Речь и общение детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_obshchenie.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 37 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Статья: «РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Платонова Оксана Сергеевна
Воспитатель
Санкт – Петербург
2016
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их.| Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. JI. С. Выготский, исследуя проблемы обучения, писал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребенок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту. Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка.
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Первой и особо важной формой совместной деятельности является предметная, основы которой закладываются в младенчестве, в период эмоционально-личностного общения взрослого с ребенком. В раннем возрасте, когда на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое (познавательное), предметная деятельность становится ведущей. Без овладения ею у малыша не возникает и потребности в речевом общении, оно не наполняется конкретным содержанием.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Оно так же, как и общение со взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и может осуществляться по-разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи. Общение со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения со взрослыми.
Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ним. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками.
В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи: внешняя и внутренняя.
Внешняя - это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними.
Внутренняя — основное средство мышления. Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном и осуществляющая функции планирования деятельности.
Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую).
Диалогическая – это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая. Диалог – это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор, но очереди, где для каждого партнера периоды говорения и слушания чередуются.
Диалог представляет значительные трудности для детей и обычно бывает очень кратким. Но эта форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что даже хорошо говорящим детям порой бывает трудно поддерживать разговор в форме диалога не только с другими детьми, но и со взрослыми. На это и идо обратить самое пристальное внимание, так как если способность к диалогу, беседе не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной. Не освоив диалогическую речь, малыш не сможет достаточно хорошо овладеть монологической, к которой, в период школьного обучения, предъявляются очень высокие требования.
Монологическая — это относительно развернутая^ форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника. Обычно монолог обслуживает процесс одностороннего обмена информацией, он не прерываем и относительно насыщен использованием экспрессивно-мимических и жестовых средств, подчеркивающих выразительность речевой информации.
Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге. Поэтому обучение дошкольников монологу должно иметь под собой твердую почву. Самое главное условие в таком обучении — способствовать развитию желания ребенка говорить, а для этого он не должен чувствовать себя скованно, быть зажатым, бояться собственных ошибок. Не опережайте мысль ребенка, дайте ему возможность высказаться. Помните, что ребенок имеет право на ошибку, ведь он впервые осваивает деятельность. Он должен самостоятельно убедиться в том, что ошибка — это еще один шаг на пути познания, шаг вверх, а не в пропасть. Ни в коем случае нельзя критиковать речь ребенка, делать замечания по ходу высказывания, грубым вторжением исправлять неверно сказанные слова и фразы. Постоянные поправки речи остаются либо совсем незамеченными, либо надоедают ребенку — он может стать скупым на слова или совсем замкнуться, предпочитая промолчать, лишь бы не ошибиться. Лучший способ помочь ребенку — повторить фразу, слово, звук правильно. Делать это надо после того, как ребенок закончил говорить, а сам повтор осуществить в форме подведения итога всего сказанного им, чаще хвалить и особенно за реальные достижения.
Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот что необходимо ребенку». Игра — это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравится самому играющему, она — самоцель, и поэтому выбирается свободно, «по наитию».
Умение играть — это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Игра необходима ребенку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребенка, созидающий его личность.
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя, ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами-заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. В игре он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малыша, его надо учить играть — сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребенок уже умеет самостоятельно и действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное — отражение отношений между людьми на этом этапе действия уже могут стать чисто символическими, м реальные предметы заменяться другими, с помощью которых можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь слоном, обозначающим действие. Когда ребенок пройдет весь этот игровой путь, он приобретет очень многое, значительно продвинувшись в гноем развитии. Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом — отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость, собственное место ребенка в пик взаимоотношениях. Дальше — нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее. Нужно также учить малыша рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать, ведь продуктивные виды и деятельности оказывают свое специфическое влияние на развитие детской речи. Ученые давно заметили, что речь и ручные действия очень взаимосвязаны между собой, а рисование есть особая — «графическая» речь, успешное освоение которой является важнейшей предпосылкой овладения письменной речью в период школьного обучения.
Игра — есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень — на уровень мыслящей, творческой личности. Наблюдение за поведением ребенка по время игры очень многое может поведать взрослому об индивидуальности ребенка и предоставит возможность направить воспитательные усилия в нужное русло.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Лингвистические (словесные) игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной), позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Литература
Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка к школе. М., 1991.
Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. М.,1982.
Дьяченко О., Лаврентьева Т. Психическое развитие дошкольника. М., 1984.
Родари Дж. Грамматика фантазии. М.,1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности общение детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
у детей с недоразвитем речи есть особенности о которых нужно знать....
Влияние игр на развитие речи и речевое общение детей дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете 21.02.2013 г. P.S. Данные восстановлены с сайта dou654@edusite.ru...
Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".
Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Исследования педагогов и психологов обращают наше внимание на важную роль межличностного общения детей дошкольного возраста в контексте формирования полноценной личности и ее взаимоотношений с другими...
«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...