Конструкт по формированию звуковой культуры речи в средней группе
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа) по теме

Самойлова Елена Валерьевна

 

Тема: «Путешествие на паровозике»

Образовательная область: речевое развитие

Планируемые результаты: Дети активно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в процессе деятельности, могут наблюдать правильность выполнения упражнений друг друга. Дети умеют выполнять упражнения, управляя органами артикуляции и дыханием  при произнесении нового звука. Различают звуки на слух, способны сосредоточиться на выполняемых действиях посредством  стимулирования  игровыми ситуациями. Дети умеют правильно и выразительно произносить предложения, меняя темп речи. Умеют правильно произносить звук [ч] в слогах, словах, предложениях.

 

Цель:  формирование умения различать на слух и правильно произносить звук [ч] посредством словарных упражнений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_po_rr_1.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт

проведения непосредственной образовательной деятельности

Дата: 11.05.2016

ДОУ: Детский сад №98

Воспитатель: Самойлова Е.В.

Группа: средняя  (4-5 лет)

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная

Тема: «Путешествие на паровозике»

Образовательная область: речевое развитие 

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты: Дети активно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в процессе деятельности, могут наблюдать правильность выполнения упражнений друг друга. Дети умеют выполнять упражнения, управляя органами артикуляции и дыханием  при произнесении нового звука. Различают звуки на слух, способны сосредоточиться на выполняемых действиях посредством  стимулирования  игровыми ситуациями. Дети умеют правильно и выразительно произносить предложения, меняя темп речи. Умеют правильно произносить звук [ч] в слогах, словах, предложениях.

Цель:  формирование умения различать на слух и правильно произносить звук [ч] посредством словарных упражнений.

Задачи:

ЗАДАЧИ образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

  • Воспитательные:  
  • 1. Продолжать воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и педагогом, наблюдать действия сверстников при выполнении упражнений.
  • Развивающие:
  • 1.  Развивать подвижность органов артикуляции , речевое дыхание  при произнесении звука.
  • 2. Развивать фонематический слух, восприятие и внимание в процессе реализации словарных упражнений и игровых ситуаций

3. Развивать правильность, выразительность и просодическую сторону речи.  

Обучающие:

  • 1. Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука [ч] изолированно, слогах, словах, предложениях

Сережа - развивать умение правильно использовать темп речи, делать паузы.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

4) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов )  

Принципы воспитания: формирование личного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития), воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип научности и доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип индивидуального подхода, принцип осознанности и активности.

Принципы развития речи: принцип обеспечения активной звуковой практики, принцип развития языкового чутья, принцип взаимосвязи умственного и речевого развития.

Специальные принципы:

Терпимость к затруднениям ребёнка, недопустимость возникновения у ребенка негативных переживаний, принцип развития и коррекции высших психических функций;

Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.

Методы воспитания:

беседа, поощрение.

Методы обучения:

Наглядные: иллюстрации, рассматривание реальных предметов.

Словесные: художественное слово, беседа.

Практические: дидактическая игра, упражнения.

Учебно- методический комплект:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /  Министерство образования и науки Российской Федерации, приказ от 17.10.2013 №1155

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой,  А.М. Васильевой.- М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2014.-328с.

 

Ход НОД

Этапы

деятельности

Методы обучения и воспитания

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

 

1. Мотивация на совместную деятельность

Задача: собрать внимание детей и смотивировать  на предстоящую деятельность

Беседа, рассказ, художественное слово

Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться  в увлекательное  путешествие. Как вы думаете,  на чем мы отправимся в путешествие? Отгадайте мою загадку:

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу»

- Что это? Правильно, ребята. Конечно же паровоз. В наше путешествие мы отправимся на паровозе. Наш паровозик везде бывает, много видит и слышит. Ему нравится  слушать правильную речь, особенно слова с его любимым звуком.

- Я буду паровозиком, а вы вагончиками.

