Перспективное планирование НОД по развитию речи в подготовительной группе.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Планирование строится в соответствии с основной общеразвивающей программой МБДОУ «ДСОВ№88», разработаной на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред.М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с учетом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования» «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективное планирование | 98.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по развитию речи
в подготовительной группе
Тема недели | Тема НОД | Цель | Источник |
Скоро в школу | 1. Скоро в школу 2. Рассказывание по картине «В школу» 3. Экскурсия в школу | Закреплять умение составлять рассказ по памяти на тему: «Что я видел в школе?». Употреблять в речи сравнительные прилагательные и образные выражения. Развивать умения формулировать ответы на наводящие вопросы педагога в процессе пересказа. Продолжать развивать составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретённые ранее навыки построения сюжета(завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённым. Развивать логическое мышление, умение высказывать свою мысль, слушать других. Формировать умение правильно вести себя в общественных местах. Упражнять детей в ориентировке в окружающем пространстве. | Комплексные занятия Стр.38 Занятия по развитию речи в д\с Под редакцией О.С. Ушаковой Стр.211 Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Л.А. Обухова Стр.24 |
Осень – запасиха, зима - подбериха | 1.Дары осени 2. Овощной базар 3. Фрукты и овощи | Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов. Формировать знания о пользе овощей и фруктов. Систематизировать знания о труде людей осенью. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к сельскохозяйственному труду людей. Тренировать в умении классифицировать предметы по назначению, обобщать знания детей о процессе сбора урожая овощей. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать логическое мышление при отгадывании загадок о фруктах. | Комплексные занятия Стр. 43 Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Л.А. Обухова Стр.36 Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Л.А. Обухова Стр.50 |
Моя родословная | 1.Мой дом, моя семья. 2. Моя семья 3. Род и родословие | Дать детям знания о жизни и быте древних славян, их душевных качествах, представления о родственных отношениях, вызвать интерес, чувство гордости и уважения к предкам. Формировать уважительное, заботливое отношение к своим близким. Познакомить с термином родства: прабабушка, прадедушка. Развивать навыки правильного грамматического строя речи, при составлении рассказа о своей семье, умение точно отвечать на вопросы. Развивать представления о семье, родственных отношениях, семейных традициях. Закреплять представления о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. | Комплексные занятия стр.49 Комплексные занятия Стр.121 Комплексные занятия Стр157 |
Детский сад и школа | 1.Мой первый день в детском саду 2. Подготовишки 3. Экскурсия в школу | Развивать умение составлять рассказ из личного опыта на тему, используя синонимы и сложные предложения разных видов. Учить формулировать высказывания с личной оценкой героев, воспринимать смысл пословиц. Развивать умение правильно строить высказывания по теме. Расширить представления о школе, формировать мотивацию к обучению в школе. Способствовать развитию связной речи. | Комплексные занятия Стр. 130 Развитие речи в д\с В.В. Гербова (ФГОС ) Стр. 19 Комплексные занятия Стр.68 |
Грустная песнь осени | 1.«Листопад, листопад – листья жёлтые летят…» 2.Рассказ по предметным картинкам «Явления природы» 3.Улетают журавли 4.Путешествие в осенний лес 5. Рассказывание по картине – пейзажу «Поздняя осень» 6. Пришла осень, привела погод восемь | Систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе. Развивать умения детей определять дерево по описанию. Показать значение листопада для жизни растений зимой. Формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным картинкам, сравнивать явления природы по признакам различия и сходства, подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета. Закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека. Развивать умения детей наблюдать за деревьями и кустарниками, выделять и описывать объекты природы. Продолжать знакомить детей с картинами великих художников. Развивать умение описывать предметы, изображённые на картине, выделяя их характерные признаки. Продолжать знакомить детей с народными приметами, развивать интерес к природным явлениям окружающего мира. Продолжать развивать умение составлять рассказ об осени (по набору картин), употребляя в речи синонимы. | Комплексные занятия Стр. 63 Комплексные занятия (Стр.66) Комплексные занятия (Стр.81) Комплексные занятия (Стр.72) Комплексные занятия (Стр.97) Комплексные занятия (Стр. 149) |
Домашние обязанности | 1.Права и обязанности дошкольника | Продолжать рассказывать об общественной значимости детского сада и труда его сотрудников. Познакомить с правами (право на игру, на занятия, на прогулку) и обязанностями (содержать своё тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других и др.) детей. Уметь отвечать на вопросы педагога, используя в речи антонимы и сложные предложения. | Комплексные занятия (Стр.58) |
Мамины помощники | 1.Телевизор в нашем доме. 2.Знакомьтесь: мой друг – компьютер. | Познакомить с телевидением как неотъемлемой частью современной жизни и другими бытовыми приборами, облегчающими жизнь мамы. Расширять представления детей, облегчающих труд людей на производстве, познакомить с компьютером, его составными частями, активизировать познавательную деятельность. | Комплексные занятия (Стр.367) Комплексные занятия (Стр.234) |
Региональный Компонент «Животный мир Прибайкалья» | 1.«Путешествие по сибирским просторам» 2. «Однажды в сибирском лесу» | Сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Закрепление представлений о животных сибирской тайги. Обогащать представления детей о природе и природных зонах Сибири. | Знакомим с родным краем Методический альманах (см. приложение) Знакомим с родным краем Методический альманах (см. приложение) |
Региональный компонент Малая Родина | 1.Уголок планеты 2.Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» 4.История возникновения города Братска | Формировать представления о родном крае, экологических проблемах города, продолжать знакомить с растительным и животным миром своей местности. Развивать навыки составления рассказа о природе родного края. Воспитывать любовь к родному краю. Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить стихотворение. Воспитывать любовь к своей родине. Познакомить детей с историей возникновения родного города, его достопримечательностями | Комплексные занятия (Стр.229) Развитие речи в д\с В.В. Гербова (ФГОс ) Стр.76 Знакомим с родным краем Методический альманах (см. приложение) |
Мы едем, плывём, летим | 1.Транспорт 2.Воздушный транспорт 3.Наземный транспорт 4. Водный транспорт | Закреплять знания о видах транспорта и его назначении, углублять знания о правилах пользования общественным транспортом. Обобщать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанными с транспортом. Расширять представления о видах транспорта, воздушным видом транспорта, с профессиями людей, работа которых связана с воздушным транспортом. Познакомить с историей развития воздушного транспорта. Обогащать представления о видах транспорта. Закреплять знания о видах городского транспорта. Закрепить правила поведения в транспорте. Познакомить со значением транспорта в жизни человека. Воспитывать уважение к профессиям людей, создающих транспортные средства. Закреплять названия водных видов транспорта. Познакомить с историей развития водного транспорта и профессиями людей, трудящихся на водном транспорте. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира. | Комплексные занятия Стр. 78 Комплексные занятия Стр167 Комплексные занятия Стр.175 Комплексные занятия Стр. 216 |
Профессии людей | 1.Рассказ воспитателя о работе конюха. 2. Экскурсия в музей 3.Составление описательного рассказа на тему «Моя картина» | Познакомить детей с работой конюха, её особенностях и отличия от других профессий. Вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда. Познакомить с понятием музей и его назначением. Дать представление о профессиях людей, работающих в музее, с внутренним оформлением и назначением помещений музея. Воспитывать активность, любознательность. Активизировать в речи детей глаголы, дать элементарные представления о некоторых способах словообразования. Развивать умения составлять рассказ. | Комплексные занятия Стр.245 Комплексные занятия Стр. 225 Занятия по развитию речи в д\с Под редакцией О. С. Ушаковой стр. 232 |
Мамы разные важны… | 1.Составление рассказа из личного опыта «Моя мама» | Обучать составлению рассказа из личного опыта: придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал, рассказывать последовательно, грамматически правильно, употребляя в речи образные выражения и прилагательные в превосходной степени. Воспитывать уважительное отношение к маме. | Комплексные занятия Стр. 281 |
Зимние забавы «Проказы матушки Зимы» | 1.Встеча зимы 2.Зимушка – зима, зима снежная была. 3. Зимние забавы 4.Первый снег 5. Здравствуй, гостья – зима! 6. Рассказывание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» | Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Развивать умение рассказывать о приметах зимы, замечать красоту природы о отражать её в своём рассказе. Развивать умение сравнивать содержание картин, составлять рассказ о снеге и снежинках, употребляя в речи сравнительные прилагательные, синонимы и однокоренные слова. Воспитывать любовь к природе. Учить составлять рассказ о зимних забавах по сюжетным картинкам, подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов. Упражнять в умении задавать вопросы. Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь – из окошка…» Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Воспитывать любовь к природе. Продолжать работу над составлением рассказа по картине, составляя самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства для описания зимы | Комплексные занятия Стр. 160 Комплексные занятия Стр. 202 Комплексные занятия Стр. 214 Развитие речи в д\с В.В. Гербова (ФГОс ) Стр. 42 Развитие речи в д\с В.В. Гербова (ФГОс ) Стр. 55 Комплексные занятия Стр. 182 |
Региональный компонент В мире знаменитых людей и почетных профессий | 1.Путешествие с листом бумаги 2. «Доброго пути» 3. Транспорт Братска | Дать представления о труде людей, занятых заготовкой древесины. Познакомить с некоторыми видами лесозаготовительной техники и выполняемыми ей трудовыми операциями. Познакомить детей с процессом изготовления целлюлозы на Братском лесопромышленном комплексе. Дать представление о том, что это очень трудоемкий процесс и в нем задействовано очень много рабочих. Рабочие управляют высокотехнологичным оборудованием и поэтому должны учиться в специальных учебных заведениях. Закрепить у детей знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе, развивать интерес к железной дороге. Закрепить представления детей о разных видах транспорта, которые есть в нашем городе: городской (автобусы, троллейбусы, такси), железнодорожный, воздушный, водный. Расширить представление о профессиях людей, управляющих этими транспортными средствами и присущими им транспортными средствами. | Знакомим с родным краем Методический альманах (см. приложение) Знакомим с родным краем Методический альманах (см. приложение) Знакомим с родным краем Методический альманах (см. приложение) |
Зов тундры | 1.Животный мир полярных районов. 2. Рассказывание по картине «Дети Севера» | Познакомить с климатическими условиями разных материков, с животным миром полярных районов, определять их по внешнему виду и растительным миром Арктики. Воспитывать любовь природе, интерес и стремление изучать её. Формировать понимание, что для её сохранения, необходимо её оберегать. Продолжать развивать умение составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления. Упражнять в подборе определений, синонимов. | Комплексные занятия Стр. 248 Комплексные занятия Т. М. Бондаренко Стр. 142 |
Государственный праздник - Новый год | 1.Новогодние встречи 2. Откуда ёлка в гости пришла | Совершенствовать умение составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь детей. Познакомить детей с древними русскими праздниками, объяснить их происхождение и назначение, рассказать об обычае украшения ёлки, откуда он пришёл, о традициях встречи Нового года у разных народов. Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость. | Развитие речи в д\с В.В. Гербова (ФГОС) Стр. 54 Комплексные занятия Стр. 184 |
Во что мы одеваемся | 1.Сезонная одежда | Закреплять обобщённое понятие «одежда». Уметь отгадывать и называть сезонную одежду в загадках. | Комплексные занятия Стр. 392 |
Перелётные и зимующие птицы | 1.Зимующие птицы 2.Перелётные и зимующие птицы. Рассказ Г.Скребицкого «Зимние гости» | Расширить знания детей о зимующих птицах, их особенностях, уметь составить описательный рассказ по картине, обогащать словарь : зимующие, перелётные, кормушка и др. Воспитывать любовь к природе. Расширять представления детей о птицах, вызвать стремление заботиться о них. Воспитывать любовь к пернатым. | Комплексные занятия Стр. 218 Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Л.А. Обухова Стр.39 |
Домашние животные «Друзья человека» | 1.Домашние и дикие животные 2. Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные» 3. Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные» | Закрепить знания об отличии диких животных от домашних, продолжать сравнивать и устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Продолжать развивать навыки составления рассказа по одной из картин, придумывать предшествующие и последующие события. Формировать умение оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений. Продолжать развивать навыки составления рассказа по одной из картин, развивать умение сравнивать. | Комплексные занятия Стр.238 Занятия по развитию речи в д\с Под редакцией О. С. Ушаковой стр.217 Комплексные занятия Т. М. Бондаренко Стр.124 |
В джунглях звон везде стоит | 1.Путешествие по Африке | Познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, животными и растениями. Воспитывать любовь к природе. | Комплексные занятия Стр. 126 |
«Моя любимая игрушка» Во что играют дети | 1.Моя любимая игрушка 2.Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке» | Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта по плану, последовательно, выразительно. Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания, включать в повествование описание природы, окружающей действительности. | Комплексные занятия Стр. 252 Занятия по развитию речи в д\с Под редакцией О. С. Ушаковой стр.230 Занятия по развитию речи в д\с Под редакцией О. С. Ушаковой стр. 240 |
Берегите лес – наше богатство | 1.Планета Земля в опасности 2. Кто охраняет окружающую среду 3.Юный эколог 4. Лес и человек | Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, представлений об экологических проблемах города. Познакомить с растениями, занесёнными в Красную книгу. Воспитывать уважение к труду горожан и сельских жителей. Формировать понятие о том, как нужно беречь окружающую среду, Закреплять правила поведения в природе. Познакомить с профессией лесничего. Закреплять правила бережного отношения к миру природы. Познакомить с видами леса, расширять знания о растениях леса, «этажах» леса. Продолжать знакомить с Красной книгой Закреплять правила поведения в лесу. | Комплексные занятия Стр.117 Комплексные занятия Стр. 187 Комплексные занятия Стр. 197 Комплексные занятия Стр. 288 |
Наша доблестная армия | 1.Наша армия родная 2.Рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» | Углублять знания о Российской армии, дать элементарные знания о родах войск. Развивать умения придумывать продолжение и окончание рассказа. Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Закреплять умение рассматривать картину, слушать внимательно рассказывание. Продолжать развивать умение составлять рассказ по картине, употребляя в речи образные выражения. Воспитывать гордость за русских богатырей. | Комплексные занятия Стр. 254 Комплексные занятия Стр. 302 |
Наши женщины | 1.Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 Марта
2. Рассказывание на тему из личного опыта | Развивать умение придумывать начало и конец к сюжету, изображённому на картине, активизировать употребление названий профессий и действий. Воспитывать любовь к самому близкому человеку. Развивать умение придумывать начало и конец к сюжету, изображённому на картине, активизировать употребление названий профессий и действий. Воспитывать любовь к самому близкому человеку. | Занятия по развитию речи в д\с Под редакцией О.С. Ушаковой Стр.245 Комплексные занятия Т. М. Бондаренко Стр.149 |
