Социальное развитие дошкольников через игру
статья на тему
Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социальный же опыт, полноценное социальное развитие дошкольнику необходимы, прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.
Психологи говорят о том, что к поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение строить отношения со сверстниками, при необходимости подчиняться требованиям взрослых, самое главное — научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения. Именно это является залогом будущего успеха в учебной деятельности.
Что же значит социальное развитие? Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Социальное развитие ребенка через игру»
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социальный же опыт, полноценное социальное развитие дошкольнику необходимы, прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.
Психологи говорят о том, что к поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение строить отношения со сверстниками, при необходимости подчиняться требованиям взрослых, самое главное — научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения. Именно это является залогом будущего успеха в учебной деятельности.
Что же значит социальное развитие? Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.
Одна из основных составляющих социального развития ребенка, а именно развития общения, установления отношений, формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками требует более пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Чем же можно объяснить социальную некомпетентность дошкольников? Можно назвать много причин. Но все они сводятся к одному знаменателю — взрослые (родители и педагоги) не обеспечивают детей полноценным, познавательным общением. Большинство родителей считают, если ребенок посещает детский сад, то там его всему научат, все что можно «разовьют». Но в детском саду жизнь детей настолько заорганизована, что остаются небольшие отрезки времени для свободного, содержательного общения с воспитателями, для творческих игр детей.
Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше — читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника — игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного «игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.
Особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения (а тем более занятия).
Как уже отмечалось выше основной вид деятельности дошкольников — игра. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно — ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.
А. В. Запорожец отмечал: «Детская игра — это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируется общественные качества и моральное сознание детской личности». Поэтому, качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является непременным условием полноценного социального развития личности дошкольника.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача — создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. В педагогическом процессе воспитатели большое внимание уделяют организации учебной деятельности, а сюжетно-ролевой игре (как самостоятельному виду творческой деятельности) отводится не значительное временное пространство в режиме дня (по остаточному принципу). Игра заполняет паузы между режимными моментами. Учитывая важность данной проблемы, мы в своей группе работу по развитию игровой деятельности осуществляем в двух направлениях:
1. Создание необходимой предметно – развивающей среды для сюжетно- ролевых игр
2. Непосредственное руководство играми детей. Только в сотрудничестве с родителями можно добиться высоких результатов. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Нашей задачей было направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. Мы выявили, что у большинства детей недостаточно знаний об окружающем мире и социальной действительности. Поэтому мы используем следующие методы по обогащению детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни - наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; этические беседы; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседы; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра Так же используем методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности.
3. Оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем напоминаний, советов, предложений, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
4. В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры использовались также — поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий
5. Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому, хорошо изучив характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогая детям лучше узнать друг друга, обращали их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Большую помощь в работе оказывают методы связанные с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек для игр.
Опыт игрового взаимодействия детей обогащается в условиях специально созданной игровой среды. Дети стали используют знания, полученные при восприятии окружающего мира. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре. Игры оказали положительное влияние на развитие памяти, воображения, мышления, речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования по теме: «Формирование социальной безопасности дошкольников через игру».
план по самообразованию...
Опыт работы "Позновательное развитие дошкольников через игру"
В опыте работы описано познавательное развитие дошкольников через игру....
Физическое развитие дошкольников через игру в баскетбол.
Публикация....
"Физическое развитие дошкольника через игру"
Обобщение педагогического опыта...
Воспитание и всестороннее развитие дошкольника через игру
Консультация для родителей....
"Музыкальное развитие дошкольников через игру. Музыкальные игры с предметами на каждый день"
Презентация для воспитателей разных возрастных групп и педагогов....
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
laquo;СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ» Из опыта работы...