НОД по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сапогова Марина Сергеевна

Использование малых форм фольклора "Путешествие в сказку" с показом презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

 НОД по развитию речи детей среднего дошкольного возраста (4-5лет)

с использованием малых форм фольклора

«Путешествие в сказку»

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура.

Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством: познакомить детей со сказкой «Жихарка».

Задачи.

Образовательная: учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки. Расширять знания о декоративно-прикладном искусстве – росписи деревянной посуды. Оценивать поступки героев сказки. Объяснить смысл народной мудрости «Мал, да удал», «Мал золотник, да дорог».

Развивающая: развивать чувство эмпатии, образность речи, воображение.

Воспитательная: воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, любоваться  красотой расписной деревянной посуды; воспитывать  у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.

Материалы: иллюстрации с изображением лисы, кота, петуха, иллюстрации к сказкам «Жихарка», хохломская ложка, шапочка-«кот», аудиозапись русской народной мелодии.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель собирает детей вокруг себя

Цель:  сплотить детей, создать атмосферу группового доверия.

Воспитатель.  Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, вы любите сказки?

Дети. 

Воспитатель. А хотите отправиться в сказочное путешествие?

Дети. 

Воспитатель (Играет тихая русская народная музыка. Воспитатель накидывает платок на плечи, дети крутятся вокруг себя три раза). Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

     Ребята, посмотрите внимательно, что интересное и необычное вы видите в нашей группе?

Дети. 

Воспитатель. Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек. Как он мог здесь появиться?

Дети.

Воспитатель. Как вы думаете, он пустой или нет?

Дети.

Воспитатель. Как нам это узнать?

Дети. 

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри.

Дети. П

Воспитатель.  Правильно, ребята, это петушок. Откуда он мог здесь появиться?

Дети. 

Воспитатель. Петушок пришел к нам из сказки. Как вы думаете, из какой сказки?

Дети. 

  Воспитатель. Правильно вы назвали сказки. Ребята, петушок хочет с нами поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Петушок»

Цель: способствовать развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук, развивать речь детей.

Петушок наш вдруг проснулся,          Ладонь вверх, указательный     палец    опирается на большой, остальные расставлены вверх.

Прямо к солнцу повернулся.   Повертеть кистью руки в разные стороны.

Кукарекнул раз, два, три!  Разводить и сводить указательный и     большой палец.

Ты сегодня не проспи.

Петушок стоит весь яркий,   Ладонь вверх указательный палец опирается на большой.

Гребешок он чистит лапкой.   Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Как чудесно мы играли,

И в игре тренировали,

Наши пальчики, ладошки,

Ну, и кулачки немножко.

 Ребята, петушок принес нам загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь, потом говорим отгадку.

Цель: уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.  

Дети. 

Дети собирают разрезную картинку «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10).

Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?

Цель: учить сравнивать внешний вид домашней птицы и дикого животного.

Дети. 

Воспитатель. Петух – птица, а лиса?

Дети. 

Воспитатель. Петух – домашняя птица, а лиса?

Дети. 

Воспитатель. У петуха тело покрыто перьями, а у лисы?

Дети. 

Воспитатель. У петуха две ноги, а у лисы?

Дети. 

Воспитатель. У петуха есть крылья, а у лисы?

Дети.

Воспитатель. Вот следующая загадка от петушка.

Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится...

Угадали? Это -

Дети. 

Воспитатель. Чем вам нравится кот? Он какой?

Цель: учить описывать внешний вид домашних животных.

Дети. 

Воспитатель. Какие клички бывают у кота?

Дети. 

Воспитатель. Для чего коту усы?

Дети.

Воспитатель. Ребята, усы коту помогают ощущать запахи - нюхать.

Для чего коту усы?

Ну конечно, для красы!

Для чего котишке уши?

Шевелить ими и слушать.

Для чего котенку нос?

Нюхать, где же пес Барбос.

Для чего глаза коту?

Видеть днем и в темноту.

Голова коту для чего?

Думать обо всем и про все.

Вот так голова у кота:

Поважнее ног и хвоста!

(Т. Хитрова)

Воспитатель. Хотите поиграть с котом?

Проводится русская народная игра «Кот и мыши». Дети стоят в кругу. «Кот» - в центре круга. Дети имитируют движения в соответствии с текстом – поднимают и опускают плечи, «моют посуду», качают головой – «не дружат». Вытягивают правую, затем левую руку вперед, ставят руки на пояс, топают ногами, убегают от «кота».

Цель:  развивать внимание, умение действовать по сигналу, имитировать движения в соответствии с текстом (координация речи с движением).

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире.

Чай пили, чашки мыли,

Но с котами не дружили.

Раз, два, три!

Раз, два, три!

Нас попробуй, догони!

Воспитатель. Конечно, весело играть.

Пора загадку отгадать!

Сама точеная,

А ручка золоченая.

Дети. 

Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.

Ложки деревянные по количеству детей.

Воспитатель. Посмотрите, какие ложки?

Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором.

Цель: воспитывать желание любоваться  красотой расписной деревянной посуды.

Воспитатель. Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Дети. 

Воспитатель. Все ложки одинаковые или нет? Чем отличаются?

Дети. 

Воспитатель. Ребята, ложки у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?

Дети. 

Звучит русская народная песня, дети играют на ложках.

Воспитатель. Ребята,  не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?

Дети. 

Воспитатель. Тогда я вам расскажу: это ложка одного маленького мальчика. Зовут его Жихарка. Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. Вы хотите узнать, кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?

Дети.

Воспитатель. Слушайте сказку внимательно, да запоминайте.

Рассказ русской народной сказки «Жихарка» с показам слайд-шоу.

Воспитатель. О чем эта сказка?

Дети. 

Воспитатель. Давайте попробуем  описать героев сказки «Жихарка», какими они были.

Цель: учить  различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; активизировать в речи детей прилагательные.

Дети. 

Психогимнастические упражнения.

Цель: учить детей изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера.

Воспитатель.  Сейчас  я попрошу вас  показать, изобразить эмоции, движения  героев сказки, как настоящие артисты.

Воспитатель. Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки.

Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.

Вот коварная лиса собирается  поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут.   Как про это сказано в сказке?

Дети. 

Воспитатель.  Какое у них было настроение?

Дети. 

Воспитатель.  В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает Зло!

Ребята, у нас остались картинки к сказке «Жихарка». Их надо разложить по порядку.

Воспитатель (Воспитатель снимает платок, дети закрывают глаза, включается тихая русская народная мелодия).

Ну, а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

Сказка новая опять

Будет в гости завтра ждать.

Ребята, наши отгадки превратились в …(шоколадки).

Сапогова Марина Сергеевна

воспитатель МДОУ "Детский сад №95"

г. Ярославль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил воспитатель Сапогова Марина Сергеевна МДОУ «Детский сад №95» г. Ярославль

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...