Проект «Сотрудничество ДОО и семьи, направленное на развитие речи ребенка раннего возраста»
проект по развитию речи (младшая группа) по теме
Проект позволил выстроить благоприятные отношения педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vzaim_doo_i_semi.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Сотрудничество ДОО и семьи, направленное на развитие речи ребенка раннего возраста»
Речь крайне необходима для установления контактов, для выражения человеком своих мыслей, планирования и регулирования своих деятельности. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Самым важным периодом для развития речи является дошкольный возраст.
К сожалению, наши наблюдения свидетельствуют о низком уровне речевого развития у многих детей. Отмечаем бедный словарный запас, обилие грамматических ошибок, трудности в построении простых предложений. Причины недостаточного речевого развития многообразны. К числу значимых причин специалисты относят неблагоприятную среду в семье. К сожалению, занятые родители часто пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы и папы и, как следствие - у ребенка возникает много проблем с речью. С целью повышения родительской компетентности, вовлечения родителей в образовательный процесс, мною был разработан проект «Сотрудничество ДОУ и семьи, направленное на развитие речи ребенка раннего возраста».
Сотрудничество семьи и педагогов предполагает объединение их усилий, их совместную деятельность, выстраивание партнерских отношений для обеспечения максимально благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и ДОУ.
Цель моего проекта:
Взаимодействие с родителями, повышение родительской компетентности, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Этапы разворачивания сотрудничества ДОУ с семьей:
1.Диагностический
2.Мотивационный
3.Основной
4.Контрольно-оценочный
Диагностический этап.
Цель: Изучение семей воспитанников.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Результаты | |
1.Выявить условия, способствующие развитию речи ребенка в семье. 2.Выявить потребность родителей в чтении дополнительной литературы по речевому развитию детей раннего возраста. 3.Выявить мнение родителей о том, как развивать речь ребенка. 4.Выявить положительный опыт семейного воспитания по развитию речи. | Анкетирование семей воспитанников | Сентябрь, октябрь | Педагоги | Получение необходимой информации и ее интерпретация | |
Выявить уровень развития речи ребенка | Наблюдение за воспитанниками группы | Сентябрь- ноябрь | Педагоги | Выявление уровня речевого развития детей |
Мотивационный этап.
Цель: Мотивировать родителей на сотрудничество с педагогами, на активное участие в жизни группы, детского сада.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Результаты | |
Познакомить родителей с условиями пребывания ребенка в детском саду. | 1.«День открытых дверей» | II неделя ноября | Педагоги | Установление более близкого контакта, возможность обменяться полезной информацией между педагогом и родителями, между родителями. | |
Вызвать желание у родителей активно участвовать в жизни группы, в качестве организаторов, помощников, ассистентов. | 2. «День Рождения группы» | IV неделя ноября | Педагоги, родительский комитет | Эмоциональное удовлетворение, чувство сопричастности к жизни группы. |
Основной этап.
Цель: Приобретение родителями и педагогами опыта сотрудничества в разных видах деятельности, построение партнерских отношений и повышение родительской компетентности в вопросах развития речи.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Результаты |
Расширить и углубить представления родителей об особенностях и условиях развития ребенка в ДОУ. | 1.Информирование родителей о том, чем дети занимались в течение дня. | каждыйдень | Педагоги | Расширение и углубление представлений родителей об особенностях и условиях развития ребенка в ДОУ. |
Содействовать конструктивному общению родителей с детьми. | 2.Информирование родителей о достижениях ребенка. Написание письма об успехах. | май | Педагоги | Развитие определенных качеств, способностей, ценностного отношения к ребенку. |
Помочь родителям приобрести опыт совместной деятельности со своим ребенком, другими детьми, родителями и педагогами ДОУ. | 3.Вовлечение родителей в жизнь группы: а) Предлагать родителям включаться в деятельность детей: почитать книгу, поиграть в настольные игры, развивающие мелкую моторику, поучаствовать в театрализации, используя пальчиковый театр и театр БИ-БА-БО. б) Приглашать родителей поучаствовать в разных видах деятельности, направленных на развитие речи: подвижных играх, хороводах и играх-упражнениях. | 1 раз в месяц с декабря по май | Педагоги, родители | Расширение опыта совместной деятельности родителей со своим ребенком, другими детьми, родителями и педагогами. |
1.Расширить представление о формировании речи ребенка раннего возраста. 2.Развивать коммуникативные умения собеседника. 3.Развивать умения родителей видеть проблему развития речи ребенка. | 4.Дискуссия по теме» Почему ребенок плохо разговаривает?» | январь | Педагоги, родители | Обсуждение проблемы речевого развития детей раннего возраста. |
1.Формирование у родителей практических умений обыгрывать стихи, потешки, сказки с помощью пальчиковых игр. 2. Содействовать сотрудничеству, совместной деятельности родителей и детей в семье. 3.Развитие партнерских отношений родителей и воспитателей. | 5.Практикум «Наши пальчики - ключик к развитию речи» | февраль | Педагоги, родители | Овладение родителями умением, использовать в игре пальчиковую гимнастику, сопровождаемую речью. Обогащение опыта совместной деятельности родителей и ребенка. |
Повышать родительскую компетентность, расширять представления об особенностях речевого развития ребенка раннего возраста, условиях полноценного развития речи. | 6.Информирование родителей по подбору литературы о речевом развитии детей раннего возраста. | 1 раз в три месяца | Педагоги | Повышение ответственности родителей за речевое развитие ребенка. |
Контрольно-оценочный этап.
