Конспект НОД по развитию речи "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Красота Айна Александровна

Данный материал будет полезен для воспитателей ДОО, предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине развивает память и образное мышление. Эпитеты и сравнения способствуют развитию красноречия дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Осень"41.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по развитию речи

для детей старшей группы на тему

“Рассказ по картине “Осень”

Составила:

Воспитатель

Красота А.А.

г. Санкт-Петербург

Цели: - Закреплять умение рассказывать по сюжетным картинам;

  • Развивать память и логическое мышление;
  • Развивать познавательный интерес к природе, умение замечать сезонные изменения в природных явлениях.

Задачи:

1. Образовательная:

- Закрепить знания об осени, вспомнить ее признаки;

- Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине;

- Стимулировать творческую активность детей.

2. Развивающая:

- Развивать красноречивость детей, используя образные эпитеты и сравнения;

- Обогащать словарный запас.

- Тренировать память, внимание.

3. Воспитательная:

- Формировать дружеские отношения детей, умение слышать друг друга;

- Воспитывать любовь к русской природе;

- Учиться замечать красоту в окружающем мире.

Материал:

1.        Картины с изображением «Осени»

2.        Заранее нарезанные листики из металлизированного цветного картона золотого, зеленого и красного цвета в виде березового, рябинового и кленового листа.

Ход НОД.

Воспитатель помещает на стенд картины с изображением «Ранней осени» С.Кашлева,

Jb2xVRdnkvA.jpg

картину “Золотая осень” И.И. Левитана,

8CmostxYwv0.jpg

картину В.Г. Кубарева “Поздняя осень”.

fVW7OmukELQ.jpg

Воспитатель: - Ребята, сейчас одно из самых красивых времен года, воспетое многими великими поэтами. Как оно называется?

Дети: - Осень.

Воспитатель: - Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: - В связи с этим какая осень бывает?

Дети: - В сентябре - ранняя, в октябре - золотая, в ноябре - поздняя.

Воспитатель: - Любимым временем года Александра Сергеевича Пушкина была именно осень и он написал следующее стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Обратите внимание на те эпитеты и сравнения, которыми наделяет автор осенние явления: осенние листья, одетые в “багрец” и “золото”, осенний ветер - “свежее дыхание”, осеннее небо “покрыто волнистой мглой”, приближающаяся зима “седая”. Сможете объяснить почему А.С. Пушкин приводит такие сравнения и почему они уместны?

Дети: - Желтые и красные листья напоминают багрянец и золото; осенний ветер прохладный, а поэтому “свежий” и бодрящий; небо стало темнее, поэтому покрыто “мглой”; а зима серая, потому “седая”.

Воспитатель:-  А теперь обратим наши взоры на картины, которые мы видим на стендах. Рассмотрим первую картину (“Ранняя осень” С.Кашлева). Какие краски преобладают в изображении? Какого оттенка небо? Много ли листьев на деревьях?

Дети: - Преобладают зеленые оттенки, желтых меньше. Небо ясное, голубое с белыми облаками. Листьев на деревьях много.

Воспитатель: - А теперь рассмотрим следующую картину (“Золотая осень” И.И. Левитана). А на этой картине какие краски вы видите? Какое небо? Много ли листьев на деревьях?

Дети: - Мы видим желтые, красные и оранжевые оттенки. Небо синее. Листьев на деревьях не так много, многие уже на земле.

Воспитатель: - Сейчас я раздам вам блестящие листья, которые отливают золотыми и багряными оттенками, рассмотрите их, заметьте форму. На листья каких деревьев они похожи?

Дети: - Они похожи на листья клена, березы и рябины.

Воспитатель: - Теперь обратите внимание на третью картину (“Поздняя осень” В.Г. Кубарева). Здесь каких красок больше? Какое небо? Есть ли листья на деревьях?

Дети: - На картине больше светло- и темно-коричневых, черных и серых красок. Небо серое, листьев на деревьях нет.

Воспитатель:- Молодцы. Давайте немножко отдохнём.

(проводится физкультминутка «Листики»)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (дети приседают)

Дунул ветер - полетели, (поднимая руки вверх, качают ими в стороны)

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (дети приседают)

Ветер снова набежал (поднимая руки вверх, качают ими в стороны)

И листочки все поднял (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели (дети кружатся)

И на землю тихо сели. (дети приседают)

Воспитатель:- Молодцы, садитесь на свои места. Давайте теперь вы сами придумаете свой рассказ «Осень» по любой понравившейся вам картине.

Дети:- Дети придумывают свой рассказ.

Воспитатель:- (если дети затрудняются придумать, то воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает). Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.

Воспитатель:- Какие вы молодцы. Какая чудесная у вас получилась осень в рассказах.

Воспитатель:- Устали. Теперь давайте поиграем.

Дети радостно:- Да.

Проводится подвижная игра «У медведя во бору» (воспитатель следит, за правильностью произношения кричалки и соблюдением правил).

Воспитатель:- Какие вы молодцы. Понравилось вам говорить об осени?

Дети:- Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...