Игры с детьми.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пугачёва Кира Павловна

Методические рекомендации по проведению игр с детьми старшего дошкольного возраста в летний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_st._vozrast.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению игр с детьми старшего дошкольного возраста в летний период.

Развитие слухового внимания 

Где позвонили?

Цель. Определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо — громко!

Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Наседка и цыплята.

Цель. Закрепление понятий о количестве. Развитие фонематического слуха и восприятия. 
Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Продавец и покупатель.

Цель. Развитие словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.
Описание   игры.  Один ребенок продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог,  предварительно познакомив детей с продуктами, помещает в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.
Описание   игры.  Один ребенок продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог,  предварительно познакомив детей с продуктами, помещает в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку.

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. 

Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которою они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу "Пора" водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.
Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала

Вова, Вова, поищи.

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.
Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Часовой.
Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязка на глаза.

Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: "Стой!" Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой и игра начинается сначала.

Где звенит?

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель. Развитие пространственной ориентировки.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат : "Пора". Водящий должен искать палочку. Если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить, если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. 

Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него, тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Жмурки с голосом

Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование. Повязки.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Встречайте гостей!

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).
Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: Петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка — шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, Петрушка — с барабаном, а зайка — с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а Петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Ветер и птицы

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание   игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна группа - птички, другая — ветер — и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть ветер. Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т.п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Игры, направленные на формирования правильного физиологического и речевого дыхания

«Бегемотик».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

 Сели «бегемотики», потрогали животики.

 То животик поднимается (вдох),

 То животик опускается (выдох).

«Ныряльщики за жемчугом».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

"Воздушный футбол".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.

 Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

 

«Дышим свежим воздухом»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Ход игры: Наступает лето –

Время тепла и света.

Цветочки расцветают,

Бабочки летают.  

 Мы сейчас пойдѐм гулять,

Свежим воздухом дышать.

Подышим глубоко, глубоко.

Свежий воздух очень приятный,

он такой вкусный, как напиток.

Сделаем стаканчик из левого кулачка, набрали воздух и выпили.

Пьѐм водичку воздушную вкусную – ой как хорошо. Сделали стаканчик из правого кулачка, набрали воздух из облачка, пьѐм небольшими глоточками аккуратно – хорошо пьѐтся.

«Кораблик».

 Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Ход игры: Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки.

«Лети, перышко!».

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: перышки небольшого размера.

 Ход игры: Положить ребенку на нос перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

«Лесная азбука».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

Ход игры: К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

«Мычалка».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Ход игры: Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

«Дразнилка» или «Изобрази животное».

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Ход игры: Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу, Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

«Эхо».

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

Ход игры: Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо. Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".

 «Мы шофѐры»

Цель: Тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы — хоть куда.

Игры, направленные на расширение словаря детей и развитие грамматического строя речи.

Только весёлые слова.

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит  “Клоун”, второй “Радость”, третий “Смех” и т.д.  Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.) только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т.д.)

Автобиография.

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, “Я есть в доме у каждого человека.  Хрупкая, прозрачная, неизящная, от небрежного обращения погибаю и становится темно вокруг” (лампочка) или “Могу быть толстым и худым, красивым и не очень.  Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, ослик Иа всё равно мне обрадовался” (Пятачок)

Волшебная цепочка.

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим “мёд”.  И спрашивает у игрока, стоящего рядом. Что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, “пчелу”. Следующий игрок, услышав слово “пчела”, должен назвать новое слово,  которое по смыслу подходит предыдущему, например “боль” и т.д. Что может получиться?

Мёд-пчела-цветок-нектар…

Слова мячики.

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, “тихий”. Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значение “громкий”. Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

Игра «Образуй родственные слова».
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.

Игра « Кто больше».
Взрослый просит  назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая , что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например-изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

Игра «Один - много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов». Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.

Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например: палуба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., желудь- ...и др.

Игра «Назови ласково словечко».
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково.
Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....

Игра « Посчитай-ка».
Детям предлагают посчитать  предметы с определенным звуком.
Например: давай  мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна  машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

Антонимы в сказках и фильмах.

Взрослый предлагает детям поиграть со сказкой, объясняя, что он будет произносить название – антоним, а дети должны будут угадать истинное название-антоним, а ребёнок должен будет угадать истинное название сказки.

Примеры заданий:

- “Зелёный  платочек”

 -  “Красная шапочка”

 - “Мышь в лаптях”

 - “Кот в сапогах”

 - “Рассказ о простой курочке”

- “Сказка о курочке Рябе”

- “Знайка в Лунной деревне”

- “Незнайка в солнечном городе”

 - “Бэби-короткий носок”

- “Пэппи-длинный чулок”

 - “Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке”

- “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

- “Один из Молоково”

- “Трое из Простоквашино”

-“Крестьянка под тыквой”

- “Принцесса на горошине

 - “Деревянный замочек”

- “Золотой ключик”

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия.

Игра «Найди нужное слово».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит  изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

   

Игра «Что я загадал?».

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает , что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.

Игра «Чего не стало?» 
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

Игра «Всезнайка».
Дошкольники должны ответить на
вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].

  • Как тебя зовут?
  • Где ты живешь?
  • Что ты любишь кушать?

• Каких ты знаешь животных на звук [л]?
• Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
• Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...

Методическая разработка родительского собрания совместно с детьми среднего дошкольного возраста «Играем вместе детьми»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. Задачи:1 . Формировать понятие родителей о возможности игры как ср...

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения и игры с детьми для занятий дома по теме «Опыты и эксп

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения...

Чем занять ребенка в период самоизоляции. Игры с детьми на отдыхе летом. Мгры с детьми перед сном.

Консультации для родителей дошкольников  - подборка игр для родителей с детьми дома, на отдыхе на природе, созданные в период самоизоляции....

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....