Развитие речи. Знакомство с предметами
картотека по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему

Чаховская Любовь Ивановна

                                                                                                                            Лексическая тема "Детский сад"

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи
Составление предложений по демонстрации действия (детям от 4 лет)
Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.;
что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.; что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.; что делает медицинская сестра? — ... ; ... логопед? — ... и т.д.

Грамматический строй речи

Образование существительных единственного и множественного числа (детям от 5 лет)
Комната — комнаты — много комнатпальня — спальни — много спален, коридор — коридоры — много коридоров, раздевалка — раздевалки — много раздевалок, кабинет — кабинеты — много кабинетов, зал — залы — много залов, площадка — площадки — много площадок, веранда — веранды — много веранд, бассейн — бассейны — много бассейнов, игра — игры — много игр, кухня — кухни — много кухонь, игрушка — игрушки — много игрушек.

Образование глаголов множественного числа
Играет — играют, стоит — стоят, спит — спят, кушает — кушают, рисует — рисуют, лепит — лепят, считает — считают.
Согласование существительных с личными местоимениями (детям от 5 лет)
Моя — комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня, игра и т.д.;
мой — зал, бассейн, кабинет, коридор и т.д.

Формирование предложений с однородными определениями
Комната — большая, светлая, чистая, красивая; спальня — большая, светлая, красивая, уютная; кабинет — маленький, уютный, красивый и т.д.

Формирование сложносочиненного предложения с проти¬вительным союзом «а», соединительным союзом «и» (детям от 6 лет)
Комната широкая, а коридор узкий;
зал большой, светлый и спальня большая, светлая;
группа большая, а кабинет маленький.

Лексико-грамматический строй речи
Составление рассказа по картинке «Что мы делаем в детском саду?» (с помощьюнаводящих вопросов).

ТЕМА «ИГРУШКИ»
Дети (от 4 лет) должны знать:
названия игрушек;
чем одна игрушка отличается от другой;
как играть той или иной игрушкой;
из каких деталей состоит игрушка, из какого материала она
сделана.


Расширение словарного запаса детей:
названия: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы);


признаки: круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерчатая, пластмассовая, яркая, нарядная;

действия: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т.д.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи
Классификация понятий «Назови лишнее слово»
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);
барабан, матрешка, лук, машинка (лук);
кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).

^ Игра «Запомни игрушки» (детям от 4 лет)

Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».

^ Игра «Расставь игрушки правильно»

Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие игрушки он расставил.

^ Грамматический строй речи
Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана?)» (детям от 4 лет)

Игрушка из резины — резиновая,
... железа — железная,
... дерева — деревянная,
... меха — меховая,
... материи — матерчатая,
... пластмассы — пластмассовая.

^ Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Мяч —мячик, кукла — куколка, мишка — мишенька, мишутка, 
машина — машинка, собака — собачка, пирамида — пирамидка, 
локоть — локоток, локоточек, рука — ручка, рученька, голова — головка, головушка, 
нога — ножка, ноженька, плечо — плечико, лицо — личико, 
щека — щечка, брови — бровки.

^ Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа «Один  много» (детям от 5 лет)
Мяч — мячи — мячей,
кукла — куклы — кукол,
кубик — кубики — кубиков,
мишка — мишки — мишек,
собачка — собачки — собачек,
пирамида — пирамиды — пирамид,
матрешка — матрешки — матрешек,
нога — ноги — ног,
машина — машины — машин,
рука — руки — рук,
голова — головы — голов,
лицо — лица — лиц,
кисть — кисти — кистей (объяснить многозначность данного слова),
плечо — плечи — плеч,
щека — щеки — щек,
ресница — ресницы — ресниц,
бровь — брови — бровей.

^ Согласование существительного с личным местоимением

Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;
мой — мяч, мишка, слон.

Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)

Машина стоит — машины стоят,
кукла спит — куклы спят,
собачка лает — собачки лают,
мяч лежит — мячи лежат,
мишка ревет — мишки ревут,
машина едет — машины едут.

^ Согласование существительного с прилагательным

Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый;
кукла — большая, маленькая, резиновая, красивая и т.п.

