Подготовка ребят к школе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Развитие мотивационной сферы ребёнка, интеллектуальных и творческих сил, интереса к познанию нового, развитие психических процессов – являются главными задачами при подготовке ребят к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_rebyat_k_shkole.docx | 175.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Килемарская средняя общеобразовательная школа
Килемарского муниципального района
Республики Марий Эл
Методическая разработка
«Подготовка детей к школе»
учителя начальных классов
Якимовой Ларисы Григорьевны
2015 - 2016 г.
Введение
Проблема адаптации первоклассников к школе актуальна для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас труднее, чем раньше, учить и учиться. Изменились и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Изменились также и атмосфера в семьях, шкала ценностей, круг интересов детей. Многие дети испытывают трудности во взаимодействии с другими. В связи с этим сегодня усилия многих родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а также сохранение психофизического здоровья ребёнка. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе возникают не у тех детей, которые имеют недостаточно большой объём знаний, умений и навыков. Трудно тем детям, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому развитие мотивационной сферы ребёнка, интеллектуальных и творческих сил, интереса к познанию нового, развитие психических процессов – являются главными задачами при подготовке ребят к школе.
Основная часть
Научно-теоретическое и практическое обоснование предлагаемого материала
В настоящее время родителям предлагается немало печатной продукции, которая способствует развитию умственных и творческих способностей детей. Широк простор для занятий, но не каждый родитель может подготовить своего ребёнка к школе. Не секрет, многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить его читать и знать порядок в счёте. Готовить ребёнка к школе – это значит не только обеспечить количество определённых представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нём психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, способность к волевым усилиям.
Необходимым условием школьного обучения является определённый уровень умственной зрелости ребёнка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы, такие как:
- восприятие (цвета, величины, фигуры, пространства и т.д.);
- внимание (объём внимания для детей младшего школьного возраста – 3-4 фигуры при одновременной демонстрации; устойчивость внимания – 5-7 минут);
- память (этот познавательный процесс не должен быть механическим, е.е. путём многократного повтора запоминать материал; важно научить ребёнка самым простым приёмам запоминания: с помощью создания образов, о которых идёт речь; группировка материала по смысловым частям; выделение главных и второстепенных деталей и т.д.);
- мышление (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира);
- запас собственно знаний (это должны быть прежде всего знания из жизни и о жизни. В этом возрасте словарный запас должен достигать 4-5 тысяч слов).
Что ещё входит в понятие о готовности к школьному обучению – это развитие крупной и мелкой моторики. (Приложение 1). Большим подспорьем в этом являются проведение графических диктантов, которые могут подготовить ребёнка к письму, развить пространственное воображение, научить ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движениях руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования каллиграфически правильного письма. (Приложение 2).
Важно научить ребёнка правильно держать ручку. (Приложение 3)
Необходимо обращать внимание и на развитие кисти ребёнка. Физиологами доказано, что развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи. Хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка, конструирование, изготовление различных поделок.
Важное место в работе с детьми занимает развитие речи. Это и заучивание стихов, составление предложений по картинкам, выделение слов из предложений, выделение звуков. Неоценимую помощь окажут кубики Зайцева.
Методика обучения чтению посильна не всем родителям. И поэтому помощь в этом и ряде других вопросов им могут оказать учителя начальных классов, психологи, логопеды путём проведения подготовительных занятий.
Результаты моей работы
Для работающих учителей в данном направлении я предлагаю составленные мною 2 рабочие программы по математике и развитию речи и несколько занятий.
Рабочая программа по математике
Пояснительная записка
Учителями практиками доказано, что не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие личности ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников.
Данная программа предусматривает работу по трём основным линиям. Во-1, это упражнения, направленные на общее развитие. Во-2, это воспитание умения произвольно управлять своими действиями. В-3, формирование мотивов, побуждающих к учению. Все эти 3 линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя выпускать из виду, чтобы учёба ребёнка с самого начала была успешной.
Целью занятий является выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению, развитию речи.
Продолжительность занятий для детей: 30 минут, 1 раз в неделю.
Образовательная программа рассчитана на 1 год.
Цель курса:
Формирование и развитие математических способностей детей.
Задачи:
1. Обеспечить сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для продолжения образования в начальной школе.
2. Развивать интеллектуальные умения, основанные на таких приёмах мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, классификация, гибкость и вариативность мышления.
3. Сформировать мотивацию к учению и первые умения учиться.
4. Выявить и развивать математические и творческие способности.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения курса у ребёнка должны быть сформированы следующие знания и умения:
1) Знать последовательность чисел от 1 до 10.
