Проект "Дидактическая игрушка как средство развития лексики у дошкольников"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Наблюдая за развитием речи детей в своей группе, я сделала вывод, что в этом возрасте лишь немногие могут вести беседы и рассказывать о простых событиях. Таким образом, сформировалась тема моего проекта«Дидактическая игрушка как средство развития лексики у детей раннего возраста».Это актуально во все времена, так как одной из важных задач в воспитании детей раннего возраста является их своевременное правильное речевое развитие, правильно сформированная грамматическая сторона речи, обогащение словаря, формирование разговорной речи. Решению этих задач способствуют игрушки, а именно дидактические.

Целью моего долгосрочного проекта является развитие лексики детей дошкольного возраста с помощью эффективного использования дидактической игрушки.

Для этого определились следующие задачи:

1. Формирование словаря детей при помощи дидактической игрушки.

2. Развитие познавательного интереса у детей при помощи дидактической игрушки.

3. Воспитание дружеских отношений между детьми и переживание эмоционального состояния в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект «Дидактическая игрушка как средство развития лексики у детей дошкольного возраста»

Разработал воспитатель

I квалификационной категории

МАОУ СОШ № 4 СП

 «Детский сад «Ромашка»

Марина Михайловна Коростик

Тема: «Дидактическая игрушка как средство развития лексики детей дошкольного возраста»

Наблюдая за развитием речи детей в своей группе, я сделала вывод, что в этом возрасте лишь немногие могут вести беседы и рассказывать о простых событиях. Таким образом, сформировалась тема моего проекта«Дидактическая игрушка как средство развития лексики у детей раннего возраста».Это актуально во все времена, так как одной из важных задач в воспитании детей раннего возраста является их своевременное правильное речевое развитие, правильно сформированная грамматическая сторона речи, обогащение словаря, формирование разговорной речи. Решению этих задач способствуют игрушки, а именно дидактические.

Целью моего долгосрочного проекта является развитие лексики детей дошкольного возраста с помощью эффективного использования дидактической игрушки.

Для этого определились следующие задачи:

1. Формирование словаря детей при помощи дидактической игрушки.

2. Развитие познавательного интереса у детей при помощи дидактической игрушки.

3. Воспитание дружеских отношений между детьми и переживание эмоционального состояния в игровой деятельности.

         Дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, развивают лексическую сторону, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. Таким образом, в ходе игр и занятий происходит всестороннее развитие ребенка.

     Формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием речи детей. «Овладение словарем является важным условием умственною развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего в значениях слов» (А.Н. Леонтьев).

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Основываясь на свой опыт и наблюдая за детьми, можно сказать, что, обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, мои воспитанники осваивают «прямые» и «обратные» действия. Они познают свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Дети знакомятся и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и прочее.

Для успешной реализации поставленных задач я изучила следующую литературу: «Занятие по развитию речи в I младшей группе» Гербова В. В., «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОО» Павленко И. Н., Флерина Е. А. «Игра и игрушки», провела первичную диагностику развития лексики детей, подобрала дидактический материал.

Для того чтобы получить полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, два раза в год в октябре (первичная) и мае (повторная) провожу диагностику на выявление активного и пассивного словаря на основе автора Печора К. Л. «Игры – занятия с дидактическими игрушками». Данные, полученные в ходе диагностики, позволяют прогнозировать развитие конкретного ребенка. За основу своей диагностики беру вариативный набор игровых заданий разной сложности. Игровой характер заданий снимает эмоциональную напряженность ребенка. Задания включаются в режимный процесс (утренний и вечерний отрезок времени, прогулка, часть занятия и т.д.), не нарушая обычного режима жизни детей в группе.