^ Формирование сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а» (детям от 6 лет)

Кукла большая, а пирамидка маленькая; мяч резиновый, а машина железная; мишка меховой, а кукла резиновая; кубик квадратный, а мяч круглый.
^ Лексико-грамматический строй речи

Игра «Чей? Чья?»
На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям. -- Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послушайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина — она чья? — она моя — машина моя. Юла — она чья? — она моя — юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос. 

Дети достают игрушки из коробки.
Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.)

Этот слон чей? (Этот слон мой.)


^ Формирование выразительности речи
Упражнение для развития понимания вопросительной интонации

Бьют его рукой и палкой —
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Да за то, что он надут.
Вопросы: Про что эта загадка? За что беднягу мяч бьют?
Повторение загадки ребенком с вопросительной интонацией.

^ Формирование контекстной речи

1. Чтение и заучивание стихотворения «Бычок» А. Барто.
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу: 
Ой, доска кончается, сейчас я упаду. 


Вопросы к стихотворению:
Кто идет? (Бычок идет.)
Что он делает? (Качается, вздыхает.)
Почему он вздыхает? (Он боится.)
Чего он боится? (Боится упасть.)


Повторное чтение стихотворения логопедом.
Заучивание стихотворения (хором, индивидуально, по цепочке).
Работа над интонационной выразительностью речи детей (чувствовать и понимать окончание предложения, пауза в конце строчки).


^ Описание игрушки
Юла — сделана из металла, значит, она металлическая. Юла крутится как волчок. Она разноцветная — на ней красный, желтый и синий цвета. Сверху у юлы ручка, на которую надо нажимать, чтобы она крутилась.

Мяч — сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с одной стороны он красный, с другой — темно-синий. Между ними белая полоса. Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу, играть в футбол.

Составление описательного рассказа производится по вопросам:
Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть?

 

^ Игра «Магазин игрушек»

Задачи логопеда
Научить ребенка естественной выразительности речи в ходе диалога, закрепить названия разных игрушек. ^ Правила игры

Для проведения игры надо взять куклу, зайку, мяч, лошадку и другие игрушки. Дети разыгрывают роли Незнайки, продавца, игрушек (куклы и др.).

Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку: быстро и отчетливо произносят скороговорку: 

Расскажите про покупки! Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои! 

В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он не знает, как называются игрушки, сколько они стоят. У прилавка стоит продавец. На витрине — кукла.

Незнайка. Мне понравилась эта игрушка.
Продавец. Это кукла.
Незнайка. Сколько она стоит?
Продавец. Пятьдесят рублей. Это очень хорошая кукла.
Кукла.
Я хорошая игрушка.
Для Незнайки я — подружка.
Я прошу меня любить, Не ронять меня, не бить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественная литература. Стихотворения.

Сестренка
Я утром в детский сад иду,
Аленку за руку веду...
«Вот это настоящий брат!»
-Сказал один прохожий.
Уж если люди говорят,
Так, значит, — мы похожи.
А девочка Аленка
Мне вовсе не сестренка.
Б. Иовлев

Наши полотенца
Мы картинки разные
Сами рисовали,
Их над полотенцами
Сами прибивали.
Полотенце Олино
Саша не возьмет:
С птичкой он не спутает
Синий самолет.
Знает свой кораблик
Боря-новичок,
Миша — землянику,
Машенька — волчок.
У Сережи — яблоко,
У Володи — груша,
А картинку с вишнями
Выбрала Катюша.
Бабочка — у Игоря,
Заяц — у Наташи...
Мы совсем не путаем
Полотенца наши.
Н. Найденова

Ольга Павловна
Кто расскажет обо всем:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники.
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг.
И про уголь, и про газ, 
Про тайгу и про Кавказ, 
Про медведя, про лису 
И про ягоды в лесу? 
Кто научит рисовать, 
Строить, шить и вышивать, 
Усадив ребят в кружок, 
Прочитает им стишок, 
Скажет: «Выучите сами,
А потом прочтете маме»? 
Кто сейчас же разберется, 
Почему Олег дерется, 
Почему у Гали с Ниной 
Он матрешку отнимал, 
Почему слона из глины 
Миша сразу поломал? 
Это воспитательница, 
Это Ольга Павловна. 
Любит Ольга Павловна
всех своих ребят, 
Очень Ольгу Павловну
любит детский сад.
Н. Найденова