2) Продолжить заданную закономерность.
3) Устанавливать пространственно – временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра.
4) Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе.
5) Распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей среды.
6) Составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам, простые комбинаторные и нестандартные задачи, разгадывать ребусы и головоломки.
7) Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу.
8) Ориентироваться в пространстве.
Предметное содержание
Числа от 1 до 10. Количество и счёт в пределах 10. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного. Счёт в обратном порядке.
Признаки предметов. Сравнение предметов, разбиение предметов на группы в соответствии с выделенными свойствами.
Величины и их измерения. Длина, масса.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок).
Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д.
Простейшие логические построении, закономерности из геометрических фигур.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева - справа, вверху – внизу и т.д.
Формирование временных представлений: утро – день, вчера – сегодня, раньше – позже, ориентация в последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу.
Учебно – тематический план (5-7 лет)
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Путешествие Колобка | 2 |
2 | Путешествие по морю глубокому, по океану широкому | 2 |
3 | Изучаем цифры. Сказка о Нуле | 2 |
4 | Игровое занятие «История Листика» | 2 |
5 | Число и цифра 1 | 2 |
6 | Игра «Крестики и нолики» | 2 |
7 | Число и цифра 2 | 2 |
8 | Прямой и обратный счёт | 2 |
9 | Число и цифра3 | 2 |
10 | Занятие по сказке «Собака и дятел» | 2 |
11 | Число и цифра 4 | 2 |
12 | В гостях у сказки «Репка» | 2 |
13 | Число и цифра 5 | 2 |
14 | Нестандартное занятие | 2 |
15 | Число и цифра 6 | 2 |
16 | Обучение решению простых задач | 2 |
17 | Число и цифра 7 | 2 |
18 | На представлении в цирке | 2 |
19 | Число и цифра 8 | 2 |
20 | Перелётные птицы. Обратный счёт | 2 |
21 | Число и цифра 9 | 2 |
22 | В гостях у сказки К.И.Чуковского «Айболит» | 2 |
23 | Число и цифра 10 | 2 |
24 | Сочиняем сказку | 2 |
25 | Зимующие птицы. Счёт предметов в любом направлении | 2 |
26 | Понятие суток. Дни недели | 2 |
27 | Девочка и краски | 2 |
28 | Обучение решению задач на смекалку | 2 |
29 | Путешествие в страну Геометрию. Линии | 2 |
30 | Геометрические фигуры | 2 |
31 | Преобразование фигур | 2 |
32 | Готовимся к Новому году | 2 |
33 | Углы | 2 |
34 | Длина | 2 |
35 | Единицы времени | 2 |
36 | Ориентировка в пространстве | 2 |
37 | Считай, отгадывай, решай! | 2 |
38 | Составление узора из геометрических фигур | 2 |
39 | Порядковый счет предметов | 2 |
40 | Составление фигур из треугольников | 2 |
141 | Отработка навыка счёта в пределах 10 | 2 |
42 | Составление фигур из квадратов | 2 |
43 | Знакомство с математическими знаками | 2 |
44 | Увеличение числа на 1 | 2 |
45 | Логические упражнения и задачи | 2 |
46 | Уменьшение числа на 1 | 2 |
47 | Тяжелее, легче. Сравнение по массе | 2 |
48 | Свойства предметов: цвет, форма, размер | 2 |
49 | Головоломки с палочками | 2 |
50 | Равенство и неравенство групп предметов | 2 |
51 | Продолжение | 2 |
52 | Сравнение чисел | 2 |
53 | Упражнения на закрепление знаний о составе чисел | 2 |
54 | Состав чисел из двух меньших | 2 |
55 | Решение задач | 2 |
56 | Сравнение предметов по величине (длине, ширине, высоте) | 2 |
57 | Упражнения на закрепление знаний о времени | 2 |
58 | Счёт в пределах 20 | 2 |
59 | Решение логических задач, ребусов и головоломок | 2 |
60 | Сравнение по количеству с помощью знаков | 2 |
61 | Увеличение числа на 2 | 2 |
62 | Зарисовка геометрических фигур | 2 |
63 | Уменьшение числа на 2 | 2 |
64 | Соотношение цифр с предметами | 2 |
65 | Упражнения в счёте | 2 |
66 | Решение и составление задач | 2 |
67 | Конструирование | 2 |
68 | Прямой и обратный счёт | 2 |
69 | Решение нестандартных задач | 2 |
70 | Объём | 2 |
71 | Занятие - экскурсия | 2 |
72 | Занятие - обобщение | 2 |
Всего: 152ч., из них 72 ч. по развитию речи | 152 |
Методическое обеспечение программы
Для реализации данной программы используются различные формы занятий. Игровая форма изложения (путешествие, сказка, представление в цирк и т.д.) позволяет сделать серьёзное обучение радостным, желанным и главное успешным.
