"Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников"
статья по теме
Овладеть родным языком - это не только уметь правильно построить предложение. Ребёнок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_didakticheskih_igr_v_rechevom_razvitii_doshkolnika.docx | 13.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольника».
Овладеть родным языком – это не только уметь правильно построить предложение. Ребёнок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии и т.д. Такой рассказ состоит из ряда предложений, связанных между собой по смыслу и выстроенных в логической последовательности. В этом случае мы говорим о развитии у детей связной речи.
Иными словами можно сказать, что связная речь – это логическая связь мыслей, выраженная точными словами в правильно построенных предложениях. При этом ребёнок учится мыслить и совершенствует свою речь, приобретая умения мыслить.
Отсюда и главные задачи по развитию речи детей:
- развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух;
-побуждать детей пользоваться интонационными средствами выразительности;
- способствовать чёткому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков;
-формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий малышам характеризовать словарный запас, позволяющий малышам характеризовать многообразие окружающего мира;
-кристаллизовать речь дошкольников, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении; обогащать речь детей за счёт освоения новых грамматических форм.
В своей работе я использую разнообразные игры и игровые упражнения:
- игры с грамматическим содержанием, направленные на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имён существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных.
Решая игровую задачу, отгадывая, чей голос слышится (игра «Чей голос?»), запоминая предметы, выставленные на столе воспитателем ( «Чего не стало?»), узнавая предмет по описанию ( игры «Чудесный мешочек», «Почтальон принёс открытки»), дети овладевают грамматическими навыками речи. Обязательно использую наглядный материал: предметы, игрушки, картинки.
- игры на отработку артикуляции и уточнение произношения трудных для малышей звуков ( игры «Чудесный сундучок», «Мешочек, впусти!»). Причём акцент в них делается на интонационной выразительности речи, которая, как правило, страдает у малышей.
Такие игры, как «Зайчик и мишка», «Где спрятался зайчик?» направлены на развитие пространственных представлений ребёнка и на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов ( близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом), и сразу же закрепляют знания.
В большинстве игр слово связано с движением и действием (реальным или воображаемым).
Также в работе с детьми я использую дыхательную гимнастику. Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития параллельно с развитием артикуляции и голоса.
Очень хорошо использовать в работе над техникой речи детскую литературу и малые фольклорные формы. Я считаю, что считалки, дразнилки, мирилки, скороговорки, песенки, загадки, потешки – это уже готовые словесные игры, необходимые ребёнку для овладения своим родным языком. Это и хороший тренинг артикуляционного аппарата, и хороший тренинг памяти ребёнка, так как все малые фольклорные формы запоминаются очень легко.
Театрализованные игры, инсценировки и игровые упражнения с персонажами сказок помогают активно включаться в речевое общение, активизировать словарь, мимику, развивать дикцию, интонацию.
Использование костюмов, масок или кукол способствует ускорению процесса обучения и помогает обрести уверенность в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование дидактических игр для речевой активности дошкольников в различных видах деятельности
Дидактические игры играют важную роль при постановке и автоматизации зву-ков, а также обогащают словарный запас у ребенка с недоразвитием речи. При проведении дидактических и пальчиковых игр развивают...
Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.
Целенаправленное развитие речи дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....
Методика использования дидактических игр в речевом развитии дошкольников
Консультация для воспитателей...
Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста"
Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста" на педагогическом совете....
Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста"
В презентации проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста" обобщен опыт работы по данной теме...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...