Весна – красна | 1.Праздник «Веснянка» 2.Птицы прилетели – весну принесли 3.Весна в пословицах и поговорках 4. Беседа по картинам на тему «Ранняя весна» 5. Весна идёт, весне дорогу! | Познакомить с весенним праздником, как одном из русских народных, его особенностям. Воспитывать гордость за свою Родину. Продолжать знакомить с народными приметами, развивать умения делать умозаключения о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Воспитывать любовь к природе. Закреплять умение точно, правильно и выразительно использовать в своей речи малые формы фольклора. Воспитывать интерес к народному фольклору. Формировать умение правильно рассматривать картину, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства. Познакомить детей со стихотворениями о весне, приобщать к поэтическому складу речи. | Комплексные занятия Стр.277 Комплексные занятия Стр.297 Комплексные занятия Стр.365 Комплексные занятия Стр.390 Развитие речи в д\с В.В. Гербова (ФГОС) стр. 68 |
Опасности вокруг нас | 1.Опасные ситуации 2.Знгакомство с дорожными знаками 3.Правила и безопасность дорожного движения 4.К. Чуковский «Доктор Айболит» | Формировать правила поведения на улице, в быту Формировать знания о дорожных знаках и их назначении. Закреплять знания о правилах поведения на дорогах и улицах. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. Закреплять знания о работе светофора, расширять знания о дорожных знаках и их назначениях. Воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей. Формировать правила безопасного поведения в поведении с животными через чтение стихотворений. | Комплексные занятия Стр.40 Комплексные занятия Стр.206 Комплексные занятия Стр.314 Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Л.А. Обухова Стр. 174 |
Уголок природы | 1.Растения рядом с нами | Расширять и уточнять представления о комнатных растениях. Формировать знания о том, что необходимо для роста растений. Продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков. Воспитывать желание ухаживать за растениями. | Комплексные занятия Стр.320 |
Вальс цветов | 1.Царство растений | Обобщить знания детей о многообразии растений. Закреплять знания полевых и садовых цветов. Воспитывать любовь к природе. | Комплексные занятия Стр.330 |
Солнечная система | 1.Мы все – жители планета Земля. 2.Хочу быть космонавтом 3.Первый отряд российских космонавтов | Продолжать знакомить детей с космосом, звёздами, Луной, Солнцем, Солнечной системой. Формировать любознательность в изучении неизведанного. Познакомить с биографией Ю. А. Гагарина, расширять представления о современных профессиях. Познакомить детей с работой космонавтов. Воспитание гордости за полёт первого русского космонавта. Продолжать знакомить с профессией космонавтов. Расширять знания о космосе. | Комплексные занятия Стр. 268 Комплексные занятия Стр.324 Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Л.А. Обухова Стр.159 |
Я здоров без докторов | 1.Природа и мы 2.Здоровая пища | Закреплять знания лекарственных растений и их значения в жизни человека. Формировать поведение в природе. Дать понятие о том, какая полезная пища, уточнить правила здорового питания. Воспитывать культуру питания, поведения за столом. | Комплексные занятия Стр. 105 Комплексные занятия Стр. 384 |
Эти удивительные насекомые | 1.Шестиногие малыши | Продолжать расширять знания о многообразии насекомых. Развивать умение составлять рассказ по картинке, определяя строение. Воспитание любви к живой природе. | Комплексные занятия Стр. 137 |
« Памяти героев отечества…» | Наша армия. День Победы | Расширять представления об истории Великой Отечественной войны, традициях празднования Дня Победы и его значении в жизни нашей страны. Познакомить с памятными местами в нашем городе. Воспитание уважения к ветеранам войны. | Комплексные занятия Стр. 355 |
Дружба крепкая | 1.Хорошие поступки 2.Беседа «Как мы заботимся о малышах» 3.Фея вежливости | Продолжать развивать умения составлять рассказ, на тему хороших поступков, опираясь на свои знания нравственных категорий и употребляя в речи антонимы. Развивать умения составления коллективного рассказа по опорным вопросам, формировать личную оценку поступков героев. Развивать стремление совершать добрые поступки, применять на практике умение достойно себя вести. Воспитывать вежливость . | Комплексные занятия Стр. 291 Комплексные занятия Стр. 272 Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Л.А. Обухова Стр. 76 |
Охотники и звери | 1.Сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами» 2. Кто главный в лесу? | Продолжать развивать умение составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы. Развивать умение самостоятельно придумывать событие, предшествующее изображенному, а так же последующее. Продолжать знакомить с дикими животными и их повадками. Расширять представления об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления, условиях, необходимых для жизни. | Комплексные занятия Стр. 141 Комплексные занятия Стр. 349 |
Региональный компонент «Красная книга – сигнал опасности» «Байкал – жемчужина Сибири» | 1.Кто охраняет окружающую среду | Формировать понятие о том, как нужно беречь окружающую среду. Продолжать знакомить с Красной книгой и её значении для исчезающих видов животных и растений. Воспитание культуры поведения в природе. | Комплексные занятия Стр.187 |
Приложение
(Региональный компонент)
Конспект занятия познавательной деятельностью
Конспект занятия двигательной деятельностью
«Путешествие по сибирским просторам»
(подготовительная группа)
Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Закрепление представлений о животных сибирской тайги.
Задачи:
1. Упражнять в ходьбе по ограниченной площади с сохранением равновесия, в ползании по гимнастической скамейке на животе с подтягиванием с помощью рук.
2. Развивать ловкость, прыгучесть, координацию.
3. Формировать умение передавать движения лесных животных и умение работать в коллективе, помогать друг другу.
4. Приобщение к здоровому образу жизни, через хождение по закаливающим дорожкам (профилактика плоскостопия), развитие моторики рук (пальчиковая гимнастика), воздействие на мышцы спины (массаж), укрепление зрения (гимнастика для глаз).
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми , любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, видео фильмов о тайге; чтение художественной литературы
Оборудование: видео письмо, 2 конверта с ребусами, 2 корзины, шишки по количеству детей, дорожки со следами животных, «Фото» животных черно – белый вариант, 2 гимнастическая скамейка, «кочки», 2 «бревно», 2 дуги, музыкальное сопровождение, мультимедиа, презентация- гимнастика «Чьи следы» дорожки с для закаливания.
Ход:
1. Организационный момент
Инструктор: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло видео письмо «Здравствуйте ребята, меня зовут Мобуто ва Банга. Я живу в Африке у нас водятся разные животные вот например лев, жираф, гориллы и много других. Но я слышал что в Сибири много красивых мест одно из них - Тайга. У меня к вам огромная просьба вышлите мне фотографии животных, которые водятся в Тайге? Я буду вам очень благодарен. До скорых встреч».
Инструктор: Ребята, а что же такое тайга? Какие животные там водятся?
А что вы предложите в данной ситуации? Как нам быть? (ответы детей)
Дети, я вам предлагаю отправиться на фотоохоту в наш лес.
Как называется наш лес? (тайга). Мы с вами встретим сегодня зверей, обитающих в тайге. Тайга стала их домом, они приспособились здесь жить. Мы не будем охотиться за животными, будем наблюдать, фотографировать и любоваться ими. Интересно, кого же мы сможем увидеть в тайге?
2. Пальчиковая гимнастика
Шагаем мы в тайгу сейчас стучат кулаками один о другой
Наша охота будет класс!
Волки, лоси и лисицы, загибают поочерёдно пальцы вначале на левой руке
Медведи, белки и куницы. потом на правой
Там зайцы и бурундуки
Дятлы, совы, глухари
А в руке у нас ружьё, показать «ружьё», прицелиться
Фотографирует оно. изображают фотоаппарат – показывают руками большую
Сделаем вам фото, фотографию.
Вот охота, так охота! поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы
Инструктор: Равняйсь! Смирно! Напра – во раз, два! В обход по залу шагом марш, по тропинке вы шагайте, и фотографировать не забывайте?
3. Разминка «Хождение по разным дорожкам - для ног»
Инструктор: Перестроение в две колонны (для ору упражнений)
Ну и что много зверей видали, давайте попробуем их изобразить.
4. Общеразвивающие упражнения «Животных тайги»
«Белка»
И. п: стоя, руки опущены вдоль туловища, ноги вместе.
1руки в стороны, голову повернуть вправо; 2и. п; 3руки в стороны, голову повернуть влево; 4и. п. Повторить 3 раза.
«Лось»
И. п: стоя, ноги врозь, руки скрещены над головой «рога».
1наклон туловища направо; 2и. п; 3наклон туловища налево; 4-и. п. Повторить 4 раза.
«Кабан»
И.п: стоя, ноги на ширине плеч,руки на поясе.
1.наклон вперед, руками коснуться пола.2 вернуться в и.п.
«Ловкая куница»
И. п: стоя на четвереньках, ладони параллельно, голова опущена.