Новичок
В сад пришел к нам новичок, 
Мы зовем его Молчок: 
Он молчит, не ест, не пьет, 
Песен с нами не поет.
А потом, глядишь, привык:
С нами вместе — скок да прыг.
Говорит, и ест, и пьет,
И танцует, и поет...
Он Петрусь, а не Молчок, 
Этот мальчик-новичок!
А. Бродский

Подружки
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только Мишку подержала,
Только с Мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь.
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова

В нашем детском саду
В нашем детском саду — маленькие столики. 
В нашем детском саду — голуби и кролики. 
В нашем детском саду — песенки и сказки. 
В нашем детском саду — кубики и краски.
Мы сидим за столом 
И рисуем елочку, 
Рядом с елочкой — дом, 
Рядом с домом — телочку.
Вот летает птица, 
Вот бежит лисица, 
У лисицы — рыжий мех. 
Чей рисунок лучше всех?

О. Высотская

Новая девочка
Девочка новая 
В детском саду. 
К девочке новой 
Сейчас подойду. 
Зачем ты в сторонке — 
Ведь скучно одной. 
Вот наши игрушки, 
Вот слон заводной. 
Вот видишь — 
Его я ключом завела, 
Сейчас он пройдет
От стены до стола. 
Вот кубики наши, 
Мы строим дома. 
Ты тоже научишься 
Строить сама!
Пойдем, я к ребятам тебя отведу. 
Всем девочкам нравится в детском саду.
Н. Найденова

С утра на лужайку бегу я с мячом, 
Бегу, распеваю, не знаю о чем... 
А мячик, как солнце, горит надо мной, 
Потом повернется другой стороной 
И станет зеленым, как травка весной.
А. Барто


Погремушка 
Как большой, сидит Андрюшка 
На ковре перед крыльцом. 
У него в руках игрушка — 
Погремушка с бубенцом. 
Мальчик смотрит — что за чудо? 
Мальчик очень удивлен, 
Не поймет он: ну откуда 
Раздается этот звон?
А. Барто

Лошадка
Я люблю свою лошадку, 
Причешу ей шерстку гладко, 
Гребешком приглажу хвостик 
И верхом поеду в гости.
А. ^ Барто


Мяч

Стукнешь о стенку — а я отскочу. 
Бросишь на землю — а я подскочу.
Л. Квитко

Медвежатки
Медвежаток я взяла, 
Посадила у стола: 
Угощайтесь, медвежатки, 
Ешьте мед хороший, сладкий! 
А они себе сидят 
И ни капли не едят: 
Хоть они и любят мед, 
Но раскрыть не могут рот.
Г. Бойко

^ Сколько у меня игрушек?
Там, в углу, лежат игрушки,
Отдыхают в тишине...
Пять игрушек в день рожденья
Подарили гости мне.
Раз — ушастый серый зайка.
Два — есть дудка у меня.
Три — сейчас я покажу вам
Черногривого коня.
Бурый мишка мой — четыре, 
Белка рыженькая — пять... 
Только всех моих игрушек 
Мне никак не сосчитать.
А. Бродский

Берегите игрушки
Грузовик без колес, 
У ежика отклеен нос, 
Стали черными цыплята, 
А из куклы лезет вата! 
Были новыми игрушки, 
А теперь они старушки. 
Берем же скорей 
Иголки и клей, 
Нитки, катушки 
И чиним игрушки. 
И нам за это от души 
Спасибо скажут малыши.
Э. Успенский

 

 


       Художественная литература. Рассказы 

 А. Потапова

Кто больше любит маму?

imageогда Людочку приводят в детский сад, она громко плачет. Все ребята из детского сада знают, что это Людочку привели.

- Не хочу-у-у оставаться! Хочу-у-у домой!

- Доченька, - уговаривает её мама, - мне же на работу нужно идти.

- А-а-а! - ревёт Людочка.

И так каждый день.

Однажды Валерик, который ходил в детсад вместе с младшей сестричкой Галочкой, подошёл к Людочке и сказал:

- Ты когда реветь перестанешь?

- А тебе что? - насупилась Людочка.

- Мне ничего, - ответил Валерик. - Только ты свою маму ни капельки не любишь.

