Конструкт по формированию звуковой культуры речи в средней группе
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа) по теме
Тема: «Путешествие на паровозике»
Образовательная область: речевое развитие
Планируемые результаты: Дети активно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в процессе деятельности, могут наблюдать правильность выполнения упражнений друг друга. Дети умеют выполнять упражнения, управляя органами артикуляции и дыханием при произнесении нового звука. Различают звуки на слух, способны сосредоточиться на выполняемых действиях посредством стимулирования игровыми ситуациями. Дети умеют правильно и выразительно произносить предложения, меняя темп речи. Умеют правильно произносить звук [ч] в слогах, словах, предложениях.
Цель: формирование умения различать на слух и правильно произносить звук [ч] посредством словарных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_po_rr_1.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт
проведения непосредственной образовательной деятельности
Дата: 11.05.2016
ДОУ: Детский сад №98
Воспитатель: Самойлова Е.В.
Группа: средняя (4-5 лет)
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная
Тема: «Путешествие на паровозике»
Образовательная область: речевое развитие
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты: Дети активно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в процессе деятельности, могут наблюдать правильность выполнения упражнений друг друга. Дети умеют выполнять упражнения, управляя органами артикуляции и дыханием при произнесении нового звука. Различают звуки на слух, способны сосредоточиться на выполняемых действиях посредством стимулирования игровыми ситуациями. Дети умеют правильно и выразительно произносить предложения, меняя темп речи. Умеют правильно произносить звук [ч] в слогах, словах, предложениях.
Цель: формирование умения различать на слух и правильно произносить звук [ч] посредством словарных упражнений.
Задачи:
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
3. Развивать правильность, выразительность и просодическую сторону речи. Обучающие:
| Сережа - развивать умение правильно использовать темп речи, делать паузы. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
4) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов )
Принципы воспитания: формирование личного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития), воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип научности и доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип индивидуального подхода, принцип осознанности и активности.
Принципы развития речи: принцип обеспечения активной звуковой практики, принцип развития языкового чутья, принцип взаимосвязи умственного и речевого развития.
Специальные принципы:
Терпимость к затруднениям ребёнка, недопустимость возникновения у ребенка негативных переживаний, принцип развития и коррекции высших психических функций;
Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.
Методы воспитания:
беседа, поощрение.
Методы обучения:
Наглядные: иллюстрации, рассматривание реальных предметов.
Словесные: художественное слово, беседа.
Практические: дидактическая игра, упражнения.
Учебно- методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации, приказ от 17.10.2013 №1155
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, А.М. Васильевой.- М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2014.-328с.
Ход НОД
Этапы деятельности | Методы обучения и воспитания | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат
|
1. Мотивация на совместную деятельность Задача: собрать внимание детей и смотивировать на предстоящую деятельность | Беседа, рассказ, художественное слово | Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. Как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие? Отгадайте мою загадку: «Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Я стучу, стучу, стучу, Я лечу, лечу, лечу, Опоздать я не хочу» - Что это? Правильно, ребята. Конечно же паровоз. В наше путешествие мы отправимся на паровозе. Наш паровозик везде бывает, много видит и слышит. Ему нравится слушать правильную речь, особенно слова с его любимым звуком. - Я буду паровозиком, а вы вагончиками. Приготовились? Поехали! (звучит фонограмма «Песня паровозика») | Дети внимательно слушают, эмоционально откликаются | Дети смотивированы, заинтересованы, обладают установкой положительного отношения к деятельности |