Устные занимательные задания, игры чередуются с письменной работой в тетрадях и альбомах (графические диктанты включены с целью учить ребят ориентироваться на листе бумаги, а раскрашивание, обведение по силуэту и задания, связанные со штриховкой, оказывают положительное влияние для развития мелкой моторики рук). Физкультминутки помогают развивать координацию движений, понижают утомляемость, а пальчиковая гимнастика помогает снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, что способствует улучшению произношения многих звуков, а значит – развивает речь.
В ходе обучения формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Рабочая программа по развитию речи
Пояснительная записка
Цель курса:
Формирование готовности каждого ребёнка к школьному обучению: обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование диалогической и монологической формы речи.
Задачи:
1. Формирование мотивации к самостоятельному говорению.
2. Развитие такой важной мыслительной операции, как обобщение.
3. Развитие связной речи.
4. Развитие наглядно – образного мышления.
5. Обогащение словарного запаса и расширение кругозора ребёнка.
Ожидаемые результаты:
Ребёнок, поступающий в школу, должен уметь:
Правильно произносить все звуки родного языка.
Различать и называть слова с определённым звуком.
Уметь определять место звука в слове.
Делить слова на слоги.
Составлять слова из слогов.
Иметь представление о предложении.
Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Подбирать синонимы, антонимы.
Использовать разные способы образования слов.
Пересказывать знакомые сказки и рассказы.
Составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
Содержание программы
В программу входят занятия по воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной речи, формированию словаря и грамматического строя речи.
Занятия по воспитанию звуковой культуры речи включают отработку произношения звука, умение слышать его и определять его место в слове.
На данных занятиях ребят учат строить предложения, произносить монологи, чётко высказывать свои мысли, составлять рассказ, уметь слышать и отвечать на вопросы, задавать их.
Учебно – тематический план
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Путешествие Колобка | 1 |
2 | Путешествие по морю глубокому, по океану широкому | 1 |
3 | Сказка о Нуле | 1 |
4 | История Листика | 1 |
5 | «Одна земляничка» Г.Браиловская | 1 |
6 | Крестики и нолики | 1 |
7 | Рассказы Л.Н.Толстого | 1 |
8 | «Трёхцветик» Т.Александрова | 1 |
9 | Марийская сказка «Собака и дятел» | 1 |
10 | «Четыре желания» К.Д.Ушинский | 1 |
11 | В гостях у «Репки» | 1 |
12 | «Торт с минусом» С.Михальченко | 1 |
13 | В гостях у сказки | 1 |
14 | «Волк и семеро козлят» | 1 |
15 | На представлении в цирке | 1 |
16 | Перелётные птицы | 1 |
17 | «Айболит» К.И.Чуковский | 1 |
18 | «Десять братьев» | 1 |
19 | Сочиняем сказку | 1 |
20 | Зимующие птицы | 1 |
21 | Девочка и краски | 1 |
22 | Путешествие в страну Геометрию | 1 |
23 | Готовимся к Новому году | 1 |
24 | В гостях у Светофорчика | 1 |
25 | Вот так Африка! | 1 |
26 | Паровозик в гостях у ребят | 1 |
27 | Лепим снеговика | 1 |
28 | В зоопарке | 1 |
29 | Точка, точка, запятая… | 1 |
30 | Здравствуй, весна! | 1 |
31 | Пасха | 1 |
32 | Занятие - экскурсия | 1 |
33 | Маленькие непоседы | 1 |
34 | Всё о лягушках | 1 |
35 | Коротко обо всём | 1 |
36 | Занятие - обобщение | 1 |
Методическое обеспечение программы
Для реализации данной программы используются различные формы занятий. Игровая форма изложения (путешествие, сказка, представление в цирк и т.д.) позволяет сделать серьёзное обучение радостным, желанным и главное успешным.
Устные занимательные задания, игры чередуются с письменной работой в тетрадях и альбомах (графические диктанты включены с целью учить ребят ориентироваться на листе бумаги, а раскрашивание, обведение по силуэту и задания, связанные со штриховкой, оказывают положительное влияние для развития мелкой моторики рук). Физкультминутки помогают развивать координацию движений, понижают утомляемость, а пальчиковая гимнастика помогает снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, что способствует улучшению произношения многих звуков, а значит – развивает речь.
