НОД ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ: «ВЕСНА В ЛЕСУ» в старшей группе ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад № 107 комбинированного вида»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Обучать детей разным видам рассказывания по сюжетной картине.
2. Составлять небольшие описательные рассказы о диких животных,
. опираясь на схемы.
3. Составлять небольшие творческие рассказы о диких животных по данному началу.
4. Развивать речевое мышление, следить за логической последовательностью предложений при составлении рассказов по фрагментам сюжетной картины.
5. Формировать и закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.
6. Активизировать и расширять словарь детей по теме «Весна»,
«Дикие животные весной».
7. Закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни весной.
8. Совершенствовать общую и мелкую моторику.
9. Целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_v_lesu.docx | 844.49 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ: «ВЕСНА В ЛЕСУ»
в старшей группе
ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад № 107 комбинированного вида»
Учитель-логопед
ГБДОУ г.Севастополь
«Детский сад № 107
комбинированного вида»
Копанцова Г.Б.
Тема: ВЕСНА В ЛЕСУ
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
- Обучать детей разным видам рассказывания по сюжетной картине.
- Составлять небольшие описательные рассказы о диких животных,
. опираясь на схемы.
- Составлять небольшие творческие рассказы о диких животных по данному началу.
- Развивать речевое мышление, следить за логической последовательностью предложений при составлении рассказов по фрагментам сюжетной картины.
- Формировать и закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.
- Активизировать и расширять словарь детей по теме «Весна»,
«Дикие животные весной».
- Закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни весной.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику.
- Целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
ОБОРУДОВАНИЕ К ЗАНЯТИЮ:
- Музыка — пение птиц.
- Весенние цветы
- Разовые тарелочки с манной крупой
- Бумажные салфетки
- Коробки—домики, 3 штуки.
- Яблоко ,чернослив, мед ,шишка, орех,
- Темные очки—2 штуки
- Схема—описание медведя /панно/
- Схема—описание ежа
- Карточки со словами ЕЖ и ЕЛКА
- Круги—схемы для описания ежа и елки
- Орехи грецкие, корзинки под орехи
- Картина «Весна в лесу»
- Детские рисунки - 7 штук
- Мольберт
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- - Дети, поздоровайтесь с гостями.
- Давайте им скажем хорошие слова, чтобы у всех было отличное настроение, чтобы они с удовольствием пошли с нами в лес на прогулку.
- Дети- Умные; красивые; добрые; молодые; современные…
- Закройте глаза…(звучит музыка)
- - Мы на весенней поляне в лесу.
- Послушайте, какие звуки вы слышите в лесу?
- Дети- Ручеек журчит.
- Дети- Птицы поют.
- Дети- Лопаются почки.
- Дети- Волк стучит зубами.
- А какие запахи мы можем с вами почувствовать в лесу?
- Дети- Цветами; травой; теплой землей.
3. - Подойдите поближе к нашей картине.
- Выберете на ней какой-нибудь предмет или объект, нарисуйте его или часть его и потом загадайте нам про него загадку, а мы отгадаем ее.
/ дети рисуют на манке пальцем части диких животных: голову медведя, елку, рога оленя, уши зайца, зубы волка, уши белки, ежа, загадывают про них загадки, не называя сами предметы или объекты. Идет отработка притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными, называние глаголов, называние прилагательных./
а) – Дети- Большой, но не скала; коричневый, но не шоколад; зимой сплю, но не еж; умею ловить рыбу,
но не рыбак.
/МЕДВЕДЬ/
- Это чья голова?
- Дети- Медвежья.
- Чьи уши?
- Дети- Медвежьи.
- Чьи глаза?
- Дети- Медвежьи.
-Какие глаза?
- Дети- Черные; черногалазые.
- Какая голова?
- Дети- Большая; большеголовый.
б) - Дети- Живу в лесу, но не животное; зеленая, но
не огурец; есть иголки, но не портниха; есть лапы, но
не медведь; люблю солнце и воду, но не цветок.
/ ЕЛКА/.
- Посчитай ветки у елки.
- Дети- Одна зеленая ветка.
- Дети- Две зеленых ветки.
- Дети- Три зеленых ветки.
- Дети- Четыре зеленых ветки.
- Дети- Пять зеленых веток.
- Дети- Шесть зеленых веток.
в) -Дети- Большой, но не медведь; жую траву, грызу кору, но не заяц; есть копыта, но не конь; есть рога, но не корова. / ЛОСЬ/.
г) - Дети- Белый, но не молоко; маленький, но не муравей; грызу кору, но не лось; высоко прыгаю, но не кузнечик; с длинными ушами, но не осел.
/ ЗАЯЦ/.
- Что умеет делать заяц?