2. Основной этап 2.1. Артикуляционная гимнастика Задача: развивать артикуляционную моторику, навыки самоконтроля, формировать умение наблюдать действия сверстников при выполнении упражнений | Показ, беседа, упражнение, поощрение | Ребята, мы приехали с вами в страну звуков, и наш паровозик хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки. Разбейтесь, пожалуйста, по парам и посмотрите на меня. Педагог показывает упражнения «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибочек», «Гармошка». - А теперь проверьте друг друга в паре, правильно ли у вас получаются упражнения. | Дети наблюдают за педагогом, выполняют упражнения по инструкции, работают в парах, осуществляют взаимоконтроль. | Дети умеют выполнять упражнения, управляя органами артикуляции, при произнесении нового звука. Дети способны могут наблюдать правильность выполнения упражнений друг друга. |
2.2. Упражнение «Послушный ветерок» Задача: учить управлять воздушной струей | Показ, беседа, упражнение, поощрение | - У вас получилось верно выполнить упражнение, теперь потренируемся правильно выдыхать и вдыхать воздух, чтобы четко и выразительно произносить слова. Но для начала скажите : Какое время года у нас сейчас? На деревьях распускаются новые……(листочки). Возьмите листочек, поднимите его перед собой, а теперь подуйте на него. Молодцы! Так же колышутся листья на ветру! Теперь я вижу, вы готовы познакомиться с любимым звуком паровозика. | Дети слушают педагога, отвечают на вопросы, выполняют упражнение | Дети умеют управлять струей воздуха при выполнении упражнения |
2.3. Упражнение Задача: учить детей и упражнять правильно произносить звук [ч] | Показ, объяснение, упражнение, поощрение | - Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч - Посмотрите, как правильно произносить звук Ч: губки округлены, зубки не смыкаются, язычок поднят вверх как в упражнении «Грибок» и с силой произносим звук [ч].Наш звук играет с ветерком. Поднесите ладошку ко рту и ещё красиво произнесём звук Ч. Чувствуете, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок? -Произнесем звук [ч] все вместе! Слава, произнеси правильно! Теперь Сережа, Катя! -Что мы сейчас тренировались делать? Что помогает нам правильно произносить звук паровозика? Верно, чтобы звук был правильным, нужно губки округлить, зубки не смыкать, язычок поднять вверх как в упражнении «Грибок» и с силой произносить звук. Паровозику очень нравятся ваши звуки. | Дети наблюдают за педагогом, выполняют упражнения по инструкции | Дети умеют правильно произносить звук [ч] |
2.4. Словарное упражнение «Найди звук» Задача: развивать фонематический слух, внимание | Объяснение, упражнение, поощрение | - А теперь наш волшебный паровозик приглашает в свои вагоны необычных пассажиров: я буду произносить звуки, а вы приглашайте их в вагоны, для этого хлопните в ладоши 1 раз , когда услышите звук [ч] : Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С – Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы приглашайте их в вагоны, для этого хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком [ч]: ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ – И последнее, я буду произносить слова со звуком [ч], а вы приглашайте их в вагоны, для этого хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч: чай, девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, воробей, чудеса. - Молодцы, хорошо справились с заданием! Давайте произнесем названия звуков, что поедут в вагонах….какие слоги запомнили? А слова? | Дети выполняют упражнения | Дети сконцентрированы на упражнениях, могут выделять звук [ч] |
2.5. Смена видов деятельности (физминутка) Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение | Объяснение, демонстрация, художественое слово | - Ребята, перед веселой поездкой наши гости решили поиграть, давайте и мы немного отдохнем. Слушайте четверостишия и повторяйте за мной. Перед зеркалом стою (стоят прямо) И себя не узнаю (Качают головой). Ставлю руки на бочок (ставят руки на пояс): Я − отважный морячок (правая нога - на носок, подбородок вверх). Вы еще не сели (соединяют руки)? Я теперь качели (качают ими влево-вправо). Ну-ка, угадай-ка, Что за птица? (машут руками, как крыльями) Чайка (кисти рук заострены вверх). Только ночка началась, В небе звездочка зажглась (руки в стороны, ноги широко расставлены). -Кто заметил, в каких словах встретился любимый звук паровозика? Произнесем слово громко хором. | Дети играют с воспитателем, выполняют движения по тексту 2 раза | Дети расслаблены, отдохнули, готовы к дальнейшей деятельности |
