ООД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.69 КБ |
![]() | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в осенний лес».
Цели: - активизировать словарь по данной теме;
- развитие связной речи;
- упражнять детей в составление слова;
- развивать у детей координацию движений с речью;
- учить подбирать слова – действия к названиям, синонимы к глаголам;
- учить составлять рассказы об осени с опорой на картинку;
- развивать внимание, память, мышление;
- учить детей эмоционально воспринимать стихи.
Развивающая среда: листья деревьев, карточки со слогами, карточки с цифрами, мячик. Раздаточный материал к речевой ирге «Рассели по домикам».
Предшествующая работа.
- Разучивание стихотворений.
- Беседа по теме: «Осень».
- Рассматривание иллюстраций. Наблюдение.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я вам предлагаю послушать загадку и вы поймёте о чём пойдёт речь.
Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далёкий птицы улетели
Если небо хмурое
Если дождик льётся
Это время года ( осенью) зовётся.
- Правильно!
Слайд №2.
- А почему вы так решили, что это время года осень? А может быть лето?
- Как вы можете описать картинку?
- Назовите осенние месяцы?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. И сейчас я предлагаю отправиться вам в осенний, сказочный лес. И посмотреть, что происходит на лесной полянке.
Слайд №3.
Ну, что ж, ребятки собирайтесь
В путь дорогу отправляйтесь.
Путь дорога не легка
Дети: да, да, да.
Едем, едем на машине Дворики счищают капли
Нажимаем на педаль, Вправо, влево. Чистота.
Газ включаем, выключаем, Мы – шофёры хоть куда.
Смотрим пристально вдаль.
Воспитатель. Ну ка давайте покажем ка мы поедем. ( под музыку )
Слайд №4.
Воспитатель. А вот и наша остановка. Но чтобы попасть в осенний лес нужно сказать следующие слова: «Я на ножке покручусь и в осеннем лесу окажусь».
Слайд №5.
Вот мы и в лесу (развитие речевого дыхания).
Давайте все вместе скажем: Ах, какая чудесная поляна!
- Ах, какой чистый воздух!
- Ах, как красиво!
Воспитатель. Дети, на лесной поляне нас ждёт много заданий. И вот первое, чтобы его выполнить надо сесть за столы. Он называется «Подними цифру», я буду говорить вам предложение, а вы слушаете, подсчитываете количество слов и поднимаете цифру, будьте очень внимательны.
Слайд №6. (читаю текст со слайда под музыку)
Игра «Подними цифру».
-А вот и следующее задание, которое называется «Осенние песенки язычка», подходите ко мне, встаньте в круг. И давайте споем.
Слайд №7. (под музыку)
Воспитатель. Молодцы, хорошо, чётко спели песенку язычка.
Ой, ребята у нас на полянке появился грибок и он приготовил для вас задание, которое называется-составь слово, проходите за столы.
Слайд №8. (дети выполняют задание под музыку)
Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились. Предлагаю нам немножечко отдохнуть, особенно отдохнуть нашим глазкам, подходите ко мне и давай те посмотрим на экран, будем следить за листиком.
Слайд №9-12 (зрительная гимнастика)
Отдохнули наши глазки, а я предлагаю продолжить, следующее наше задание, рассели слова по домикам, будьте очень внимательны.
Слайд №13.
Воспитатель. Ребята, осенью чаще дует ветер, и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он подарил мне вот этот волшебный мячик, давайте в круг станем «Мяч волшебный и осенний будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. А в замен раздавать.
Игра: « Скажи ласково»
Лист, зонт, туча, дождь, лужа, ветер, лес, дерево, заяц, волк, кошка, стол.
Ребята, а скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья.
Дети. Листопад.
(Раздаю листья детям в руки).
Слайд №14. (музыка после стиха)
-Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, жёлтым, багряным, коричневым и т.д.)
- Подберите много – много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они.
(Красивые, большие, маленькие, легкие, разные, прозрачные, красочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные, сказочные, волшебные и т. д)
Воспитатель. А сейчас мы с вами превратимся в волшебные листочки.
Мы листики осенние Ветер снова побежал
На ветках мы сидели. И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели Закружились, полетели
Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.
И на землю тихо сели
Танец под музыку на слайде №14.
Воспитатель.
- Соберём прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу, Пусть он радует нас своей волшебной красотой.
Воспитатель. Нам, дети, пора возвращаться в группу. Вспомним волшебные слова: «Я на ножке покручусь и в своей группе окажусь».
Итог занятия.
- Что понравилось на занятии?
Похвала каждого ребёнка. Слайд №15.
Самоанализ.
Дата: 28.11.2016.
28. 11. 2016г. Мною проведено ООД с детьми старшей группы №8 по развитию речи, на тему: «Путешествие в осенний лес».
Целью ООД являлось следующее: - активизировать словарь по данной теме;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики;
- упражнять детей в образовании разных форм глаголов;
- развивать у детей координацию движений с речью;
- учить подбирать слова – действия к названиям, синонимы к глаголам;
- учить составлять рассказы об осени с опорой на картину;
- развивать внимание, память, мышление;
- учить детей эмоционально воспринимать стихи.
1. Предварительная работа.
При подготовке к занятию мною была проведена следующая работа:
- подготовлен конспект;
- продумано использование наглядного, раздаточного материала;
- разучивание стихотворений;
- беседа по теме: «Осень»;
- рассматривание иллюстраций;
- наблюдения на прогулке за изменениями в природе.
2. Ход ООД.
Игровые
- сюрпризность;
- создание игровой ситуации;
- воображаемая ситуация.
Словесные
- разговор, беседа;
- вопросы;
- использование художественного слова;
- напоминание, пояснение;
- обучение правильной артикуляции;
- педагогическая оценка.
Практические
- выполнение лого ритмики, гимнастики на развитие речевого дыхания;
- использование дидактических игр.
Наглядные
- использование ИКТ, наглядная презентация.
- иллюстрационный материал.
Методические приемы
- постановка задачи, вводная беседа;
- беседа о ходе выполнения действий, объяснения, вопросы к детям;
- использование ИКТ;
- дидактические игры «Составь слово», «Скажи дасково», речевая игра «Рассели по домикам»;
- упражнение «Найди цифру».
Мною отмечен хороший эмоциональный настрой детей, так как я постаралась заинтересовать и привлечь внимание с помощью создания воображаемой ситуации в начале ООД и поддерживать интерес в течение всего занятия с помощью различных игровых и дидактических упражнений.
Не удалось уложиться в указанное время, так как был пропущено упражнение «Опиши картину».
В ходе ООД мною были использованы:
- физминутка «Едем-едем на машине», танец с осенними листиками;
- гимнастика на развитие речевого дыхания, логоритмика на звук «Р» и «л»;
- зрительная гимнастика.
При подготовке к следующему ООД надо учесть чередование упражнений и дидактических игр, которые выполняются сообща или индивидуально (за столами), чтобы было максимально комфортно для детей.
Итог ООД.
При подведение итога мы с детьми поговорили о том, кому, что понравилось. Таким образом, в результате проведения ООД поставленная цель была достигнута частично, так как выбранная мной форма организации занятия была не достаточно эффективной и динамичной.
Я старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Бондарева Е.С.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-494552-1412798406.jpg)
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-693077-1446712752.jpg)
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-468083-1665946843.jpg)
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055826-1536566786.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-1492942-1698677796.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-1492942-1698677796.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/23/picture-1478502-1687549372.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...