Формирование правильной и чистой речи у старших дошкольников
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Формирование правильной и чистой речи у старших дошкольников
К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Это очень важно для дальнейшей работы по воспитанию звуковой культуры речи. Но педагог по-прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их.
С этой целью с детьми ежедневно проводится артикуляционная гимнастика, а с некоторыми – индивидуальная работа по устранению недостатков произношения.
Пятилетние дети способны на слух определить наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если конечно, с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки [c] и [ц], [c] и [ш], [ш] и [ж] и другие.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков воспитатель предлагает детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Предлагая такие упражнения, воспитатель подбирает практический материал с учетом постепенного его усложнения.
Сначала дети учатся выделять из фраз слова только с одним из заданных звуков. Например, во фразе «На двери висит замок» воспитатель предлагает детям назвать слово, в котором есть звук [з]. Это наиболее легкое задание: выделение слова, в котором заданный звук находится в начальной позиции (замок). Дальнейшее усложнение идет в двух направлениях: по линии месторасположения звука (потом даются фразы, в которых заданный звук находится в конце или в середине слова); по линии подбора слов, относящихся к разным частям речи, в которых есть заданные звуки. Имена существительные выделяются детьми чаще, чем слова, обозначающие, например, действия или качества предметов. Учитывая это, в дальнейшем следует давать и такие фразы, в которых слова с заданными звуками относятся к разным частям речи (например, такие фразы: «На небе появились грозовые тучи» - при выделении слова, включающего звук [з]; «Весной оживает природа» - при выделении слова, включающего звук [с]).
После того как дети легко научатся справляться с такими заданиями, даются упражнения на выделение из фраз слов, включающие определенные пары звуков, требующих дифференциации. Например, во фразе «Мама купила Оксане зайчика» предлагают выделять сначала слово, в котором есть звук [с] (Оксане), а затем слово, включающее звук [з] (Зайчика).
Далее детям предлагается выделять из фраз несколько слов, насыщенных дифференцируемыми звуками и находящиеся в разных позиционных условиях. Например, во фразе «Маша дружит с Мишей и Женей» следует сначала назвать слова, в которых есть звук [ш], а затем – со звуком [ж].
Для развития слухового внимания к речи окружающих воспитатель использует специально подобранные стихотворения, в процессе чтения которых предлагает детям внимательно слушать их содержание и находить смысловые несоответствия в тексте.
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и корасиво.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и товарищи, и взрослые. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных возможностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет себя чувствовать в коллективе.
Особенно необходимым для ребенка становится чистое произношение звуков и слов. Когда он начинает овладевать грамотой.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители и воспитатели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование правильной и чистой речи у старших дошкольников»
Формирование правильной и чистой речи у старших дошкольников
К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Это очень важно для дальнейшей работы по воспитанию звуковой культуры речи. Но педагог по-прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их.
С этой целью с детьми ежедневно проводится артикуляционная гимнастика, а с некоторыми – индивидуальная работа по устранению недостатков произношения.
Пятилетние дети способны на слух определить наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если конечно, с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки [c] и [ц], [c] и [ш], [ш] и [ж] и другие.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков воспитатель предлагает детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Предлагая такие упражнения, воспитатель подбирает практический материал с учетом постепенного его усложнения.
Сначала дети учатся выделять из фраз слова только с одним из заданных звуков. Например, во фразе «На двери висит замок» воспитатель предлагает детям назвать слово, в котором есть звук [з]. Это наиболее легкое задание: выделение слова, в котором заданный звук находится в начальной позиции (замок). Дальнейшее усложнение идет в двух направлениях: по линии месторасположения звука (потом даются фразы, в которых заданный звук находится в конце или в середине слова); по линии подбора слов, относящихся к разным частям речи, в которых есть заданные звуки. Имена существительные выделяются детьми чаще, чем слова, обозначающие, например, действия или качества предметов. Учитывая это, в дальнейшем следует давать и такие фразы, в которых слова с заданными звуками относятся к разным частям речи (например, такие фразы: «На небе появились грозовые тучи» - при выделении слова, включающего звук [з]; «Весной оживает природа» - при выделении слова, включающего звук [с]).
После того как дети легко научатся справляться с такими заданиями, даются упражнения на выделение из фраз слов, включающие определенные пары звуков, требующих дифференциации. Например, во фразе «Мама купила Оксане зайчика» предлагают выделять сначала слово, в котором есть звук [с] (Оксане), а затем слово, включающее звук [з] (Зайчика).
Далее детям предлагается выделять из фраз несколько слов, насыщенных дифференцируемыми звуками и находящиеся в разных позиционных условиях. Например, во фразе «Маша дружит с Мишей и Женей» следует сначала назвать слова, в которых есть звук [ш], а затем – со звуком [ж].
Для развития слухового внимания к речи окружающих воспитатель использует специально подобранные стихотворения, в процессе чтения которых предлагает детям внимательно слушать их содержание и находить смысловые несоответствия в тексте.
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и корасиво.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и товарищи, и взрослые. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных возможностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет себя чувствовать в коллективе.
Особенно необходимым для ребенка становится чистое произношение звуков и слов. Когда он начинает овладевать грамотой.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители и воспитатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников
В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...
Конспект совместной деятельности логопеда с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР на материале темы: «Домашние животные»
Цели: -Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое восприятие», «Общеречевые навыки», «Мелкая и общая моторика».-Интеграция образовательных облас...
Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников посредством дидактических игр
Сообщение из опыта работы на тему "Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников посредством дидактических игр"...
Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.
Советы родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников....
Итоговый практико-значимый проект Тема: «Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»
Цель данного проекта является педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР....