Картотека игр по развитию речи для детей
картотека по развитию речи (старшая группа)

Алещенко Ольга Викторовна

Картотека игр по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №11 ст. Новощербиновская

                                   

                            Картотека игр по развитию речи

   для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста

                                                              Разработала: воспитатель Алещенко О.В.

                                                    2016 г.

Картотека игр по развитию речи для детей старшего и подготовительного  дошкольного  возраста.

Актуальность:  Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.    (Г. Гегель)

Правильно говорить в наше время могут не многие. Речью люди  пользуются для того, что бы передать свои мысли. Главной потребностью и функцией для человека является  речь.  Через общение  с другими людьми , ребёнок реализует себя, как личность. Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста. Так же речь имеет большое значение в психологическом развитии детей.  Для развития речи ребёнка, педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать его как можно больше говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры, в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные. Эта картотека игр способствует не только развитию речи ребёнка, но и развивает внимание, логику, зрительную и слуховую память.

Цель: Развитие правильной речи детей; расширение словарного запаса и изучения грамматики; воспитание звуковой культуры речи, включающей в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умение пользоваться умеренным темпом речи интонационными средствами выразительности.

«Отгадай слово»

Цель: закрепить дни недели,  учить детей делить слова не слоги.

Воспитатель повторяет с детьми дни недели. Называя их, хлопает  ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день недели «прохлопывает» воспитатель. Так дети видят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).

«Найди причину»

Цель: учить детей проводить анализ причинно – следственных зависимостей.

Воспитатель читает детям разные предложения по своему выбору. Дети должны их закончить.

Например:  Листья на многих деревьях пожелтели, потому что…..

                      Срезать цветок розы нужно аккуратно, потому что….

                      В лесу выросло много грибов, потому что….            и   т.д.

«Выдели слово»

Цель: развивать внимание, слух и реакцию детей на определённый сигнал.

Выберите три слова на одну и ту же тему, например: дорога, машина, светофор. Затем придумайте какую-нибудь историю или сказку, с использованием этих трёх слов. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, хлопали в ладоши.

 Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.

«Подбери предметы к признакам»

Цель: формирование навыка словообразования.

Воспитатель называет признак, а ребёнок должен назвать существительное, которое к этому признаку подходит.

Например:   летний….(дождь),  летняя…..(одежда),  летнее… (утро), летние…(деньки)

«Подбери рифму»

Цель: учить подбирать рифмующие слова

Воспитатель предлагает детям подобрать рифму к любому слову, но рифму нужно подобрать по описанию.

Например: к слову «велосипед» подбираем рифму – транспортное средство, похожее на мотоцикл (мопед), или другая рифма – то, что друзья передают друг другу на словах (привет).

   

«Найди слово»

Цель: учить образовывать родственные слова.

Воспитатель называет любое слово, а дети придумывают к этому слову родственные слова.

Например: Лес – лесной, лесник, лесок, лесочек, лесозаготовки, лесовоз и т.д

«Помоги Незнайке»

Цель: развитие слухового восприятия и логического мышления, правильное употребление в речи предлогов.

Воспитатель рассказывает детям историю, а дети исправляют, что не так.

Например: Машины ездят в дороге. Птичка сидит на дупле. Мальчик катается из роликов.

 Дети исправляют: Машины ездят по дороге. Птичка сидит в дупле. Мальчик катается на роликах.

«Закончи предложение»

Цель: развивать логику и связную речь детей.

Воспитатель начинает предложение со слов «Если я...» и просит детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:

* Если я  пойду в магазин….

* Если я соберу свои игрушки...

* Если я помогу маме....

* Если я помою свою обувь....

* Если я возьму спички...

 Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».

« Назови эпитет»

Цель: учить детей подбирать эпитеты к существительным.

Инвентарь: карточки с изображением существительных

На столе лежат перевёрнутые вниз карточки с разными изображениями. Ребёнок берёт карточку, переворачивает её и называя эпитет к рисунку на карточке, передаёт другому. Так дети передавая друг другу эту карточку называют разные эпитеты.

