Конспект занятия по развитию речи на тему "Умелые руки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Луциева Татьяна Михайловна

Развивая связную речь у детей, формируем фразеологический словарь, умение высказывать собственные суждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruki.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:

                                «Умелые руки »

Цель: Развивать связную речь у детей.

 Образовательные задачи:

  • Формирование фразеологического словаря у детей

 умение высказывать суждения

  • Продолжать формировать у детей представление о родственных и многозначных словах.
  • Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Совершенствовать координацию речи с движением.
  • Развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к родному языку, желание узнать значение незнакомых слов и выражений.
  • Продолжать воспитывать уважение к родным  и близким, труду взрослых, культуру общения, умение спокойно выслушивать ответы своих товарищей.

Материал:

Демонстративный материал: аудизапись мелодии,  игрушка Хрюши, картинки о маме, бабушке, руках человека, алгоритм умывания, диск с мультфильмом «День рождения бабушки».

Раздаточный материал: фигурки для составления синквейна на тему: «Руки»,  

Словарная работа: добросердечная, мягкосердечная.

Воспитатель: Ребята, послушайте мелодию известной вам песенки и догадайтесь, кто придет к нам сегодня в гости.(Звучит песенка из программы «Спокойной ночи, малыши»

А вот и он! Здравствуй,Хрюша! Мы очень рады тебя видеть.

А что ты такой сердитый, или чем – то расстроен?

Хрюша: Конечно расстроен.  Бабушка попросила меня в магазин за хлебом сходить, а  Мишутку уборку делать в квартире, так я заигрался на улице с ребятами  и нечаянно деньги потерял . А вот этот Мишутка - везучий. С ним ничего не происходит. Бабушка так и говорит, что у меня голова дырявая, а у Мишутки – золотые руки. А я гляжу – никакая она не дырявая, и у Мишутки руки совсем не золотые, а простые.

Воспитатель: Хрюша, жаль, конечно, что бабушка на тебя рассердилась, но ты сам виноват.

А вот почему  так говорят, давайте все вместе разберемся.

Действительно, вы видели у кого–нибудь  дырявую голову или золотые руки? Тогда подумайте и скажите, о ком  говорят  «дырявая голова»? (Ответы детей). Конечно, вы правы, это -  невнимательный, забывчивый человек, о котором еще можно сказать: «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Вот видишь, Хрюша, тебе следует повнимательней относиться к поручениям взрослых.

Игра «Чем можно помочь бабушке?» (убрать свои игрушки, помыть посуду, убрать в квартире, отыскать очки, смотать нитки в клубок и пр.)

Вот видишь, Хрюша, у тебя «золотая голова»! Ты все отлично придумал. Ребята, как можно объяснить фразу «золотая голова»? Действительно, вы правы: светлая голова, умница, отлично соображаешь.

(Выставить картинку мамы с ребенком)

Послушайте стихи:

У мамы сердце золотое и золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

 И папа маму называет:

Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:

 Ведь золото – металл такой!

Ребята, что значит «сердце золотое», подберите слова, похожие по смыслу: добрая, добросердечная, мягкосердечная, ласковая, благодушная.

А можно такие же слова отнести и к бабушкам? Какие у вас бабушки? (Ответы детей: добрые, хорошие, веселые, трудолюбивые и пр. ).

Послушайте стихи про бабушку: (читают дети).

БАБУШКИНЫ РУКИ. Л.Квитко

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Всё что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так…

Настанет вечер - тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят -

И тут замолкнут вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

Давайте повторим, что делают руки бабушки?

Какими другими словами можно сказать о бабушкиных руках? - золотые руки, трудолюбивые, умелые.

Поиграем  с ладошками:              

Ладушки – ладушки,

Где были? У бабушки!

А у бабушки ладони

Все в морщинки собраны.

А у бабушки ладони

Добрые – предобрые.

Всё работали ладони

Долгими годами.

Пахнут добрые ладони

Щами, пирогами.

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони,

И с любой печалью сладят теплые ладони.

Ладушки – ладушки,

Где были? У бабушки!

Дети хлопают в ладоши.

Показывают руки ладонями вверх.

Поглаживают ладони друг о друга.

Постукивают кулачком о ладони.

Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются.

Имитируют поглаживание.

Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.

Хлопают в ладоши.

Ребята, в нашем разговоре прозвучало много слов об умелых  руках. В народе о руках сложено немало пословиц, послушаем их. (Дети читают пословицы).

Умелые  руки не знают скуки.

Не будет скуки, если заняты руки.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Рукам — работа, душе — праздник.

Без наук, как без рук

Язык болтает – рукам мешает

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Дающего рука не оскудеет.

У умной головы сто рук.

С руками нигде не пропадешь.

Хрюша: Ребята, я все понял. На бабушку обижаться не стоит. Я с Мишуткой  починю ей пылесос, она увидит, что у меня руки умелые.

- Хрюша, ты просто молодец, у тебя «золотое сердце»!

Составление синквейна на тему «Руки»

  1. Руки.
  2. Крепкие, умелые.
  3. Работают, обнимают, жалеют.

4. Умелые  руки не знают скуки.

     5. Человек.

Словесная игра «Замени слова действием»:

Как живешь? Вот так!

А плывешь? Вот так!

А бежишь? Вот так!

Вдаль глядишь? Вот так!

Ждешь обед? Вот так!

Машешь вслед? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

А шалишь? Вот так!

Дид.игра «Что надо сделать?»

Что должны сделать, если:

-на улице холодно? (надеть варежки)

-если руки грязные? (помыть)

-если пользуемся опасными предметами? (быть осторожными)

-если руки устали?( сделать массаж)

А чтобы руки были сильными? ( их надо тренировать).

Составить рассказ, используя  «Алгоритм умывания»

Хрюша  благодарит детей за советы и предлагает посмотреть мультфильм : «День рождения бабушки», автор Золотников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики руки на тему: "Путешествие в подводный мир"

Занятие направлено на развитие мелкой моторики через исследовательскую деятельность детей по подводному миру....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи по теме «Расскажем сказки руками» для младшего дошкольного возраста

Программное содержание:Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетая их с движением пальцев рук.Развивать мелкую моторику, речь, воображение, внимание, память.Упражнять в образовании ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...