Статья на тему "Обучение связной речи детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
В своей работе воспитатели, ежедневно общаясь с детьми, знают насколько развита речь того или иного ребенка, каковы его речевые навыки, замечают, что в речи ребенка появляются новые слова, даже целые выражения, видят, как живо и разнообразно пытается ребенок выразить свою мысль, применяя при этом не только простые, но и сложные предложения. Но вслушиваясь в речь детей, педагоги замечают, что еще очень скудны познания детей о живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Детям еще очень трудно выразить словами то, что они чувствуют, видят, слышат, им не хватает слов для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развивать связную речь у детей, обучать их связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.docx | 478.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Обучение связной речи детей дошкольного возраста»
Автор: Яковлева Наталья Юрьевна
Старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 83 комбинированного вида Приморского района Санкт - Петербурга
В своей работе воспитатели, ежедневно общаясь с детьми, знают насколько развита речь того или иного ребенка, каковы его речевые навыки, замечают, что в речи ребенка появляются новые слова, даже целые выражения, видят, как живо и разнообразно пытается ребенок выразить свою мысль, применяя при этом не только простые, но и сложные предложения. Но вслушиваясь в речь детей, педагоги замечают, что еще очень скудны познания детей о живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Детям еще очень трудно выразить словами то, что они чувствуют, видят, слышат, им не хватает слов для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развивать связную речь у детей, обучать их связной речи. Одним из основных видов деятельности, посредством которого можно развивать связную речь детей является игра.
Под влиянием взрослых дети начинают устанавливать причинно – следственные связи, делать первые обобщения, сравнивать предметы. Происходит это постепенно в процессе общения в совместной игровой деятельности. Сначала проводятся различные дидактические игры, которые обогащают словарный запас детей, которые заставляют этот запас активизировать. Интересной будет игра, когда взрослый наравне с ребенком по очереди описывает находящиеся вокруг предметы, каждый раз усложняя условия. Например, такой вид игры – загадки, когда ребенок должен ответить на вопросы: «Что бывает легким, тяжелым, широким, узким, круглым, квадратным?»
Детей затрудняет обобщение, классификация предметов. Для закрепления названия овощей, фруктов, их качества, цвета, величины, вкуса можно предложить родителям поиграть с детьми в игру «Чудесный мешочек». Для игры сшить яркий мешочек, затягивающийся шнурком, в него положить средней величины мытые овощи или фрукты. Предложить детям нащупать в мешочке предмет и назвать его, затем достать и описать, то, что достал. Когда достанет все предметы, предложить назвать все это одним словом.
Подобную игру можно проводить и с кукольной посудой (чашка, блюдце, ложка, чайник и т.д.), с мелкими игрушками. Важно добиться от детей полных, точных ответов, возможно хоровое повторение правильных ответов. Можно также организовать игры «Ждем гостей», «Напои куклу чаем», в ходе которых дети не только называют кухонную посуду, которая необходима для приготовления обеда, для сервировки стола к обеду или чаю, но еще объясняют, почему они выбирают данный предмет, куда они его поставят. Интересны, познавательны и также служат развитию связной речи и игры типа «Кому что нужно для работы», когда дети подбирают картинки с изображением тех предметов, которые нужны повару, музыканту, медсестре для работы, и объясняют для чего они нужны, что ими делает каждый из работников. Можно усложнить игру: повару положить музыкальные инструменты и т.п. предложить найти ошибки, рассказать, в чем ошибка и исправить ее: найти нужные предметы для повара.
Интересно, разнонаправленно развивается связная речь детей в сюжетно – ролевой игре. Решение задачи по обучению связной речи здесь возможно в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является партнером ребенка. Сюжетно – ролевая игра должна развернуться таким образом, чтобы ребенок соотносил свои действия свою речь с другими ролями. В этом случае много вариантов, вопросов, ответов, просьб детей, в которых проявляется их отношение, забота друг к другу. Чаще всего сюжетно – ролевые игры строятся на бытовых сюжетах «Семья», « Детский сад», « Больница» и т.д. Например, мальчик любит играть с машинками. Ему можно предложить: «Давай с тобой поиграем. Вот тебе машина. Ты будешь шофером? А я – пассажир». Во время поездки разворачивается ролевой диалог с шофером (Куда поедем, нужно ли заехать на заправку), таким образом идет развитие сюжета, и если у ребенка возникают какие –то предложения в ходе игры, необходимо их принять, включить их в сюжет и развивать его дальше с соответствующими репликами, просьбами, предложениями. Подобным образом можно построить сюжетно – ролевую игру на любую тему.
В игре «Магазин» воспитатель, сначала берущий на себя роль продавца, продает всем детям по очереди игрушки и разворачивает ролевые диалоги с каждым ( что хочет купить покупатель, для кого). Затем дети по очереди могут быть продавцами.
Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к игре, согласованно взаимодействуют с 1-2 сверстниками, разворачивают ролевой диалог со сверстником или воспитателем. Все это помогает развитию связной речи, творческому построению новых игровых сюжетов.
Овладеть умением связно рассказывать помогают детям постановки кукольного, настольного театра. Разыгрываются сказки и спомощью обыкновенных игрушек, которые есть в группе. Важно побуждать детей к этому. Ведь рассказывание одинаково трудно для всех детей. Поэтому лучше начинать с драматизации отдельных диалогов героев сказки. Выбирать те, которые наиболее интересны в плане обогащения речи детей, в формировании интонационной выразительности речи, те, которые помогают разобраться в собственных поступках героев. Это могут быть диалоги зверей из сказок. Из этих диалогов дети выясняют характеры героев, отвечают на вопросы воспитателя. Педагог также привлекает детей к оценке того, удачно ли дети передают образы героев сказки. А после того, как дети познакомились со всеми героями сказки, научились хорошо представлять их характеры, можно разыгрывать всю сказку, привлекая к этому каждый рах разных детей.
Так в различных играх можно развивать связную речь детей. Дети, отвечая на вопросы игры, описывая различные предметы, игрушки, героев сказок, убеждаются в том, что обо всем можно рассказать живо и интересно. Нужно быть прилежными слушателями, заинтересованными и внимательными, помогать ребенку, если он затрудняется в выражении мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Обучение связной речи детей дошкольного возраста"
В своей работе воспитатели, ежедневно общаясь с детьми, знают насколько развита речь того или иного ребенка, каковы его речевые навыки, замечают, что в речи ребенка появляются новые слова, даже целые ...
Статья «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»
Данная статья поможет воспитателям в работе с детьми при развитии связной речи у дошкольников. Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему. В психологической литературе...
Статья на тему «Диалогическая речь как вид связной речи детей дошкольного возраста»
В статье даны определения связной и диалогической речи, основные признаки диалога, возможности развития связной речи в дошкольном возрасте....
Статья "Синквейн - эффективная технология развития связной речи детей дошкольного возраста
Статья знакомит с технологией "Синквейн", как с ней работать и ее плюсы в развитии речи детей....
Статья для родителей на тему: «Роль родителей в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...
Статья: « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....
Статья на тему: "Использование ТРИЗ, как одной из технологиий в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР".
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по тре...