Приготовились? Поехали! (звучит фонограмма «Песня паровозика»)

Дети внимательно слушают, эмоционально откликаются

Дети смотивированы,  заинтересованы, обладают установкой положительного отношения к деятельности

2. Основной этап

2.1. Артикуляционная гимнастика

Задача: развивать артикуляционную моторику, навыки самоконтроля, формировать умение наблюдать действия сверстников при выполнении упражнений

Показ, беседа, упражнение, поощрение

Ребята, мы приехали с вами в страну звуков, и наш паровозик хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.  Разбейтесь, пожалуйста, по парам и посмотрите на меня. Педагог показывает упражнения

«Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибочек»,  «Гармошка».

 - А теперь проверьте друг друга в паре, правильно ли у вас получаются упражнения.

Дети наблюдают за педагогом, выполняют упражнения по инструкции, работают в парах, осуществляют взаимоконтроль.

Дети умеют выполнять упражнения, управляя органами артикуляции,  при произнесении нового звука.

Дети способны могут наблюдать правильность выполнения упражнений друг друга.

2.2. Упражнение «Послушный ветерок»

Задача: учить управлять воздушной струей

Показ, беседа, упражнение, поощрение

- У вас получилось верно выполнить упражнение, теперь потренируемся правильно выдыхать и вдыхать воздух, чтобы четко и выразительно произносить слова.

Но для начала скажите : Какое время года у нас сейчас?

На деревьях распускаются новые……(листочки). Возьмите листочек, поднимите его перед собой, а теперь подуйте на него. Молодцы! Так же колышутся листья на ветру!  

Теперь я вижу,  вы готовы познакомиться с любимым звуком паровозика.

Дети слушают педагога, отвечают на вопросы, выполняют упражнение

Дети умеют управлять струей воздуха при выполнении упражнения

2.3. Упражнение

Задача: учить детей и упражнять правильно произносить звук [ч]

Показ, объяснение, упражнение, поощрение

- Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч

- Посмотрите, как правильно произносить звук Ч:

губки округлены, зубки не смыкаются, язычок поднят вверх как в упражнении «Грибок»  и с силой произносим звук [ч].Наш звук играет с ветерком.

Поднесите ладошку ко рту и ещё красиво произнесём звук Ч.  Чувствуете,  как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?

-Произнесем звук [ч] все вместе! Слава, произнеси правильно! Теперь Сережа, Катя!

-Что мы сейчас тренировались делать? Что помогает нам правильно произносить звук паровозика? Верно, чтобы звук был правильным, нужно губки округлить, зубки не смыкать, язычок поднять вверх как в упражнении «Грибок»  и с силой произносить звук. Паровозику очень нравятся ваши звуки.

Дети наблюдают за педагогом, выполняют упражнения по инструкции

Дети умеют правильно произносить звук [ч]

2.4. Словарное упражнение «Найди звук»

Задача: развивать фонематический слух, внимание

Объяснение, упражнение, поощрение

- А теперь наш волшебный паровозик приглашает в свои вагоны необычных пассажиров: я буду произносить звуки,  а вы приглашайте их в вагоны, для этого хлопните в ладоши 1 раз , когда услышите звук [ч] : Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С

– Следующие задание, я буду произносить слоги, а  вы приглашайте их в вагоны, для этого хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком [ч]: ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ

– И последнее, я буду произносить слова со звуком [ч], а  вы приглашайте их в вагоны, для этого хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч: чай, девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, воробей, чудеса.

- Молодцы, хорошо справились с заданием! Давайте произнесем названия звуков, что поедут в вагонах….какие слоги запомнили? А слова?

Дети выполняют  упражнения

Дети сконцентрированы на упражнениях, могут выделять звук [ч]

2.5. Смена видов деятельности (физминутка)

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение

Объяснение, демонстрация, художественое слово

- Ребята, перед веселой поездкой наши гости решили поиграть, давайте и мы немного отдохнем. Слушайте четверостишия и повторяйте за мной.

Перед зеркалом стою (стоят прямо)

И себя не узнаю (Качают головой).

Ставлю руки на бочок (ставят руки на пояс):

Я − отважный морячок (правая нога - на носок, подбородок вверх).

Вы еще не сели (соединяют руки)?

Я теперь качели (качают ими влево-вправо).

Ну-ка, угадай-ка,

Что за птица? (машут руками, как крыльями)

Чайка (кисти рук заострены вверх).

