Опыт работы «Культура поведения ребёнка средствами звуковой культуры речи».
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Панеш Ирина Аскеровна

Культуру поведения ребёнка можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Культура поведения ребёнка  средствами звуковой  культуры речи».

Культуру поведения ребёнка можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура деятельности - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. Ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. Культурно-гигиенические навыки -  важная   составная   часть   культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.

Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке,   такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи -предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса  слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой   речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Звуковая культура речи же является составной частью общей речевой
культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и
звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и
скорость речевого        ритм, паузы,        и

пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

  1. развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая
    его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух,
    восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
  2. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового,
    речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи

звуков, четкойи т. д.).

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также
используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во
время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный
аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того
или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты - -
отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном
употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы
организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые
дидактические игры, например, с целью закрепления правильного
произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через
рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а
также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том,
чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.
Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком,
и речевых игр - - все это залог успешногоформирования правильной устной речи детей.

Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц,   чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок.

Родители часто задают вопрос: «Почему ребенок плохо говорит?»

В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходный слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме появляются двусловные предложения: «Мама, дай», «Папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков речи.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопится, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно.

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться в вашей речи.

Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Нетрудно составить мнение о том, что дала ребенку его семья: общее развитие, интеллект, развитие речи.

Перед нами два дошкольника. Один из них очень разумно и ясно отвечает на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выразительно прочтет стихотворение, споет песенку. Он их знает немало, родители постоянно уделяют внимание этому малышу.

И второй. Обратитесь к нему с теми же вопросами, и ваши попытки кончатся ничем. Это не значит, что второй малыш глупее, или менее любознательнее. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что этому малышу мало заботы и внимания уделяют родители.

Если бы все родители понимали это, они, наверное, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия. Проводить их следует ежедневно в форме игры перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, которые описаны в индивидуальных логопедических тетрадях у каждого ребенка, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.

При работе родителей с детьми дома следует помнить:

  1. Надо выбирать комплекс упражнений, который направлен на подготовку артикуляционного аппарата для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит или искажает ребенок, в таком порядке: самомассаж языка, упражнения для губ, динамические и статистические упражнения для языка, дыхательные упражнения. Продолжительность артикуляционной гимнастики –

5 минут, достаточно выполнить 4-5 упражнений.

  1. Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движений, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
  2. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка.
  3. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущее.
  4. Начинать работу по дифференциации звуков с детьми можно лишь после того, как ребенок дифференцируемые звуки (с-ш, з-ж, б-п, л-р и др.) научился произносить правильно, но в речи их еще смешивает, т.е. вместо одного звука употребляет другой.
  5. Разумеется, всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом или воспитателем, обращаясь к ним при всех затруднениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Развитие связной речи у детей с ОНР средствами театрализованной деятельности"

К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже им...

Опыт работы: «Формирование лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей с ОНР"

Теоретические вопросы формирования лексико-грамматического строя речи слабослышащих детей дошкольного возраста и экспериментальная работа по формированию лексико-грамматического строя речи слабо...

презентация "Опыт работы - Формирование лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей с ОНР"

Презентация для публичной защиты опыта работы на РМО учителей - логопедов (для интерактивной доски)...

Мой педагогический опыт работы "Роль сказки в развитии речи младших дошкольников"

Сказка -  эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста....

Опыт работы по теме: Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА Г. ТУЛЫ  БАЗОВАЯ МОДЕЛЬОБОБЩЕННОГО ОПЫТА Валуевой Галины Петровны ВОСПИТАТЕЛЯ ...

Опыт работы "Безопасное поведение дошкольников на дороге"

Рада приветствовать Вас в своем блоге!Меня зовут Клименко Татьяна Геннадьевна, я работаю воспитателем в детском саду с 2007 года.Мой опыт работы с дошкольниками посвящен безопаности дорожного движения...

Опыт работы "Лэпбук", как средство развития речи обучающихся с общим недоразвитие речи"

Материал содержит опыт работы по премининению "Лэпбуков"....