Например: на карточке нарисовано яблоко, дети передают друг другу карточку и называют эпитеты - румяное, наливное,  и т. д.

 Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.

 

 «Один – много»

Цель: учить образовывать множественное число имён существительных.

Воспитатель называет любое существительное с числительным «один», а дети, добавляя слово «много», называют это существительное во множественном числе.

Например: Один стакан – много стаканов, один день – много дней  и т.д.

  «Часть и целое»

Цель: развивать ловкость, логику, речь детей.

Инвентарь: мяч.

Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: листок – дерево или тетрадь (книга), руль – машина, велосипед, и т.д.

  «Сосчитай предметы»

Цель: учить правильно произносить словосочетание из числительного и существительного

 

Воспитатель называет существительное, а дети начинают его просчитывать.

Например: Жук – один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков, и т. д  до десяти.

  «Закончи слово»

Цель: развивать словарный запас детей.

 Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: са – молёт, ма – газин, ве –лосипед и т.д.

  «Кто больше?»

Цель: учить выделять последний звук в слове

Воспитатель называет слово, а ребёнок устно выделяет последний звук в этом слове и называет следующее слово, которое начинается на ту букву, на которую закончилось слово воспитателя. Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.

  «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова – антонимы.

Инвентарь: мяч.

Воспитатель предлагает детям поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам.

 

Например: веселый — грустный, быстрый — медленный, красивый — страшный, пустой — полный, худой — толстый,  умный — глупый и т.д.

 

  «Угадай слово»

Цель: изменение глагольных форм.

Воспитатель называет словосочетание, а дети изменяют его во множественном числе.

Например: Ветер дует, а ветры…..(дуют),  листок опадает, а листья …(опадают),  цветок расцветает, а цветы ….(расцветают) и т.д.

  «Спроси как можно больше»

Цель: учить детей задавать вопросы

Инвентарь: волшебный мешочек с обычными, знакомыми детям предметами ( тетрадь, кукла, ложка, книга, пуговица и т. д.), набор из 50-60 фишек.

 

Игра проводится как соревнование. Дети по очереди достают из волшебного мешочка предметы и  задают любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.

 За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

«Закончи предложение»

Цель: составление и анализ предложения.

Воспитатель начинает говорить предложение, а ребёнок заканчивает его.

Например: На улице идёт….(дождь), сильно дует…(ветер) и т.д.

   «Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Инвентарь: разные игрушки, но среди них обязательно должны быть две-три игрушки с одинаковым первым звуком в названии (кот, коза, корова…)

Воспитатель  предлагает ребенку назвать все игрушки и выбрать те, название которых начинается со звука «к» (кот, коза, корова…). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «к», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например: лллииисссааа ….
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

  « Кто как говорит?»

Цель: учить детей различать и имитировать голоса птиц и животных. 

Инвентарь: карточки с изображением птиц и животных.

Воспитатель показывает карточку с изображением птицы или животного и рассказывает,  как эта птица (животное) умеет говорить, дети повторяют.

Затем дети сами выбирают карточку и имитируют  голос изображённого животного или птицы.

 

  «Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку с животным и предлагает рассказать о нем, какое оно, что умеет делать, какое оно по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа.

Например: Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.    Зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха. Мышонок — с длинным хвостом, любопытный, любит сыр, умеет пищать, боится кошку и т.д.

  «Назови ласково»

Цель: учить детей употреблять в речи уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Инвентарь: мяч.

Воспитатель  бросает мяч ребёнку и называет существительное, а ребёнок называет это слово в уменьшительно – ласкательной форме и бросает мяч обратно воспитателю.

Например:  Стол – столик,  мяч – мячик,  кот – котик,  и  т. д

  «Зачем и почему»

Цель:  развивать мышление детей, активизировать и обогащать словарный запас.

Воспитатель задаёт вопросы на предположение и угадывание, выяснение причин и смысла событий, а дети отвечают.

Для чего корове рога?

Для чего корове хвост?

Для чего свинье пятачок?