В ходе обучения формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Занятия по подготовке ребят к школе
Составляя занятия, я придерживалась мысли, что не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников.
Занятия предусматривают работу по трём основным линиям. Во - 1, это упражнения, направленные на общее развитие. Во - 2, это воспитание умения произвольно управлять своими действиями. В - 3, формирование мотивов, побуждающих к учению. Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учёба ребёнка с самого начала была успешной.
Целью занятий является выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.
Данные цели реализуются путём решения следующих задач:
-формирование культуры общения, культуры поведения в общественных местах и учебной мотивации;
-развитие основных психологических функций, необходимых для успешного обучения в школе (мышление, память, внимание и т.д.);
математических представлений; речи и фонематического слуха; мелкой моторики; координации движений.
Обязательным условием проведения занятий являются:
Использование игровых методов обучения.
Игровая форма изложения (путешествие, сказка, представление в цирк и т.д.) позволяет сделать серьёзное обучение радостным, желанным и главное успешным.
Смена видов деятельности детей
Устные занимательные задания, игры чередуются с письменной работой в тетрадях и альбомах (графические диктанты включены с целью учить ребят ориентироваться на листе бумаги, а раскрашивание, обведение по силуэту и задания, связанные со штриховкой, оказывают положительное влияние для развития мелкой моторики). Физкультминутки помогают развивать координацию движений, понижают утомляемость, а пальчиковая гимнастика помогает убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, что способствует улучшению произношения многих звуков, а значит – развивает речь.
Положительная оценка личных достижений.
Каждое из занятий интегрированное (математика + обучение грамоте + развитие речи) и состоит из трёх уроков, по 25-30 минут каждый, объединённые одной темой. Материалы занятий могут использоваться частично или полностью, в зависимости от уровня готовности детей.
Занятия (Приложение 4)
Заключение
Все занятия носят интегрированный характер, включают упражнения, направленные на развитие речи, математических представлений, пространственной координации, моторики. Надеюсь, что моя работа окажет помощь моим коллегам в подготовке будущих первоклассников. А самое главное, мы - педагоги, должны помнить, что у каждого ребёнка есть свой срок и свой час достижения. Не торопите его, всё придёт со временем. Ж.Ж. Руссо писал: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». Помните, что принудительное обучение бесполезно.
Список литературы
- Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей.- М.: Знание, 1993.
- Голубь В.Т. Графические диктанты.-М.: Вако, 2009.
- Завьялова Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. -М.: 2010.
- История и культура марийского народа. 1 класс. – Йошкар-Ола, 2007.
- Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 игр и головоломок для дошкольников. – М.: Астрель, 2000.
- Кубики Зайцева. Комплект для дома, группы, класса. Учебное пособие.-СПб., 2012.
- Михайлова Л.С. Как подготовить ребёнка к школе. Ч.1.- Волгоград: Учитель
- Михайлова Л.С. Как подготовить ребёнка к школе. Ч.2.- Волгоград: Учитель
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.-М.: Просвещение,1990.
- Османова Г.А. Логопедические прописи для дошколят.-С-П.:КАРО, 2015.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. –М.: АСТ,2002
- Скоро в школу. Конспект занятий по подготовке детей. – Советский, 2008.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И.Что необходимо знать к 1 классу. – Ярославль.:Академия развития, 2000
Приложение
Приложение 1
- Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
2). «Оса»
«Оса села на цветок.
Пьёт она душистый сок».
3). «Комарик»
«Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой».
- «Ладушки»
Ладушки, ладушки,
Мы пекли оладушки.
Испекли мы целых (Поочередно: поворот вправо, левой ладонью сделать хлопок по правой; поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой.)
Пять, (Показать 5 пальцев.)
Один кошке надо дать. (Отвести правую руку в сторону, показывая один палец.)
Один коту (Отвести руку левую в сторону, показывая один палец.)
С усами, (Показать «усы».)
Три (Показать три пальца.)
Съедим мы сами! (Поглаживать живот.)
- «Игра с пальчиками»
(стр.23 «Логопедические прописи для дошколят»)
Положу на стол ладошку,
(Рука на столе ладонью вниз)
Подниму её нежножко.
(Не отрывая руки от стола, приподнять ладонь на пальцах.)
Отпущу и продолжаю,
(Опустить ладонь в исходное положение.)
Каждый пальчик поднимаю.
(Поднимать и удерживать на весу каждый пальчик.)
- «Пальчики»
Раз-2-3-4-5 –
(Поднимаем по одному пальчику, начиная с мизинца.)
Вышли пальчики гулять.