2.6. Словарное упражнение «Повторяй за мной» Задача: отрабатывать навыки правильного произнесения звука [ч] в слогах | Беседа, упражнение, поощрение | - Паровозик любит сочинять и петь в дороге разные песни. А вы будете с ним петь? (ответы детей) Сейчас я буду петь, а вы должны за мной повторить. Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча. Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу. Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо. Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок. Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач. Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь. Уч-уч-уч,уч-уч-уч, а на небе яркий луч. - Хорошо, ребята, все старались произносить звук [ч] правильно. | Дети слушают, отвечают на вопросы, повторяют за педагогом | Дети умеют правильно произносить звук в слогах |
2.7. Словарное упражнение «Доскажи словечко» Задача: отрабатывать навыки правильного произнесения звука [ч] в словах, развивать внимание | Объяснение, игровая ситуация, поощрение | - Паровозик решил порадовать нас и поиграть в слова. Поднимите руку, кто готов поиграть с ним? Мы будем не просто называть слова, а правильно произносить в них любимый звук паровозика, поэтому старайтесь говорить верно. Вставайте в круг. Я бросаю мяч, а вы отвечайте. Мя-чик, бабо-чка, дево-чка, клю-чик, крю-чок, паль-чик, одуван-чик, ёло-чка, иголо-чка, удо-чка, ласто-чка. - Молодцы, ребята! Все слова угадали. А кто догадался, какой звук часто встречался в словах? Верно, это звук .. Найдите в группе по 1 картинке, на которой изображены эти предметы. | Дети принимают активное участие в игре, перемещаются по группе, находят и называют предметную картинку | Дети сконцентрированы на игре, умеют правильно произносить звук в словах |
2.8. Словарное упражнение «Произнеси красиво» Задача: упражнять в правильном, выразительном чтении стихотворения, упражнять в умении менять темп речи | Беседа, художественное слово, упражнение, поощрение | - Ребята, как много заданий приготовил для нас паровозик со звуком [ч]. Давайте порадуем его и расскажем красиво небольшое стихотворение. Послушайте сначала внимательно. «Чернота» Черной ночью черный кот, Прыгнул в черный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота. -А теперь попробуем рассказать его все вместе. Произнесем это стихотворение плавно, медленно. А теперь быстро, как будто очень торопимся, опаздываем на наш паровозик. | Дети слушают педагога, повторяют четверостишье | Дети умеют правильно и выразительно произносить предложения, меняя темп речи. |
3. Рефлексия деятельности Задача: развивать умение оценивать результат своей деятельности | Беседа | - Вот наше сказочное путешествие и подошло к концу. Нам пора отправляться обратно в детский сад. Строятся паровозиком, едут по кругу. - Какие задания вам приготовил паровозик? Что больше понравилось выполнять? Какой любимый звук у паровозика? Порадуйте его, правильно произнесите слова со звуком [ч] (на основе предметных картинок)? | Дети отвечают, анализируют | Дети активно взаимодействуют с педагогом, обсуждая занятие. |
4. Открытость Задача: ориентировать детей на совместную с родителями деятельность дома | Беседа | -Предлагаю вам дома с родителями нарисовать рисунки с предметами, в названии которых есть звук [ч]. А мы оформим выставку, паровозик полюбуется ею и повезет показать ребятам из других городов. | Дети слушают воспитателя | Дети готовы к предстоящей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по звуковой культуре речи в средней группе. Формирование правильного произношения звука Ч
Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч изолированно, в слогах, словах и предложениях....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...
Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
В материале представлена система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста в соответствии с календарно-тематическим планированием....
Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...
Занятие по формированию звуковой культуры речи в средней группе. Тема: Звук «Н» (закрепление).
Предложенный материал поможет молодым специалистам (учителям-логопедам) при подготовки к занятию по развитию звуковой культуры речи в средней группе....