- Дети- Прыгать, скакать, прятаться, бояться, грызть.
д) - Дети- Серый, но не камень; воет, но не собака; хищный, но не лев; зубастый, но не крокодил.
/ ВОЛК/.
- Посчитайте острые зубы волка.
- Дети- Один острый зуб.
- Дети- Два острых зуба.
- Дети- Три острых зуба.
- Дети- Четыре острых зуба.
- Дети- Пять острых зубов.
- Дети- Шесть острых зубов.
- Дети- Семь острых зубов.
- Дети- Восемь острых зубов.
е) - Дети- Быстрая, но не заяц; серая, но не мышь; маленькая, но не еж; живу на дереве, но не птичка.
/ БЕЛКА/.
- Какая же белка?
- Дети- Быстрая, ловкая, юркая, запасливая, маленькая, хлопотливая, цепкая.
ж ) - Дети- Маленький, но не мышка; сплю зимой, но
не медведь; с иголками, но не елка; умею ловить мышей, но не кот.
/ ЕЖ/.
4. - Лучики теплого весеннего солнца касаются всего вокруг, они сейчас коснутся и ваших спинок.
- Сначала я буду лучиком.
- Я нарисую на ваших спинках что-то, а вы догадайтесь- что это?
а) Рисуются следы медведя.
-На что это похоже?
- Дети- Это следы.
- Чьи следы?
- Дети- Медведя.
- Какие следы у медведя?
- Дети- Тяжелые, глубокие, крупные, редкие, следы.
б) Рисуются следы зайца.
- А это что?
- Дети- Заячьи следы.
- Какие они?
- Дети- Легкие, маленькие, частые, мелкие.
в) Рисуется круг.
- На что это похоже?
- Дети- На круг, на мяч, на шар, на дупло, на голову медведя.
г ) - Теперь кто-то из вас будет лучиком .
- Нарисуйте, что хотите.
/ рисовать можно ежа, елку/
- Что это?
- Дети- Это еж.
- Как догадался?
- Дети- По иголкам.
- На что еще они похожи?
- Дети- На палочки, спички, вилку.
- Что это?
- Дети- Это елка.
- Как догадался?
- Дети- В середине палка, как пика, с боков- ветки.
5. - Весеннее солнышко заглядывает в домики лесных жителей, будит их. - Звери идут на улицу посмотреть что нового в лесу? Понюхать весенний воздух.
- Вот и первый домик? Посмотрим.
- На ощупь определите, что внутри находится?
- Какое оно?
- Дети- Круглое, как шарик, твердое, гладкое. ЭТО ОРЕШЕК.
- А еще что?
- Дети- Шершавое, твердое. ЭТО ШИШКА.
- Кому принадлежат эти предметы?
- Дети- Белке.
- А кто еще любит орешки?
- Дети- Дети.
- А вот и второй домик.
- Там тоже что-то есть.
- Закройте глазки и по запаху определите—что это?
На трех розетках- гриб, чернослив, порезанное яблоко.
- Попробуйте на вкус.
- Чей же это домик?
- Дети- Это домик ежа.
- Чем любит лакомиться еж?
- Кому бы это еще понравилось?
- Дети- Белке, детям.
- А это третий домик.
- Что там внутри.
- Дети- Что-то твердое.
На столовой салфетке лежат ложки, блюдце.
- Все закройте глазки, я вам дам понюхать то, что спрятано в домике.
- По запаху, на вкус определите, что это?
- Дети- Мед.
- Какой он?
- Дети- Ароматный, душистый, сладкий.
- Кто им любит лакомиться?
- Дети- Медведь.
- А кто еще любит мед?
- Дети- …
6. Физминутка.
- После долгой зимы хочется подвигаться.
- Вставайте в круг.
***
По лосиному красиво ходит лось в лесу густом. По мышиному пугливо семенит мышонок в дом, И по-заячьи зайчишка все спешит запутать след . По- медвежьи ходит мишка, косолап он с детских лет. | Ходьба с высоким подниманием коленей, руки над головой, пальцы разведены как рога. Бег на носках Прыжки на двух ногах влево - вправо Ходьба на внешней стороне стопы . |
7. - Давайте сядем на стульчики.
- Посмотрите на нашу картину.
- Тут много зверей .
- Выберете кого- нибудь и составьте про него рассказ, но описать надо будет только внешний вид зверя.
- Рассказать только о том, что можно увидеть глазами.
