Памятка для родителей.
консультация по развитию речи на тему
Памятки помогут родителям сформировать правильные речевые навыки у детей дошкольного возраста в легкой игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 144.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Формируем связную речь и активизируем словарь.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют формированию связной речи. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, в транспорте, на даче, перед сном и т.д.
«Если бы...» Предложите ребёнку пофантазировать на такие темы, как: "Если бы я был волшебником, то ...", "Если бы я стал невидимым ...", "Если весна не наступит никогда ..."
«Рассказы по картинкам» Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
«Оживи предмет» Предложите выбрать объект на картине для обсуждения. Ребёнок определяет его характер, рассказывает о его возможных поступках и мыслях. Например, ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
«Кто о чем говорит?» Предложите ребёнку выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем составить диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит».
«Расскажи, какой?» Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например: мяч – большой, резиновый красный, легкий; огурец – длинный, зеленый, хрустящий.
Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь. В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.
«Опиши игрушку» Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
«Угадай кто?» Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку. По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.
«Сравнение» Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их. Например: мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос; у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые; у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.
«Автобиография» Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление. Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения я погибаю, и становится темно не только в душе" (Лампочка). "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался" (Воздушный шарик).
«Если вдруг» Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например, Если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы; все ножницы; все спички; все учебники или книги и т. д. Что произойдёт? Чем это можно заменить? Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д.» Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была: Живая вода; цветик-семицветик; сапоги-скороходы; ковёр-самолёт и т. д.
«Чем закончилось?» Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Памятка для родителей
Как учить с ребенком стихи.
Путешествие в Мир Поэзии можно начинать с самого рождения. Поэзия — это ритм, а все ритмичное нравится малышам. Поэтому, не случайно, традиционные формы для самых маленьких представлены в виде стихов. Это — колыбельные песни, прибаутки, потешки, пестушки, скороговорки. Они хотя и просты по содержанию, но в то же время эмоциональны по форме обращения к ребенку. Именно эти фольклорные формы позволяют осуществлять эмоциональное сближение матери и ребенка, так необходимое в наш век излишнего рационализма и постоянной нехватки времени.
С самого раннего возраста необходимо знакомить ребенка с мелодией стихотворения. Читайте стихи, пойте колыбельные своему малышу, соблюдая правильную интонацию и ритм. Все это будет способствовать развитию памяти естественным путем – как базы для дальнейшего успешного запоминания.
Ну, а начинать учить стихи лучше с возраста от 3 до 5 лет, ведь именно в этот период память малыша развивается особенно быстро.
Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком.
1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения.
2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?
3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.
4 этап. Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)
5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук. Здесь можно придумать любые движения, чтобы сработала двигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при заучивании. Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.
6 этап. Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.
7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам. Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями.
Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.
8 этап. Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.
Можно попросить малыша, чтобы он выучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д. Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету, и с удовольствием будут рассказывать и вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.
9 этап. Повторите стихотворение через день, через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.
Вот и все. Если вы пройдете эти 8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека ( слуховую, зрительную, образную память включаем, кинестетическую – движения) и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.
Если Вы будете учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения
Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...
Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...
Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей и подростков Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей и подростков
Памяткадля родителейпо профилактикевредных привычеку детей и подростков...
Памятка для родителей опасность открытого окна. Памятка для родителей водителей. Безопасность ребенока дома.
Консультации для родителей. ...
консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"
фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки "Как предотвратить ...
Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)
Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....