Статья на тему «Диалогическая речь как вид связной речи детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи на тему
В статье даны определения связной и диалогической речи, основные признаки диалога, возможности развития связной речи в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_dialogicheskaya_rech_kak_vid_svyaznoy_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга
Статья на тему
«Диалогическая речь как вид связной речи детей дошкольного возраста»
Автор:
старший воспитатель Пашская А.Г.
Санкт-Петербург
2018
Диалогическая речь как вид связной речи детей
дошкольного возраста
На современном этапе ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В самом термине «связная речь» заложена идея логической связности мысли, выражаемой говорящим. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения. С. Л. Рубинштейн называет связной такую речь, в которой все существенные связи ее предметного содержания отражаются в речевом плане [2, с.280-281].
Связная речь — это выражение мыслей, желаний или чувств в связном речевом построении, понятное для слушателя [2, с.280-281].
Основная функция связной речи — коммуникативная: посредством связной речи происходит общение ребенка с воспитателем, родителями и сверстниками. Речевое общение предполагает:
- связное изложение содержания мыслей собеседнику, чтобы добиться наилучшего понимания последним содержания высказывания (функция сообщения);
- необходимость в побуждении и убеждении собеседника действовать определенным образом для достижения результата (побудительная функция);
- потребность выразить свои впечатления, чувства, эмоции, отношение к чему-то (экспрессивная функция) [2, с.280-281].
Планирующая функция связной речи предполагает отбор средств, определяет и регулирует последовательность взаимодействия людей в любом виде деятельности для осуществления задуманной цели [2, с.280-281].
Диалогическая речь — это форма социального взаимодействия, необходимая для обмена мыслями, впечатлениями между двумя людьми. Это
первая форма, с которой начинается развитие связной речи ребенка [2, с.280-281].
Диалог — это общение, беседа нескольких людей, как правило, не меньше двух [3, с.24]
В диалогической связной речи часто используются неполные предложения, пропущенные члены которых домысливаются говорящими из ситуации речи. Очень часто используются штампы разговорного стиля.
Основными признаками диалога являются:
- краткость высказываний;
- вопросно-ответная форма изложения;
- смена предложений-реплик;
- использование невербальных средств общения: жестов, мимики;
- использование интонационных средств;
- широкое использование неполных предложений;
- свободное от литературных норм оформление высказываний;
- разнообразие лексических и словообразовательных средств выразительности[6, с.38].
Диалогическая речь предполагает освоение трех групп умений:
- Собственно речевые умения: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ свое суждение, правильно выражая мысль; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон диалога; слушать свою речь и контролировать ее нормативность, при необходимости вносить изменения.
- Умения речевого этикета: вступать в разговор (знать, когда и как можно начать разговор со знакомыми и незнакомыми людьми); поддерживать и завершать общение (проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать); правильно обращаться к собеседнику для привлечения его внимания, при знакомстве, приветствии, приглашении к разговору, выражении просьбы, согласия или отказа, жалобы, сочувствия, одобрения, поздравления, благодарности, при прощании.
- Умения невербального общения: уместное использование мимики, жестов, позы [2, с.280-281].
Ребёнок учится дилогической речи у взрослого, который показывает ему образец использования всех речевых и неречевых средств коммуникации. В свою очередь, ребёнок учится применять на практике полученные знания и сформированные умения при общении с другими детьми. В такой ситуации наиболее ярко раскрываются усвоенные им правила поведения и ведения диалога [4].
Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему, имеют представления о специфике поведения в общении с другими людьми.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Целенаправленное формирование и развитие диалогической речи дошкольников осуществляется как в ходе непосредственно-организованной деятельности, так и в повседневной деятельности детей. Формирование диалогической речи детей на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой проводится с использованием основных приёмов: беседы и имитации.
Имитация или пересказ – это такой приём формирования диалогической речи, при котором дети повторяют по ролям диалог героев художественного произведения, заведомо правильно построенный. Такой диалог позволяет детям упражняться в диалогической речи, совершая при этом минимальное количество ошибок[5].
Беседа или подготовленный диалог – это такая форма диалога, в которой роль спрашивающего, побуждающего и сообщающего отводится педагогу. Он же выбирает тему, согласно программному материалу, и ставит цель, которой подчиняется весь диалог. Такой диалог позволяет акцентировать внимание на преодолении тех трудностей, которые выявляются у детей[5].
В повседневной деятельности детей диалогическая речь развивается при помощи основных приёмов: неподготовленная беседа, словесные поручения, а так же совместная деятельность детей и её наиболее яркое проявление – коллективная игра. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.
Более сложная форма диалога – полилог.
Полилогическая речь — это речь при участии в коллективном разговоре [2, с.280-281]. Помимо умений диалогической речи полилог предполагает умение следить за темой, не терять нити разговора, сдерживать желание высказаться, найти место собственной реплике.
В дошкольном возрасте необходимость полилога возникает при обсуждении детьми предстоящей совместной игры, при разработке плана коллективной продуктивной и исследовательской деятельности.
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. В игре у детей формируются:
- Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями
- Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:
- соблюдать очередность в разговоре;
- выслушивать собеседника, не перебивая;
- поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
- проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
- не говорить с полным ртом;
- говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
- использовать литературную лексику;
- строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника
и чтобы оно было понятно ему [1, с.8].
Таким образом, диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Основными чертами диалогической речи исследователи выделяют умение сформулировать и задать вопрос, умение сформулировать ответ, подать нужную реплику, использовать в диалоге различные языковые средства (восклицания, междометия, интонация) и невербальные средства (мимика, поза жесты). Исходя из этого выделяются три основных группы умений диалогической речи: собственно речевые умения, умения речевого этикета и умения невербального общения.
Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативные умения, которые не формируются без влияния взрослого, поэтому важно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения.
Сюжетно-ролевая игра предоставляет широкие возможности для развития всех компонентов диалогической речи, поэтому необходимо уделять особое внимание сюжетным играм, использовать различные приемы педагогического сопровождения детских игр.
Список литературы
- Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / Бизикова О. А. - Москва: Скрипторий 2003 , 2008. - 133 с.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
- Львова А. С. Методика развития диалогической речи младших школьников / А. С. Львова. - Москва : Экон-Информ , 2012. - 162 с.
- Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 2 октября 2013 г. / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2013. - 288 с.
- Развитие диалогической речи у дошкольников в играх: пособие для студентов дошкольных факультетов вузов и дошкольных отделений колледжей, воспитателей ДОУ / О. А. Бизикова, Н. С. Малетина. - Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П. , 2007. - 120 с.
- Рычагова Е. С. Педагогические условия развития диалогической речи в процессе общения детей четырех-пяти лет в игре: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Рычагова Елена Сергеевна; Место защиты: Ин-т психолого-пед. проблем детства РАО. - Москва , 2012. - 190 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".
Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....
«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и...
Статья на тему: К вопросу изучения музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
На ряду с основными музыкальными способностям, названными Тепловым Б.М., в статье большое внимание уделяется общим познавательным способностям человека, как базе для развития музыкалных способно...
«Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Статья на тему: Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития...
Консультация для педагогов «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста»
Как развивавать связную речь, используя театрализацию....
Мастер - класс на тему «Использование методики «Круги Эйлера» для формирования связной речи и логического мышления у детей дошкольного возраста».
Дети – это чистый лист. Они как губка впитывают огромное количество информации каждый день. Дети гораздо быстрее осваивают новые технологии, в отличие от взрослых. В дошкольном возрасте мы можем...