- В этом вам поможет эта схема. / схема 1/
- Дети- МЕДВЕДЬ- дикий зверь. Он большой, бурый, сильный. У него большая круглая голова, он большеголовый. На голове маленькие круглые ушки. У медведя большое туловище, оно покрыто густой, лохматой шерстью. Лапы- толстые, сильные, короткие. Он- толстолапый. А еще на лапах когти острые и длинные. Когда медведь идет, то оставляет большие, глубокие, редкие следы на мягкой земле. И у него есть маленький, короткий хвостик. Медведь- короткохвостый.
8. - А теперь представьте себя кем- то из зверей и расскажите о себе от его имени.
- Можете надеть шапочку на голову с изображением вашего героя.
- В описании вам поможет эта схема. / схема 2 /
- Дети- Я – еж, маленький и колючий. На моей спине много острых иголок. Если меня потрогать- можно уколоть палец. Я умею сворачиваться в клубок, меня можно катать по земле. Когда я качусь по земле- то на иголки накалываются листочки, травинки. Своим носиком я люблю все нюхать6 цветы, яблоки, грибы. А еще ушками я слышу, как звенят ручьи и жужжат мухи весной, как капает капель. Иногда вода капает мне на носик с деревьев. Ушками я слышу, как ко мне подкрадывается лиса. Это мне не нравится, я ее боюсь и убегаю под кустик.
9. – Подойдите к рисункам.
- Да тут настоящая выставка, рисунки все разные и интересные.
- Я поняла, что это за рисунки.
- Помните, несколько дней назад я вам рассказывала, что нашла в парке книжку, в которой прочла начало рассказа про белочку, но без окончания.
- Я вас попросила придумать конец этому рассказу и нарисовать свою историю.
- Вы молодцы! А кто вам помогал?
- Я сейчас напомню вам начало того рассказа, а кто-то из вас расскажет нам его окончание.
***
Жила-была белочка. Трудно ей было зимой в дупле— и холодно, и
голодно. Но пришла весна. Белочка очень обрадовалась ее приходу. Выскочила она из дупла, поскакала по веткам. Прыгнула на соседнюю елку и ...
- Кто расскажет, что было дальше?
/ двое детей рассказывают свои истории/
- Дети- … Поскакала белочка по веткам, весело ей, что солнышко греет. Радуется белочка, что тепло стало. Вдруг слышит, рычит кто-то под деревом. Посмотрела она вниз, а там волк сидит, голодный и злой. Так и хочется ему белку съесть, да не достать. Белка взяла крупную шишку и бросила в волка. Попала шишка волку в лоб. Испугался волк и убежал. А белка помахала своим пушистым хвостом и поскакала дальше.
- Дети- … Стала радоваться белка весне, теплу, прыгать с ветки на ветку. Нашла свои запасы- грибок, съела, орешек откапала. Своих подруг встретила. Прыгала- прыгала белочка и думает, надо в свое дупло возвращаться, а его нет. Заблудилась белочка. Слышит, дятел где-то стучит клювом. Поскакала она к нему, попросила: « Выдолби мне, пожалуйста, новое дупло». И дятел ей помог. Выдолбил белке новый домик.
- Вы молодцы!
10. - А теперь посмотрим, как вы умеете сравнивать.
- Найдите что общего и что разное у ЕЛКИ и ЕЖА?
- Эта схема вам поможет / схема 3/.
- За каждый правильный ответ я буду класть в корзинку по орешку.
/ дети сравнивают белку и ежа/
- Что же у них общего?
- Дети- Живут в лесу; у них есть иголки; они растут, живые; в названиях буква Ё ( ЁЖ, ЁЛКА).
- А что разное?
- ДЕТИ- Елка большая, а еж- маленький; елка зеленая, а еж- серый; у елки нет ушей, а у ежа- есть, елка любит солнце, еж- грибы, ягоды.
- Хорошо, много орешков собрали.
- А кто из вас может один обо всем этом рассказать, что общего и что разное у елки и у ежа?
11. Итог занятия.
- Все старались, были активными, красиво говорили. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по развитию связной речи детей по лексической теме "Дикие животные"
На слайдах подобран материал, помогающий объяснить ребенку происхождение сложных слов, понять метафорический смысл образных выражений (фразеологизмов), составить самостоятельный рассказ по серии карти...
Презентация к занятию по развитию связной речи детей по лексической теме "Домашние животные"
На слайдах подобран материал, помогающий объяснить ребенку происхождение сложных слов, понять метафорический смысл образных выражений (фразеологизмов), составить самостоятельный рассказ по серии карти...
Презентация к занятию по развитию связной речи детей по лексической теме "Домашние птицы"
На слайдах подобран материал, помогающий объяснить ребенку происхождение сложных слов, понять метафорический смысл образных выражений (фразеологизмов), составить самостоятельный рассказ по серии карти...
Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"
Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
развивать зрительное и слуховое внимание;совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;развивать общую и мелкую моторику;развивать мыслительные процессы....