Коренные народы Иркутской области
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Старосельская Татьяна Юрьевна


конспект НОД о бурятах, коренных жителях Иркутской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_korennye_narody_irkutskoy_oblasti.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД «Коренные жители Иркутской области»

Дата проведения: 30.03. 2016г.

Старшая группа ТНР

Оборудование:

- для детей: полоски бумаги, кусочки меха, кожи, тесьма, оборудование для работы с разными материалами.

- для воспитателя: компьютер, проектор, программное обеспечение POWERPOINT, картинный материал, образец готового украшения бурятских женщин (холоопши).

Образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: Создать условия для закрепления знаний о коренных жителях Иркутской области (бурятах)

Задачи:

-Систематизировать знания детей о коренных народах Иркутской области.

- Добиться уточнения знаний о быте, культуре и традициях бурятского народа.

-Способствовать развитию мыслительных процессов, создавая проблемные ситуации для установления причинно-следственных связей.

-Пробудить чувства уважения к людям бурятской национальности, бережное, заботливое отношение к природе родного края.

План:

1.Создание мотивационного поля

Дети заходят в группу, их встречает девочка Аяна (путешествие) и мальчик Доржо (алмаз), в национальных бурятских костюмах.

Аяна: Здравствуйте, ребята, я Аяна девочка из Бурятии и занимаюсь краеведением – про край ведаю. Даже имя моё переводится на русский язык - путешествие. Вот и сегодня с моим родным братом Доржо, мы будем путешествовать по нашей родной Иркутской области, в которой мы живём.

Мы с Доржой приготовили для вас много разных сюрпризов, чтобы вы больше узнали о традициях, быте и культуре нашего народа.

А еще, мы вместе с вами станем мастерами украшений, для бурятских девочек, которые называются холоопши.

2. Актуализация знаний и затруднений в образовательной ситуации

Сейчас я покажу фильм (презентация) о нашем крае, но есть одна проблема - наш фильм без звука.

Ребята, вы сможете помочь озвучить фильм?

Доржо приглашает детей на стульчики и включает проектор.

1 слайд - Изображение Байкала (самое глубокое и пресное озеро)

2слайд - Водный мир Байкала (рыба омуль, хариус, сиг)

3слайд - Нерпа на камне (эндемик и символ оз. Байкала)

4слайд - Картинка таёжного леса (звери)

5 слайд-Изображение бурят в национальных костюмах (населяют берега вдоль оз. Байкал)

Аяна: Какие молодцы! Так много знаете о своём родном крае.

3. Самостоятельное применение знаний на практике

а) Мы с Доржой предлагаем вам подойти к столу, на котором расположен макет «Бурятский улус».

б) Я вам загадаю загадку, а вы отгадку найдите на макете.

«Посреди степи, как большая юбка,

Домиком стоит красочная…(юрта)

Аяна: Юрта - это жилище какого народа?

(рассмотреть юрту и её убранство внутри)

в) Доржо - Ребята, бурятский народ имеет свои обычаи и традиции. Посмотрите на традиционный национальный  костюм Аяны (кружится)

- Что на мне одето?

Дети: Длинный халат (дэгэл), шапка (малахай), сапоги (гуталы) из тонкой кожи.

г) Доржо: Бурятский народ украшает не только одежду, но и своё жилище, войлочные ковры, изделия из дерева и кожи. Орнамент напоминает природу нашего края.

д) Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (слайды)

1слайд - Три скатерти с бурятским орнаментом, одна с русским.

2 слайд - Стрельба из лука, борьба, конный спорт, плавание.

3 слайд - Роллы, позы, бузы, мясо.

4 слайд - лошадь, корова, баран, зебра.

5 слайд - медведь, волк, лиса, кролик.

е) Физминутка «Животные Прибайкалья»

 Дети идут по кругу, имитируя движения животных.

Здесь по речной долине медведица идёт,

За нею медвежата торопятся вперед.

(останавливаются, постукиванием греют ноги и руки.)

Ну, а мы туки-туки, мы погреем ноги, руки.

Вот и ты, вот и я, вот и все мои друзья.

Трещит мороз жестокий (руками обнимают себя),

Повсюду снег и лёд (повороты из стороны в сторону),

По полынье Байкальский  нерпёнок здесь плывет (плавательные движения руками)

Бегут, спешат лошадки. Им виден путь едва (бег на месте, с подниманием колен)

Над ними тихо кружит ушастая сова (поворот вокруг себя с поднятыми руками)

(Останавливаются, постукиванием греют ноги и руки)

Ну, а мы туки-туки, мы погреем ноги, руки,

Вот и ты,  вот и я, вот и все мои друзья.

ж) Аяна, а что у тебя в руках?

Сундучок с узором « Улзы», а в сундучке кусочки кожи, меха, бусины (для изготовления « холоопши»)

Аяна: В моём национальном костюме есть красивые украшения, которые называются «холоопши», я очень хочу,  чтобы и у вас тоже были такие, давайте все вместе смастерим красивые украшения.

З) Изготовление украшения « холоопши» (презентация и последовательность изготовления украшения)

 4. Рефлексия

Аяна: Ребята, вы отлично потрудились, каждый из вас, на мгновенье почувствовал себя мастером бурятского костюма.

Нам с Доржиком очень понравилось у вас, вы много знаете о культуре и обычаях бурятского народа, мы с вами всегда будем дружить и делать всё, для того, чтобы наш край стал еще красивее и богаче!

А теперь мы всех приглашаем  в круг на наш традиционный танец « Ёхор».

Молодцы! Всем спасибо! До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурное воспитание детей старшей группы путем ознакомления с обычаями и культурой коренного народа Сахалинской области – нивхов

     В настоящее время очень актуален вопрос нравственного, этнокультурного воспитания. Современный мир очень сложен и противоречив к представлениям о терпимости, уважении к пред...

Педагогический проект " Буряты - коренной народ Иркутской области"

В методической разработке " Буряты - коренной народ Иркутской области" представлен педагогический  проект о бурятском народе. Проект был реализован с детьми старшей группы, родителями в...

Известные люди Иркутска и Иркутской области

Презентация для дошкольников о знаменитых иркутянах и жителей Иркутской области...

Дорожная карта реализации педагогического проекта «Эти удивительные головные уборы» в 2022 году в рамках регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области» в МБДОУ г. Иркутска детски

Дорожная карта реализации педагогического проекта «Эти удивительные головные уборы» в 2022 году в рамках регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов о...

Дорожная карта для реализации регионального проекта в 2021 году «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области», МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44 по теме: «Взаимодействие воспитателя с музыкальным

Дорожная карта для реализации регионального проекта в 2021 году«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области», МБДОУ г. Иркутска де...

Коренные народы Сибири и Иркутской области".

В нашем мире наций очень много,И культура их всегда в цене.Так пускай обычаи продлятсяНа родимой Матушке Земле.Пусть культура бережно хранитсяБудут благосклонны небесаК каждой из нетронутых традиций,Ч...