Конспект НОД по развитию речи "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОО, предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине развивает память и образное мышление. Эпитеты и сравнения способствуют развитию красноречия дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Осень" | 41.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД по развитию речи
для детей старшей группы на тему
“Рассказ по картине “Осень”
Составила:
Воспитатель
Красота А.А.
г. Санкт-Петербург
Цели: - Закреплять умение рассказывать по сюжетным картинам;
- Развивать память и логическое мышление;
- Развивать познавательный интерес к природе, умение замечать сезонные изменения в природных явлениях.
Задачи:
1. Образовательная:
- Закрепить знания об осени, вспомнить ее признаки;
- Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине;
- Стимулировать творческую активность детей.
2. Развивающая:
- Развивать красноречивость детей, используя образные эпитеты и сравнения;
- Обогащать словарный запас.
- Тренировать память, внимание.
3. Воспитательная:
- Формировать дружеские отношения детей, умение слышать друг друга;
- Воспитывать любовь к русской природе;
- Учиться замечать красоту в окружающем мире.
Материал:
1. Картины с изображением «Осени»
2. Заранее нарезанные листики из металлизированного цветного картона золотого, зеленого и красного цвета в виде березового, рябинового и кленового листа.
Ход НОД.
Воспитатель помещает на стенд картины с изображением «Ранней осени» С.Кашлева,
картину “Золотая осень” И.И. Левитана,
картину В.Г. Кубарева “Поздняя осень”.
Воспитатель: - Ребята, сейчас одно из самых красивых времен года, воспетое многими великими поэтами. Как оно называется?
Дети: - Осень.
Воспитатель: - Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: - В связи с этим какая осень бывает?
Дети: - В сентябре - ранняя, в октябре - золотая, в ноябре - поздняя.
Воспитатель: - Любимым временем года Александра Сергеевича Пушкина была именно осень и он написал следующее стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Обратите внимание на те эпитеты и сравнения, которыми наделяет автор осенние явления: осенние листья, одетые в “багрец” и “золото”, осенний ветер - “свежее дыхание”, осеннее небо “покрыто волнистой мглой”, приближающаяся зима “седая”. Сможете объяснить почему А.С. Пушкин приводит такие сравнения и почему они уместны?
Дети: - Желтые и красные листья напоминают багрянец и золото; осенний ветер прохладный, а поэтому “свежий” и бодрящий; небо стало темнее, поэтому покрыто “мглой”; а зима серая, потому “седая”.
Воспитатель:- А теперь обратим наши взоры на картины, которые мы видим на стендах. Рассмотрим первую картину (“Ранняя осень” С.Кашлева). Какие краски преобладают в изображении? Какого оттенка небо? Много ли листьев на деревьях?
Дети: - Преобладают зеленые оттенки, желтых меньше. Небо ясное, голубое с белыми облаками. Листьев на деревьях много.
Воспитатель: - А теперь рассмотрим следующую картину (“Золотая осень” И.И. Левитана). А на этой картине какие краски вы видите? Какое небо? Много ли листьев на деревьях?
Дети: - Мы видим желтые, красные и оранжевые оттенки. Небо синее. Листьев на деревьях не так много, многие уже на земле.
Воспитатель: - Сейчас я раздам вам блестящие листья, которые отливают золотыми и багряными оттенками, рассмотрите их, заметьте форму. На листья каких деревьев они похожи?
Дети: - Они похожи на листья клена, березы и рябины.
Воспитатель: - Теперь обратите внимание на третью картину (“Поздняя осень” В.Г. Кубарева). Здесь каких красок больше? Какое небо? Есть ли листья на деревьях?
Дети: - На картине больше светло- и темно-коричневых, черных и серых красок. Небо серое, листьев на деревьях нет.
Воспитатель:- Молодцы. Давайте немножко отдохнём.
(проводится физкультминутка «Листики»)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (дети приседают)
Дунул ветер - полетели, (поднимая руки вверх, качают ими в стороны)
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (дети приседают)
Ветер снова набежал (поднимая руки вверх, качают ими в стороны)
И листочки все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели (дети кружатся)
И на землю тихо сели. (дети приседают)
Воспитатель:- Молодцы, садитесь на свои места. Давайте теперь вы сами придумаете свой рассказ «Осень» по любой понравившейся вам картине.
Дети:- Дети придумывают свой рассказ.
Воспитатель:- (если дети затрудняются придумать, то воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает). Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.
Воспитатель:- Какие вы молодцы. Какая чудесная у вас получилась осень в рассказах.
Воспитатель:- Устали. Теперь давайте поиграем.
Дети радостно:- Да.
Проводится подвижная игра «У медведя во бору» (воспитатель следит, за правильностью произношения кричалки и соблюдением правил).
Воспитатель:- Какие вы молодцы. Понравилось вам говорить об осени?
Дети:- Да.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...