мнемотаблицы для развития речи детей с онр
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми, перессказа произведений художественной литературы, заучивание песен, составления описательных рассказов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект мнемотаблицы | 590 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
«Использование мемотаблиц в развитии связной речи детей с ОВЗ »
Выполнил:
Смакотина Любовь Ивановна
Воспитатель,
МБУ СОШ № 26 СП Детский сад «Тополек»
Формулирование проблемы
ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА –
- НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
На сегодняшний день- образная, богатая синонимами, дополнениями, образными высказываниями речь у детей явление очень редкое. По тому, как ребенок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого развития. А в связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.
Речь детей :
- Односложная, состоящая из простых предложений. Дети неспособны грамматически правильно построить распространённое предложение.
- Бедная, недостаточный словарный запас. (На бытовом уровне).
- Бедная диалогическая речь: не умеют правильно грамотно сформулировать вопрос и построить верный развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: сюжетный, описательный рассказ или пересказ своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих высказываний, утверждений, выводов.
- Почему это стало проблемой?
Педагогу необходимо сделать процесс обучения интересным, привлекательным, занимательным и в то же время развивающим.
Развитее детей с ОВЗ идет неравномерно: западают высшие психические функции, эмоционально-волевая сфера и речевое развитие.
Почему ее следует решать?
От степени сформированности связной речи зависит дальнейшее
развитие ребенка и приобретение им учебных знаний
в системе школьного обучения.
Формирование связной речи - наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Особенно актуальна это проблема по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдается общее недоразвитие речи. Становление связной речи у детей с речевыми нарушениями осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными особенностями этих детей. У детей с общим недоразвитием речи отмечается системное недоразвитие речи, в сочетании с отставанием ВПФ, а особенно памяти. Наряду с общепринятыми приемами обоснованно использование оригинальных, творческих методик и приемов, эффективность которых очевидна. Одним из таких методов являются мнемотаблицы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Разработать содержание работы по формированию монологической формы речи у детей посредством использования мнемотаблиц .
ЗАДАЧА: Совершенствовать монологическую форму речи (пересказ, рассказ).
Проект организуется для детей с ОВЗ. | |
2. Развив Совершенствуем монологическую форму речи у детей дошкольного возраста. | |
Совершенствуем монологическую форму речи посредством мнемотаблиц. |
Миссия проекта
Миссия проекта – Преодоление проблем в речевом развитии у детей с ОВЗ.
Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:
- Для кого мы это делаем?
- Что мы делаем?
- Как мы делаем это?
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника
В своей работе многие педагоги (Т.А. Ткаченко, В.К. Воробъева, Л.Н.Ефименкова)
широко используют мнемотаблицы.
Язык мозга - это образы, прежде всего зрительные.
Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.
И в дальнейшем при припоминании по одному из образов
этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные ассоциации.
Мнемотаблица - это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти рисунки-схемы, ребенок легко запоминает информацию.
Как писал в свое время К.Д.Ушинский: «Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему пять словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и но их усвоит на лету». Рассматривание картинок помогает детям называть предметы, их характерные признаки, воспроизводимые с ними действия.
Мнемотаблица – это план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал Л.С. Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Этапы использования мнемотаблиц:
Этап №1 - Рассматривание таблицы и разбор того,
что на ней изображено.
Этап №2 - Перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)
с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка
метода запоминания
Этап №4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена
ребенком при ее показе ему.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы.
Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.
Где и как могут использоваться мнемотаблицы:
- Как дидактический материал
- Для составления рассказов
- Для пересказа произведений художественной литературы
- Для заучивания стихов (правил)
- Для отгадывания и составления загадок
- Для обогащения словарного запаса
Многофункциональность мнемотехники
На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета раскрывать существенное в объекте замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Мнемотаблицы, это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Не стоит ограничиватся только мнемотаблицами. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Составление описательного рассказа.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что для ребенка очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. При пересказе можно использовать не только готовую мнемотаблицу, но и нарисовать ее самостоятельно, вместе с детьми, что облегчит процесс припоминания литературного произведения.
Этапы работы по пересказу рассказа:
- Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.
- Ответы на вопросы по содержанию.
- Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.
- Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.
- Коллективный пересказ.
- Самостоятельный пересказ текста.
- Анализ самостоятельных пересказов детей.
Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка- зима».
Чтение рассказа:
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
2. Ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы:
- Какое наступило время года?
- Где лежит снег?
- Какой снег?
- Какая погода на улице?
- Куда пошли дети?
- Как они оделись?
- Что делали дети на прогулке?
- Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
Для пересказа сказок были подобраны произведения и составлены мнемотаблицы к ним:
В процессе работы уменьшается количество мнемотаблиц и в итоге дети свободно пересказывают рассказы и сказки с использованием мнемотаблиц и без них.
Н.Нищева «Ёлочка» «Дед Мороз»
Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. | Дед Мороз, Дед Мороз, |
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений,
песен на музыкальных занятиях.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение
зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя
графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения
ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Информационные источники:
Ю. В. Усенко « Использование мнемотаблиц в познавательно- речевом развитии дошкольника». Дошкольная педагогика» №7 2013 г.
Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста.
В этой статье размещен материал об использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста....
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...
Мнемотаблицы для развития речи детей средней группы
Упражнения, схемы, игры...
буклет «Родителям о мнемотаблицах для развития речи детей с ОНР»
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, состоящая из квадратов и дорожек. Работа с мнемотаблицами решает задачи, направленные на: развитие основных психических...
Самообразование ТЕМА «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»
Проект«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»...
Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста
Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или теа...
- Мне нравится (1)