1поднять голову, вытянуть правую ногу назад; 2и. п; 3поднять голову, вытянуть левую ногу назад; 4и. п. Повторить 3 раза.
«Бобер»
И. п: лежа на животе, ноги вместе, руки вытянуты вперед, ладони сложены.
1-2поднять голову, руки вперед-вверх; 3-4и. п. Повторить 4 раза.
«Лиса»
И. п: стоя на четвереньках, ладони параллельно
1прогнуть спину, голову поднять вверх. 2 выгнуть спину, голову опустить.
«Заяц»
И. п: стоя, руки за спиной, ноги вместе.
10 подскоков на правой ноге, 10 подскоков на левой ноге, 10 подскоков на двух ногах с поворотом вокруг себя. Повторить 2 раза.
Инструктор: Ребята в тайге, во время нашей охоты, мы можем встретить разные препятствия: болота, ручьи, горы, пещеры. Поэтому нам с вами надо быть очень внимательными, ловкими, оказывать помощь друг другу.
- Впереди нас болото, которое нужно пройти, густой лес и поваленное бревно. Готовы преодолеть лесные трудности (ответы детей)
5. Основные виды движений
- ходьба по «кочкам»;
- ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками;
- перепрыгивание через бревно правым и левым боком.
(дети преодолевают трудности поточным способом )
Инструктор: Ой, ребята посмотрите, что я нашла по поваленным бревном. (корзинки, а в них шишки). Шишки все вы разбирайте и движения повторяйте
6. Массаж спины «Еловые шишки» стоя в колоннах
Поручила белке мать круговые движения шишкой по спине
Шишек к ужину набрать.
Та за шишками помчалась, движение шишкой вверх - вниз
Да с подружкой повстречалась.
Целый день они резвились, прижимать шишку в разных местах по спине
С треском с дерева свалились!
Отдышавшись еле, еле движение шишкой с одной лопатки на другую
Друг на друга поглядели...
«Жаль, - вздохнули шалунишки - ладошкой погладить спину
Несъедобны наши шишки!»
Воспитатель: Ребята так в корзинке еще, что- то есть (достает конверт, открывает, а там непонятное письмо). Как вы думаете, что это такое? (ответы детей). Давайте попробуем его разгадать. Нужно по первым буквам составить слова. (Ребятам дается немного времени на разгадывание ребуса, воспитатель контролирует одну группу, инструктор – другую).
Инструктор: Так что же у вас получилось за слово? (ответы детей)
Инструктор: Мы с вами поиграем в подвижную игру, связана она с нашим таежным животным – это хитрая, рыжая лиса,
7. Игра »Хитрая лиса».
Инструктор: Дети становятся в круг, ведущий ходит за кругом. Все говорят слова:
Мы по лесу все идем
И зверей узнаем.
Ну, скорее, раз, два, три:
Быстро зверя назови.
По окончании слов ведущий останавливается около ребенка, который должен назвать любого лесного зверя. Кто не смог назвать животное, выходит из игры.
Инструктор: Ну что пара нам выходить из леса. Осторожно, перед нами заколдованная тропа! Здесь совсем недавно побывали таёжные звери и оставили свои следы. Чтобы пройти по этой тропе нужно узнать, чьи следы на ней.
8. Игра « Назови, чьи следы?»
(Это заячьи следы. Это волчьи следы. Это медвежьи следы). А давайте проверим, правильно ли мы угадали следы. Внимание на экран.
9. Гимнастика для глаз «Чьи следы» с использованием ИКТ.
Воспитатель: Вот видите у вас, и глазки заблестели, а самого главного не заметили: Шустрая белочка утащила чье- то фоторужье и проявила нам снимки. Давайте посмотрим, что же там получилось? (открывают конверт, а там черно- белые фотографии) Ой ребята кажется, Белка чего-то напутала, как нам быть? (ответы детей)
Инструктор: Хорошо вот тогда вам адрес Мобуто ва Банга, как только вы все из раскрасите то отправите в Африку. Хорошо тогда в путь дорожку в детский сад обратно нас ждут уже в детском саду.
«Хождение по разным дорожкам»
Конспект занятия познавательной деятельностью
«Однажды в сибирском лесу»
(подготовительная группа)
Цель: обогащать представления детей о природе и природных зонах Сибири.
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Познакомить детей с растительным и животным миром Сибирского болота.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Закрепить знания детей о том, какую опасность несет в себе болото. Дать представления о правилах поведения на болоте.
2. Расширять представления детей об оздоровительной ценности природы для жизни человека.
Речевое развитие:
1. Формировать умение детей отвечать на заданные вопросы, последовательно излагая свои мысли.
2. Развивать связную монологическую речь, расширять представления детей о правилах речевого этикета.
3. Обогащать словарный запас новыми терминами и понятиями: болото, мох, ряска, морошка, клюквенный морс, хвощ, камыш.
Физическое развитие:
1. Совершенствовать умение перепрыгивать с кочки на кочку, сохраняя равновесие. Развивать слухомышечный аппарат.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, решение проблемных ситуаций, ситуативный разговор.
Формы работы с детьми: беседа, решение проблемных ситуаций, создание продукта детской деятельности – рисование по точкам.
Оборудование: аудиозапись со звуками лягушки, комара, жука, мультимедийная презентация с заданиями для детей, групповая комната оформлена в виде болота, клюквенный морс, стаканчики по количеству детей, заготовки рисунков по количеству детей.
Предварительная работа: Беседа с детьми на тему: «Болото в Сибирском лесу», «Флора и фауна болота», Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений М. Дружининой «На болоте», рассматривание иллюстраций: растения, животные болота, просмотр видеороликов «Жизнь болота»
Ход:
Воспитатель приветствует детей.
Педагогическая ситуация: звучит аудиозапись звуков лягушки, комаров и т.д.
Воспитатель: - Ребята, вы узнали эти звуки? (ответы детей).
- Где их можно услышать? (ответы детей).
- Какое у нас сейчас время года? (ответы детей).
- Зимой мы можем услышать такие звуки в лесу? (ответы детей).
- А в какое время года мы можем их слышать? (ответы детей).
- Ребята, я вас приглашаю в летнюю лесную школу, а где эта школа находиться, вы узнаете, отгадав загадку.
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто:
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги.
Ни проедешь, ни пройдешь –
Обойдешь сторонкой
И водички не попьешь
С синеватой пленкой.
Комаров огромный рой
Сыро даже в летний зной
Здесь земля мокра и тряска
И покрыта она ряской.
(на экране появляется болото).
Воспитатель: Как вы думаете, какую опасность таит в себе болото? (ответы детей)
-Ребята, а как себя надо вести, оказавшись около болота, или на болоте? (ответы детей, с опорой на запрещающие знаки которые появляются на экране).
Воспитатель: по болоту нельзя ехать, нельзя плыть, невозможно идти, как по тропинке. Поэтому в лесную школу мы будем пробираться по кочкам (дети движутся в игровой зоне, по кочкам. Дети выполняют движения согласно тексту).
Воспитатель:
Два прыжка и три хлопка
Один, два, один, два.
Три прыжка и два притопа
Мы идем, идем гуськом
По болоту босиком.
Цаплей постоим немножко
На одной на левой ножке.
Цаплей постоим немножко
На одной на правой ножке.
Воспитатель: вот мы с вами и в сибирском лесу у болота, а встречает нас здесь - на экране появляется Василиса премудрая в своей лесной школе. - Из какой она сказки? (ответы детей), что с ней случилось?
Василиса: здравствуйте ребята, очень рада встрече с вами, скучно мне тут одной с лягушками да комарами. А вам я приготовила задания, готовы выполнить их? (ответы детей)
Звучит звонок 1 задание: прочитайте зашифрованные слова
(задание появляется на экране). Прочитайте слова по слогам.
