Картотека игр по развитию речи для детей
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека игр по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словесные игры для развития речи у детей | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №11 ст. Новощербиновская
Картотека игр по развитию речи
для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста
Разработала: воспитатель Алещенко О.В.
2016 г.
Картотека игр по развитию речи для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Актуальность: Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель)
Правильно говорить в наше время могут не многие. Речью люди пользуются для того, что бы передать свои мысли. Главной потребностью и функцией для человека является речь. Через общение с другими людьми , ребёнок реализует себя, как личность. Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста. Так же речь имеет большое значение в психологическом развитии детей. Для развития речи ребёнка, педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать его как можно больше говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры, в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные. Эта картотека игр способствует не только развитию речи ребёнка, но и развивает внимание, логику, зрительную и слуховую память.
Цель: Развитие правильной речи детей; расширение словарного запаса и изучения грамматики; воспитание звуковой культуры речи, включающей в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умение пользоваться умеренным темпом речи интонационными средствами выразительности.
«Отгадай слово»
Цель: закрепить дни недели, учить детей делить слова не слоги.
Воспитатель повторяет с детьми дни недели. Называя их, хлопает ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день недели «прохлопывает» воспитатель. Так дети видят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).
«Найди причину»
Цель: учить детей проводить анализ причинно – следственных зависимостей.
Воспитатель читает детям разные предложения по своему выбору. Дети должны их закончить.
Например: Листья на многих деревьях пожелтели, потому что…..
Срезать цветок розы нужно аккуратно, потому что….
В лесу выросло много грибов, потому что…. и т.д.
«Выдели слово»
Цель: развивать внимание, слух и реакцию детей на определённый сигнал.
Выберите три слова на одну и ту же тему, например: дорога, машина, светофор. Затем придумайте какую-нибудь историю или сказку, с использованием этих трёх слов. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, хлопали в ладоши.
Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.
«Подбери предметы к признакам»
Цель: формирование навыка словообразования.
Воспитатель называет признак, а ребёнок должен назвать существительное, которое к этому признаку подходит.
Например: летний….(дождь), летняя…..(одежда), летнее… (утро), летние…(деньки)
«Подбери рифму»
Цель: учить подбирать рифмующие слова
Воспитатель предлагает детям подобрать рифму к любому слову, но рифму нужно подобрать по описанию.
Например: к слову «велосипед» подбираем рифму – транспортное средство, похожее на мотоцикл (мопед), или другая рифма – то, что друзья передают друг другу на словах (привет).
«Найди слово»
Цель: учить образовывать родственные слова.
Воспитатель называет любое слово, а дети придумывают к этому слову родственные слова.
Например: Лес – лесной, лесник, лесок, лесочек, лесозаготовки, лесовоз и т.д
«Помоги Незнайке»
Цель: развитие слухового восприятия и логического мышления, правильное употребление в речи предлогов.
Воспитатель рассказывает детям историю, а дети исправляют, что не так.
Например: Машины ездят в дороге. Птичка сидит на дупле. Мальчик катается из роликов.
Дети исправляют: Машины ездят по дороге. Птичка сидит в дупле. Мальчик катается на роликах.
«Закончи предложение»
Цель: развивать логику и связную речь детей.
Воспитатель начинает предложение со слов «Если я...» и просит детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:
* Если я пойду в магазин….
* Если я соберу свои игрушки...
* Если я помогу маме....
* Если я помою свою обувь....
* Если я возьму спички...
Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».
« Назови эпитет»
Цель: учить детей подбирать эпитеты к существительным.
Инвентарь: карточки с изображением существительных
На столе лежат перевёрнутые вниз карточки с разными изображениями. Ребёнок берёт карточку, переворачивает её и называя эпитет к рисунку на карточке, передаёт другому. Так дети передавая друг другу эту карточку называют разные эпитеты.
Например: на карточке нарисовано яблоко, дети передают друг другу карточку и называют эпитеты - румяное, наливное, и т. д.
Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.
«Один – много»
Цель: учить образовывать множественное число имён существительных.
Воспитатель называет любое существительное с числительным «один», а дети, добавляя слово «много», называют это существительное во множественном числе.
Например: Один стакан – много стаканов, один день – много дней и т.д.
«Часть и целое»
Цель: развивать ловкость, логику, речь детей.
Инвентарь: мяч.
Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: листок – дерево или тетрадь (книга), руль – машина, велосипед, и т.д.
«Сосчитай предметы»
Цель: учить правильно произносить словосочетание из числительного и существительного
Воспитатель называет существительное, а дети начинают его просчитывать.
Например: Жук – один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков, и т. д до десяти.
«Закончи слово»
Цель: развивать словарный запас детей.
Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: са – молёт, ма – газин, ве –лосипед и т.д.
«Кто больше?»
Цель: учить выделять последний звук в слове
Воспитатель называет слово, а ребёнок устно выделяет последний звук в этом слове и называет следующее слово, которое начинается на ту букву, на которую закончилось слово воспитателя. Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.
«Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова – антонимы.
Инвентарь: мяч.
Воспитатель предлагает детям поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам.
Например: веселый — грустный, быстрый — медленный, красивый — страшный, пустой — полный, худой — толстый, умный — глупый и т.д.
«Угадай слово»
Цель: изменение глагольных форм.
Воспитатель называет словосочетание, а дети изменяют его во множественном числе.
Например: Ветер дует, а ветры…..(дуют), листок опадает, а листья …(опадают), цветок расцветает, а цветы ….(расцветают) и т.д.
«Спроси как можно больше»
Цель: учить детей задавать вопросы
Инвентарь: волшебный мешочек с обычными, знакомыми детям предметами ( тетрадь, кукла, ложка, книга, пуговица и т. д.), набор из 50-60 фишек.
Игра проводится как соревнование. Дети по очереди достают из волшебного мешочка предметы и задают любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.
За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
«Закончи предложение»
Цель: составление и анализ предложения.
Воспитатель начинает говорить предложение, а ребёнок заканчивает его.
Например: На улице идёт….(дождь), сильно дует…(ветер) и т.д.
«Найди первый звук»
Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.
Инвентарь: разные игрушки, но среди них обязательно должны быть две-три игрушки с одинаковым первым звуком в названии (кот, коза, корова…)
Воспитатель предлагает ребенку назвать все игрушки и выбрать те, название которых начинается со звука «к» (кот, коза, корова…). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «к», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например: лллииисссааа ….
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.
« Кто как говорит?»
Цель: учить детей различать и имитировать голоса птиц и животных.
Инвентарь: карточки с изображением птиц и животных.
Воспитатель показывает карточку с изображением птицы или животного и рассказывает, как эта птица (животное) умеет говорить, дети повторяют.
Затем дети сами выбирают карточку и имитируют голос изображённого животного или птицы.
«Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку с животным и предлагает рассказать о нем, какое оно, что умеет делать, какое оно по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа.
Например: Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. Зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха. Мышонок — с длинным хвостом, любопытный, любит сыр, умеет пищать, боится кошку и т.д.
«Назови ласково»
Цель: учить детей употреблять в речи уменьшительно – ласкательные суффиксы.
Инвентарь: мяч.
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет существительное, а ребёнок называет это слово в уменьшительно – ласкательной форме и бросает мяч обратно воспитателю.
Например: Стол – столик, мяч – мячик, кот – котик, и т. д
«Зачем и почему»
Цель: развивать мышление детей, активизировать и обогащать словарный запас.
Воспитатель задаёт вопросы на предположение и угадывание, выяснение причин и смысла событий, а дети отвечают.
Для чего корове рога?
Для чего корове хвост?
Для чего свинье пятачок?
Для чего собаке слух и зрение?
Почему молоко убирают в холодильник? и т.д.