- Это я не люблю? - возмутилась Людочка. - Да ты слышал, как я плачу, когда она уходит?

- Слышал, - сказал Валерик - вот потому и говорю, что не любишь. Мы с Галочкой очень свою маму любим и стараемся её не огорчать. Мама уходит на работу спокойная, за нас не волнуется. Мы её крепко целуем, а потом машем вслед рукой. Мама возле калитки обязательно оборачивается и улыбается. А твоя мама из-за тебя каждое утро расстраивается, нервничает. Разве это хорошо?!

Ничего не ответила Людочка. Но на следующее утро никто не слышал, как её в садик привели.

- Я теперь никогда не буду плакать, - оказала она маме. - Ты, мамочка, спокойно работай, не волнуйся. Я тебе помашу из окна, а ты мне возле калитки улыбнись.

- Как ты замечательно решила! - обрадовалась мама.

- Потому что я тебя очень люблю! - ответила Людочка.

 
 

Такой вот герой

image  детском саду все готовились к празднику. Алёша пришёл домой и сказал маме:

- Сшей мне, пожалуйста, костюм героя. Я буду скакать на коне и кричать “ура”!

А наутро у Алёши зуб разболелся.

- Надо идти к врачу, - сказала мама.

- Ни за что! - испугался Алёша.- Может, он как-нибудь сам пройдёт.

Но зуб не проходил. Алёша ходил по комнате и ойкал.

Тогда мама взяла его за руку и повела в поликлинику. Врач посадил мальчика в зубоврачебное кресло, но тут Алёша закричал: “Боюсь!”, вскочил и убежал на улицу.

Мама выбежала вслед за ним. Он стоял у подъезда и дрожал.

- Как же ты на праздник пойдёшь? - сердито спросила мама.

- Как-нибудь пойду, - жалобно морщась, ответил сын. - Ты только костюм сшить не забудь.

До позднего вечера сидела мама, кроила и шила.

- Готов костюм, - сказала она утром, когда Алёша проснулся.

- Ой, спасибо, мамочка, давай померяем! - воскликнул Алёша, стаскивая повязку со щеки.

- Померяй, померяй, - сказала мама и надела на него шапочку.

Подошёл Алёша к зеркалу и ахнул. На голове были длинные заячьи уши.

- Мама! - закричал Алёша. - Я же тебя просил костюм героя, а ты что мне сшила?

- А я сшила тебе костюм зайчишки-трусишки, - ответила мама. - Какой же ты смелый и отважный герой, если зубного врача боишься?

 
 

 

 

Танечка
image  где я сяду? - Танечка вместе с мамой вошла в вагон трамвая и теперь оглядывалась по сторонам. Все места были заняты.

- Нам недалеко ехать, - негромко сказала Танечке мама. - Постоишь.

- А я хочу сесть! - капризно надулась дочка. - Я всегда сижу!

- Ну, раз всегда, значит, садись, - седой человек с палочкой поднялся и отошёл в сторону. - Пожалуйста!

Танечка быстренько уселась на его место и стала разглядывать машины, бегущие рядом с трамваем. Потом пальчиком на стекле нарисовала букву Т, поёрзала на сиденье и чинно сложила на коленях руки.

Но что-то ей мешало сидеть спокойно. Нет-нет, да и поглядывала то на палку, то на пожилого человека, который теперь тяжело на неё опирался.

- Мама, нам скоро выходить? - спросила она.

- Через две остановки, - ответила мама.

- А вам через сколько? - Таня дотронулась до рукава седого пассажира.

- Мне через три.

- О, тогда вы одну остановочку посидите на моём месте, когда я выйду! - обрадовано заявила девочка и стала снова смотреть на проезжающие машины.

- Нет, девочка, вряд ли я смогу посидеть одну остановку, - невесело усмехнулся человек с палочкой. - Зайдёт ещё какая-нибудь девочка, которая привыкла всегда сидеть, - придётся мне стоять до самого выхода.

- А я, когда буду выходить, скажу этой девочке, чтобы она не садилась! - Танечка нахмурила бровки.

- А себе? - спросил пожилой человек. - Себе ты ничего не скажешь?