Раз-2-3-4-5-
(Отпускаем по одному пальчику, начиная с большого пальца.)
В домик спрятались опять.
- «Тюльпан»
(стр. 43 «Логопедические прописи для дошколят» Г. Османова)
Ладошки мы соединим,
(Соединить обе руки.)
Потом немного округлим,
(Согнуть немного пальцы, не отрывая подушечки одноимённых пальцев друг от друга.)
Тюльпан раскроет лепестки,
(Разъединить последовательно пальцы обеих рук, начиная с большого.)
Его подарим маме мы.
(Вытянуть руки вперёд.)
Приложение 2
Приложение 3
Как правильно держать ручку ― практические рекомендации
Пусть ребенок представит, что на среднем пальце его руки расположилась мягкая подушечка. Попросите, чтобы он уложил ручку на эту подушечку со всем комфортом для нее. Пусть это будет такая интересная игра с ручкой в роли главной героини. Чтобы ручке было еще удобней, предложите ребенку придерживать ее большим и указательным пальцем с двух сторон. В это время обратите внимание на расстояние между кончиком ручки и указательным пальцем. Оно должно быть около 15–20 миллиметров не более. Откорректируйте это расстояние незаметно для ребенка. Правильно садимся!
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмем тетрадь.
Левая рука на месте,
правая рука на месте,
Можно начинать писать!
Проверить, правильно ребенок держит ручку или нет, можно очень просто. Достаточно будет попросить его приподнять указательный палец. Если все сделано было правильно, то даже после этого ручка не упадет. Следует проследить за тем, чтобы ребенок не слишком сдавливал пальцы, держа ручку. Она должна находиться в относительно свободной руке. Об излишнем напряжении будет свидетельствовать прогибание сустава указательного пальца во время письма. Такое напряжение приведет к преждевременному утомлению и замедлению темпа письма.
Приложение 4
Занятие 1. Игра – занятие «История одного Листика»
Цель:
1. Развитие творческого воображения, слуховой и зрительной памяти.
2. Выявление пространственных понятий.
3. Воспитание бережного отношения ко всему живому.
Оборудование: листок, картинка дерева, буквы: в, а, с, о, у, о, ы, э; картинки кабана, совы, медведя, белки, Лесовичка, солнышка, тучки, 8 грибов, 9 жёлудей, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», портрет А.С.Пушкина, 3 жёлтых листа, призы в виде листиков.
Ход занятия
1.Вводная беседа
-Прекрасная пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые леса!- так писал об одном времени года известный писатель А.С.Пушкин (показ портрета). А о каком времени года он так говорил? (Об осени)
-Услышав, что сегодня мы с вами будем говорить об осени, к нам в класс залетел кто-то. А кто, угадайте! Загадка:
Летом вырастают,
Осенью опадают.
Что это? (Листья)
- У меня в руке листочек! Он хочет вам рассказать одну историю и попросить у вас помощи.
2 Основная часть
Игра с листиком «Вспомнить имя помоги»!
(Учитель ходит по классу и задевает ребят листиком, при этом называет их имена, а если забывает или называет неправильно, ребята помогают).
-Родился этот Листик весной, на высоком дереве, вместе с братьями и сёстрами. Дни становились всё теплее и теплее. Пришло лето. Как он радовался теплу! За лето у него появилось много друзей. Часто к дереву, на котором он жил прилетала птица, которую называли все пернатой кошкой. А что это за птица? Из букв составьте слово – отгадку.
В С О А (сова)
Показ картинки.
-Она часто с ним играла.
Игра «Доскажи словечко»
Пчёлка, милая пчела ты бы мёду мне…(дала).
Лето, лето к нам пришло, стало сухо и …(тепло).
Мы вернулись из кино дома пусто и …(темно)
Но одной ноге постой-ка, будто ты солдатик…(стойкий).
По тропе, шагая бодро, сами воду тащат…(вёдра)
-А почему сову называют пернатой кошкой?
Дело в том, что сова способна видеть в темноте, огромные глаза, острый слух. Она приносит лесу огромную пользу, уничтожая мышей. Живёт до 20 лет. Питается крупными насекомыми, птицами, рыбами, мелкими зверями. Таким образом, она - хищник.
Физкультминутка
Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим!
-К его дереву наведывались кабаны. А кто это такие? (Показ кабана)
-Это лесные поросята. Кабан- зверь сильный, голова крупная, на конце морды пятачок. Крупных кабанов зовут секачами, т.к. они имеют острые изогнутые клыки. С такими клыкастыми даже волки предпочитают не связываться. И с кабанами подружился Листик, особенно с маленькими поросятами. Любил с ними играть.
