Массаж в коррекции артикуляторных расстройств.
консультация по развитию речи на тему
Роль массажа в определении разного рода расстройств доказана многовековой практикой.
Массаж эффективен в преодолении многих расстройств артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии. Как показывает практика, применение массажа сокращает сроки преодоления этих расстройств в 3-4 раза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
002.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Массаж в коррекции артикуляторных расстройств.
По определению «Массаж» - это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека.
Роль массажа в определении разного рода расстройств доказана многовековой практикой.
Массаж эффективен в преодолении многих расстройств артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии. Как показывает практика, применение массажа сокращает сроки преодоления этих расстройств в 3-4 раза.
Механизмы, на которых основано действие массажа, вызывают, благоприятные изменения в органах и системах, в том числе нервной и мышечной, которые играют главную роль в речедвигательном процессе. Правильный подбор рекомендуемых массажных комплексов позволяет быстрее и более устойчиво нормализовать тонус мышц при гипо- и гиперотонусе, координировать тонкие артикулярные движения, устранить дисплазии, вызванные легкими парезами.
Предлагаемые приемы массажа показаны детям с 4-х лет.
Массаж могут осуществлять врач, логопед и медицинская сестра, знающиеэтиопатогенез артикуляторных расстройств. Во всех случаях массаж применяется только по назначению врача.
Овладение массажем требует известного упорства и времени. Желательно пройти соответствующие курсы обучения, если таковые имеются в местах, где живут читатели.
Следует помнить, что массаж, являясь очень действенным методом, вместе с тем не может быть универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений. Он входит в комплексную методико-педагогическую систему преодоления этих нарушений, которая, в частности, предполагает использование и разнообразных дидактических логопедических методов: показ правильной артикуляции и воспроизведение ее по подражанию; опора на сохранные звуки; артикулятворная гимнастика; механическое воздействие на органы артикуляции; фонематический анализ и синтез.
Методика массажа.
Комплекс применяется при гипертонусе.
- Расслабление мышц шеи.
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
-медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;
-в области горла переменно то правой, то левой рукой;
-от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин (одновременно движения обеих рук);
2. Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания (в замедленном темпе).
Направление движений:
-от середины лба к вискам;
-от середины лба до ушных раковин;
-от бровей до волосистой части головы;
-от спинки носа к ушной раковине;
-от середины верхней губы до ушных раковин;
-от линии лба вниз через лицо к шеи.
3. Расслабление мышц языка.
-вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд);
-похлопывания, поглаживания вибрации (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.
При выраженной вялости оральной мускулатуры нужно использовать приемы массажа, направленные на ее укрепление. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации.
1.Укрепление губной мускулатуры.
Для этого нужно производить поглаживания, растирание, разминание, вибрацию губ:
-от середины верхней губы к углам;
-от середины нижней губы к углам;
-поглаживание носогубных складок к крыльям носа;
-пощипывание губ.
2. Укрепление язычной мускулатуры.
При вялости языка следует производить массаж при помощи деревянного шпателя (можно и пальцами).
-продольные мышцы языка массируются поглаживанием его от средней части к кончику;
-вертикальные мышцы языка укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык;
-на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания из стороны в сторону.
Легкие вибрирующие движения, передаваемые через шпатель или палец в течение 5-10 секунд, способствуют активизации мышц языка.
3.Массаж твердого неба: энергично провести большим пальцем по твердому небу от передних верхних зубов по направлению к глотке и обратно (не далеко, чтобы не вызвать рвотный рефлекс).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа упражнений по коррекции поведенческих расстройств
В настоящее время очень много детей с поведенческими расстройствами: гиперактивные дети. Часто можно заметить приступы агрессии, секундные эмоциональные вспышки ярости. Упражнения помогают настроить в...
Конспект индивидуального коррекционного занятия по теме «Коррекция речевых расстройств при акустико-мнестической форме афазии»
Коррекционная цель:...
Платилинография как метод коррекции эмоциональных расстройств
Работас пластилином помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую мотори...
Природа как средство коррекции эмоциональных расстройств детей дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по актуализации у детей страхов с последующей их коррекцией....
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств
Консультация для педагогов«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»...
Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме: "Коррекция артикуляторно - акустической дисграфии"
Коррекция артикуляторно – акустической дисграфии дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....
"Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"
Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамиУ большинства детей дошкольного возраста из &nda...