Подумала-подумала Танечка и ответила:

- Я скажу себе: у тебя, Танечка, ножки молодые, крепкие, ты постой, а дяди с палочкой пускай посидит - ему стоять тяжело. - И встала. - Садитесь, пожалуйста!

- Спасибо! - улыбнулся пожилой человек, сел и палку рядом поставил.

- Знаешь, мама, - зашептала Танечка маме, - а мне стоять даже лучше, чем сидеть. Настроение какое-то хорошее стало.

А это потому, что ты хорошо поступила, - ласково погладила дочку по голове мама.

 
 

Моё

imageоля залез в песочницу, растопырил, руки и заявил:

- Моё!

- Почему твоё? - робко возразила маленькая Лариса, отряхивая от песка руки.

- Потому что моё! - грозно сказал Коля и растоптал домик, построенный из песка Ларисой.

Девочка вылезла из песочницы и пошла к клумбе нюхать цветы.

Коля слепил кулич, насыпал холмик, прорыл канавку, всё время поглядывая на Ларису. Она стояла возле клумбы и разглядывала красивый красный пион.

Кряхтя, выбрался Коля из песочницы и направился к клумбе. Он отодвинул Ларису плечом, наклонился к пиону и сказал:

- Моё!

Лариса ничего не успела ответить, как из пиона вылетел огромный коричневый шмель. Он ударил Колю прямо в лоб, сердито зажужжал и, растопырив мохнатые лапы, собрался впиться ему в щёку.

Ай-яй-я-ай! - закричал Коля, закрывая лицо руками, и кинулся к воспитательнице, которая сидела на скамеечке.

- Испугался? - спросила Анна Ивановна, когда Коля уткнулся ей в колени.

- А чего он? - пожаловался Коля.

- Он прожужжал: “Моё-ё!” - ответила Анна Ивановна. - Совсем как ты в песочнице.

Встал Коля, подошёл к Ларисе, взял её за руку:

- Идём, я тебе покажу, как крепость лепить.

Потом оглянулся на воспитательницу и крикнул:

- Но я же не жужжал!

 
 

Серёжин огород

image  круглой жёлтой луковицы проклюнулся зелёный росток.

Маленький Серёжа увидал это и воскликнул:

- Бабушка, бабушка, посмотри-ка, зелёный лук вылезает!

- Возьми стакан, налей туда воды немножко и поставь луковицу - вот и будет у тебя свой огород, - ответила бабушка.

Серёжа так и сделал. Каждое утро подбегал он к своему огороду и смотрел, что же происходит с луковицей. На третий день в стакане показались белые ниточки-корешки.

- Теперь можно и в землю посадить, - сказала бабушка и принесла из кладовки цветочный горшок.

Зелёные стрелки тянулись всё вверх и вверх. И однажды бабушка сказала:

- Пора с твоего огорода урожай собирать!

И мама, и папа, и бабушка - все ели вкусный салат из зелёного лука и нахваливали Серёжу.

- На дворе зима, а у нас в доме весной

говорила бабушка.

А Серёжа, разрумянившийся от похвалы, говорил:

- Кушайте, кушайте, я ещё что-нибудь выращу! Может быть, даже арбуз! Надо только, чтобы из семечка росточек выглянул!

 
 

Хорошие слова

image  детский сад пришёл новый мальчик. Он сразу подставил ножку медлительному Вадику. Вадик упал и удивлённо спросил:

- Ты чего?

- А ничего! - ответил мальчик.- Просто так!

- Тебя как зовут? - спросил Вадик, поднимаясь.

- Женька. А тебя?

- Вадик, - ответил Вадик.

- У тебя уши как вареники, я тебя вареником дразнить буду! - заявил вдруг Женька. - Вареник, вареник, садись на веник!

Вадик обиделся и отошёл от Жени. Но тот не угомонился. Он подбежал к маленькой Светочке и запрыгал вокруг неё:

- У тебя щёки, как яблоки, круглые! Яблоко печёное, толкачом толчённое! - запел он бессмысленную песенку и показал Светочке язык.

Дети стали уходить от новичка подальше, потому что для каждого он сочинял обидную дразнилку.

Но однажды Женя так расшалился, что налетел на лодку-качалку, которая стояла на детской площадке, и расквасил себе нос. Нос стал красным и толстым, как помидор.