Воспитатель: предлагаю отдохнуть
Динамическая пауза «На болоте есть тростник»
На болоте есть тростник - руки вверх, качают вправо, влево
В тростнике живет кулик - руки на пояс, стоя на одной ноге
Кулику всегда охота - стоя на двух ногах, руки на поясе
Похвалить свое болото - развести руки в стороны
А тростник качается - руки вверх, качают вправо, влево
Словно соглашается! – руки вниз, кивают головой.
Звучит звонок 2 задание:
Василиса: Найди лишнее? (на экране появляется растения – 1 слайд - камыш, водокрас, рогоз, ландыш, тростник; 2 слайд - клюква, морошка, малина; 3 слайд - бобр, цапля, кулик, лиса, лягушка, ящерица, гадюка), (ответы детей, на экране исчезают лишние растения)
Звучит звонок 3 задание:
Василиса: какая ягода растет на болоте? (ответы детей)
- Ребята, а для каких целей люди собирают клюкву? (ответы детей)
- А чем она полезна? (ответы детей)
Василиса: за ваши старания я вас угощаю клюквенным морсом, будьте здоровы, не болейте.
Дети пьют морс, благодарят Василису. Василиса прощается с детьми.
Воспитатель: Вот и подошло время возвращаться в детский сад. Каким путем мы пойдем? (ответы детей) Правильно – по кочкам.
Два прыжка и три хлопка
Один, два, один, два.
Три прыжка и два притопа
Мы идем, идем гуськом
По болоту босиком.
Цаплей постоим немножко
На одной на левой ножке.
Цаплей постоим немножко
На одной на правой ножке.
Воспитатель: вот мы и вернулись в детский сад. О том, где мы были и кого видели, покажем, соединив рисунки по точкам. Дети садятся за столы и выполняют задание.
«История возникновения города Братска»
(подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей с историей возникновения родного города, его достопримечательностями.
Задачи:
Образовательные:
- 1. Обогащение и расширение представления детей о родном городе: об истории его возникновения, основными достопримечательностями.
- 2. Обогащение словарного запаса детей: первостроители, палаточный город, Сибирь, острог, гидроэлектростанция.
- 3. Закрепление умения ориентироваться на плане микрорайона.
- Развивающие:
- 1. Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности: изобразительной, конструктивной.
- 2. Развитие познавательного интереса к родному городу в разных видах деятельности: художественной, музыкальной, продуктивной.
- 3. Развивать осознанное восприятие художественных произведений (музыки, поэтического слова и др.)
Воспитательные:
- 1. Воспитание самостоятельности, инициативности, доброжелательных отношений в группе сверстников.
- 2. Вызвать чувство гордости за свой город, за людей создавших его.
- 3. Воспитание интереса к творчеству братских поэтов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток о Братске, экскурсия в Ангарскую деревню, прослушивание музыкальных произведений.
Виды детской деятельности: (коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкальная).
Оборудование: карта Иркутской области, картины, слайды о Братске, стихи, фильм «строительство Братска», план - карта микрорайона, листы бумаги, краски, пластилин, магнитный конструктор.
Ход: Рассматривание карты Иркутской области. Нахождение на карте реки Ангары и города Братска.
Раньше 58 лет назад, где сейчас мы с вами живем, был лес, густая тайга. (музыка)
- Рассказ воспитателя об основании Братского острога в 1631 году казаками, строительстве ГЭС в 1954 году.
Застучали топоры
У порога Ангары,
И отряд в краю чудес Стал рубить на стройку лес.
Жили мирно здесь буряты,
Казаки их звали «браты».
Видно, стойбищем бурятским
И село назвали Братским.
Было это в нашем царстве
Да в Сибирском государстве,
Ангариды древний рай - Братский этот звали край.
(Вспомнить с детьми экскурсию в Ангарскую деревню, поделиться своими впечатлениями). Острог - это памятник истории. Построен только топором, без пилы и гвоздей, из лиственниц в 1654 году.
В 1954 - прибытие Ивана Наймушина, (палаточный город, строительство ГЭС не прекращалось ни днем, ни ночью. Ни лютые морозы зимой, ни мошка и гнус летом - ничего не останавливало строителей разных национальностей возводить город на Ангаре). Образование Братского моря.
- Просмотр кадров из фильма «Строительство Братска» (перекрытие Ангары)
- Ритмическая игра с музыкальными палочками «Строим город»
Так начинал строиться наш город. Предлагаю вам побыть в роли строителей.
- Чтение стихов о Братске
Сосны прямые, дебри густые, Башня острога темнеет в дали, Братск мой любимый, люди простые Трудом и заботой тебя возвели...
- Рассматривание фотовыставки: Братск - один из самых молодых городов России. Давайте посмотрим какой он стал (стенд с фотографиями города).
Рассказы детей из личного опыта «Путешествие по городу».
Вы узнаете эти места? Расскажите о них.
- Рассматривание герба. В Братске много улиц названных именами людей, которые прославили нашу родину, есть аэропорт, вокзал, театры. Есть у Братска и свой герб. Что это такое? (Ответы детей)
Рассказ воспитателя: Герб это знак. В старые времена гербы были у воинов, богатых семей, городов и стран. На гербе старались изобразить что - то очень важное для города, страны. Если на гербе изображали рыбу, значит этот народ занимался рыболовством.
Все гербы имеют форму щита. Щит мог быть круглым, овальным, квадратным с закругленными углами. Сейчас все города и страны имеют свои гербы. Герб нашего города появился в 1980 году 17 января. Он разбит на три вертикальные полосы: левое поле красного цвета- символизирует молодой. Растущий город. Правое - зеленое - море тайги, основное богатство края. Средняя - синяя - гидроэнергетические ресурсы Ангары, а четыре волнистые белые полосы на ней подчеркивают стремительность воды этой могучей реки. Внизу в левом углу - промышленность (алюминий и целлюлоза). А справа изображена реликвия города - Башня Братского острога 1654 года. В середине стилизованное колесо гидротурбины в ореоле солнца - символ не иссекаемой энергии.
Вот как много можно узнать, посмотрев внимательно на герб.
Двигательная импровизация с лентами и платками. Музыка А. Пахмутовой «На Ангаре»
Предлагаю вам изобразить движениями стремительные воды нашей красавицы реки Ангары.
- Изготовление поделок из разных материалов. Каким большим стал наш город! Он растет и ширится, в нем много микрорайонов (назвать при рассматривании карты - схемы города), отметить на карте микрорайона фишкой дома, в которых они живут.
- Куда вы любите ходить отдыхать с родителями? Какой музей у нас есть в Падуне?
- В Падуне создан музей об истории строительства Братской ГЭС. Там есть залы о Братске острожном и палаточный Братск.
- А сейчас я предлагаю вам создать свой мини- музей о Братске своими руками.
- 1 компания: рисование - улицы города.
- 2 компания - лепка Братского острога
- 3 компания - конструирование на фланелеграфе: театр, вокзал, школа... Дети работают под музыку «Таежный вальс» в исполнении В. Толкуновой. Совместное оформление музея.
Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельностью «Путешествие с листом бумаги»
(подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с трудом Братчан, задействованных в процессе изготовления бумаги.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать представления о труде людей, занятых заготовкой древесины.
2. Познакомить с некоторыми видами лесозаготовительной техники и выполняемыми ей трудовыми операциями.
3. Познакомить детей с процессом изготовления целлюлозы на Братском лесопромышленном комплексе.
4. Дать представление о том, что это очень трудоемкий процесс и в нем задействовано очень много рабочих.
5. Рабочие управляют высокотехнологичным оборудованием и поэтому должны учиться в специальных учебных заведениях.
Развивающие:
1. Развивать речь детей. Ввести в активный словарь детей слова, обозначающие лесозаготовительную технику: форвардер, харвестером, лесовоз.
2. Развивать мышление, умение выстраивать сериационный ряд, отражающий процесс изготовления бумаги;
3. Развивать умение действовать в воображаемой ситуации в психоэтюдах, трениногвых играх;
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к труду взрослых;
2. Воспитывать бережное, рациональное отношение к бумаге.