Для чего собаке слух и зрение?

Почему молоко убирают в холодильник?    и т.д.

  « Назови три слова»

Цель: формирование обобщающих понятий.

Инвентарь: мяч.

Воспитатель бросает  мяч ребёнку, стоящему в круге, и называет родовое понятие (одежда, обувь, транспорт….), а дети должны назвать три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем воспитатель называет наоборот или попеременно.

Например: Одежда – брюки, свитер, носки.

                    Сапоги, туфли, тапочки – обувь.

   « Скажи по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

Воспитатель называет словосочетание и предлагает ребёнку заменить прилагательное на другое.

Например: Часы идут... (ходят). Папа  идет... (шагает). Снег идет... (падает, ложится). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает, приходит). Пароход идет... (плывет. движется).

 

«Вопросы и ответы»

.

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Воспитатель задаёт детям вопросы, дети отвечают на них с употреблением притяжательных прилагательных.

Например: Чья это голова? – Это медвежья голова.

                     Чьи это жабры? – Это рыбьи жабры.

                     Чей это хвост? – Это лисий хвост,  и т. д

 «Слышу звук, сделаю стук»

Цель: учить выделять определённые звуки в разных частях слова.

Инвентарь: мяч.

Воспитатель задаёт любой звук и его местоположение в слове. Затем  называет разные слова и просит детей стукнуть мячом об пол и повторить то слово, в котором они услышат заданный звук.

   «Скажи, какая?»

Цель: соотнесение предметов и их признаков.

Воспитатель задаёт детям словосочетание, а дети называют это его по другому.

Например:  Кровать из дерева – деревянная кровать, стол из стекла – стеклянный стол, и  т.д

   «Животные и детеныши»

Цель: учить детей правильно называть детёнышей животных

Инвентарь: мяч.

Воспитатель бросает  мяч ребенку и называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

 Например: у тигра — тигренок, у кошки — котенок, у льва — львенок, у собаки — щенок, у оленя — олененок,  у коровы — теленок, у лисы — лисенок,  у лошади — жеребенок, у овцы – ягнёнок.

  «Кто что делает?»

Цель: учить детей подбирать глаголы.

Инвентарь: мяч.

Воспитатель бросает или прокатывает мяч ребенку и называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Например:  строитель — строит, повар — варит, готовит; художник — рисует,  врач — лечит,  парикмахер — стрижет, учитель — учит, маляр — красит  и  т. д.

«Что изменилось?»

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предметы.

Инвентарь: стол, разные предметы.

На столе стоят предметы в определённой последовательности. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть на предметы, то как они расположены и запомнить. Затем дети закрывают глаза и воспитатель или меняет предметы местами,  или убирает один из них. Дети должны ответить, что изменилось.

«Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить детей находить предметы по заданному признаку и самостоятельно описывать предмет.

Воспитатель задаёт детям задание посмотреть внимательно и найти предмет, который (описывает предмет, который должны найти дети). Найдя этот предмет дети поясняют, почему они выбрали его и соотносят с этим предметом заданные воспитателем признаки.

Например:  Воспитатель просит найти предмет, который имеет круглую форму, средний размер, посередине красная, жёлтая и синяя полосы. Дети выбирают мяч ,потому что он круглый, не большой и не маленький и у него есть красная, жёлтая и синяя полосы по середине.

В роли ведущего могут быть и дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию речи, подготовке детей к обучению грамоте.

Игры помогут активизировать словарный запас детей, будут способствовать развитию связной речи, закреплению знаний букв....

картотека игр по развитию речи для детей с ОВЗ

Уважаемые логопеды! Вашему вниманию предлагаются  игры по развитию  речи. Работая с детьми -инвалидами очень важно подобрать интересный материал. Многие специалисты сталкиваются с тем,ч...

Картотека дидактических игр "Развитие речи"для детей 2-3 лет

В катротеке предложены игры для развития речи детей 2 лет. картотека предназначена не только в помощь воспитателю, но и для занятий родителям дома играя с малышом обучая его....

Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...