Игры для детей на развитие словарного запаса
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Сюлатова Евгения Сергеевна

Словесные игры помогают ребенку в развитии правильнои , связнои речи ,помогают увеличить объем слов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр

 на развитие словарного запаса

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

 В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй». 
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. 
Вариант 1. Ход игры
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. 
Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. 
Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. 
Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. 

Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости. 

Ход игры. Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте. 

 Игра с мячом «Животные и их детеныши» 

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. 
Ход игры Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей. 
Группа 1. У тигра, у льва, у слона, у оленя, у лося, у лисы.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок. 
Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок. 

Игра с мячом «Кто как разговаривает?» 
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. 
Ход игры
Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как-то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает. 
Вариант 2. Родители, бросая ребенку мяч, спрашивают: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. 

 

Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко» 
Цель: развитие мышления, быстроты реакции. 
Ход игры. Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то - нет. Родители, бросая мяч ребенку, спрашивают: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет. 
Примеры вопросов: Сова летает, а кролик?  
Корова ест сено, а лиса? 
Крот роет норки, а сорока?  
Петух кукарекает, а курица?                                                                   
Лягушка квакает, а лошадь? 
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? 
 

Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»  
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». 
Ход игры
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! 
Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. 
Вариант 1. 
Родители: Кто живет в дупле? Белка. 
Кто живет в скворечнике? Скворцы. 
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. 
Игра с мячом «Скажи ласково» 
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. 
Ход игры
Родители, бросая мяч ребенку, называют первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол - столик, ключ - ключик.
Шапка - шапочка, белка - белочка. 
Книга - книжечка, ложка - ложечка. 
Голова - головка, картина - картинка. 
Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. 
Кукла - куколка, свекла - свеколка. 
Коса - косичка, вода - водичка. 

 Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. 
Ход игры. Человек легко находит, что в природе происходит. 
Родители, бросая мяч ребенку, задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. 
Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» 
Родители: Солнце - что делает? Светит, греет.
Ручьи - что делают? Бегут, журчат.
Снег - что делает? Темнеет, тает. 
Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. 
Капель - что делает? Звенит. 
Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги. 

Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций. 
Ход игры
Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю. 
Мама бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно. 

Игра с мячом «Кто как передвигается?» 
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости. 
Ход игры
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. 
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. 
Мама: Летают. 
Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. 
Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. 
Ползают: Змеи, гусеницы, черви. 
Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
 Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» 
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости. 
Ход игры.Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи? 
Родители, разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называют какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. 
Мама: собака; 
Ребёнок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; 
Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);
Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); 
Утка (летает, плавает, ныряет, крякает); 
Ворона (летает, ходит, каркает, клюет); 
Игра «Кто, чем занимается?» 
Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. 
Ход игры. Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, родители называют профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. 
Мама: строитель 
Ребёнок: строит; 
повар (варит (готовит)); 
носильщик (носит);                                                           
чертежник (чертит); 
рабочий (работает); 
Вариант 2. Родители называют глагол, а ребенок профессию (продает - продавец). 

Игра «Кто может совершать эти движения?» 
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. 
Ход игры
Кто и что - летит, бежит, ходит, плавает, лежит? 
Родители, бросая мяч ребенку, называют глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. 
Родители: идет  
Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; 
Бежит (человек, животное, ручей, время); 
Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); 
Плывет (рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

 Игра «Горячий - холодный» 
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 
Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой. 
Ход игры Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот. 
Родители, бросая мяч ребенку, произносят одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Родители  Горячий; 

Игра «Из чего сделано?» 
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. 
Ход игры. Вот предмет, а из чего люди сделали его? 
Родители, бросая мяч ребенку, говорят: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». 
Родители: рукавички из меха... 
Ребёнок: меховые; 
тазик из меди... медный; 
медвежонок из плюша... плюшевый; 
рукавички из шерсти... шерстяные; 
стакан из стекла... стеклянный; 
ваза из хрусталя... хрустальная. 
Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями.

 Игра «Лови да бросай - цвета называй» 
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. 
Ход игры. Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом. 
Родители, бросая мяч ребенку, называют прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 
Родители: красный – 
Ребёнок: мак, огонь, флаг
оранжевый - апельсин, морковь, заря; 
желтый - цыпленок, солнце, репа;
зеленый - огурец, трава, лес;
голубой - небо, лед, незабудки;
синий - колокольчик, море, чернила;

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») 
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. 
Ход игры. Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. 
Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее. 
Например: Голубой, красный, спелый. 
Кабачок, огурец, лимон. 
Пасмурно, ненастно, ясно.
Осень, лето, суббота, зима. 
Понедельник, вторник, лето, воскресенье. 
День, ночь, утро, весна. 
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово. 
 

Игра «Чья голова?» 
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. 
Ход игры
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова. 
Родители, бросая мяч ребёнку, говорят: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья». 
Примеры: у рыси голова рысья 
у рыбы – рыбья
у кошки – кошачья
у сороки – сорочья
у зайца - заячья 
у кролика – кроличья
у верблюда – верблюжья
Игра «Что бывает круглым?» 
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. 
Ход игры
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. 
Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, родители задают вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. 
• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...) 
• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...) 
• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...) 
• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...) 
• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...) 
• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...) 
• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...) 
• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...) 
 Игра «Один - много» 
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. 
Ход игры
Мы - волшебники немного: был один, а станет много. 
Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. 
Примеры: Стол - столы 
двор – дворы
нос – носы
гора – горы
нора – норы
мост – мосты
дом – дома
глаз – глаза.
Игра «Веселый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. 
Ход игры. Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. 
Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.
Примеры: один стол - пять столов
один шкаф - пять шкафов 
один гусь - пять гусей
один лебедь - пять лебедей 
Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов». 
 Игра «Где мяч?» 
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания. 
Ход игры
Вариант 1. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. 
Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т.п.
Вариант 2. Ребёнок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...) 

Игра «Хорошо - плохо» 
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости. 
Ход игры. Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь. 
Родители задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Родитель: дождь.
Ребёнок: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.
Родитель: город. 
Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. 
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). 
Родитель: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить
Игра «Утро, день, вечер, ночь» 
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости. 
Ход игры. Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи. 
Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание), ребёнок отвечает на вопросы родителей и рассказывает, что он делал утром, днем, что будут делать вечером, ночью.
• Что ты делал утром? 
• Что ты делал вечером? 
Вариант1. 
1. «Назови «соседей» утра». 
2. «Сначала вечер, а потом?..» 
3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...) 

Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры
В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели. 
Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели родитель называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

Игра «Месяцы и их последовательность» 
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. 
Ход игры
Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет. 
Родители с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, родитель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. 

Игра «Кто кем был?» 
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. 
Ход игры
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были. 
Родители, бросая мяч ребёнку, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: 
цыпленок – яйцом
лошадь - жеребенком
корова - теленком
дуб - желудем
рыба - икринкой
яблоня - семечком 
лягушка - головастиком
бабочка - гусеницей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития словарного запаса".

В данном материале представлены разноообразные игры и упражнения для развития лексики ребёнка....

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Игры для детей на развитие словарного запаса

Игры для детей на развитие словарного запаса...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развитиясловарного запаса у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития  словарного запаса у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников

Игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников (брошюра для воспитателей)...