Развивающее общение с детьми в партнерской деятельности
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тимофеева Татьяна Валентиновна

Формирование коммуникативной культуры, умение общаться – цель речевого воспитания, необходимая предпосылка к школьному обучению.

Коммуникативная компетенция развивается в процессе обогащения коммуникативно-деятельностного опыта, в играх с парным взаимодействием и разнообразных видах деятельности кооперативного типа (изобразительная, музыкальная, конструктивная и т.п.), опосредованных знаками языка. Наиболее удачные и эффективные игры и упражнения, направленные на речевое воспитание детей, во взаимосвязи с самодеятельной игрой и другими видами деятельности по выбору называются "сценариями активизирующего общения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающее общение с детьми в партнерской деятельности

Коммуникация – речевое общение – особая образовательная область программы развития дошкольника. Коммуникативная функция – основная функция речи, ее развитие имеет самостоятельные задачи, связанные с освоением языка, форм речи (диалога, монолога) и способов налаживания личностных отношений, речевого взаимодействия в разных ситуациях общения. Формирование коммуникативной культуры, умение общаться – цель речевого воспитания, необходимая предпосылка к школьному обучению.

Основной, наиболее естественной формой общения считается диалог. В диалоге и в общении, включенном в разнообразные виды деятельности, обогащается словарь, развиваются звуковая и смысловая стороны слова, осваивается грамматический строй речи, составляются развернутые высказывания-тексты, налаживается взаимодействие (обмен мыслями, чувствами, деятельностью).

Коммуникативная компетенция развивается в процессе обогащения коммуникативно-деятельностного опыта, в играх с парным взаимодействием и разнообразных видах деятельности кооперативного типа (изобразительная, музыкальная, конструктивная и т.п.), опосредованных знаками языка. Игра – основной вид деятельности дошкольника. Выделяются организованные взрослым речевые игры (дидактические, сюжетно-дидактические, театрализованные, игры-драматизации, инсценировки) и самодеятельные игры по инициативе детей (сюжетно-ролевые, игры-фантазирования, режиссерские, игры с правилами).

Организованные игры и другие виды речевой деятельности (беседа, рассказывание, сочинительство) позволяют целенаправленно развивать языковую способность, осуществлять интеграцию языковых, познавательных эстетических задач. В самодеятельных играх саморазвивается языковая способность, формируется детское игровое сообщество, осуществляется социализация.

Программа «Истоки» предлагает сценарии развивающего общения, в которых описаны наиболее удачные и эффективные игры и упражнения, направленные на речевое воспитание детей, во взаимосвязи с самодеятельной игрой и другими видами деятельности по выбору. Воспитатель может отобрать то, что в наибольшей степени соответствует конкретным условиям и особенностям детей.

Задача педагога – воспитание личности, способной к диалогу, саморазвитию, уверенной в себе и уважающей своего собеседника – ребенка или взрослого.

«Активизирующее, развивающее общение» подчеркивает не учебный тип взаимодействия педагога с детьми, а диалогический характер совместной деятельности детей с педагогом и друг с другом. Организованной формой обучения при этом выступают игра и общение как совместная партнерская деятельность.

Общение как организованная деятельность планируется взрослым, происходит в определенное время, имеет четкие цели и задачи. Это вытекает из необходимости достижения всеми детьми результатов, заданных программой. Но при этом используются не дисциплинарные средства привлечения и удерживания внимания (игрушки, элементы ряжения, световые и звуковые эффекты: свеча, фонарик, музыкальное сопровождение, сюрпризы, «колдовство» и др.). Дети свободно сидят полукругом. Предусматриваются ситуации для свободных разговоров сверстников, например: совместное рассматривание картинок, предметов, передача их соседу; перемещение детей по группе в разнообразных пластических этюдах, воображаемых ситуациях; выполнение условных действий (перекидывание друг другу мяча), выбор партнеров для игры с парным взаимодействием. Дети свободно высказываются, рассуждают, фантазируют, задают вопросы. Все направлено на то, чтобы поддержать инициативу ребенка. Взрослый выступает как партнер, зачинщик, организатор, помощник в интересных играх, желанный собеседник. Но все-таки это деятельность, организуемая и направляемая взрослым.

Тематика самодеятельных игр не планируется. Игры не нагружаются дидактическими задачами и не организуются взрослым. Педагог оказывает воздействие на самодеятельную игру, прежде всего выделяя время и место для них, обогащая развивающую предметную среду, а также через принятие на себя роли по приглашению детей. Это сфера свободного выбора, инициативы детей и саморазвития коммуникативной личности.

Важную сферу коммуникативного развития составляет внеситуативное общение детей со взрослым на познавательные темы и из личного опыта. Дети делятся с воспитателем своими секретами, радостями, новостями, приключениями. А часто приносят ему свои игрушки, подарки, сладости, обнимают, держат за руку. Речевое и эмоциональное общение, физические контакты и невербальная коммуникация тесно переплетаются, создавая атмосферу доверия, уважительного дружеского отношения, создавая условия для развития коммуникативной личности.

Содержание коммуникативной деятельности и игр дети черпают из разнообразных источников: жизни в семье, впечатлений от прогулок, экскурсий, путешествий, знаний, полученных в процессе усвоения программных задач из всех образовательных областей. Интеграция образовательного содержания – важное условие развития детских игр и общения.

Игры и упражнения

с грамматическим содержанием

  • Дидактические игры
  • Народные игры

Сценарии активизирующего общения

  • Беседа
  • Совместное сочинение сказки
  • Сочинение по набору картинок
  • Загадки
  • Инсценировка сказки
  • Игра-драматизация
  • Шутки-чистоговорки (игры со звуками и словами)
  • Игры со словами, звуками и рифмами

Рассказ из опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФОРМЕ СОВМЕСТНОЙ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ.

Направление - Реализация Федеральных Государственных требований в системе дошкольного образования....

Организация совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми на основе лэпбука

Методическая разработка содержит материал для проведения индивидуальных или подгрупповых занятий на основе лэпбука (интерактивной книжки).Адресована воспитателям ДОУ и учителям начальных классов. Може...

Статья «Организация совместной партнерской деятельности с детьми в группе раннего возраста, с элементами конструктивной деятельности»

Статья «Организация совместной партнерской деятельности с детьми в группе раннего возраста, с элементами конструктивной деятельности».Детский сад является новым периодом в жизни ребёнка. Д...

Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...

Презентация Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...

Коучинг-сессии «Личностно-развивающее общение педагога с детьми в процессе непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

Коучинг-сессии «Личностно-развивающее общение педагога с детьми в процессе непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»....