(К доске выходят ребята первого ряда)
Задание 1
Чем похожи слова:
-трава и лягушка (цвет-зелёный)
-лягушка и заяц (прыгают)
-перец и горчица (приправа горькая)
-пылесос и швабра (приборы для уборки помещения)
-кошка, книга, крыша (к, а, 5 букв)
-Однажды мимо дерева, где жил наш Листик, прошёл один страшный зверь. Загадка:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь) Показ картинки.
-Листик так его испугался, что даже чуть не упал с дерева. Но мишка оказался добрый, что даже позволил нам его раскрасить.
Задание 2. Работа в альбомах. Обводят фломастером силуэт медведя, затем его штрихуют.
Пальчиковая гимнастика
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
(Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой руки).
-А однажды Листик даже подслушал случайно один разговор!
Сценка «Лиса и ёж»
Лиса: Всем ты, ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
Ёж: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
Л: Да не то, чтобы некрасивый…
Ё: Может, я с колючками неуклюжий?
Л: Да не то, чтобы неуклюжий…
Ё:Так какой же я такой с колючками-то?
Л: Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный…
-Ребята, почему лисе не понравились колючки ежа? (Потому что она не может его съесть).
-А вот Листику понравились колючки ежа, да и сам ёж. Они подружились и часто играли в игру.
Игра «Четвёртый лишний» (Выходят ребята второго ряда)
-Заяц, белка, зубная щётка, медведь.
-Яблоко, груша, огурец, лимон.
-Суп, кисель, стол, картошка.
-Берёза, осина, дерево, ель.
-Курица, петух, кукушка, утка.
-Дом, сарай, изба, здание.
-Платье, юбка, шляпа, сарафан.
Физкультминутка Что ты, Ёж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи…
- Ёж Листика научил рисовать. Попробуем и мы!
Задание 3. Графический диктант в тетради.
1 клеточка вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-ввверх, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз. 1-вправо, 2-вниз, 8-влево.
-Кого вам напоминает этот силуэт? (Ёжика)
-Подрисуем ему глаз, можем и колючки.
-А однажды к дереву припрыгала, а кто? Угадайте сами. Загадка:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка) Показ картинки.
-Белки - добрые суетливые зверюшки. Питаются желудями, сосновыми шишками, орехами и семенами, а также грибами. Белочка попросила Листика сосчитать, сколько грибов, она запасла на зиму. Листик сосчитал, а вы сможете?
Задание 4
Счёт грибов. Показ цифры 8
-Цифру 8, цифру 8 на носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки получаются очки.
Физкультминутка
Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
«Ай да грибок!» - и положил в кузовок.
-Часто белка нанизывает грибы на сучки деревьев. Поэтому. Если вы пойдёте в лес и увидите нанизанные на куст грибы, не трогайте их, иначе без запасов зимой белка может умереть. Листику понравилось, как вы считаете и он просит вас сосчитать жёлуди.
Задание 5
Подсчёт желудей с последующим их убиранием. Показ цифры 9.
-Цифра 9 – акробатка, то шестёрка, то девятка.
-Так весело, припеваючи и жил Листик. Ласковое солнышко его согревало и любило ему что-либо рассказывать.
Рассказ солнышка.
« Все слова можно разделить на части. Посмотри на мой рот и сосчитай, сколько раз я его открою: ве-тер. 2 раза, 2 части. Каждая часть- это слог, значит в этом слове 2 части. А бывают слова с одним слогом? Суп, стол, пол. Сколько раз, произнося слово, мы открываем рот, столько и слогов».
-Свежий ветерок обдувал Листика в жаркие дни и играл с ним.
Задание 6
Учитель произносит слова, а ребята считают, сколько в них слогов, и на каждый слог хлопают в ладоши (ма-ши-на, ва-за, конь, му-ка, по-ле…)
-Тёплый дождик из тучки не давал умереть ему – поил его дерево и тоже играл с ним.
Игра «Кто внимательный»
Найдите одинаковый звук в словах: роза, стрекоза, рот, рысь (р)
С какого звука начинаются слова? Стул, сани, собака, сорока, сыр, смородина (с)
Хлопните в ладоши, если услышите Ю в словах: Яблоко, ёлка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
-Но вот и закончилось лето. Всё чаще стали лить дожди, стало холоднее. Лес преобразился. Наступила осень. (Прикрепляются на дерево жёлтые листочки).
Демонстрация репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»
-Какие краски использовал художник, работая над картиной?
-Какое настроение у вас вызвала эта картина?
-Любите ли вы это время года?
