проект "Говорящие пальчики"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Структура проекта
Введение
1. Анализ внешней среды
2. Анализ внутренней среды
3.Актуальность проблемы
II.Мониторинг
III.Цель, задачи проекта
1V.Этапы реализации проекта
VIII.Заключение
IX.Приложение
. Анализ внешней среды
Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Руке посвящаются стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: все дело в его руках; глаза боятся, а руки делают. Во всем этом отражается психология, внутренний мир, состояние человека.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова).Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Анализ внутренней среды
В детском саду и группе созданы все условия для развития мелкой моторики пальцев рук.
В группе подобран материал :
1. Картотека пальчиковых игр;
2. Дидактические игры;
3. В группе в свободном доступе находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторике. Это разнообразные мозаики; пазлы»; игры «Собери бусы»; « Выложи узор»( из семян); «Волшебные пуговицы»; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т.д.); рамки-вкладыши; матрешки; пирамидки; трафареты; раскраски; материал по различным видам продуктивной деятельности( лепке, рисованию, конструированию; методическая литература.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые пластмассовыми пульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Также в группе есть такие предметы, как:
-кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;
-прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;
-клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития
дифференцированных движений пальцев рук;
-кастаньеты для отстукивания ритма;
-шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
-игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна
-сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
-«молоточки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика), к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений; -игры типа «китайских шариков»; -грецкие орехи для массажа.
Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для дет
Актуальность проблемы
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Cледовательно, целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». « Пальчиковые игры» положительно влияют на эмоциональное развитие ребёнка – радуют, учат общаться. Они увлекательны . Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроты реакций.
«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Мониторинг
Для целенаправленной и продуктивной работы с детьми по развитию мелкой моторики через пальчиковые игры, необходима диагностика исходного уровня детей для дальнейшей работы по данной проблеме. Исследование уровня мелкой моторики детей в 1 младшей группе проводилось на основе диагностики авторской разработки воспитателя Филипповой Е. В. по методике Печорой К.Л., Пантюхиной Г.В., Кабановой Т.В. и Доминой О.В.
В диагностике участвовало 10 детей. Результаты представлены на рисунке 1.
Уровень развития мелкой моторики
В ходе диагностики я выявила 2 группы детей:
1 группа - дети со средним уровнем развития мелкой моторики
(3 ребенка)
2 группа - дети с низким уровнем развития мелкой моторики
(7 детей)
СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ
развития навыков мелкой моторики с помощью пальчиковых игр детей 1 младшей группе .
Раздел | Содержание | Методика обследования | Оборудование |
Пальчиковые игры +трализованная игра | Сжимание пальчиков в кулачок | Упражнение «Сожми кулачек» | |
Соединение двух пальчиков в колечко | Упражнение «Очки» | ||
Сгибание пальчиков по очереди | Упражнение «Детки кашу варили» (используем имя ребенка) | ||
Повторение за воспитателем логоритмических движений | Упражнение «Снегирек» Сел на веку снегирек. Брызнул дождик-он промок Ветерок подуй слегка Обсуши нам снегирька. | ||
Умение повторить за взрослым фигуры, составленные из пальчиков (стол, стул) | Упражнение из ладошек «Стул», «Стол» | ||
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР . ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок с удовольствием включается в игру. Повторяет за взрослым движения. Самостоятельно может выполнить упражнение. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Проявляет интерес к игре, самостоятельно выполняет упражнение с трудом или с помощью взрослого. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Принимает участие в игре, но не может выполнить самостоятельно упражнение. С трудом выполняет при помощи взрослого. |
Ф. И. ребенка | Упражнение “Сожми кулачок”. | Упражнение “Очки”. | Упражнение “Детки кашу варили”. | Упражнение “Снегирек”. | Упражнение “Стул”, “Стол”. | Критерии | |||||||
1.Бажан Артем. | с | н | н | н | н | н | |||||||
2.Евмененков Максим. | с | с | с | н | н | с | |||||||
3. Журавлев Олег. | с | н | н | н | н | н | |||||||
4. Зоркина Софья. | с | н | н | н | н | н | |||||||
5. Иевлев Сергей. | с | с | н | н | н | н | |||||||
6.Камзалова Кристина. | с | с | с | с | н | с | |||||||
7. Кузавов Кирилл. | с | н | н | н | н | н | |||||||
8. Лозовская Марина. | с | с | с | с | н | с | |||||||
9. Редкач Ангелина. | с | н | н | н | н | н | |||||||
Уровни развития мелкой моторики детей младшей группы
(конец года)
Повысить уровень развития мелкой моторики через пальчиковые игры.
