Музыка на занятиях по развитию речи дошкольников.
консультация по развитию речи на тему

Комаровская (Семенова) Елена Владимировна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_na_zan._po_razv._rechi_u_doshk.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Музыка в руках компетентного, вдумчивого и творческого педагога может стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребенка  и взрослого, о настроении человека, его эмоциональных переживаниях.

     Например, ребенок приходит в детский сад с неважным настроением, разговаривать не хочет. Воспитатель предлагает ему послушать музыку, которая соответствует его состоянию.

     Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением содействуют улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычке разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.

     Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающее ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству.

     Например, после прослушивания произведения «Полет шмеля» дети старшего возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы, естественным образом сохраняя структуру повествования (от экспозиции до развязки).

     Слушание музыки музыкально–исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально-речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи. Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.

     Для того чтобы подобный процесс осуществился, воспитателю необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и четко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества.    

Образность мышления ребенка влечет за собой игру,      активизируя все познавательные процессы.

        Анализ образовательных программ для дошкольников позволяет обозначить несколько тем, музыкальные образы которых могут стать предметами развития и обогащения речи ребенка. Например, настроения и чувства, сказочные персонажи, волшебные предметы и обычные вещи, явления действительности, картины природы.

       Попытаемся обозначить некоторые принципы, понимание которых позволит воспитателю интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников.

  1.Отбирать музыкальный репертуар в соответствии с    критериями:

  •  эмоциональная четкость, яркость и выразительность              музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка,   вызывающая у него интерес;
  • богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
  • инструментальные произведения;
  • особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.;
  • наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии;
  • наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;
  • наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);

  • длительность звучания музыкального произведения: от 1 до 5      минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7-10 минут в старшем (чем короче отрывок, тем больше возможности у воспитателя еще раз обратиться к нему, послушать повторно, что повышает восприимчивость и точность интерпретации музыкального образа детьми);
  • художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями);
  • качественность аудиозаписи музыкального произведения.

   2.Важным условием становится подготовленность ребенка к  восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определенного эмоционального состояния.

  3.В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности), а именно:

  • Привлечение детского внимания к слушанию музыки настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержать паузу!
  • Повторное слушание  с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
  • Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминания произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.
  • Создание условий для выражения условий ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Возможно, объединить несколько видов деятельности (например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем).

     Целесообразно организовать такую работу с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года.

     Помимо занятий колоссальное значение в развитии речи приобретают тематические беседы. Беседа как форма индивидуального взаимодействия воспитателя с ребенком содержит особый педагогический смысл в развитии связной, грамматически правильной речи, обогащении и активизации словаря дошкольника, поскольку эта деятельность строится на примере, образце, подражании для воспитанника.

                                                                          Конспекты занятий  вы сможете посмотреть в  журнале «Дошкольная педагогика» за 2008год (№8).

 

Подготовка к педсовету

Консультация для воспитателей

Музыкальный рук.:

Семенова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыка на занятиях по развитию речи

консультация для воспитателей...

"Музыка на занятиях по развитию речи" (дошкольники)

Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников - для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей...

Методические рекомендации по использованию музыки на занятиях по развитию речи дошкольников

Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распостраняется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении....

Методические рекомендации по использованию музыки на занятиях по развитию речи дошкольников

Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распостраняется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении....

Консультация для воспитателей "Музыка на занятиях по развитию речи дошкольников"

Предложенный материал развивает мысль о взаимосвязи музыки и речи. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, тем самым стимулируя инициативность и самостоятельност...

Роль музыки на занятиях по развитию речи дошкольников

На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат — они учатся четко произносить слоги и сло...

Методические рекомендации по использованию музыки на занятиях по развитию речи дошкольников

Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающее ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству.Слушание музыки и музыкально-исполнительская д...