     Из сравнительной диаграммы видно, что к концу года произошел явный скачок в области развития речи воспитанников: на 40% поднялись показатели высокого уровня развития лексики, на 41% снизился низкий уровень. Но не стоит останавливаться на достигнутом, следует продолжать работу в данном

Я создала в группе развивающую предметно-пространственную среду для развития лексики, наработала игры и пособия, большинство из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей. Сконструированная из нескольких разных по размеру коробок игрушка «Слон», дает возможность развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, воображение, речь, мышление, фантазию, сенсорную память. Изготовленная родителями «Интерактивная доска», позволяет детям запоминать цвета, название предметов на ней, учиться пользоваться розеткой, выключателем, запоминать очередность времен года, цифр, учиться пользоваться ключами и открывать разные виды замочков; цветные коробочки предназначены для закрепления знаний цветов. РППС носит развивающий характер: разнообразная, трансформируемая, полифункциональная в соответствии с ФГОС. Мои ежедневные наблюдения показывают, что некоторые дети иногда не различают такие эмоции, как радость и горе, поэтому при общении с ними я подчеркиваю собственную выразительность мимики и разработала карточки с картинками некоторых эмоций: радость, грусть, доброта, злость. В своей практике использовала такие виды игр, развивающих мелкую мускулатуру рук детей: пальчиковые игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные, игры на выкладывание, нанизывание, игры с конструктором.    Очень важную часть своей работы по развитию лексики уделяю пальчиковым играм. Я наблюдала, что у большинства детей в начале года возникали трудности: пальцы малоподвижны, движения неточны, темп даже самых легких упражнений замедленный. К середине года многие овладели даже сложными упражнениями. Игры проводила 3 раза в день перед завтраком, обедом и после сна. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, отражают реальности окружающего мира: предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. Не все дети в начале года с удовольствием выполняли пальчиковые упражнения.  Придумывала на каждый комплекс новую сценку. Такая необычная игровая деятельность вызывает интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать их внимание. Пальчиковая гимнастика благотворно влияет на координацию движения, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Это уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, речь становится более точной и выразительной. Особое место в своей работе отвожу играм с речевым сопровождением. Использование простых, но разнообразных игр создает условие для того, чтобы ребенок научился свободно владеть своим телом. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость. В летний и зимний период я стараюсь украсить наш участок так, чтобы расширить двигательные потребности детей, а именно: метание в цель, перешагивание, прокатывание. Вместе с детьми мы не только играем, но и учимся трудиться в коллективе: наводим порядок в игровых уголках, моем игрушки, на прогулке собираем листья, палочки, чистим снег.На занятиях по рисованию я часто использую нетрадиционные методы рисования: пальчиками, губкой, ватными палочками и дисками, ладошками и др. Это вызывает большой интерес и доставляет большое удовольствие малышам. рисовать вместе с ними, у них появилась уверенность, дети начали подражать мне. В группе подобран дидактический материал, книжки, которые помогают закрепить детям простейшие речевые навыки, сенсорные знания, расширяют кругозор. С детьми использую групповые, подгрупповые, индивидуальные формы работы. Приучая детей к самостоятельности, использую дидактические игры. Все занятия организую в игровой форме.   Мною разработана картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста, которая проводится в различных формах: на основе хороводной игры, где все движения выполняются в соответствии с текстом; на основе подвижной игры, направленных на развитие и совершенствование физических навыков; в игровой форме, где все упражнения подчинены одной игровой тематике. В группе подобран дидактический материал, книжки, которые помогают закрепить детям простейшие речевые навыки, сенсорные знания, расширяют кругозор.Главное правило в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует выкладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше чередовать игрушки каждые 10-15 минут, для того, чтобы интерес к игре не пропадал. Разработала и оформила уголок «Настенное дерево», где дети могут наблюдать, что происходит в растительном мире в разные времена года. С помощью этого дерева мы вводим детей в мир экологии. Например, зимой дерево стоит у нас в снегу и голыми веточками. Весной на нем «появляются» почки, а потом и листики, которые мы с детьми сами мастерим из бумаги. Летом на дереве «появляются» цветочки, а осенью будут плоды яблок.Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду является работа с родителями. Активно привлекаются родители малышей к общественной жизни детского сада, оказанию помощи по уборке территории, участию развлекательных и праздничных мероприятиях, подготовке групп к новому учебному году.