Вадик показал пальцем на Женю и крикнул:

- Посмотрите, посмотрите, у него нос как помидор! Ты теперь с этих пор настоящий помидор!

Женя прикрыл нос рукой и грустно сказал:

- Не надо меня дразнить. Когда дразнят - плакать хочется.

И, шмыгая разбитым носом, придумал хорошие слова:

Мы приходим в детский сад,

Женя рад, и Вадик рад!

Будем славно вместе жить,

Не дразниться, а дружить!

                   Сказка “Как Андрюша захотел в детский сад”

Мальчик Андрюша был очень хитрый. Он все умел делать сам, но ленился, и поэтому притворялся маленьким.

-Андрюша, иди умываться! – говорит ему мама.

-Я не умею, я еще маленький! – отвечает сын.

-Вот тебе обед, кушай сам, – просит мама.

-Покорми меня, я еще маленький… – хнычет Андрюшка.

-Одевайся!  Пойдем гулять, – зовет мама.

-Нет, ты меня одень. Я маленький, – капризничает Андрюша.

Однажды утром Андрюша гулял во дворе. Никого из детей не было, и мальчишке было очень скучно. Вдруг смотрит, идут со своими мамами Ваня и Настенька.

-  Привет! Давайте играть вместе!- закричал Андрюшка.

-Некогда нам. Мы спешим. Мы идем в детский сад для взрослых ребят,- ответила Настенька.

-Там так интересно! Мы занимаемся, гуляем, играем! – похвастался Ваня.

-Я тоже хочу в детский сад! – заявил Андрюша.

-Попроси свою маму, и она тебя запишет, – предложила мама Вани.

Андрюша подбежал к маме:

- Я тоже хочу в детский сад!

-Тебя туда не примут. Ты ничего не умеешь делать сам, ты же еще маленький.

Андрюша промолчал и задумался. А на следующий день он сам умылся, оделся,  поел и даже разбросанные игрушки на место убрал.

-Смотри, мама, я уже большой! Теперь я все сам буду делать.

Улыбнулась мама, похвалила сыночка, а через несколько дней Андрюшу тоже приняли в садик.

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Художественная литература. Загадки.
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка.)

Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите —
Колесики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится. (Заводная машина.)

Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь.)

В пути не смолкает, вдаль увлекает,
Сам не шагает, шагать помогает. (Барабан.)

Он стройный и красивый,
У него густая грива.
Жаль нельзя на нем промчаться,
Только можно покататься. (Конь-качалка.)

Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла.) Мячик


      В этом классе отдыхаем,

В игры разные играем.

Здесь есть шашки, домино,

Настольных игр полным-полно.

Этот класс все дети знают.

Комната та... (игровая)

 

Одну деталь к другой я подберу,

Рисунок из мозайки соберу.

Друг в друга вставлю я кусочки разные,

Картину целую составлю... (паззлами)

 

Черно-белая игра,

С полем в клеточку она.

В «Уголки» играем с Машкой,

А игра зовется... (шашки)

 

Конь на поле и ладья.

«Шах тебе», — сказал Илья. —

«Нет, Илья, обманщик ты...»

Мы играли в... (шахматы)

 

Двойка к двойке, пять к пяти,

Кости рядышком клади.

В игровой оно одно.

Это наше... (домино)

 

Есть на букву «А» река,

Есть растенья, города,

Вспомню мультики, цветы.

Вспоминай скорей и ты.

Будем вместе проверять,

А потом очки считать...

И буду помнить я всегда

Игру с названьем... («Города»)

 

Поле в дырочку. В него

Камушков кладу полно.

Эти камушки цветные,

Вон блестящие какие.

А из них, смотрите, дети,

Получилось все на свете:

И цветы, и домик тоже,

Лист осиновый, похоже...

Вон цыпленок, кот и зайка...

Все картинки из... (мозайки)

 

Это детская игра,

Всем знакомая она.

Ты рисуешь только крестик,

А нули рисую я.

Если в ряд заполню клетки,

То победа у меня. («Крестики-нолики»)

 

На листе все корабли,

Снова крик: «Давай же! Пли!».

Палуба опять в огне,

Нелегко сражаться мне...