« Назови три слова»
Цель: формирование обобщающих понятий.
Инвентарь: мяч.
Воспитатель бросает мяч ребёнку, стоящему в круге, и называет родовое понятие (одежда, обувь, транспорт….), а дети должны назвать три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем воспитатель называет наоборот или попеременно.
Например: Одежда – брюки, свитер, носки.
Сапоги, туфли, тапочки – обувь.
« Скажи по-другому?»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
Воспитатель называет словосочетание и предлагает ребёнку заменить прилагательное на другое.
Например: Часы идут... (ходят). Папа идет... (шагает). Снег идет... (падает, ложится). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает, приходит). Пароход идет... (плывет. движется).
«Вопросы и ответы»
.
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Воспитатель задаёт детям вопросы, дети отвечают на них с употреблением притяжательных прилагательных.
Например: Чья это голова? – Это медвежья голова.
Чьи это жабры? – Это рыбьи жабры.
Чей это хвост? – Это лисий хвост, и т. д
«Слышу звук, сделаю стук»
Цель: учить выделять определённые звуки в разных частях слова.
Инвентарь: мяч.
Воспитатель задаёт любой звук и его местоположение в слове. Затем называет разные слова и просит детей стукнуть мячом об пол и повторить то слово, в котором они услышат заданный звук.
«Скажи, какая?»
Цель: соотнесение предметов и их признаков.
Воспитатель задаёт детям словосочетание, а дети называют это его по другому.
Например: Кровать из дерева – деревянная кровать, стол из стекла – стеклянный стол, и т.д
«Животные и детеныши»
Цель: учить детей правильно называть детёнышей животных
Инвентарь: мяч.
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.
Например: у тигра — тигренок, у кошки — котенок, у льва — львенок, у собаки — щенок, у оленя — олененок, у коровы — теленок, у лисы — лисенок, у лошади — жеребенок, у овцы – ягнёнок.
«Кто что делает?»
Цель: учить детей подбирать глаголы.
Инвентарь: мяч.
Воспитатель бросает или прокатывает мяч ребенку и называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Например: строитель — строит, повар — варит, готовит; художник — рисует, врач — лечит, парикмахер — стрижет, учитель — учит, маляр — красит и т. д.
«Что изменилось?»
Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предметы.
Инвентарь: стол, разные предметы.
На столе стоят предметы в определённой последовательности. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть на предметы, то как они расположены и запомнить. Затем дети закрывают глаза и воспитатель или меняет предметы местами, или убирает один из них. Дети должны ответить, что изменилось.
«Кто больше увидит и назовёт»
Цель: учить детей находить предметы по заданному признаку и самостоятельно описывать предмет.
Воспитатель задаёт детям задание посмотреть внимательно и найти предмет, который (описывает предмет, который должны найти дети). Найдя этот предмет дети поясняют, почему они выбрали его и соотносят с этим предметом заданные воспитателем признаки.
Например: Воспитатель просит найти предмет, который имеет круглую форму, средний размер, посередине красная, жёлтая и синяя полосы. Дети выбирают мяч ,потому что он круглый, не большой и не маленький и у него есть красная, жёлтая и синяя полосы по середине.
В роли ведущего могут быть и дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по развитию речи, подготовке детей к обучению грамоте.
Игры помогут активизировать словарный запас детей, будут способствовать развитию связной речи, закреплению знаний букв....
картотека игр по развитию речи для детей с ОВЗ
Уважаемые логопеды! Вашему вниманию предлагаются игры по развитию речи. Работая с детьми -инвалидами очень важно подобрать интересный материал. Многие специалисты сталкиваются с тем,ч...
Картотека дидактических игр "Развитие речи"для детей 2-3 лет
В катротеке предложены игры для развития речи детей 2 лет. картотека предназначена не только в помощь воспитателю, но и для занятий родителям дома играя с малышом обучая его....
Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста
полезный материал для педагогов...
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста
Соответствует ФГОС ДО....