"Создание татарской языковой среды в русскоязычных группах"
консультация по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Создание татарской языковой среды
в русскоязычных группах
Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками. Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком как средством общения, а также как способом духовно - нравственного развития, формирования коммуникативной культуры обучающихся. Овладение татарским языком, как средством общения, направлено на обеспечение способности и готовности к коммуникации в повседневной жизни, к взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе.
Раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизи-
рованность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мульти-
медийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов.
Таким образом, определен вектор развития образования в республике – растущее поколение должно стать поколением билингвальным.
Считается классическим определение У. Вайнраха, где он утверждает, что билингвизм - это владение двумя языками и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения. С позиций психолингвистики, билингвизм - способность употреблять для общения две языковые системы.
Ученые подчеркивают: только сосуществование на протяжении длительного времени двух языковых сред, необходимых ребенку (естественных или созданных искусственно), приводит к двуязычию и позволяет сохранить его. Цель пластичных перестроек детского мозга, спонтанно происходящих в условиях двуязычной среды, - обеспечение языковой коммуникации, необходимой в данный момент, причем сохраняется только то, что используется. Это справедливо и для второго, третьего и т.д. языков. Пластичность мозга помогает решить проблемы общения, но не откроет второй языковой канал, не запустит механизм развития второго языка.
Добиться успеха в обучении русскоязычных детей татарскому языку позволило, с одной стороны, использование личностно-ориентированного подхода к ребёнку, предполагающего проведение индивидуальной работы, применение системы поощрений, привлечение детей к успехам в их деятельности; с другой стороны, создание татарской языковой развивающей среды.
Цели, которые мы ставим перед ребёнком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.
Исходя из целей обучения русскоязычных детей татарскому языку, необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь прежде всего развивающий характер, т.е. нужно создавать развивающую языковую среду. Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер иноязычной среды.
Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную. Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Роль предметной среды в ДОУ очень велика, т.к. ребёнок находится с ней в постоянном контакте. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки в то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском языке в рамках предметной среды. Такое общение становится значимым как для обучаемых, так и для обучающего. Эта среда носит интерактивный характер. В нашем ДОУ создан специализированный кабинет для занятий татарским языком.
В этом кабинете находятся настольные игры, лото, домино, тематические картинки, игрушки, игрушки-герои татарских литературных произведений, фотографии, видовые открытки с изображением главных достопримечательнос-тей городов Татарстана, интерактивная доска, компьютер.
Роль воспитателя по обучению татарскому языку, как и его коллег, выступает в качестве основного средства создания языковой среды. Педогог является образцом для подражания и моделью речевого поведения детей и взрослых.
В целях реализации Стратегии развития образования в Республике Татар-стан на 2010 – 2015 годы «Киләчек» - «Будущее»в соответствии с приказом Министерства образования и науки РТ разработан учебно - методический ком-плект (УМК).
Учебно - методический комплект включает в себя неразрывную систему, состоящую из методического пособия воспитателей, аудио-видео материалов, наглядно - демонстрационного материала, диагностических карт, тетрадей для индивидуальной работы.
Работа с родителями предшествовала и сопутствовала развитию двуязычной языковой среды нашего ДОУ. На собраниях, семейных клубах, в консультациях педагоги помогали родителям лояльно воспринимать обучение татарскому языку как второму языку общения. Педагоги нашего ДОУ рекомендовали родителям «УРОКИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН "С НУЛЯ" на сайте http://anatele.ef.com ; советовали посетить официальный сайт МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование», где были размещены для ознакомления новые учебно-мето-дические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях и другая необходимая информация. С 2012 года мы получаем учебно - методические комплекты, аудио-видео мате-риалы. Была проведена презентация УМК по обучению двум государственным языкам с целью вовлечения педагогов, родителей в процесс обучения, был рекомендован просмотр телепередачи по воскресеньям по каналу ТНВ “Әкият илендә” – “В стране сказок”, где происходит закрепление пройденного в детском саду материала, так как сюжет каждой передачи создан с опорой на УМК. Родители каждой группы информированы о дне и времени транслируемой детской передачи. Взрослые имеют возможность наблюдать и радоваться успе-хам своих детей не только на открытых занятиях, в повседневной жизни, но и при просмотре телепередачи, при чтении статей в газетах.
Организует усилия взрослых в группе уголок по УМК «Говорим по-татарски». В каждой группе внедряется и осуществляется своевременная замена информации в уголке, выдача печатных, аудио, видео-материалов для закрепления знаний по татарскому языку для родителей наших воспитанников.
Организацию языковой среды по обучению русскоязычных дошкольников татарскому языку непосредственно в группах мы определили в качестве основного условия эффективного пути реализации новой технологии обучения детей второму языку. Психологи отмечают, что от мотива как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности зависит качество речи и в конечном счете мера успешности общения и обучения ребенка. Поэтому формирование и обогащение мотивов речевой деятельности в процессе обучения имеют особое значение ( Л.С. Выготский, А.М. Леушина, Н.Д. Арутюнова и др.). Педагоги ДОУ целенаправленно и последовательно создают положительную мотивацию удовольствия от общения и сотворчества со взрослыми и детьми для каждого ребенка в течение всего воспитательно-образовательного процесса, организуют ситуации, вызывающие потребность в общении, учитывая возраст детей и их речевой опыт, используя разнообразные и привлекательные для ребенка методы и приемы (игровые, сюрпризные, проблемно-поисковые), творческие задания, стимулирующие речевую активность и способствующие развитию инициативной речи, творческих речевых умений. Педагоги используют татарский язык во время различных режимных моментов (одевании на улицу, прогулок, приемов пищи), в сюжетно - ролевых играх, дидактических играх, на детских праздниках. Отдельные речевые действия совершаются в сенсомоторных, предметно-практических, соревновательных, воображаемых, занимательных, сказочных и т.п. игровых обстоятельствах. Татарский язык выступает как своеобразное «правило игры», «шифр» к достижению результатов общения и совместной деятельности. Отметим богатый дидактический материал для закрепления изученного детьми во время НОД по татарскому языку.