Ход:
Организационный момент:
В группе появляется компас - знак путешествия. Воспитатель на него обращает внимание детей.
-Ребята, посмотрите, у нас в группе снова появился компас. Кто - то приглашает нас отправиться в путешествие. Давайте посмотрим, кто это и куда он нас приглашает.
- Посмотрите, здесь письмо от нашего компьютерного друга - профессора Всезнайкина. Он послал нам загадку.
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадывайтесь сами!
- Действительно, это бумага. Давайте походим по нашей группе и поищем бумагу.
Дети ходят по группе, отыскивают предметы, сделанные из бумаги, отмечают их фишками . Затем возвращаются к воспитателю и садятся в круг.
Социоигровой прием «Волшебная палочка» - дети передают палочку по кругу и называют предметы из бумаги, которые они нашли в группе.
Воспитатель: Правильно. А знаете ли вы, как этот лист к нам попал? (ответы детей)
Воспитатель: Тоже верно. А вы хотели бы проделать весь путь бумажного листа? Да! Тогда отправляемся в путь.
Воспитатель: Представьте, что где-то растет дерево. На этом дереве созрело много семян.
Однажды налетел ветер, сорвал эти семена и понес их по небу. Нам тоже нужно лететь за ними в след, но как это сделать, что нам может помочь. Давайте отправимся вслед за семенами на воздушных шарах.
Упражнение на дыхание «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Ход игры: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. (повторяем 5 раз).
Ветер принес семена дерева на поляну. Здесь они закрепились в почве и проросли.
Психоэтюд «Семечко - дерево»
- Давайте превратимся в маленькие семечки. Для этого нужно присесть, сжаться в комочек, опустить голову и обхватить её руками. Наступила весна. Дождик полил наши семена. Пригрело ясное солнышко и семена начали прорастать. (Дети потихоньку поднимаются). У него появляются веточки, они тянутся к солнышку. (Поднимают руки вверх). На веточках набухают почки. Под воздействием тепла почки лопаются и появляются зеленые листочки. (Резко разжимают кулачки). Листочки шелестят на ветру (дети шевелят пальчиками).
Работа в центре науки и природы
- Прошло много лет. На берегу реки вырос лес. (Показ видеоклипа). Посмотрите, какой красивый лес. Но он слишком густой. Многие деревья в нем стали даже старые. А как можно определить возраст дерева? Правильно по его толщине, по кольцам на срезе. Профессор Всезнайкин приготовил нам спилы деревьев. Они находится в центре «Науки и природы». Давайте определим, от какого они дерева и сколько лет было этому дереву.
Дети делятся на 4 компании по числу спилов. Каждая компания должна определить какому дереву он принадлежит и сколько ему лет. Выполнив задание компании возвращаются в круг и рассказывают о своих исследованиях.
Упражнение «Лесозаготовительная техника»
- И так в лес приехали люди и решили его проредить. В лес привезли разную технику. Одни машины пилили деревья, другие обрезали ветки, третьи грузили в кузов и отвозили на станции.
Давайте разберемся, что это за техника и кто на ней работает. (Воспитатель от имени профессора рассказывает, на слайдах появляется изображение техники: фото или видео)
-Харвестер предназначен для валки деревьев, обрезки сучьев и раскряжевки на бревна заданной длины.
Водителю, который управляет харвастером надо быть очень внимательным и осторожным, чтобы срезая старое дерево не повредить молодые деревца.
Слухомышечная игра «Водители и хорвастеры»
Проводится в полной тишине. Дети стоят парами: один впереди (хорвастер). Другой сзади - водитель – держит руками стоящего впереди руки за локти снизу. У автомобиля руки - это «бампер» - полукругом перед грудью. По сигналу двигаются пары в рассыпную, между «деревьями» (кеглями), старясь не сбить их. Ведет «водитель». У того, кто впереди - глаза закрыты. Он полностью доверяет ведущему. Затем пары меняются.
Рефлексия: кем понравилось быть больше: водителем или хорвастером? Почему? Видите, как трудно водителю хорвастера двигаться по лесу так, что бы не повредить молодые деревца.
Форвардер собирает обработанные харвестером бревна, грузит на свою тележку и отвозит к месту складирования, где может производить сортировку, или к лесовозным дорогам, где грузит их на лесовозы. Это большие машины, например Камазы, предназначенные для перевозки бревен.
Игра - соревнование «Погрузи лесовоз»
Давайте поиграем с вами в игру «Погрузи лесовоз». Для этого нам надо разбиться на две команды. Капитан - это форвардер, который будет перевозить бревна на лесовозы. За один раз можно перевезти не больше двух бревен. (Капитан захватывает игроков обручем и перемещает их на условленное место).
- И так, лесовозы загружены и отправляются на завод, где из них будут делать бумагу. Кто знает, как называется этот завод? Верно, это Братский лесопромышленный комплекс или БЛПК.
Виртуальная экскурсия по БЛПК
Это очень вредное производство. Поэтому прежде чем зайти в помещение нам нужно одеть средства защиты. Одеваем комбинезоны, каски. (Имитация действий) Готовы? Проходим.
Профессор Всезнайкин рассказывает детям о процессе изготовления бумаги:
Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы.
(Рассматривание иллюстраций цехов фабрики)
-Мы оказались в первом цеху. Здесь специальные машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Кору также измельчают в щепки. Ребята посмотрите на спилы. Видите, середина у них чистая из неё получается более качественная бумага та, которая идет на производство книг, тетрадей и ваших раскрасок, например. А из коры делают картон, газеты. После переработки получаются вот такие опилки.
- В следующем цеху опилки смешивают с водой и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту. Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей.
-Затем на специальной перерабатывающей машине бумажное сырьё измельчают и добавляют дополнительные вещества. Например, клеи - их присутствие в бумаге отталкивает влагу. Или смолы - благодаря им, чернила на бумаге не растекаются.
- После этого бумагу окрашивают в смесителе, куда добавляют красители или пигменты, - например, мел, он делает бумагу белой и непрозрачной.
- Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину. Эта сетка натянута на два вала, и все время вращается, перенося бумажную кашицу вперед. По мере продвижения бумажной массы по ленточному конвейеру часть содержащейся в ней воды вытекает через ячеистые отверстия, и бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя так называемую целлюлозу. Это основа для изготовления бумаги. (Рассматривание образцов целлюлозы).
- На БЛПК изготавливают только целлюлозу. Потом её отправляют на заводы в другие города, где из нее делают настоящую бумагу.
- Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют.
-В конце сеточного участка еще сырое бумажное полотно перемещается к так называемым валикам-утюгам. Там бумажное полотно механически обезвоживается и еще больше уплотняется.
- Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.
- Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы.
Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.
- Спасибо профессору Всезнайкину за замечательный рассказ и не менее замечательное путешествие по Братскому лесопромышленному комплексу. -
Мы даже немного устали. Давайте немного отдохнем и сделаем разминку.
Двигательная разминка
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево - вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Ребята, вы обратили внимание, сколько людей работает в лесу и на заводе, чтобы сделать для нас бумагу. Сколько деревьев надо спилить, чтобы сделать один лист бумаги. Поэтому бумагу надо беречь, использовать её рационально.
Работа в творческой мастерской
- А теперь я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. Сегодня я хочу познакомить вас с техникой изготовления поделок из бумаги, бывшей в употреблении. Посмотрите, я приготовила бумажную массу из салфеток почти такая же, как жидкая целлюлоза, которую делают на БЛПК. Для этого я салфетки размочила в воде и добавила в неё клей. Мы с вами сделаем из неё заготовки для матрешек в технике папье-маше
(Дети делают заготовку и оставляют её сушиться, что бы украсить на следующем занятии)
Конспект занятия познавательно - речевой деятельностью
«Доброго пути»
Ознакомление с железнодорожным транспортом города Братска
(подготовительная группа)
Цель: закрепить у детей знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе, развивать интерес к железной дороге.