Вот корабль под водой,

Мы играли в... («бой морской»)

 

Кто, пишу, и где живет,

И куда сейчас идет.

Напишу на листик это

И загну свои ответы.

Лист свой другу передам,

Пусть допишет что-то сам.

Потом листочки развернем

И то, что вышло, вслух прочтем.

«Хи-хи» кругом да «Ха-ха-ха».

Игра зовется... («Чепуха»)

 

Ведущий говорит число,

Ищу на карточке его.

Найду — и сразу закрываю,

Лишь все найду, то побеждаю.

Осталось незакрытым «сто»,

Не повезло в игре... («Лото»)                                                   

 

                                                             Физминутки.
Принесли мы вам подарки, 
^ Дети выбирают игрушки.
Что захочешь, то возьмешь. 
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет. 
Что ты, Леночка, берешь? 
Скачет конь наш чок-чок-чок. 
Слышен топот быстрых ног.
^ Дети повторяют движения игрушек.
Кукла, кукла, попляши, 
Красной лентой помаши. 
Вот как кружится волчок. 
Покрутился, на бок лег. 
Самолет летит, летит, 
Летчик смелый в нем сидит. 
А теперь за дело дружно — 
Убирать игрушки нужно. 
Убирать и не ломать, 
Завтра будем вновь играть.

^ Стойкий солдатик
Наклонитесь все вперед, 
А потом наоборот. 
Влево, вправо наклонитесь, 
Наклоняйтесь, не ленитесь! 
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий. 
Руки ты прижми к груди, 
Да смотри, не упади! 
Руки вверх, руки в бок, 
И на месте — скок, скок, скок! 
Носом вдох, а выдох ртом. 

Дышим глубже... А потом... 
Марш на месте не спеша.
Дети. Зарядка хороша.

^ Чтение текста и движения могут выполняться отдельно, причем текст произносят дети, предварительно разучив его.

Карусели
Сели мы на карусели, Полуприседание.
На качели пересели. Шаг в сторону и полуприседание.
Сто знакомых встретили, ^ Повороты туловища в стороны.
На поклон ответили: Наклоны вперед с разведением
Здравствуйте. рук.
Бежали наши ножки Бег на месте.
по узенькой дорожке,
А еще ноги шли по дороге — ^ Ходьба на месте. 
Вот наш дом, здесь и отдохнем. Спокойно садятся, выполняют
одно из упражнений на дыхание.
Я хожу, хожу, хожу, Вдруг я куклу разбужу! Кукле надо отдыхать,
Кукле хочется поспать Я на цыпочках хожу, Куклу я не разбужу. 
И ни разу, и ни разу 
Я словечка не скажу.


^ Кукла спит
Ходьба на месте с высоким подниманием колен. 
Полуприседание, удержание позы.
Потягивание на носочках, глубокий вдох.
Руки на поясе, ходьба на носочках, 
проговаривание шепотом.

Флажок
(3 раза). (3 раза).
Вот мой флажок качается. 
Вот так
Вот я своим флажком машу,
Вот так

^ Ванька, встань-ка
Ванька, встань-ка! Ванька, Поднимаются на носочки.
встань-ка!
Приседай-ка, приседай-ка. Приседают.
Будь послушен, ишь какой!
Нам не справиться с тобой! ^ Грозят пальчиком то одной, то
другой руки.

Карусели (хоровод)
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели. Карусель движется в правую
сторону, медленно.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, Карусель остановите.
Раз-два, раз-два.
Вот и кончилась игра.
^ Бегут. 
Меняют направление движения.
Темп движений постепенно замедляется. 
Пауза.
Кланяются друг другу.

Буратино
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, —
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик тот достать, ,
Надо на носочки встать.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с куриным семейством"

Учим детей говорить внятно, не торопясь, упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков. ...

Картотека загадок по развитию речи "Загадки о предметах быта"

Детские загадки про бытовые предметы, про мебель, еду, предметы первой необходимости....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской

Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Предметы личной гигиены» для детей 4 – 5 лет

Цель: Формирование речевой активности детей.Образовательные задачи: Развитие диалогической речи детей,  нравственно называть предметы личной гигиены и употреблять их в активной речи.Раз...