Работа организуется в соответствии с календарно-событийным циклом ДОУ. В этом случае дети получают возможность почувствовать другой язык в максимальном объеме, погрузиться в него как в целостную систему. Это подразумевает усвоение разнообразной лексики, многих грамматических конструкций.
Закрепление изученного во время НОД материала в группе происходит в различных видах детской деятельности: учебной, игровой, творческой. Происходит объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детей. Задействованы различные виды памяти детей: моторная, ассоциативная, визуальная, аудиальная. Включение различных видов деятельности (лепки, аппликации, рисования, пения и др.) и, соответственно, различных анализаторов, способствует более прочному усвоению материала. Обучение детей татарскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита перед приемом пищи). Действия педагогов направлены на закрепление у русскоязычных детей потребности обращаться к педагогам и другим детям с различными просьбами и высказываниями на татарском языке. Таким образом, знания, полученные в процессе обучения татарскому языку, дети постоянно реализуют на практике.
Педагоги в течение дня закрепляют знания дошкольников по татарскому языку в различных видах деятельности исходя из интересов детей. Таким образом, педагоги ориентируются на личность каждого ребенка и способствуют реализации его творческого потенциала.
С целью формирования профессиональной компетентности педагогов педагоги ДОУ прошли обучение и проверку знаний, успешно применяют их на практике.
Следует подчеркнуть, что научиться говорить на другом языке означает не только выучить слова и фразы, но и воспитывать в себе толерантное отношение к другой культуре; познакомиться с иноязычной культурой, т. е. с обычаями, устоями другого народа, их праздниками, фольклором, литературными произведениями, сказками, детскими играми. Это значит, что необходимо создавать культурную языковую среду, которая будет способствовать приобщению детей к другой культуре. Грамотно выстроить такую работу педагогам ДОУ помогает использование НРК в работе с детьми, но это предмет совсем другого разговора.
Созданные в нашем детском саду условия способствуют более легкому и интересному овладению татарским языком русскоязычными дошкольниками. Хочется отметить, что дошкольный возраст является сензитивным в овладении другим языком, поэтому создание подобных условий именно в этот возрастной период является наиболее эффективным.
Итак, основными слагаемыми успеха в создании татарской языковой среды для русскоязычных детей станут:
- Применение новой педагогической технологии (УМК), современных методических и технических пособий, которые позволят всем педагогам объединить усилия и вести работу целенаправленно и последовательно.
- Организация языковой среды по обучению русскоязычных дошкольников татарскому языку непосредственно в группах.
- Формирование мотивации речевой активности. Общение должно проходить таким образом, чтобы ребенок стал его непосредственным участником. Мотивом совместной деятельности на втором языке станет радость, удовольствие от общения, от взаимодействия, сотворчества со взрослым и сверстниками. Он используется в тех ситуациях, когда второй язык выполняет свою функцию - быть средством общения.
- Использование второго языка в любом доступном виде деятельности дошкольника, и прежде всего в игре.
- Создание предметно-развивающей среды, соответствующим актуальным
задачам развития дошкольников. Прежде всего, отметим наглядные пособия. Особую значимость имеет дидактический материал.
- Формирование профессиональной компетентности педагогов.
- Координация усилий педагогов и родителей.
- Создание культурной языковой среды, которая будет способствовать приобщению детей к другой культуре с помощью НРК.
Интеграция указанных психолого-педагогических условий создает благоприятные предпосылки для успешного освоения русскоязычными детьми татарского языка.
Список литературы:
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека-М.:Языки русской культуры,1999.
896с.
- Вайнрайх У. Языковые контакты. // Выпуск №6 - М., 1972. – С.25-60.
- Выготский Л.С.. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство Лаби-ринт, М., 1999. — 352 с.
- Зарипова З.М. Говорим по татарски. (Татарча сөйләшәбез).-К.,2012.
- Колосов В.Г. Введение в инноватику. - СПб., 2002. С. 15 (Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006)
- Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. – М. Просвещение, 1941.
- Ушакова С.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт психотерапии, 2001. – 240с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация создания предметно - развивающей среды в ясельных группах
Воспитатель дает практические рекомендации относительно структуры предметно - игровой среды группы детей раннего возраста и представляет собственный опыт в создании развивающей среды в группах раннег...
Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе
Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.1. Неречевые процессы;2. Звукопроизношение;3. Обучение элементам грамоты;4. Словарная работа;5. Развитие грамматического строя ...
Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в средней группе.
Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в средней группе. Детям исполнилось четыре года. Они пришли в среднюю группу. Выросли физические возможности детей. Дети испытывают острую по...
Аналитическая справка по созданию предметно-развивающей среды в средней группе
Аналитическая справка по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДОО...
Cоздание татарской языковой среды в младших группах
Сообщение на тему : "Cоздание татарской языковой среды в младших группах" из опыта работы....
Презентация «Создание татарской языковой среды для закрепления словарного минимума по УМК в ООД и в режимные моменты».
Презентация на тему: "Создание татарской языковой среды для закрепления словарного минимума по УМК в ООД и в режимные моменты" (консультация для начинающих воспитателей)...
«Создание английской языковой среды в группе дошкольной организации»
Создание благоприятной среды для естественного усвоения английского языка дошкольниками в языковом детском садуСуществует множество программ обучения детей-дошкольников иностранному языку, в том числе...