Цель: Оценка эффективности взаимодействия ДОУ и семьи. Сопоставление поставленных задач и полученных результатов.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Результаты | ||||
1.Отследить уровень взаимодействия с родителями. 2.Определить уровень родительской компетентности в развитии речи детей раннего возраста. | Повторное анкетирование | май | Педагоги, родители | Получение необходимой информации и ее интерпретация. | ||||
3. Оценить участие родителей в образовательном процессе. | Анализ проведенных мероприятий | май | Педагоги, родители | Получение необходимой информации и ее интерпретация. |
Оценочные результаты.
Мне, как педагогу, сотрудничество с родителями дало возможность:
1. Легче составить с родителями диалог.
2.Легче выстраивать информирование в связи с проблемами в развитии речи детей раннего возраста.
3.Более успешно решать задачи организации детской деятельности.
4.Повысить результаты в освоении детьми программы.
Родители, взаимодействуя с ДОУ:
1.Осознали важность сотрудничества с педагогами.
2.Приобрели опыт совместной деятельности со своим ребенком, с другими детьми.
3.Расширили представление об особенностях речевого развития ребенка раннего возраста.
4.Овладели практическими умениями пальчиковой гимнастики, театрализованных и подвижных игр, игр-упражнений и т.д.
В результате совместной деятельности ДОУ и семьи у детей наблюдается:
1.Обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными и наречиями.
2.Интерес к рассматриванию картинок, книжек.
3.Умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
4.Проявление самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
5.Развивается желание играть в подвижные игры с простым содержанием.
6.Сопровождение речью действий в игре.
Приложение.
1.Анкета№1
2.Анкета№2
3. Список используемой литературы.
Анкета №1
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, направленном на изучение сферы сотрудничества семьи и детского сада по развитию речи детей раннего возраста. Пожалуйста, обведите соответствующий вариант ответа или отметьте удобным для Вас способом.
Ваша Фамилия, Имя, Отчество__________________________________________
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________
1.Как Вы оцениваете уровень развития речи Вашего ребенка?
а) высокий
б) средний
в) низкий
г) другое____________________________________________________________
2.Сопровождает ли ваш ребенок речью действия в игре и в быту.
а) да
б) нет
в) другое____________________________________________________________
3.Что нужно делать для развития речи ребенка?___________________________
____________________________________________________________________
4.Какие условия в семье способствуют развитию речи Вашего ребенка?
____________________________________________________________________
5.Нуждаетесь ли Вы в чтении дополнительной литературы по развитию речи детей 2-3х лет?
а) да
б) нет
в) другое____________________________________________________________
6. Хотели бы вы поделиться положительным опытом развития речи Вашего ребенка с другими родителями?
а) да
б) нет
в) другое____________________________________________________________
7.Хотели бы Вы обсудить тему «Развитие речи детей раннего возраста?»
а) да
б) нет
в) другое____________________________________________________________
8.Хотели бы Вы познакомиться с тем, как организуются в группе:
а) чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций
б) театрализованная деятельность
в) пальчиковая гимнастика
г) игра-массаж
д) дыхательные упражнения
е) звукоподражание
ж) игры с прищепками
Благодарим за участие в анкете! Это очень важно для нас.
Анкета №2
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, направленном на изучение эффективности сотрудничества семьи и детского сада по развитию речи детей раннего возраста. Пожалуйста, обведите соответствующий вариант ответа или отметьте удобным для Вас способом.
Ваша Фамилия, Имя, Отчество__________________________________________
1.Как вы оцениваете взаимодействие с воспитателями?____________________
____________________________________________________________________
2.Что лично Вам дало сотрудничество с педагогом?________________________
____________________________________________________________________
Наблюдает ли Вы положительные изменения развития речи своего ребенка?
а) да, изменения существенные
б) изменения есть, но незначительные
в) изменений к лучшему нет
г) ваш вариант ответа
Благодарим за участие в анкете! Это очень важно для нас.
Литература
- Конспект лекций «Курсы повышения квалификации «Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи». Преподаватель Яковенко Т.Д.
- Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/сост.Т.В. Калинина(и др.)-Изд.-е-Волгоград:Учитель,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста (2-3 года)
Консультация для родителей...
"Эффективные формы работы, направленные на развитие речи детей раннего возраста».
В материале собраны игры для развития речи детей раннего возраста ....
игры и игровые приемы ,направленные на развитие речи детей раннего возраста.
собрана небольшая картотека игр и игровых приемов,направленные на развитие речи детей раннего возраста....
Консультация "Игры, направленные на развитие речи детей раннего возраста"
Консультация для родителей...
Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста
В действительности же невмешательство в процесс формирования детское речи почти всегда влечет за собой отставание в раз-витии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолевают...
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи, направленное на развитие речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Взаимодействие детского сада и семьи, направленное на развитие речи детей дошкольного возраста»...
«Организация деятельности по развитию речи ребенка раннего возраста с соответствием Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возр...