Задачи:
Развивающие:
1. Формировать умение пользоваться нетрадиционными средствами изображения.
2. Развивать у детей отдельные психологические функции: память, внимание, мышление.
3. Активизировать словарь дошкольников: локомотив, цистерна, путеец.
Образовательные:
1. Систематизировать знания детей о железнодорожном транспорте, профессиях, объектах.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.
2. Подвести к выводу, что работа железнодорожника очень интересная и нужная.
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, изобразительная, двигательная.
Оборудование: эмблема локомотива, рупор, билеты с номерами и загадками, игрушечная железная дорога, иллюстрации вагонов и локомотивов, схема внутренних помещений вокзала, фотографии вокзала.
Предварительная работа: чтение рассказов стихов на железнодорожную тематику; экскурсия на вокзал; сюжетно-ролевые игры; рассматривание открыток, иллюстраций.
Ход:
Организационный момент: Приветствие.
Давайте порадуемся
Солнцу и птицам.
Давайте порадуемся
Улыбчивым лицам.
Доброе утро скажем друзьям (доброе утро)
Доброе утро скажем гостям (доброе утро)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я не успела посмотреть городские новости. А хотелось бы знать, что нового у нас произошло в городе. Хотите вместе посмотрим?
(включает компьютер, кто-нибудь из сотрудников выступает диктором)
1. Новость дня.
Уважаемые братчане! В канун Нового года наши строители преподнесли городу подарок - это новый вокзал. Посмотрите, как он выглядит.
2. Беседа о вокзале
Воспитатель: Ребята, вам нравится новый вокзал? Чем он вам понравился? (Большой, красивый, сделан из современных материалов)
А для чего нужен вокзал? (Чтобы поезд подождать, купить билет, узнать расписание поездов, поесть).
Скажите вокзал, который находится возле железнодорожного пути как
называется? (Железнодорожный).
Давайте расскажем, что находится внутри вокзала (дети работают с планом вокзала, каждое помещение на плане помечено значком и дети по нему могут догадаться, что это зал ожидания, кассы, буфет, камера хранения).
3. Игра для развития общей моторики
А сейчас вы будете вагончики ,а я паровозом.
-Ту-ту-ту! Откройте путь! (стоя в кругу, выполняют приседание)
-Поезд я ни кто-нибудь.
-Все вагоны встали в ряд (приседание с поворотом)
-С паровозом говорят (поворачиваются друг за другом)
-Тук -тук- тук !Тук -тук-тук! (руками имитируют движения колёс)
Паровоз наш верный друг!
Чу-чу-чу, ка- чу-чу (продолжая движения руками идут по кругу)
Все вагоны покачу!
Поглядите вот перрон.
Эй, ребята все в вагон!
Правила безопасности на железной дороге.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто-то потерял свою шляпу. Как вы думаете , кто это может быть?
Вбегает Шапокляк со словами.
-Эй не трусь ! Скорей за мной! Через рельсы по прямой! Здесь гораздо путь короче. Поезд близко? Перескочим!
Воспитатель: Постой, постой, Шапокляк. Это ты потеряла шляпу?
Шапокляк: Ага, я. Люблю покататься на крыше поездов.
Воспитатель: Ребята, скажите вам нравится развлечение Шапокляк?
Ребята, объясните как надо переходить железную дорогу. (по пешеходному переходу, тоннелю, мосту)
Шапокляк: Ну и ладно.
А мои знакомые дворняжки
Разыгрались в догоняшки.
Позабыв про электричку,
Догоняет брат сестричку.
Рассердился очень папа
И детей отшлёпал лапой.
Воспитатель: Можно ли играть около железной дороги или на платформе (на площадке и во дворе можно)
Шапокляк:
А вчера смотрю:
На перроне теснотища,
Дочку Таню мама ищет.
Где же милая Танюшка,
Непослушная девчушка?
Воспитатель: Ребята, почему так произошло? (На вокзале надо держаться за руку взрослого). Уважаемая Шапокляк, лучше поиграй в игру с ребятами, надо пройтись паровозиком, используя разные виды соединений (за одежду, пояс, локти, под песню «Вот поезд наш едет»).
Шапокляк:
Пойду Гену с Чебурашкой научу правилам поведения на железной дороге.
(дети прощаются с Шапокляк)
Воспитатель: Отгадайте загадку
Полотно, а не дорожка
Конь не конь-сороконожка,
По дорожке той ползёт
Весь огромный пароход (железная дорога и поезд).
Убирается покрывало под ним игрушечная железная дорога, поезд заводится.
Ребята, вы засмотрелись на поезд и нарушили ещё одно правило поведения на дороге, скажите какое. (Заступили за полосу опасности). Что может произойти, если нарушишь это правило? (Можно упасть под поезд). Скажите, ребята, что помогает двигаться этому поезду? (электричество). Значит этот локомотив как называется? (электровоз). А ещё какие вы знаете локомотивы? (паровоз, тепловоз).
4. Игра «Составители поездов»
Давайте поможем железнодорожникам и составим поезда. Как называются рабочие, которые составляют поезда? (составители). Подойдите к мольберту, здесь два локомотива электровоз и тепловоз. Вам надо подобрать вагоны, электровозу - пассажирские вагоны, тепловозу — грузовые.
Молодцы какие поезда у вас получились? (пассажирский и грузовой)
5. Игровое упражнение «Железнодорожная касса»
Воспитатель говорит в рупор.
- Внимание, внимание! На станцию «Падунские пороги» прибыл скорый поезд следующий до станции «Радужные фантазии». Ребята, вам хочется прокатиться на поезде? Тогда в кассе приобретите билеты, но не за деньги, а за отгадки:
-Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоз-сестричка
Кто это? (электричка)
-Железные избушки
Прицеплены друг к дружке
Одна из них с трубой
Везёт всех за собой (поезд)
-Мы и выносливы и закалены,
Мы решительны и тверды,
Исправляем поломки на рельсах,
Чтоб в поездках не вышло беды (путейцы)
-Кто ведёт локомотив,
Сигналов слушая мотив,
Кто пропускает поезда,
И знает всё кому куда (машинист)
-Хозяйка в доме на колёсах, Я всегда вас чаем напою,
День и ночь тружусь не уставая, Назови профессию мою (проводница)
6. Правила наши простые, правила наши — такие.
Воспитатель. Уважаемые пассажиры! По пути следования поезда давайте повторим правила поведения в поезде, а поможет нам волшебный экран (на слайдах изображения знаков). Молодцы , вы хорошо знаете правила . Это: не кричать, не сорит, не высовываться из окна, не бегать по вагону, при движении по вагону держаться за поручни , без надобности не срывать стоп-кран.
7. Самомассаж шариками Су-джок.
Воспитатель. За время пути вы устали, предлагаю сделать массаж с помощью шариков Су-джок. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю, Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
8.Станция «Радужные фантазии»
Воспитатель. Уважаемые пассажиры, наш поезд прибыл на станцию «Радужные фантазии» Ребята, когда вы ехали в поезде , то вашему взгляду представился прекрасный зимний пейзаж за окном. А чем можно нарисовать снег? А сегодня мы нарисуем его пеной для бритья. Для этого сожмём целлофан в комочек, обмакнём в пену и покроем ею картину ,которую мы предварительно с вами нарисовали. Эту картину мы подарим для украшения интерьера нашего нового вокзала.
9.Рефлексия.
Воспитатель. Вы сегодня, ребята, все очень хорошо потрудились. Что вам сегодня понравилось, запомнилось? (каждому прикрепляется значок железнодорожника)
Дети и воспитатель желают доброго пути всем присутствующим.
Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельностью
«Транспорт Братска»
(старший возраст)
Цель: укрепление здоровья воспитанников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе ознакомление детей с транспортными предприятиями Братска.
