Картотека речевых игр
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Дедкова Александра Васильевна

Картотека речевых игр и упражнений для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dedkova_a.v.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр и упражнений для детей раннего возраста.

Выполнила: Дедкова Александра Васильевна.

День недели

Речевые игры и упражнения

Понедельник

Режимные моменты:

Игра-подражание с речевым сопровождением

«Птичий двор».

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

Занятия:

Дыхательное упражнение «Как мыши пищат?»

Цель: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.

              Мышка вылезла из норки,

              Мышка очень хочет есть.

              Нет ли где засохшей корки,

              Может, в кухне корка есть?

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!» Повторить 3-4 раза.

Прогулка:

Логоритмическая игра с самомассажем «Лягушата».

Цель: активизировать двигательную активность детей, что способствует развитию речи.

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.  

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

Совместная деятельность:

Игра: «Что сделал зайчик».

Цель: упражнять  в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки; следить за правильным построением предложений.

Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы.

Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».

Вторник

Режимные моменты:

Артикуляционная гимнастика «Хобот слоненка».

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Занятия:

Дыхательное упражнение «Птичка».

Цель: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.

            Села птичка на окошко.

            Посиди у нас немножко,

            Подожди, не улетай.

            Улетела птичка…Ай!

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать. Повторить 4-5 раз.

Прогулка:

Подвижная игра с речевым сопровождением  

 «У медведя во бору».

Цель: стимулировать развитие речи, повторяя слова.

«У медведя во бору, грибы-ягоды беру,

А медведь не спит и на нас глядит».

После этих слов дети убегают в разные стороны.

Совместная деятельность:

Игра «Дом большой, дом маленький»

Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения.

Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой».

У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводят руки в стороны),

А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).

Среда

Режимные моменты:

Игра: «Кто больше?».

Цель: Расширение предикативного словаря.

Ход игры: Взрослый называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при затруднениях предъявляются игрушки и предметные картинки).

Речевой материал: Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей).

Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

Занятия:

Дыхательное упражнение «Бабочка летает».

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

Сделать бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

Прогулка:

Подвижная игра с речевым сопровождением «Гуси».

Цель: расширение словарного запаса детей.

«Гуси, гуси?»

-Га-га-га.

«Есть хотите?»

-Да-да-да.

«Так летите»

-Серый волк под горой не пускает нас домой.

После этих слов дети убегают от волка.

Совместная деятельность:

Игра:  «Летает — ползает — прыгает».

Цель: Расширение предикативного словаря.

Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.

Четверг

Режимные моменты:

Игра «Найди ошибку».

Цель: развивать слуховое внимание; учить слушать речь окружающих; учить соотносить звучащее слово с картинкой.

Детям показываются картинки с изображенными животными и задаются вопросы.

Например: кошка - лает? (нет).

А что может делать кошка? (мяукать, мурлыкать, царапать).

А где она живет? (дома, с человеком).

Занятия:

Дыхательное упражнение «Петушок».

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох). Повторить 3-4 раза.        

Прогулка:

Подвижная игра с речевым сопровождением «Лохматый пес».

Цель: расширение словарного запаса.

«Вот лежит лохматый пес, в лапы свой, уткнувши нос,

Тихо-мирно он лежит, не то дремлет, не то спит,

Подойдем к нему разбудим, и посмотрим, что-то будет».

После этих слов ребята убегают от песика.

Совместная деятельность:

Игра: «Компот для Белки».

Цель: Закрепить знание о фруктах; активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции.

Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы.

Пятница

Режимные моменты:

Игра с предметом «Яичко для птички».

Цель: развитие речи детей.

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Занятия:

Дыхательное упражнение «Гуси».

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительных звуков (г-у-у-у-у). В течении 1 мин.

Прогулка:

Игра по развитию общей моторики «Аисты».

Цель: повышение двигательной активности, развитие речи.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Совместная деятельность:

Игра: «Ощупай, угадай, назови».

Цель: развитие умения выделять существенные признаки; активизация словаря существительных

Ход игры: Рассмотреть с ребенком игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму, отличительные признаки, спрятать их в коробку. Предлагается ребенку на ощупь определить предмет, назвать его, достать и проверить. В помощь детям читают описательную загадку.
Хвост крючком,

Нос пяточком,

Им землю копает,

Хрюкает, не лает.        

У нее четыре лапки,

На лапках – коготки-царапки.

Мышей ловит, Молочко лакает,

Песни распевает:

- Мяу-мяу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»

В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...