Коренные народы Иркутской области
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
конспект НОД о бурятах, коренных жителях Иркутской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_korennye_narody_irkutskoy_oblasti.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД «Коренные жители Иркутской области»
Дата проведения: 30.03. 2016г.
Старшая группа ТНР
Оборудование:
- для детей: полоски бумаги, кусочки меха, кожи, тесьма, оборудование для работы с разными материалами.
- для воспитателя: компьютер, проектор, программное обеспечение POWERPOINT, картинный материал, образец готового украшения бурятских женщин (холоопши).
Образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: Создать условия для закрепления знаний о коренных жителях Иркутской области (бурятах)
Задачи:
-Систематизировать знания детей о коренных народах Иркутской области.
- Добиться уточнения знаний о быте, культуре и традициях бурятского народа.
-Способствовать развитию мыслительных процессов, создавая проблемные ситуации для установления причинно-следственных связей.
-Пробудить чувства уважения к людям бурятской национальности, бережное, заботливое отношение к природе родного края.
План:
1.Создание мотивационного поля
Дети заходят в группу, их встречает девочка Аяна (путешествие) и мальчик Доржо (алмаз), в национальных бурятских костюмах.
Аяна: Здравствуйте, ребята, я Аяна девочка из Бурятии и занимаюсь краеведением – про край ведаю. Даже имя моё переводится на русский язык - путешествие. Вот и сегодня с моим родным братом Доржо, мы будем путешествовать по нашей родной Иркутской области, в которой мы живём.
Мы с Доржой приготовили для вас много разных сюрпризов, чтобы вы больше узнали о традициях, быте и культуре нашего народа.
А еще, мы вместе с вами станем мастерами украшений, для бурятских девочек, которые называются холоопши.
2. Актуализация знаний и затруднений в образовательной ситуации
Сейчас я покажу фильм (презентация) о нашем крае, но есть одна проблема - наш фильм без звука.
Ребята, вы сможете помочь озвучить фильм?
Доржо приглашает детей на стульчики и включает проектор.
1 слайд - Изображение Байкала (самое глубокое и пресное озеро)
2слайд - Водный мир Байкала (рыба омуль, хариус, сиг)
3слайд - Нерпа на камне (эндемик и символ оз. Байкала)
4слайд - Картинка таёжного леса (звери)
5 слайд-Изображение бурят в национальных костюмах (населяют берега вдоль оз. Байкал)
Аяна: Какие молодцы! Так много знаете о своём родном крае.
3. Самостоятельное применение знаний на практике
а) Мы с Доржой предлагаем вам подойти к столу, на котором расположен макет «Бурятский улус».
б) Я вам загадаю загадку, а вы отгадку найдите на макете.
«Посреди степи, как большая юбка,
Домиком стоит красочная…(юрта)
Аяна: Юрта - это жилище какого народа?
(рассмотреть юрту и её убранство внутри)
в) Доржо - Ребята, бурятский народ имеет свои обычаи и традиции. Посмотрите на традиционный национальный костюм Аяны (кружится)
- Что на мне одето?
Дети: Длинный халат (дэгэл), шапка (малахай), сапоги (гуталы) из тонкой кожи.
г) Доржо: Бурятский народ украшает не только одежду, но и своё жилище, войлочные ковры, изделия из дерева и кожи. Орнамент напоминает природу нашего края.
д) Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (слайды)
1слайд - Три скатерти с бурятским орнаментом, одна с русским.
2 слайд - Стрельба из лука, борьба, конный спорт, плавание.
3 слайд - Роллы, позы, бузы, мясо.
4 слайд - лошадь, корова, баран, зебра.
5 слайд - медведь, волк, лиса, кролик.
е) Физминутка «Животные Прибайкалья»
Дети идут по кругу, имитируя движения животных.
Здесь по речной долине медведица идёт,
За нею медвежата торопятся вперед.
(останавливаются, постукиванием греют ноги и руки.)
Ну, а мы туки-туки, мы погреем ноги, руки.
Вот и ты, вот и я, вот и все мои друзья.
Трещит мороз жестокий (руками обнимают себя),
Повсюду снег и лёд (повороты из стороны в сторону),
По полынье Байкальский нерпёнок здесь плывет (плавательные движения руками)
Бегут, спешат лошадки. Им виден путь едва (бег на месте, с подниманием колен)
Над ними тихо кружит ушастая сова (поворот вокруг себя с поднятыми руками)
(Останавливаются, постукиванием греют ноги и руки)
Ну, а мы туки-туки, мы погреем ноги, руки,
Вот и ты, вот и я, вот и все мои друзья.
ж) Аяна, а что у тебя в руках?
Сундучок с узором « Улзы», а в сундучке кусочки кожи, меха, бусины (для изготовления « холоопши»)
Аяна: В моём национальном костюме есть красивые украшения, которые называются «холоопши», я очень хочу, чтобы и у вас тоже были такие, давайте все вместе смастерим красивые украшения.
З) Изготовление украшения « холоопши» (презентация и последовательность изготовления украшения)
4. Рефлексия
Аяна: Ребята, вы отлично потрудились, каждый из вас, на мгновенье почувствовал себя мастером бурятского костюма.
Нам с Доржиком очень понравилось у вас, вы много знаете о культуре и обычаях бурятского народа, мы с вами всегда будем дружить и делать всё, для того, чтобы наш край стал еще красивее и богаче!
А теперь мы всех приглашаем в круг на наш традиционный танец « Ёхор».
Молодцы! Всем спасибо! До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурное воспитание детей старшей группы путем ознакомления с обычаями и культурой коренного народа Сахалинской области – нивхов
В настоящее время очень актуален вопрос нравственного, этнокультурного воспитания. Современный мир очень сложен и противоречив к представлениям о терпимости, уважении к пред...
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...
Педагогический проект " Буряты - коренной народ Иркутской области"
В методической разработке " Буряты - коренной народ Иркутской области" представлен педагогический проект о бурятском народе. Проект был реализован с детьми старшей группы, родителями в...
Известные люди Иркутска и Иркутской области
Презентация для дошкольников о знаменитых иркутянах и жителей Иркутской области...
Дорожная карта реализации педагогического проекта «Эти удивительные головные уборы» в 2022 году в рамках регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области» в МБДОУ г. Иркутска детски
Дорожная карта реализации педагогического проекта «Эти удивительные головные уборы» в 2022 году в рамках регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов о...
Дорожная карта для реализации регионального проекта в 2021 году «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области», МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44 по теме: «Взаимодействие воспитателя с музыкальным
Дорожная карта для реализации регионального проекта в 2021 году«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области», МБДОУ г. Иркутска де...
Коренные народы Сибири и Иркутской области".
В нашем мире наций очень много,И культура их всегда в цене.Так пускай обычаи продлятсяНа родимой Матушке Земле.Пусть культура бережно хранитсяБудут благосклонны небесаК каждой из нетронутых традиций,Ч...