных.
Инвентарь: карточки с изображением птиц и животных.
Воспитатель показывает карточку с изображением птицы или животного и рассказывает, как эта птица (животное) умеет говорить, дети повторяют.
Затем дети сами выбирают карточку и имитируют голос изображённого животного или птицы.
«Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку с животным и предлагает рассказать о нем, какое оно, что умеет делать, какое оно по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа.
Например: Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. Зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха. Мышонок — с длинным хвостом, любопытный, любит сыр, умеет пищать, боится кошку и т.д.
«Назови ласково»
Цель: учить детей употреблять в речи уменьшительно – ласкательные суффиксы.
Инвентарь: мяч.
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет существительное, а ребёнок называет это слово в уменьшительно – ласкательной форме и бросает мяч обратно воспитателю.
Например: Стол – столик, мяч – мячик, кот – котик, и т. д
«Зачем и почему»
Цель: развивать мышление детей, активизировать и обогащать словарный запас.
Воспитатель задаёт вопросы на предположение и угадывание, выяснение причин и смысла событий, а дети отвечают.
Для чего корове рога?
Для чего корове хвост?
Для чего свинье пятачок?
Для чего собаке слух и зрение?
Почему молоко убирают в холодильник? и т.д.
« Назови три слова»
Цель: формирование обобщающих понятий.
Инвентарь: мяч.
Воспитатель бросает мяч ребёнку, стоящему в круге, и называет родовое понятие (одежда, обувь, транспорт….), а дети должны назвать три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем воспитатель называет наоборот или попеременно.
Например: Одежда – брюки, свитер, носки.
Сапоги, туфли, тапочки – обувь.
« Скажи по-другому?»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
Воспитатель называет словосочетание и предлагает ребёнку заменить прилагательное на другое.
Например: Часы идут... (ходят). Папа идет... (шагает). Снег идет... (падает, ложится). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает, приходит). Пароход идет... (плывет. движется).
«Вопросы и ответы»
.
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Воспитатель задаёт детям вопросы, дети отвечают на них с употреблением притяжательных прилагательных.
Например: Чья это голова? – Это медвежья голова.
Чьи это жабры? – Это рыбьи жабры.
Чей это хвост? – Это лисий хвост, и т. д
«Слышу звук, сделаю стук»
Цель: учить выделять определённые звуки в разных частях слова.
Инвентарь: мяч.
Воспитатель задаёт любой звук и его местоположение в слове. Затем называет разные слова и просит детей стукнуть мячом об пол и повторить то слово, в котором они услышат заданный звук.
«Скажи, какая?»
Цель: соотнесение предметов и их признаков.
Воспитатель задаёт детям словосочетание, а дети называют это его по другому.
Например: Кровать из дерева – деревянная кровать, стол из стекла – стеклянный стол, и т.д
«Животные и детеныши»
Цель: учить детей правильно называть детёнышей животных
Инвентарь: мяч.
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.
Например: у тигра — тигренок, у кошки — котенок, у льва — львенок, у собаки — щенок, у оленя — олененок, у коровы — теленок, у лисы — лисенок, у лошади — жеребенок, у овцы – ягнёнок.
«Кто что делает?»
Цель: учить детей подбирать глаголы.
Инвентарь: мяч.
Воспитатель бросает или прокатывает мяч ребенку и называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Например: строитель — строит, повар — варит, готовит; художник — рисует, врач — лечит, парикмахер — стрижет, учитель — учит, маляр — красит и т. д.
«Что изменилось?»
Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предметы.
Инвентарь: стол, разные предметы.
На столе стоят предметы в определённой последовательности. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть на предметы, то как они расположены и запомнить. Затем дети закрывают глаза и воспитатель или меняет предметы местами, или убирает один из них. Дети должны ответить, что изменилось.
«Кто больше увидит и назовёт»
Цель: учить детей находить предметы по заданному признаку и самостоятельно описывать предмет.
Воспитатель задаёт детям задание посмотреть внимательно и найти предмет, который (описывает предмет, который должны найти дети). Найдя этот предмет дети поясняют, почему они выбрали его и соотносят с этим предметом заданные воспитателем признаки.
Например: Воспитатель просит найти предмет, который имеет круглую форму, средний размер, посередине красная, жёлтая и синяя полосы. Дети выбирают мяч ,потому что он круглый, не большой и не маленький и у него есть красная, жёлтая и синяя полосы по середине.
В роли ведущего могут быть и дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию речи, подготовке детей к обучению грамоте.
Игры помогут активизировать словарный запас детей, будут способствовать развитию связной речи, закреплению знаний букв....

картотека игр по развитию речи для детей с ОВЗ
Уважаемые логопеды! Вашему вниманию предлагаются игры по развитию речи. Работая с детьми -инвалидами очень важно подобрать интересный материал. Многие специалисты сталкиваются с тем,ч...

Картотека дидактических игр "Развитие речи"для детей 2-3 лет
В катротеке предложены игры для развития речи детей 2 лет. картотека предназначена не только в помощь воспитателю, но и для занятий родителям дома играя с малышом обучая его....
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...