-И вот Листику стало грустно! Его братья и сёстры стали умирать, опадая на землю. Листик ведь не знал, что следующей весной они снова оживут. А кто из вас знает, почему осенью опадают с деревьев листья? Расскажите Листику, чтоб он не грустил!
Приход Лесовичка и его рассказ.
-Почему же осенью деревья сбрасывают листву? Во-1: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды. Во-2: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике. В-3: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут. Успокоил Лесовичок Листика своим рассказом. Листик обрадовался и теперь не будет грустить. Он прощается с вами до будущей весны и даёт вместе с Лесовичком наказ:
Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надоим и быть!
4 Работа в тетради на печатной основе
5 Итог
-Кому понравилось наше занятие? Расскажите дома историю про Листика. (Вручаются маленькие призы).
Занятие 2. На представление в цирк
Цель:1.Развивать фонематический слух, логическое мышление.
2.Выявление ориентировки в межклеточном пространстве.
3 Сдружить детей посредством игр.
Оборудование:
куклы Оля и Маша, фартук кукольный, предметные картинки, ослик, 2 клоуна, карточки с цифрами от 1 до 25, дрессировщик, игрушка бегемот, 6 цыплят, иллюстрации сказок, героем которых является медведь, картинки ослика и медведя, буквы: ц, и, р, к.
Ход занятия
1Вводная часть
-Я приглашаю вас на представление, а куда, прочитайте. (Цирк)
2 Основная часть
-Выглядеть вы должны красиво, ну, например, как эта Маша. (Показ)
-Маша решила одеть ещё и фартук. Что вы ей скажите? (Одежда должна быть соответствующая).
-А вот её знакомая кукла Оля пойдёт в цирк в таком виде (показ её в грязной одежде)
-Одежда должна быть чистой и аккуратной.
Игра «Что лишнее?» (с предметными картинками)
-Что лишнее? Почему?
-Назовите эти предметы одним словом. (Одежда)
-Как можно назвать одежду, которую люди носят зимой? Летом? А летом, осенью и весной? (Демисезонная: куртка, плащ).
Задание 1
-Кукла Оля интересуется, какие головные уборы вы знаете? (Показ)
-А Маша просит вас перечислить виды обуви. (Показ)
Игра на внимание
-Если я назову летную одежду, в том числе и обувь, поднимитесь на носочках и потянетесь вверх, подняв руки, если зимнюю – присядете на корточках. (Сарафан, панамка, шуба, валенки, косынка…)
Задание 2. Работа в альбомах (Мальчики обводят по силуэту брюки фломастером, а девочки – платье; штриховка и дорисовывание элементов).
Физкультминутка
Топай, мишка
Хлопай, мишка
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз
Улыбайся и садись
-Наконец-то мы с вами принарядились, отправляемся. Каждый из вас получит входной билет. Это карточки с числами. (Раздаю)
-Рассаживайтесь поудобнее. Итак, представление начнётся в 10 часов. У кого карточка, на которой изображено число 10, выйдите к доске.
-Из каких цифр образовано число 10? (Из двух: 1 и 0)
-Значит, сколько знаков – цифр нам понадобится, чтобы показать число 10?
-Такие числа, состоящие из 2 знаков, называются двузначными (хором повторяют). А сколько знаков – цифр нам понадобятся, чтобы показать число 3? (Одно)
-Такие числа, состоящие из одного знака, называются однозначными. (Хоровой повтор)
-Проверим, как вы меня поняли. Посмотрите на свои карточки. У кого номер билета изображён двузначным числом, выйдите к доске. (Затем выходят ребята, у которых номер билетика изображён однозначным числом и строятся по порядку).
-Представление начинается!
Перед вами – вы знаете что?
Нарисованный цирк шапито.
Сейчас обезьяны
Забьют в барабаны,
И выйдет – вы знаете кто?
Наш ослик – совсем как живой-
Умеет кивать головой.
Скажи ему: «Здравствуй, приятель ушастый!»-
А он и кивнёт головой. (Показ его)
- Ослика в цирке многому учат, а вот различать геометрические фигуры он так и не научился. Поможем ему.
Задание 3. Графический диктант в тетради
1 клеточка вниз,1-влево, 1-вниз, 1-вправо, 1- вниз, 2-влево,2-вниз, 1-вправо, 2-вниз, 1-влево, 1-вниз, 2-вправо, 1-вверх, 1вправо, 1-вниз, 2-вправо, 1-вверх, 1-влево, 2-вверх, 1-вправо, 2-вверх, 2-влево, 1-вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-влево,1-вверх,1-влево. (Получается изображение клоуна)
-Встречайте: клоуны Федя и Гоша. Гоша – весёлый клоун, он очень любит играть и предлагает вам игру «Не пропусти профессию»
Игра (Дети подпрыгивают на месте, если услышат профессию)
Лампа, водитель, ножницы, липа, токарь, сталевар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, водитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтёр, листок…
-А Федя, ребята, приуныл. Он не может справиться с одним заданием. Поможем ему.