Ожидаемый результат
Дети
- к концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
- повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;
- дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;
- станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Педагоги
-Разработанная система помогает повысить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
-Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком
-Стремление взаимодействовать с родителями
Участники проекта
1. Педагоги группы
3.Воспитанники 1-ой младшей группе .
Пути реализации проекта
1. Беседы
2.Анкетирование
3.Пополнение материала
4.Консультации
5.Использование пальчиковых игр во всех воспитательно-образовательных блоках
Этапы реализации проекта
Направления | Мероприятия | Срок |
1. Повышение своей профессиональной компетентности | 1. Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу. и. 2.Разработать перспективный план. | Сентябрь |
2. Изучение уровня развития, мелкой моторики рук детей. | Диагностическое обследование по мелкой моторике до начало учебного года. | Сентябрь |
3. Создание картотеки пальчиковых игр. | 1.Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми. 2. Подбор пальчиковых игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики. | Сентябрь – Октябрь. |
4. Проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности. | Развитие мелкой моторики рук у детей. | В течение года |
5. Изучение уровня развития, мелкой моторики рук детей. | Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук, на конец года. | Май. |
Перспективный план пальчиковых игр во 1-ой младшей группе.
Тема | Программное содержание | |||
Сентябрь, октябрь, ноябрь. | ||||
1.«Сорока-сорока» | 1. Активизировать движения пальцев рук, развивать речь. 2. Побуждать проговаривать окончание строчки. 3. Доставить удовольствие детям. | |||
2. «Колкие иголки» | 1. Формировать положительный эмоциональный настрой детей на совместную работу. 2. Развивать ощущение собственных движений. 3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |||
3. «Детки» |
пальцев рук.
3.Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой | |||
4.«Кулак и ладошка» | 1. Развивать моторику пальцев рук. 2.Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей | |||
5.«Апельсин» | 1.Учить ребенка совершать действия руками, в соответствии со стихотворным текстом. 2.Развивать мелкую моторику рук. | |||
6. «Братцы» |
рук, повышать интерес малышей к упражнениям. 2.Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. | |||
7.«Кулак – ладошка» | 1. Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. 2.Обогащать словарь ребенка, развивать память. | |||
8.«Трик – трак» |
2.Активизировать словарь детей, развивать память. | |||
9.«Семья» |
рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. 2.Развивать речь детей, активизировать словарь. | |||
10.«Тук – тук я стучу». |
2.Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. | |||
11.«Сидит белка на тележке». | 1.Развивать мелкую моторику обеих рук. 2.Закрепить умение четко и правильно произносить текст. | |||
12.«Свинки» |
действия руками. 3.Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. | |||
Декабрь, январь, февраль. | ||||
1.«Аист». |
задания с использованием тактильных дорожек. 2.Развивать мелкую моторику рук. | |||
2.«Прятки». |
3.Вызывать эмоционально- положительный настрой. | |||
3.«Гости» |
контроль над мышечными ощущениями. 2. Вызывать эмоционально-положительный настрой. | |||
4.«Снег идет», пальчиковая гимнастика: «Дружба». |
4.Развивать речевое дыхание, силу потока воздуха. | |||
5.«Мостик», Пальчиковая гимнастика: «По грибы». |
образцу, выкладывая фасоль.