Только ночка началась,

В небе звездочка зажглась (руки в стороны, ноги широко расставлены).

-Кто заметил, в каких словах встретился любимый звук паровозика? Произнесем слово громко хором.

Дети играют с воспитателем, выполняют движения по тексту 2 раза

Дети расслаблены, отдохнули, готовы к дальнейшей деятельности

2.6. Словарное упражнение «Повторяй за мной»

Задача: отрабатывать навыки правильного произнесения звука [ч] в слогах

Беседа, упражнение, поощрение

- Паровозик любит сочинять и петь в дороге разные песни. А вы будете с ним петь? (ответы детей) Сейчас я буду петь, а вы должны за мной повторить.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.

Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.

Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.

Уч-уч-уч,уч-уч-уч, а на небе яркий луч.

- Хорошо, ребята, все старались произносить звук [ч] правильно.

Дети слушают, отвечают на вопросы, повторяют за педагогом

Дети умеют правильно произносить звук в слогах

2.7. Словарное упражнение «Доскажи словечко»

Задача:  отрабатывать навыки правильного произнесения звука [ч] в словах, развивать внимание

Объяснение, игровая ситуация, поощрение

- Паровозик  решил порадовать нас и поиграть в слова. Поднимите руку, кто готов поиграть с ним? Мы будем не просто называть слова, а правильно произносить в них любимый звук паровозика, поэтому старайтесь говорить верно. Вставайте в круг. Я бросаю мяч, а вы отвечайте.

Мя-чик, бабо-чка, дево-чка, клю-чик, крю-чок, паль-чик, одуван-чик, ёло-чка, иголо-чка, удо-чка, ласто-чка.

- Молодцы, ребята! Все слова угадали. А кто догадался, какой звук часто встречался в словах? Верно, это звук .. Найдите в группе по 1 картинке, на которой изображены  эти предметы.

Дети принимают активное участие в игре, перемещаются по группе, находят и называют предметную картинку

Дети сконцентрированы на игре, умеют правильно произносить звук в словах

2.8. Словарное упражнение «Произнеси красиво»

Задача: упражнять в правильном, выразительном чтении стихотворения, упражнять в умении менять темп речи

Беседа, художественное слово, упражнение, поощрение

- Ребята, как много  заданий приготовил для нас паровозик со звуком [ч]. Давайте порадуем его и расскажем красиво небольшое стихотворение. Послушайте сначала внимательно.

«Чернота»

Черной ночью черный кот,

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

-А теперь попробуем рассказать его все вместе. Произнесем это стихотворение плавно, медленно. А теперь быстро, как будто очень торопимся, опаздываем на наш паровозик.

Дети слушают педагога, повторяют четверостишье

Дети умеют правильно и выразительно произносить предложения, меняя темп речи.

3. Рефлексия деятельности

Задача: развивать умение оценивать результат своей деятельности

Беседа

- Вот наше сказочное путешествие и подошло к концу. Нам пора отправляться обратно в детский сад. Строятся паровозиком, едут по кругу.

- Какие задания вам приготовил  паровозик? Что больше понравилось выполнять? Какой любимый звук у паровозика? Порадуйте его, правильно произнесите  слова со звуком [ч] (на основе предметных картинок)?

Дети отвечают, анализируют

Дети активно взаимодействуют с педагогом, обсуждая занятие.

4. Открытость

Задача: ориентировать детей на совместную с родителями деятельность дома

Беседа

-Предлагаю вам дома с родителями нарисовать рисунки с предметами, в названии которых есть звук [ч]. А мы оформим выставку,  паровозик полюбуется ею и повезет показать ребятам из других городов.

Дети слушают воспитателя

Дети готовы к предстоящей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по звуковой культуре речи в средней группе. Формирование правильного произношения звука Ч

Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч изолированно, в слогах, словах и предложениях....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В  материале представлена система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста в соответствии с календарно-тематическим планированием....

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...

Занятие по формированию звуковой культуры речи в средней группе. Тема: Звук «Н» (закрепление).

Предложенный материал поможет молодым специалистам (учителям-логопедам) при подготовки к занятию по развитию звуковой культуры речи в средней группе....