Задачи:
1. Закрепить представления детей о разных видах транспорта, которые есть в нашем городе: городской (автобусы, троллейбусы, такси), железнодорожный, воздушный, водный.
2. Расширить представление о профессиях людей, управляющих этими транспортными средствами и присущими им транспортными средствами.
3. Познакомить с городскими транспортными предприятиями: БАХ , автостанция троллейбусное депо аэропорт, железнодорожный вокзал, речной вокзал.
4. Дать представления о труде людей на этих предприятиях (диспетчерская служба, ремонтные мастерские, билетные кассы).
5. Создать условия для укрепления здоровья детей средствами здоровьесберегающих технологий.
6. Воспитывать уважение к труду взрослых, понимание его сложности и необходимости обладать такими качествами, как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость
Оборудование: картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками; аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом; мячи для игры «Погрузка поезда»; салфетки-паруса для дыхательной гимнастики.
Предварительная работа: наблюдение за транспортом; рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт»; раскрашивание силуэтных картинок с изображением транспортных средств; беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.
Ход:
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет, чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.
Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам в нашем городе добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.
Дидактическая игра «Все профессии важны»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд
- Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?
(Ответы детей).
Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро.
А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).
Игра на развитие произвольного внимания: «На земле, в небесах и нам море».
Воспитатель показывает детям картинку с изображением транспортного средства, дети выполняют соответствующие движения. Воздушный транспорт - руки в стороны, наземный - топают ногами, водный - изображают «волны» руками.
Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? А если мы захотим отправится в путешествие, то где мы можем найти нужный нам вид транспорта? Давайте попробуем в это разобраться.
(Ответы детей).
Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»
Дети выбирают себе картинку с изображением какого-либо транспортного средства и должны положить, на общее игровое поле с изображением транспортных предприятий: автотранспортное предприятие, троллейбусное депо, железнодорожный вокзал, аэропорт, речной порт. Дети раскладывают картинки и объясняют свой выбор.
- Как выдумаете, а у нас в Братске есть такие предприятия? Конечно, есть. И мы с вами сейчас на них побываем. А поможет нам в этом наш компьютер и волшебный экран. Он будет загадывать загадки, а если вы их отгадаете, он покажет вам правильный ответ.
Игровой комплекс «Загадки - отгадки»:
1 загадка
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - … (шофер).
Да, это шофер или, как еще его называют, водитель. Какими видами транспорта управляет шофер? (автобус, такси, грузовой автомобиль).
На экране появляется фотография Братского автотранспортного предприятия. Дети рассматривают её, называют виды транспорта, которые в нем находятся, его назначение.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь?
Социоигровой прием с «волшебной палочкой».
Дети передают палочку по кругу и перечисляют качества, которыми должен обладать хороший шофер.
(Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).
- Давайте проверим, можете ли вы быть хорошими шоферами.
Слухомышечная игра «Водители и автомобили»
Проводится в полной тишине. Дети стоят парами: один впереди (автомобиль). Другой сзади - шофер – держит руками стоящего впереди руки за локти снизу. У автомобиля руки - это «бампер» - полукругом перед грудью. По сигналу двигаются пары в рассыпную по залу ведет «шофер». У того, кто впереди - глаза закрыты. Он полностью доверяет ведущему. Затем пары меняются.
Рефлексия: кем понравилось быть больше: шофером или автомобилем? Почему?
2 загадка
Что за странная машина?
Есть салон, рога и шины.
Не автобус, не трамвай!
Эй, прохожий, не зевай,
Разгадай скорее ребус:
Это новенький ... Троллейбус
На экране фотография Братского троллейбусного депо.
Воспитатель обращает внимание, что троллейбусу для того чтобы ехать, нужен электрический ток.
- Сегодня троллейбусы не смогли выйти на линию, так была сильная буря и произошел обрыв проводов. Необходимо срочно восстановить их.
Игра - эстафета:
Дети делятся на две команды. По команде, игроки выстраиваются в шеренги, ноги шире плеч, руки вверху соединяют хватом ладоней. У первого нагрудник с изображением Братской ГЭС, у последнего - с троллейбусом. Капитаны протягивают нить (провод) через руки игроков, доводят нить от картинки с троллейбусом. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
3 загадка
По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке.
(В. Стручков)
На экране появляется фотография вокзала «Падунские пороги»
- Что это? Для чего он нужен?
Виртуальная экскурсия по вокзалу: зал ожидания, билетные кассы, комнаты отдыха и т.п.
Какие виды поездов прибывают на станцию? (пассажирский, грузовой, почтово - багажный, электропоезд). А сейчас на станцию прибыл грузовой поезд.
Динамическая пауза «Поезд с грузом»
Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.
- Отправляемся дальше.
4 загадка
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет ... (Корабль)
На экране фотография Братского речного порта.
Воспитатель обращает внимание детей на корабли, стоящие у причала, дети рассматривают их и сравнивают. Воспитатель предлагает на одном из них отправиться в виртуальное путешествие по Ангаре.
Слайд - шоу «Прогулка по Ангаре»:
- Представьте себе, что мы сели на один из кораблей и отправились на прогулку по Ангаре.
Дети садятся на подушечки, выложенные в виде корабля и смотрят слайд - шоу «Приангарье» (Фотографии с видами леса, животных, красивых берегов).
На последнем слайде появляются парусники. Воспитатель читает стихотворение
Перекрыли Ангару бурливую,
Чудо ГЭС над нею возвели.
Море Братское за ней раскинулось
и плывут по морю корабли.
Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»
Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.
Музыкальная подвижная игра с парусом «Братское море».
Детям раздаются шелковые платочки 30 см. х 30 см. Когда звучит спокойная музыка, дети легко двигаются по залу, подняв парус-»платочек» вверх. Если музыка громкая, тревожная - дети двигаются быстро, «парус клонится из стоны в сторону. Если музыка очень тихая, медленная - на «море штиль», дети - «парусники», останавливаются, паруса опускаются
- Как хорошо на Братском море, но компьютер завет нас дальше.
5 загадка
Для него родимый дом –
Это наш аэродром.
Он проделал долгий путь,
Чтоб немного отдохнуть.
А когда он отдохнёт,
Вновь отправится в полёт.
(Самолёт)
На экране слайды с изображением Братского аэропорта.
- Что это за здание? (аэропорт). Как называется место, куда приземляются самолеты? (аэродром, взлетное поле, взлетная полоса). Как называют лестницу, по которой люди поднимаются на борт самолета? (трап). Кто управляет полетами с земли? (Диспетчер).
- Диспетчер должен быть очень внимательным и ответственным: внимательно следить за экраном на пульте управления, отдавать указания пилотам, чтобы самолеты не столкнулись в воздухе, правильно приземлились и никто не пострадал. Для этого у него должно быть очень хорошее зрение.
Офтальмотренаж (упражнение для зрения) «Куда летит самолет»:
На экране лист бумаги в клеточку. На нем одна черная точка - это самолет. Точка двигается по листу в разных направлениях: вправо, влево, вверх, вниз, по кругу, по спирали, зигзагом и т.п. Дети следят за ним глазами.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Напоследок компьютер подготовил нам еще одно интересное задание, чтобы вспомнить с какими видами транспорта мы с вами сегодня познакомились. Если мы его выполним, то получим билеты для следующего нашего путешествия.
Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»
По очереди включается запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.
Дети выполняют задание и получают билеты для путешествия на Байкал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год.
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год....
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год....
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год....
Перспективное планирование по разделу "Развитие речи" подготовительная группа по программе "Детство"
Перспективное планирование по разделу "Развитие речи" подготовительная группа по программе "Детство"...
перспективное планирование по речевому развитию в подготовительной группе
Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной группе по лексическим темам....
Перспективное планирование по речевому развитию в подготовительной группе.
Перспективное планирование по развитию речи (подготовительная группа)...
перспективное планирование по познавательному развитию в подготовительной группе
познавательное развитие детей на занятиях и в совместной деятельности...