пальцев рук. 3.Активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры. | |||
6.«Улитка, улитка». | 1.Учить детей четко проговаривать потешку. 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Активизировать речь детей. | |||
7.«Мышка». |
упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста. 2.Развивать моторику рук. | |||
8.«Ежата в корзине». Пальчиковая гимнастика: «Кукушка». |
образное мышление чувственного восприятия.
3.Активизировать речь детей. | |||
9.«Как у нашего кота». |
движения рук, сопровождая чтением потешки.
3.Создать радостное настроение. | |||
10.«Змейка», пальчиковая гимнастика: «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка». | 1.Учить выкладывать пуговицу по размеру. 2.Расширять словарный запасдетей. 3.Развивать моторику пальцев рук. | |||
11.«Сделаем матрешке бусы», пальчиковая гимнастика: «Бусинки-горошинки». |
деревянные бусы на нити. 2.Закрепить умение чередовать предметы по цвету. 3.Развивать моторику пальцев рук. | |||
12.«В гостях у Шептунчика». | 1.Учить детей группировать однородные предметы, различающиеся по величине. 2.Стимулировать развитие чувственного восприятия, подвижность пальцев. 3. Развивать мелкую моторику. | |||
Март, апрель, май. | ||||
1.«Поможем зайке», пальчиковая гимнастика: «Зайчик». | 1.Учить выкладывать дорожку из фасоли. 2.Формировать зрительно – двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги. 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 4.Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания. | |||
2.«Покормим птичек», пальчиковая гимнастика: «Птенчики в гнезде». |
указательным пальчиком на крупе.
умения рисовать способом примакивания. 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |||
3.«Светит солнышко в окошко», пальчиковая гимнастика: «Солнышко». | 1.Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе. 2.Продолжать закрепление формы (круг). 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 4.Активизировать речь детей. | |||
4.«Поможем Незнайке», пальчиковая гимнастика: «Шнуровка». | 1.Учить детей продевать шнурки в отверстие сапожка. 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3.Активизировать словарь, развивать речь, мышление детей. | |||
5.«Бабочки», пальчиковая гимнастика: «Бабочка». | 1.Продолжать учить детей шнуровке. 2.Закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие. 3.Формировать умение правильно проговаривать слова игры. 4.Развивать моторику пальцев рук. | |||
6.«Зонтик для зайки», пальчиковая гимнастика: «Зайчик». | 1.Учить детей выкладывать спички по образцу. 2.Развивать моторику пальцев рук. 3.Закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту. | |||
7.«Домик для ежика», пальчиковая гимнастика: «Ежик». |
работать со спичками, выкладывать домик по образцу.
геометрических фигур. 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |||
8.«Разноцветные крышки», пальчиковая гимнастика: «Пальчики». | 1.Учить детей строить постройки из крышек, закреплять цвет крышек. 2.Формировать внимание, воображение, творческие способности. 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |||
9.«Бусинки рассыпались», пальчиковая гимнастика: «На работу». |
предметы (бусинки) по цвету. Закрепить название цветов.
пальцев рук. 3.Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания. | |||
10.«Поиграем с пальчиками». | 1.Закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью детей. 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Отчет о проделанной работе с сентября по май.
- Мною была подобрана и изучена методическая литература.
- Разработан перспективный план пальчиковых игр.
- Проведено диагностическое обследование по уровню развития мелкой моторики пальцев рук.
- Создана картотека пальчиковых игр и упражнений , способствующих развитию мелкой моторики.
- У детей повысился уровень развития мелкой моторики
- Разучены с детьми пальчиковые игры
- Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца
- Родители ознакомлены с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, принимают участие в совместной деятельности
- Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни
Перспектива
Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше.
Разработать систему мероприятий по работе с родителями используя нетрадиционные формы работы.
Накопить материал по данной теме.
Литература
1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.
3. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики ж-л «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001
4. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчин, Н.Ф. Пронина и др; Под ред. М.В. Гамезо - М.: «Просвещение», 1994.
5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46: ил.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997 – 224 с.
7. Гимнастика для пальчиков / Е.М. Косинова – М.: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2002 – 64 с.: ИЛ.
8.И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...