  В течение года организую выставки совместного творчества детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые становятся уже традиционными и вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми. Осенью проходил конкурс на уровне сада «Осенние мотивы» мои воспитанники приняли активное участие и заняли первые три места. В приемной нашей группы оформлен уголок «Для вас, родители», «Наше творчество», «Наш именинник» «Тема недели», где помещается информация и рекомендации для родителей, работы детей по художественному творчеству, а также памятки для родителей и фотографии детей в группе. «Метод проектов» является самым трудным, но, несомненно, интересен. Родители моих воспитанников принимают активное участие в реализации детских проектов. Мною были разработаны и реализованы проекты «Столовая для птиц», «Божья коровка и ее друзья», «Кладовая дедушки Мороза». В новом учебном году 2016-2017 начался новый долгосрочный проект «Времена года. Осень», «Времена года. Зима».  Родители изготовляли поделки к проекту и была организована выставка поделок. Все были награждены дипломами. В конце учебного года провела диагностику по той же методике, что в начале года. Уровень знаний детей значительно повысился. Воспитанники стали самостоятельнее. Стали использовать речь в различных ситуациях, употребляют разные части речи и предложения, повысился интеллектуальный уровень. По результатам проделанной работы можно сделать вывод, чтоу детейк концу года произошел явный скачок в области развития речи воспитанников: на 40% поднялись показатели высокого уровня развития лексики, на 41% снизился низкий уровень.

Таким образом, роль дидактических игрушек и занятий в речевом воспитании детей несомненна. Их использование как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по развитию лексики.    Речь детей становится постепенно коммуникативным средством общения с окружающими, используя ее в различных ситуациях, употребляя разные части речи, предложения, носящие повествовательный, вопросительный характер. Усиливается регулирующая функция лексики, а вопросы детей и речь в игре отражают развитие их мышления.

Проект рассчитан на 4 года: с 2016 по 2020. В дальнейшем планирую продолжать развивать лексику у дошкольников с помощью дидактической игрушки. Эффективность моей работы зависит от того насколько забочусь о личностно-профессиональном росте. Знакомлюсь с новинками научно-методической литературы. Стремлюсь самообразовываться, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах-практикумах, открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах. 

Для пополнения и развития проекта бюджет составил:

Подбор и составление дидактических карточек (приобретение готовых карточек. А также изготовленные самим (распечатка и ламинирование) - 6 тысяч рублей;

Разработка дидактического материала по технологии ТРИЗ (подбор и изготовление карточек) -6 тысяч рублей

Организация и создание центра экспериментирования (защитные фартучки, перчатки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, колбы, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки и т.п.; песок, семена растений, пищевые красители, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой;

Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии) – 6 тысяч рублей;

Организация и создание центра уединения (шитье груши-пуфика и покупка ткани, карниз) – 2 тысячи рублей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вязаная игрушка, как средство развития цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения"

Вязаные пособия развивают цветовое восприятие у дошкольников с нарушением зрения, оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей,  развитие осязания и мелкой моторик...

Игрушка как средство развития личности дошкольника

Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и ...

Народная игрушка как средство развития художественного творчества старших дошкольников.

Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период. Широкое включение в педаг...

«Народная игрушка, как средство развития творческих способностей у дошкольников»

Народная игрушка как средство развития художественного творчества старших дошкольников. ... - развивающие (развитие мелкой моторики рук...

«Народная игрушка, как средство развития творческих способностей у дошкольников»

Народная игрушка как средство развития художественного творчества старших дошкольников. ... - развивающие (развитие мелкой моторики рук...

Консультация для воспитателей «Игры с мячом как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников»

     Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для ...