Задание 4
Выберите правильный ответ
У сапога всегда есть… шнурок, пряжка, подошва, ремешки.
В тёплых краях живут…медведь, олень, волк, верблюд,
В году… 3 месяца, 12, 4, 7.
Месяц зимы – это… сентябрь, август, февраль, март,
У дерева всегда есть… листья, цветы, плоды, корень.
Пальчиковая гимнастика
Вот дедушка, вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок).
-А вот знаменитый дрессировщик Лев Иванович Дуров. Он очень любит животных и знает всё о них. А вы интересуетесь животными? Проверю.
Задание 5. (Подбор глаголов)
Кто как передвигается: змея - …, птица - …, кузнечик - …, рыба - …
Кто как издаёт звуки: корова -…, свинья -…, лошадь -…, жук -…, коза -…, собака -…
Кто как ест: собака кость…, курица зерно…, кошка молоко…, корова траву…
Физкультминутка «Топай, мишка…»
-Ребята, а каких ещё дрессированных зверей можно увидеть в цирке?
-На арене цирка выступает Мишутка. Говорят «косолапый мишка», а он, оказывается, танцевать умеет. Он хочет подружиться с вами, но вначале его заинтересовало: нравятся ли вам сказки? Скажите, героем каких сказок является медведь?
-Сегодня наш Мишутка приболел и вместо себя он попросил станцевать своего друга Бегемотика. Он вам станцует, если вы на этой фигуре найдёте все буквы алфавита. (Находят)
(Танец заводной игрушки)
-Мишка очень пытается выучить звуки. Он знает, что одни звуки свободно, без преград вырываются наружу: а, о, у, э, и. Их даже можно петь голосом. Это гласные звуки.
Гласные звуки поют и кричат,
Воют и ноют, но не молчат.
А другие всегда преодолевают преграды: то язык, то губы, то зубы. Они шумят, а поют только вместе с гласными. Поэтому их и называют – согласные: б, д, ж…
Согласные тоже молчать не хотят,
Шепчутся, фыркают и шелестят.
Он знает, что в его имени есть звук Ш, а вот какой он: гласный или согласный, мишка не знает. Скажите ему.
Задание 6
Определите, где находится звук Ш – в начале, середине или в конце слова: шалаш, шишка, машина, душ, мышь, шило, камыш, шум, кукушка, ландыш, подушка.
Гимнастика для глаз
- Сегодня в цирковом представлении участвуют не только звери и люди, но и птицы. (Показ попугая).
-Говорящий попугай – вот следующий наш артист! Он просит определить, какой звук встречается чаще всего.
Шла с базара кошка, У ежа – ежата,
У кошки – лукошко (ш) У ужа – ужата (ж)
Два щенка щека к щеке У Сени и Сани
Щиплют щётку в уголке (щ) В сетях сом с усами (с)
Дятел на дубу сидит Гусь Гога и гусь Гага
И в дубу дупло долбит (д) Друг без друга ни шага (г)
Физкультминутка
Спать пора, уснул бычок
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает он,
Он слонихе шлёт поклон.
-На арене – слоны! Что вы о них знаете?
- Очень умные животные, легко поддаются дрессировке. Это самые крупные животные на суше. Живут около 70 лет. Уши используют в качестве веера для охлаждения тела; с помощью хобота дышат, пьют, добывают себе пищу. У слона только 4 зуба, которые могут отрастать до шести раз.
Задание 7
Находят 15 отличий на картинке, где изображены слоны.
-Ребята, а кто из вас был в настоящем цирке? Расскажите, что вы там видели
3 Работа в тетради на печатной основе.
4 Итог
-Артисты цирка прощаются с вами, а на прощание говорят…как вы думаете, что?
-А мы их поблагодарим за приготовленные нам задания, с которыми мы справились благодаря вам, таким внимательным, активным и старательным! (Хлопают в ладоши).
Вручаются призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Готовность ребе...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)
Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...
Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".
Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуально...
Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.
Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...
Консультация "Подготовка ребенка к школе. Подготовка к школе, или ЧТО НАДО УМЕТЬ ДЕЛАТЬ в 6 лет?"
-...
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...